Дистанционное обучение во время covid-19 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дистанционное обучение во время covid-19



ВВЕДЕНИЕ

Благодаря разнообразию типов учебных курсов на выбор, в разных странах мира в наступившем XXI столетии растет число гибких и доступных вариантов получения любых уровней образования и, в частности, высшего образования. В данных условиях как раз возникло дистанционное обучение – это форма обучения, при которой учащийся физически может не присутствовать на уроке, но при этом он участвует в учебном процессе в дистанционном формате.

На самом деле, дистанционное обучение имеет ряд преимуществ перед давно существующими традиционными моделями обучения. По большей части, оно означает большую свободу, как для учащихся, так и для преподавателей, но также требует более высокой степени дисциплины и планирования для успешного завершения курса обучения [4, 13-15].

Экстренный переход на дистанционное обучение во время пандемии COVID-19 оказался сопряжен со многими проблемами, обусловленными, главным образом, недостаточной подготовкой к взаимодействию в дистанционном формате, неготовностью инфраструктуры для столь массового и одновременно нужного всем дистанционного образования во всем мире. Более того, стало очевидным и отсутствие или слабая подготовка педагогов к работе в новых условиях образовательной системы [5, 1].

 Более того, пандемия COVID-19 стала, по сути, одним из вынужденных условий, заставивших пойти на основные нововведения по переходу на дистанционное обучение, в ходе которого проявились ранее почти не замеченные проблемы и, в частности, социальная дезадаптация студентов.

Действительно, социально-психологическое положение студентов в условиях дистанционного обучения и возникавшая при этом их социальная дезадаптация стали особым вопросом в ходе возникшей в мире в 2019 – 2021 годах пандемии COVID-19. Напомним, что социальная дезадаптация – это определенное состояние, при котором в медицинской психологии и психотерапии описывают определенную форму реакции на резкие и стрессовые биографические события. После таких событий обычно начинаются процессы анализа ситуаций, которые преобразуют переживаемые события, поведение и опыт человека [28, 3-6].

Понятие «социальная дезадаптация» описывает неблагоприятные последствия стрессовых жизненных событий, имевших место в прошлом для конкретного человека. Таким образом, это понятие является довольно широким и характеризует ситуативный контекст определенного состояния человека при различных ситуациях. Как правило, социальная дезадаптация у студентов в высших образовательных учреждениях разделяется между участниками образовательного процесса на две сферы: образовательную и социальную [28, 3-6]. У социально-дезадаптированных студентов в высших учебных заведениях негативные проявления могут усугубиться даже до состояния перехода в состав криминогенных групп, ценностной дезориентации, приобщению к бродяжничеству, наркомании, алкоголизму и как итог, привести к девиантному и делинквентному поведению.

При столь необычных для участников образовательного процесса и достаточно экстремальных условиях, появившихся в мире в период пандемии COVID-19 в 2019-2021 годах, многие высшие учебные заведения были вынуждены перейти на дистанционное обучение. В этой связи представляется крайне актуальным основательно разобраться в том, что в данных условиях произошло со взглядами, с какими проблемами столкнулись студенты в высших учебных заведениях в ходе перехода на дистанционное обучение и в какой степени этот переход сказался на социальной дезадаптации студентов. Кроме того, в ходе исследований необходимо найти формы социально-психологической поддержки благосостояния студентов, которые могут быть применены и для других групп населения.

Отметим, что понятие «дистанционное обучение» как таковое еще в начале XX века рассматривали такие американские ученые как Гринберг Л. и Киган Д [20, 1-2]. Огромный вклад в изучение развития дистанционного образования в целом внесли немецкие ученые И. Питман. Ч. Тусен и Г. Ланченштейдт. Они определили теоретические основы и понятийный аппарат по данному направлению обучения [4, 3-4]. Позже, в конце XX века, американские ученые С.Тран и П.Норвиг разработали методологические основы для открытия первых онлайн-курсов [52, 3-4].

Если говорить об опыте развития дистанционного обучения уже во время пандемии 2019-2021 годов, то его проблемы и возможности применения начали почти сразу активно рассматривать ученые из самых разных стран: П. Сундарлал (Турция), Ш. Панди (Индия), Дж., С. Чубукчу (Китай), Д. Актюрк (Япония), П. Дубей (Франция), Баттимер, А., Хиллер, Г., Хирш, К., Ларке (США).

Что касается России, то в целом здесь проблемы и перспективы дистанционного образования уже также исследовали О. Н. Бекетова, С. А. Демина, И. Г. Геращенко, Н. В. Геращенко, А. А. Андреев [23, 1-2].

