Исторические условия развития духовной жизни, науки и культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические условия развития духовной жизни, науки и культуры



В идеях и образах российской культуры, особенностях духовной жизни народа отразилась эпоха — распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик, драматическое противостояние ветвей власти в 1993 г. и изменение геополитического положения России. Культура по-своему реагировала на противоречия времени: обретённую творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения, снятие цензурных ограничений и материальную зависимость от спонсоров и меценатов.

Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в непривычные условия. С одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но с другой — прекратило финансирование творческой деятельности. Исчезновение социального заказа, государственной поддержки, освобождение от идеологических оков и цензуры, превращение произведений искусства в обычный товар лишили многих деятелей культуры и искусства привычной мотивации творческой активности, повергнув их в глубокую депрессию.

С 1930-х гг. единственным художественным методом в СССР официально признавался метод социалистического реализма. Реакция наступила уже в конце 1980-х гг.: социалистический реализм подвергся критике, многие деятели культуры обратились к авангардному искусству (концептуализм, постмодернизм, неоавангардизм). Однако искусство авангарда обращено к элите, узкому слою знатоков и ценителей. Признание в России и за рубежом получили в 1990-е гг. произведения литературы и искусства, созданные в традиционном реалистическом ключе.

Менялись и общественные настроения. Распад великой единой страны, несправедливые итоги приватизации, повседневные экономические проблемы, неуверенность в завтрашнем дне, социальная незащищённость, резкое социальное расслоение, отсутствие общественного идеала и единой для всех цели — всё это для многих людей стало куда более тяжёлым испытанием, чем жизнь в советском обществе.

Важнейшим явлением духовной жизни 1990-х гг. стало окончательное стирание границ между российским и мировым культурным пространством, приобщение россиян к новейшим достижениям мировой культуры, современного информационного общества. Однако открытие Запада не ограничилось знакомством лишь с лучшими сторонами его культуры. В страну хлынул поток низкопробных подделок, сыгравших свою роль в падении нравов и росте преступности.

Кризисное состояние российского общества на начальном этапе реформ негативно сказалось на интеллектуальном потенциале страны. В целях экономии бюджетных средств резко сократились государственные расходы на развитие науки, образования и культуры. В период с 1985 по 1995 г. затраты на научные исследования уменьшились, по различным подсчётам, почти в 15 раз, затраты на научное оборудование — в 20 раз. Ассигнования из федерального бюджета на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу (НТП) сократились с 13,44 трлн р. в 1991 г. до 2,68 трлн р. в 1995 г., или примерно в 5 раз. Многие научные подразделения прекратили своё существование, некоторые сократили исследования до минимума. Кризисное состояние в науке усугубилось в 1995—1996 гг. кризисом неплатежей. Количество занятых в науке уменьшилось с 2 млн человек в 1990 г. до 1 млн человек в 1995 г., в том числе за счёт эмиграции специалистов, которая приобрела почти массовый характер. К 1996 г. более 70 тыс. научных работников эмигрировали за рубеж, из них около 17% — это научные сотрудники Российской академии наук. Другая часть специалистов уходила из сферы интеллектуального труда, прежде всего из науки, в другие сферы. Работа в науке стала относиться к категории низкооплачиваемых.

 

Литература

Писателям старшего поколения в новых условиях пришлось нелегко. Творчество многих из них было отмечено чертами кризиса. Характерной особенностью стало увлечение публицистическим жанром: он давал возможность критически осмыслить начавшиеся в 1990-е гг. общественные преобразования. Наибольший общественный резонанс имели публицистические статьи А. Солженицына, Л. Бородина, В. Максимова. Писатель В. Белов в очерках о повседневной жизни Русского Севера писал о полной экономической бесперспективности, тягостном душевном состоянии немногочисленных жителей сельской вологодской глубинки, тяжёлой материальной и нравственной ситуации, в которой оказались заслуженные люди, ветераны, пенсионеры. В. Распутин в своих рассказах, придавая описываемому символически обобщённое звучание, создавал собирательный образ некой чёрной силы, агрессивно и безжалостно навалившейся на традиционные русские города и посёлки.

Литература отразила растерянность, непонимание, ностальгию людей, порождённые распадом единого государства (повесть Ф. Искандера «Пшада» и др.).

В художественной прозе 1990-х гг. нашли отражение и новые обстоятельства жизни, и её новые герои. В ней нашлось место новым героям стремительно изменявшегося общества — «новым русским», безработным, беженцам, бездомным («Окнами на юг: эскиз к портрету «новых русских» 3. Богуславской, «Дон Домино» Ю. Буйды). Основными чертами новых литературных произведений стали ирония над советским прошлым и поиск необычных форм самовыражения авторов. В этот период в российской литературе появляются и новые имена. Романы с фантастическими сюжетами и иронично-гротескным отношением ко всему советскому «Чапаев и пустота» и «Generation П» приносят широкую известность молодому писателю Виктору Пелевину. Отражая новые пристрастия читателей и в то же время формируя их, выходят в свет малохудожественные произведения фантастического и детективного жанра малоизвестных авторов.

