Результаты проведенного эмпирического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты проведенного эмпирического исследования



На основе полученной информации из двух проведенных исследований можно сделать сказать, что несмотря на то, что дистанционное обучение в частичном виде уже применялось в образовательных учреждениях, результаты нашего исследования показывают, что многие студенты не были подготовлены и обучены необходимым навыкам для выживания сложившейся ситуации и не были готовы к резкому и неожиданному переходу от традиционного к дистанционному образованию.

Полученные результаты показывают, тем не менее что большинство студентов прошли процесс адаптации к новым условиям дистанционного обучения, и им удобно обучаться в дистанционном формате. Но есть и не большая разница между студентами, которые испытывают неудобство в процессе дистанционного обучения. Если рассматривать ответы респондентов о дальнейшей адаптации к процессу дистанционного обучения во время пандемии, то можно сказать обратное.

В начале введения дистанционного обучения студенты относились ц целом положительно, но уже в процессе дистанционного обучения во время пандемии, у них возникли трудности и проблемы. Тем самым та позитивная мотивация, которая была у студентов в начале перехода, сменилась на более низкую мотивированность к обучению.

Важно также понимать, что при социальной дезадаптации происходит ухудшение общего повсеместного настроения, которое может быть обусловлено депрессией, повышенной тревогой, апатией и т.д. [56].

Анализ данных у студентов и экспертов о социальной дезадаптированности касается отмеченной степени и неблагоприятного воздействия состояния студента, его успеваемость в течение длительного периода времени. Одним из факторов социальной дезадаптации, характеризующийся в обучении, зачастую является низкая успеваемость, отсутствие мотивации к обучению и т.д.

И можно сказать, что студенческой среде обучающиеся имеют отсутствие интереса к учебным программам через высокий уровень прогулов, опозданий и / или низкая успеваемость в университете.

Одними из рисков дистанционного обучения, согласно полученным ответам, являются низкая мотивированность обучающихся по отношению к учебе, одиночество, повышенная тревога и стресс, проблема организации своего учебного процесса, возникновение межличностных конфликтов, проблемы с технической оснащенностью и цифровым неравенством и т.д.

 Отвечая на вопрос «Возникали у вас чувства раздражения, гнева при дистанционном обучении?»  большинство студентов ответили, что испытывали чувства раздражения и гнева.

Если у студента наблюдаются вспышки гнева, когда происходит всплеск плохого настроения, это называется истерикой, например, если студент не получает справедливого отношения, сочувствия, сотрудничества и свободы действия, он чувствует себя дезадаптированным.

Важно также учесть социально-психическое состояние студентов в межличностной сфере, прямое межличностное взаимодействие с участниками образовательного процесса, опосредует связь между последствиями COVID-19 и социальной дезадаптацией.

В целом можно выявить тенденцию, что дистанционное обучение значительным образом оказывает влияние на физическую составляющую респондентов и не в положительном ключе. Можно выявить тенденцию и в том, что социальная дезадаптация описывает степень, в которой студент имеет психологические трудности, например, с преодолением стресса или физические, например, частые головные боли, сухость глаз, так как большинство времени респонденты проводят за экранами цифровым устройств, неподвижный образ жизни и т.д.

Особенно важно отметить, что при дистанционном обучении студенты проводят большое количество времени без физических нагрузок, что также сказывается на физическом состоянии и не только студентов, но и всех участников учебного пространства.

Проблемы с психическим здоровьем могут быть вызваны стрессовыми факторами, связанными с самоизоляцией, трудностями в дистанционном обучении, и в целом неопределенной обстановкой во время COVID-19. Особенности социальной дезадаптации: выявлены при определенных психических состояниях, повышенной тревоге, стрессе, конфликтности, деформации межличностной и мотивационной сферы и т.д.

 Согласно результатам, часть студентов у которых ухудшилось психическое состояние, риск появления социальной дезадаптированности в учебном пространстве возрастает.

По результатам исследования участники образовательного процесса чаще всего  сталкивались со сложностью выполнения практических заданий самостоятельно, дистанционное обучение имеет ряд преимуществ и дает свободу, как для учащихся, так и для преподавателей, но также требует более высокой степени дисциплины и планирования для успешного завершения курса обучения,  также выделили проблему большого объема материала, не удобно использовать сайт дистанционного обучения, заявили о недостаточности владением компьютерными технологиями, возникновение проблемы как плохая техническая оснащенность, плохая интернет-связь, доступ к цифровым устройствам и т.д.

