Военно-политический кризис в Чеченской Республике (1994-1996 гг.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Военно-политический кризис в Чеченской Республике (1994-1996 гг.)



До лета 1994 г. российское правительство через посредников вело переговоры о присоединении Чечни к Федеративному договору и разоружении незаконных вооружённых формирований. Успеха добиться не удалось. 10 августа 1994 г. «съезд чеченского народа» в Грозном поддержал решение президента самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия Д. Дудаева об объявлении всеобщей мобилизации и о начале «священной войны с Россией за независимость».

1 декабря 1994 г. Президент Ельцин предъявил Дудаеву ультиматум. Он потребовал немедленно сдать оружие. Одновременно российские армейские подразделения начали сосредоточиваться на границе с Чечнёй. Чеченские власти выполнить требования Президента отказались. 10 декабря 1994 г. федеральные силы вошли в Чечню.

К лету 1995 г. отряды сепаратистов были блокированы в горных районах республики. Дудаевцы ответили террором: захватили почти 3 тыс. заложников в городской больнице города Будённовска (Ставропольский край). Федеральные власти были вынуждены выполнить условия террористов и начать переговоры. События показали, что переговоры нужны были чеченской стороне не для достижения мира, а для перегруппировки сил.

Начался новый этап вооружённого противостояния. В январе 1996 г. в момент обострения военных действий сепаратисты вновь захватили заложников, на этот раз в Дагестане. Вскоре боевики были вытеснены в горные районы, Дудаев был убит. Террористические акты, похищения людей, захват заложников боевики использовали как средства для достижения своих целей. Потери среди войск и мирного населения вынудили руководство России пойти на переговоры. Результатов они не принесли.

В августе 1996 г. в канун торжественного вступления Ельцина в должность Президента России вооружённые формирования сепаратистов атаковали Грозный. Федеральные войска, понеся большие потери, оставили город. По поручению Президента начался новый этап переговоров. В Хасавюрте были подписаны соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении свободных выборов. Решение вопроса о будущем Чечни откладывалось на 5 лет.

Результаты федеративного строительства в 1990-е гг.

В 1990-е гг. удалось укрепить Российскую Федерацию, сохранить её целостность, утвердить новые принципы федеративного устройства страны. Отношения Центра и регионов приобрели более равноправный характер. Эти отношения учитывали тенденции современного развития многонациональных государств. Таков был главный итог федеративного строительства.

Однако преодолеть многие противоречия и решить все проблемы на этом этапе было невозможно. Роль федерального Центра в отношениях с регионами была ослаблена. Между тем национальный вопрос приобретал всё большее значение. Оживилось русское национальное движение, лидеры которого выражали недовольство невниманием власти к проблемам русских.

Задача сохранения территориальной целостности России по-прежнему являлась одной из самых острых.

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 1990-е гг.

Новое место России в мире

Распад СССР привёл к серьёзному изменению расстановки сил на международной арене и места и роли России в мире.

На западе рубежи России на сотни километров были отодвинуты в глубь страны, они вернулись к границам середины XVII в. По периметру границ вместо прежнего «пояса безопасности» из дружественных и союзных стран возникли новые угрозы. Они были связаны с приходом к власти в ряде соседних стран Восточной Европы, а также в постсоветских государствах (Эстонии, Латвии, Литве и др.) политиков-националистов, враждебно настроенных к России и русскоязычному населению собственных стран.

Серьёзный удар был нанесён по обороноспособности страны. Основные ударные силы Советской армии находились вдоль границ СССР. Теперь укрепления и самая современная техника перешли в руки других стран — соседей России. Военно-морской флот России лишился своих хорошо оборудованных баз в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане, Туркменистане.

Оказалась разрушенной единая система противовоздушной (а самое главное — противоракетной) обороны страны. Были демонтированы станции раннего обнаружения средств ракетного нападения вероятного противника на территории Латвии, на Украине, в Красноярском крае.

Единый прежде военно-промышленный комплекс страны также перестал существовать. В результате к лету 1998 г. техника новейших образцов в российской армии составляла лишь 20% от общего числа, а к концу 1999 г. — лишь 7%.

Военная реформа в России, неподготовленный и ускоренный вывод российских войск с территорий стран Восточной Европы привели к значительному сокращению численности Вооружённых сил, в первую очередь на западном направлении. За 1992—1998 гг. была сокращена на 52 % численность военнослужащих Ленинградского военного округа, на 57 % — военнослужащих Калининградского особого района, на 29 % — личного состава Балтийского и на 19 % — Северного флота.

Вместе с тем если к середине 1980-х гг. соотношение обычных видов вооружений в Европе было 3: 1 в пользу СССР, то к середине 1990-х гг. оно составило 1: 3 в пользу стран НАТО, а после принятия в эту организацию Польши, Венгрии и Чехии — 1:4.

К концу 1990-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз, а по ВВП более чем в 50 раз.

Россия впервые за долгие годы практически лишилась военно-политических союзников, оказавшись в международной изоляции.

Разрастались военные конфликты вблизи границ России. Отсутствовали фиксированные границы со странами СНГ.

России предстояло выработать внешнеполитическую концепцию, отвечавшую её национальным интересам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.005 с.)