Ностальгическая печаль по уходящей жизни, тоска по идеалу патриархальной России звучат в творчестве В. Распутина. Он стал одним из родоначальников постдеревенской прозы. «В одном сибирском городе», «Россия молодая» и другие его произведения посвящены городу, интеллигенции.

Плодом многолетней духовной эволюции Л. Леонова стал его последний роман «Пирамида» (1994). Писатель говорит о противоречиях прогресса, своём отношении к православию и церкви.

В романе «Прокляты и убиты» писатель-фронтовик В. Астафьев подводит итоги своим раздумьям о героизме и пацифизме, трагедии войны, об одиночестве «маленького человека», о его ожесточении и страданиях.

В. Аксёнов в романе «Новый сладостный стиль» (1998) обращает внимание читателей на своё видение внешнего облика и внутреннего состояния современного человека.

Иные представления, жанры, художественные приёмы отличают литературу, создаваемую новым поколением писателей. В 90-е гг. внимание читателей привлекли имена ранее неизвестных или малоизвестных писателей: А. Дмитриева, В. Сорокина, Т. Толстой, А. Слаповского, Л. Улицкой и др.

О русском национальном характере и российской истории сатирико-ироничным языком писал В. Пьецух («Четвёртый Рим», «Рука»). Три поколения российской интеллигенции XX в. представлены в повести А. Дмитриева «Закрытая книга», в художественном отношении продолжающей традиции русской реалистической литературы.

В духе постмодернизма работал поэт и писатель Д. Пригов («Пятьдесят капелек крови»). Премии им. Аполлона Григорьева в 2000 г. была удостоена книга стихов поэта-авангардиста В. Сосноры «Куда пошёл? И где окно?». Лидерами метафорической поэзии 1990-х гг. стали А. Ерёменко («Громадный том листали наугад...») и И. Жданов («Пророк»).

 

Кинематограф

В 1990-х гг. мировой кинематограф вступил в новый век. Позиции французского и итальянского кинематографа были потеснены малобюджетным авторским кино. Новое направление отказалось от чётких жанровых форм и сюжетных линий. Российскому кинематографу конец XX в. не принёс значимых творческих открытий. С международными тенденциями его роднило лишь засилье криминальной тематики.

Творческое затишье отечественного кинематографа было обусловлено глубоким финансовым кризисом. Резко сократилось производство российских кинолент. Тем более яркими были режиссёрские опыты нового российского кинопоколения: П. Лунгина («Такси-блюз»), А. Балабанова («Про уродов и людей»), А. Хвана («Дрянь хорошая, дрянь плохая»), С. Сельянова («Духов день»).

В 1990-е гг. были созданы ленты, вызвавшие большой общественный интерес, — «Утомлённые солнцем» и «Сибирский цирюльник» Н. Михалкова, «Кавказский пленник» С. Бодрова-старшего, «Страна глухих» В. Тодоровского, «Мусульманин» В. Хотиненко, «Брат» и «Брат 2» А. Балабанова и др. Глубокими по содержанию и тонкими по форме были фильмы А. Сокурова «Молох» и «Телец».

В конце 1990-х гг. возродился Международный московский кинофестиваль. Ежегодно проводился Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи.

 

Музыка

Тревожным явлением начала 1990-х гг. стал отъезд за рубеж крупных деятелей отечественного музыкального искусства. С середины 1990-х гг. многие из них, не прекращая интенсивных творческих контактов с зарубежными театрами и оркестрами, возглавили ведущие российские творческие коллективы (В. Федосеев, Ю. Темирканов, В. Спиваков и др.). Международную известность и популярность приобрели Российский национальный оркестр, созданный выдающимся пианистом М. Плетнёвым, петербургский Мариинский театр, возглавляемый В. Гергиевым.

Произошло серьёзное обновление репертуара крупнейших оперных и балетных театров страны, осуществивших новые постановки музыкальной классики XX в. Расширился репертуар ведущих российских оркестров. Они познакомили слушателей с произведениями А. Шнитке, С. Губайдуллиной, В. Артёмова, Э. Денисова и других композиторов. Заметными явлениями культурной жизни были концерты классической музыки на больших открытых площадках (первый такой концерт в России состоялся в Москве на Красной площади в 1992 г.). В. Гергиев в 1999 г. организовал концерт оркестра мира на Красной площади, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса: около 200 крупнейших музыкантов мира выступили с программой шедевров классической музыки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.013 с.)