Данные ответов показали, что студенты испытали в основном негативные воздействия дистанционного обучения в период COVID-19. Среди наиболее часто упоминаемых изменений были отсутствие мотивации, беспокойство, стресс и изоляция, а также социальное дистанцирование, появление социальной дезадаптации [26].

Следовательно, отделение, изоляция учащихся от учебных заведений может отрицательно сказаться на их чувстве принадлежности к университету, что, в свою очередь, приводит к такой проблеме как социальная дезадаптация.

Чувство принадлежности также занимает центральное место учебном опыте студентов колледжей и университетов, а дефицит принадлежности связан с более слабой социально-психологической адаптацией.

Текущее внимание к уровням принадлежности во время пандемии согласуется с потенциальной полезностью изучения защитных факторов в конкретных ситуационных контекстах или обстоятельствах и повышенной межличностной чувствительностью, которая проистекает из большей социальной изоляции, испытанной в условиях COVID-19.

Оценить уровень использования социальных сетей сложно из-за использования различных инструментов измерения и недостаточности согласованной концептуализации проблемного использования социальных сетей.

Учитывая, что люди склонны чрезмерно использовать социальные сети в качестве источника информации, которая может быть, как положительной, так и отрицательной, можно предположить, что высокая и низкая посещаемость социальных сетей в разной степени может влиять на социальную дезадаптацию студентов.

 Использование дистанционного обучения расширяет возможностей, что дает множество очевидных педагогических преимуществ, как популярный ответ на данный вопрос, можно выделить гибкость обучения, и необходимо учитывать социальные и психодинамические сферы в дистанционном обучении во время COVID-19 [57,1].

Положение студентов в дистанционном обучении во время пандемии в университете также значимо коррелируют с социальной дезадаптацией.

Результаты этого анализа показали, что тревожность, связанная с коронавирусом также была важным предиктором принадлежности к университету и проблемы социальной дездаптации.

Результаты простой модели посредничества показали, что принадлежность к университету, прямое межличностное взаимодействие с участниками образовательного процесса, опосредует связь между последствиями COVID-19 и социальной дезадаптацией.

Изучение ключевых механизмов посредничества и сдерживания позволяет разобраться в потенциальных возможностях вмешательства, которые могут быть наиболее полезными при работе со студентами, у которых прослеживается социальная дезадаптированность. В совокупности результаты исследования демонстрируют сложную взаимосвязь между факторами риска и защитными факторами социальной дезадаптации студентов при дистанционном обучении в условиях COVID-19 и подчеркивают необходимость комплексного дизайна и методологии исследования для лучшего понимания и обеспечения оптимального социального фунционирования.

Таким образом, цель этого исследования состояла в том, чтобы изучить влияние дистанционного обучения в условиях COVID-19, на социальную дезадаптацию студентов, а также изучить посредническую и сдерживающую роль принадлежности к университету, специфику дистанционного обучения, риски и преимущества во время пандемии. 

Рекомендации по совершенствованию организации дистанционного обучения в высших учебных заведениях

Прежде всего, мы рекомендуем наладить в высших учебных заведениях межведомственное взаимодействие со специалистами в области психологии, социальной работы. Важно, чтобы они сотрудничали для решения этой проблемы путем предоставления психологических и других видов услуг. Психологи, специалисты по социальной работе могут предложить, в частности, онлайн-услуги для профилактики и преодоления последствий в сложившейся ситуации в условиях COVID-19. Если обозначить рекомендации по совершенствованию организации дистанционного обучения в высших учебных заведениях, то можно отметить, что наличие профилактических вмешательств, таких как отслеживающие программы (проведение исследований проблем студентов в дистанционном обучении во время пандемии), может способствовать снижению уровня социальной дезадаптации.

Специалисты должны быть осведомлены о целом ряде сложных вопросов, стратегий, методов и техник, связанных с анализом у учащихся социальной дезадаптированности. Это особо касается неблагоприятного воздействия на социально-психологическое состояние студентов, их успеваемость в течение длительного периода времени [58, 3-4].

Стоит также предложить стратегию оценки «передовой практики», которая включают всесторонний анализ всех факторов, связанных с социальным и эмоциональным функционированием студента.

Многие исследования подтверждают идею о том, что профилактические программы зависят от многих факторов. Эти программы могут включать: четко определенные поведенческие ожидания, последовательное соблюдение дисциплинарных процедур и последствий, обучение сотрудников и студентов надлежащему поведению, положительное признание надлежащего поведения, сотрудничество с семьей, обществом и поставщиками услуг. Это закладывает основу и создает среду для более интенсивных мероприятий для учащихся. 