Научные исследования в России, появившиеся также во времена пандемии COVID-19, определили дистанционное образование как «плановое обучение, которое обычно происходит в другом месте, чем преподавание, требующее специальных методов разработки и обучения курса, общения с помощью различных технологий и специальных организационных и административных мер» [52].

Если говорить непосредственно об исследованиях по вопросу социальной дезадаптации как социальной проблемы в целом, столь важной для нашего анализа, то их одними из первых описывали в своих работах, опубликованных в 1960 году, французские ученые Д. Паттерсон и Де. Барише, где они в своих работах рассматривали в целом социальную дезадаптацию отдельных категорий населения, детей, военнослужащих, студентов и т.д.[7].

В своих исследованиях 2015 года зарубежные ученые Кампбелл А., Валкера С. и Рамсей В., показывают, что, если проблема социальной дезадаптации без вмешательства, без раннего вмешательства, может усугубиться [28].

В самом начале XXI века такие отечественные ученые, как Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. [32].

В этом исследовании были изучены убеждения иотношение студентов по отношению к дистанционному обучению вовремя COVID-19.

Проанализировав имеющуюся литературу можно сказать, что дистанционное образование на современном этапе до сих пор мало изучено. Более того, проблемные области и специфика дистанционного обучения в период пандемии COVID-19, а также его влияние на социальную деадаптацию студентов практически вообще пока остаются вне поля внимания исследователей.

Ранее нами было изучена тема рисков и особенностей дистанционного обучения в период COVID-19 на основе курсовой работы, было проведено исследование о проблемах и трудностях студентов, вызванные при дистанционном обучении во время пандемии. О проблеме социально дезадаптированности студентов при дистанционном обучении во время COVID-19. В этом исследовании были изучены убеждения и отношение студентов по отношению к дистанционному обучению вовремя COVID-19.

В нашем исследовании впервые в науке поднимается и комплексно исследуется проблема рисков и особенностей дистанционного обучения в период COVID-19 и, в первую очередь, для студентов, оказавшихся на таком обучении.

Цель работы: Изучить особенности системы дистанционного обучения студентов вузов, ставшей фактором их социальной дезадаптации в период пандемии COVID-19.

Задачи работы:

-определить теоретические основы и понятийный аппарат по теме организации дистанционного обучения;

- изучить социально-педагогические подходы к организации дистанционного обучения;

- проанализировать социально-психологическое состояние участников образовательного дистанционного процесса,

- изучить влияние дистанционного обучения на социальную дезадаптацию студентов вузов;

- определить уровень социально-психологического состояния студентов в период COVID-19 при дистанционном обучении;

- выявить социально-значимые риски дистанционного обучения во время COVID-19;

-предложить рекомендации по совершенствованию организации дистанционного обучения в высших учебных заведениях.

Объектом исследования является система дистанционного обучения студентов в высших учебных заведениях во время COVID-19.

Предметом исследования является процесс дистанционного обучения, влияющий на социальную дезадаптацию студентов в период COVID-19.

Методы исследования:

Анкетный опрос студентов об их социально-психологическом состоянии, проблемах и трудностях при дистанционном обучении в период COVID-19.

Экспертное интервью со специалистами САФУ им. М.В.Ломоносова о рисках, возможностях и приоритетах отечественного дистанционного образования студентов.

Инструментарий исследования: анкета «Оценка дистанционного обучения во время COVID-19»

Массив исследования: метод доступной выборки.

Гипотеза исследования заключается в том, что дистанционное обучение в период COVID-19 значительным образом влияет на социально-психологическое состояние студентов, и их социальную дезадаптированность. Период пандемии предоставляет возможность изучить взгляды, проблемы и трудности студентов в высших учебных заведениях в принципе, проявившиеся особенно ярко при  переходе на дистанционное обучение.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно дает возможность предложить новые и востребованные формы дистанционного обучения, которые можно использовать как сейчас, так и в перспективе в высших учебных заведениях. Такие формы могут быть достаточно разнообразными и могут применяться с учетом имеющихся рисков в периоды проведения дистанционного обучения в разные эстремальные периоды.

Практическая значимость работы важна в плане предложенных нами рекомендаций. Мы будем описывать варианты создания социально-психологических условий, необходимых для продуктивного обучения в системе дистанционного образования с обоснованием методических (программных) форм обучения с точки зрения психологических особенностей связки “система дистанционного образования - обучаемый”.