Профилактические программы снижают частоту и интенсивность влияния социальной дезадаптации обучающихся, когда некоторые студенты нуждаются в дополнительной помощи в ходе изменения их моделей поведения. Скорей всего, необходимо предоставлять более индивидуализированные услуги такого типа студентам.

Первый шаг в раннем вмешательстве в учреждении заключается в выявлении тех учащихся, которые подвержены риску дальнейшего развития серьезных поведенческих проблем, социальной дезадаптации. Социальной дезадаптации можно избежать, если специалист по социальной работе, в частности, расскажет об альтернативных источниках информации, о новых технологиях и создает возможности для их использования. Важна мотивация к работе в небольших группах или парах, чтобы стимулировать интерес к учебным занятиям. 

Для того, чтобы достичь высокого качества в улучшении отношений, существует дополнительный отчет, действия каждого, конкурирующие с действиями друг друга; качество отношений между учебной средой и студентом представляет собой элемент прогнозирования качества образования. В отношения доверия и уважения между партнерами, участвующими в образовании, необходима инструментарий поддержки студентов.

Данные нашего исследования указывают на необходимость более открытого общения между студентами и учебной средой, чтобы ежедневная совместная работа и сотрудничество при дистанционном обучении стали естественным опытом [48].

Можно предложить стратегии межкоммуникационных связей, которые могут обеспечить адаптацию студентов через положительную результативность студента в своих действиях по решению задач, поставленных образовательной средой. Формы сотрудничества между университетом и межкоммуникационным пространством студента, т.е. семьей студента, друзьями, однокурсниками, педагогами и другими включают: встречи запланированные, организованные преподавателем - встречи, лекции с родителями, случайные встречи (в перерывах, в конце программы, на улице и т. д.), телефонные разговоры, переписки, неформальные мероприятия (поездки, спортивные мероприятия, соревнования, фестивали), электронная почта, сайт университета, дистанционное обучение в целом.

Если есть студенты с симптомами социальной дезадаптации, зная внутренние (биопсихологические) и внешние научные факторы, должны быть сосредоточены на социальных внешних факторах и изменить стратегии работы, чтобы вывести обучающегося из «опасной зоны» состояния социальной дезадаптированности.

Когнитивная переоценка стрессовых ситуаций может изменить их негативное воздействие. Обучение студентов изменению их образовательного образа мышления и открывающихся возможностям при этом адаптивное мышление также может помочь реорганизовать приоритеты, а также помочь студентам приспособиться к новым способам обучения. Университеты могут  разрабатывать специальные платформы, которые могут применяться в дистанционном поле обучения, а также которые способствуют безопасному социальному взаимодействию студентов.

Эффективные программы профилактики и вмешательства в высших учебных заведениях для снижения неблагоприятных последствии во время дистанционного обучения в условиях COVID-19, способствовать положительному психическому здоровью и социальному положению (включая как эмоциональное благополучие, так и социальное функционирование) в образовательном контексте. Снижение аддиктивного поведения в социальных сетях могло бы помочь студентам развитию их чувства принадлежности, что, в свою очередь, улучшило бы их приспособленческую роль социальной адаптацию. Учитывая этот эффект, стратегии вмешательства при зависимости от социальных сетей могут быть более эффективными, если они сосредоточены как на поведении, так и на факторах риска, например, повышенной тревожности.

Преимущества дистанционного обучения в том, что есть возможность обучения в разных точках мира и совмещение его с другой деятельностью, т.е. гибкий график.

Риски в дистанционном обучении во время COVID-19 заключались в том, что никто не был готов к переходу на дистанционное обучение. Система взаимодействия в учебном пространстве не была оптимизирована, не было практики, многие не получили нужной информации по дисциплинам или плохо ее усвоили.

Важно отметить, если отечественное дистанционное обучение будет комфортным способом обучения для всех участников учебного процесса, то у него есть «будущее» и приоритетность его использования.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вспышка COVID-19 в 2019-2021 годах стала международной проблемой. Такая ситуация в области общественного здравоохранения показала множество психологических последствий для учащихся людей, которые могут выражаться в форме тревоги, страха и беспокойства. Большинство образовательных учреждений практически на всех уровнях предложили и прилагают сейчас также значительные усилия для поиска практических решений в области онлайн-обучения в условиях COVID-19.

Эта пандемия несет в себе не только риск смерти от вирусной инфекции, но и стресс для людей во всем мире. Пандемия COVID-19 подчеркнула важность повышения качества дистанционного обучения, особенно, для системы высшего образования. Пандемия COVID-19 подчеркнула и необходимость дальнейшего расширения передовых телекоммуникационных возможностей [3]. Развитие пандемии остается неопределенным и может иметь долгосрочные последствия для социально-психического здоровья студентов.

В ходе углубленного исследования теории и практики выяснилось, что социальная дезадаптация концептуализируется как проблема поведения, в результате чего при дезадаптации студенты могут не подчиняться социально-приемлемым правилам и нормам. Социальная дезадаптация характеризуется повторяющимся или постоянным образцом поведения, при котором адаптация человека в обществе деформирована. Вследствие строгих мер самоизоляции, возникающих при дистанционном обучении на всех уровнях образования, студентам в вузе внезапно пришлось заново учиться тому, как они могут учиться, адаптируясь уже к дистанционному обучению.

 Поэтому крайне важно изучать то, с какими сложностями сталкиваются студенты при дистанционном обучении, недостатки и приоритеты дистанционного обучения. Для выяснения ситуации мы сосредоточили свое внимание на опыте Северного (Арктического) Федерального университета им.М.В.Ломоносова в городе Архангельске.

Удалось выяснить, что у студентов при дистанционном обучении во время COVID-19 происходит неопределенность в отношении учебного пространства, будущей карьеры и социальной жизни, возникают экономические трудности. Студенты подвержены высокому уровню стресса, тревожности и депрессивным симптомам и в итоге, общей социальной дезадаптированности.

Таким образом, пандемия служит один из основных факторов, влияющих на увеличение рисков при реализации дистанционного обучения. Она же провицирует проблемы нехватки свободного времени, низкой мотивированности обучающихся к учебе, ведет к одиночеству, повышенной тревоге и стрессу, проблемам организации своего учебного процесса, возникновению межличностных конфликтов, проблемам с технической оснащенностью и цифровым неравенством, и т.д.

Многие студенты стремятся к социальному взаимодействию во время учебы в университете. Однако, как показали результаты этого исследования, возможности студентов для общения значительно снизились при условиях COVID-19.

Проблемы с психическим здоровьем могут быть вызваны стрессовыми факторами, связанными с самоизоляцией, трудностями в дистанционном обучении, и в целом неопределенной обстановкой во время COVID-19. Особенности социальной дезадаптации: выявлены при определенных психических состояниях, повышенной тревоге, стрессе, конфликтности, деформации межличностной и мотивационной сферы и т.д.

Также можно наблюдать риск, того что в дистанционном обучении во время COVID-19, переход от традиционного обучения к дистанционному, произошел внезапно и система взаимодействия в учебном пространстве не была достаточно оптимизирована.

Использование дистанционного обучения расширяет возможностей, что дает множество очевидных педагогических преимуществ, как популярный ответ на данный вопрос, можно выделить гибкость обучения, и необходимо учитывать социальные и психодинамические сферы в дистанционном обучении во время COVID-19.

Данные исследования указывают на необходимость более открытого общения между студентами и учебной средой, чтобы ежедневная совместная работа и сотрудничество при дистанционном обучении стали естественным опытом.

Мы уделили серьезное внимание рекомендациям по совершенствованию организации дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Можно отметить, что наличие профилактических вмешательств, таких как, отслеживающие программы с дополнительным проведением исследований проблем студентов в дистанционном обучении во время пандемии, вполне могут способствовать снижению уровня социальной дезадаптации среди студентов вузов.

Использование цифровых технологий для расширения возможностей  коммуникации в учебном пространстве дает множество очевидных педагогических преимуществ. Однако по мере того, как мы идем навстречу быстро меняющейся среде цифрового обучения, необходимо учитывать социальные и психо-динамические аспекты подходов к дистанционному обучению.

Внедрение дистанционного обучения для замены традиционного форм обучения во время чрезвычайных ситуаций, таких как COVID-19, необходимо тщательно продумать и тщательно спланировать, чтобы поддержать студентов. Проведение специальных программ профилактики и вмешательства сотрудников высших учебных заведений для снижения неблагоприятных последствий дистанционного обучения в условиях COVID-19, способны снизить риски появления социальной дезадаптированности у студентов [59].

Поскольку нынешняя образовательная система создает планы дистанционного обучения, важно, чтобы они учитывали различия между студентами. Поэтому на этом неопределенном фоне важно отметить, как можно максимизировать эффективность дистанционного обучения и вовремя принять меры для профилактики дальнейших социальных проблем, таких как, социальная дезадаптированность.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.027 с.)