Апробация результатов исследования:

 

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД COVID-19

1.1. Понятия и теории о социальной дезадаптации студентов

На данный момент существует мало исследований, которые предлагают формы и методы оценки социальной дезадаптации студентов в высших учебных заведениях в контексте социальной работы. Настоящая ситуация во время COVID-19 предлагает отличную возможность пересмотреть предположения, методы оценки и результаты практики, основанной на рекомендациях, и предлагать предложения на будущее.

Проблема социальной дезадаптации включает в себя неспособность учиться, которую нельзя объяснить интеллектуальными, сенсорными факторами или факторами здоровья. При социальной дезадаптации происходит неспособность строить или поддерживать удовлетворительные межличностные отношения со сверстниками и педагогами, происходит ухудшение общего повсеместное настроения, которое может быть обусловлено депрессией, повышенной тревогой, апатией и т.д. Вследствие чего, возможно появление таких проблем как девиантное поведение, делинкветное поведение, возникновение неблагоприятных аддикций и т.д. [2].

Определение понятия «социальная дезадаптация» появилось практически впервые в 1980 году и основывается на работах Эли Бауэра. В них он рассматривал категорию студентов и в своих работах описал самые главные характеристики социально дезадаптированного студента. Он также определил эмоционально-неуравновешенного студента как «социально дезадаптированную личность в учебном пространстве» [5, 58].

Биологи используют термин «адаптация» строго для физических требований окружающей среды, но с точки зрения социально-психологического аспекта определяют ее как «приспособление» для различных условий социальных или межличностных отношений в обществе [5, 45].

 Социальная адаптация означает реакцию на социальную среду, налагаемую на человека требования, на которое он должен реагировать, может быть внешним или внутренним стимулом. Рассматривать социальную адаптацию с двух точек зрения - «как достижение» и «как процесс» [19]. «Социальная адаптация как достижение» означает, насколько эффективно человек может выполнять свои обязанности в различных обстоятельствах. Если мы воспринимаем адаптацию как достижение, мы должны установить критерии для оценки процесса социальной адаптации. Это следующие критерии: физическое здоровье, психологический комфорт, эффективность работы, межличностная коммуникация. «Социальная адаптация как процесс» делает акцент на процессе, с помощью которого человек приспосабливается к своей внешней среде. Приспособление во многом зависит от  взаимодействия с внешней средой.

Человека, который сохраняет свои ценности и стандарты поведения без каких-либо изменений и поддерживает их, несмотря на серьезные изменения в социальном климате, называют ассимилятором [11].

Человек, который берет свои стандарты из своего социального контекста и меняет свои убеждения в соответствии с изменившимися ценностями общества, называется аккомодатором. Для того, чтобы успешно адаптироваться в обществе, человек должен прибегать к обоим приемам, т.е. ассимиляции и аккомодации.

Здоровый и уравновешенный человек должен обладать и демонстрировать некоторые наблюдаемые модели поведения. Эти поведенческие модели должны соответствовать социальным ожиданиям человека, зрелость в мышлении, эмоциональное равновесие, понимание по отношению к другим, независимость в принятии решений, удовлетворение потребностей.

Если студент замкнутый и робкий, частое отстранение от трудных ситуаций может сделать человека робким и слабым перед лицом реальных жизненных ситуаций.

Социально неадаптированные студентов высших учебных заведений могут понимать и не понимать последствия своего поведения, так и контролировать, и не контролировать своё это поведение в любой конкретной ситуации. Студенты с социальной дезадаптацией испытывают более высокие уровень конфликтности в семье, более высокий уровень злоупотребления психоактивными веществами и другими средствами, возникновении таких эмоциональных состояний как апатия, депрессия, промышленной уровень стресса, суицидальные наклонности, проблемы в межличностном взаимодействии, процесс социальной адаптации, может быть деформирован.

Особенности социальной дезадаптации: выявлены при определенных психических состояниях, описанных в ряде научных трудов. Следовательно, определение понятия «социальная дезадаптация» происходит из теоретических и практических знаний. Такие ученые, как А. Б. Паттерсон, ДеБарише и Рэмси в своих трудах описывают процесс социальной дезадаптации, когда имеется отсутствие позитивного взаимодействия с семьей, со сверстниками, или есть внутренние психологические проблемы. Такое положение дел, как правило, приводит к неуспеваемости в учебе, отстранённости, социальному неприятию со стороны окружающих, подавленности. Каждый человек от времени сталкивается с эмоциональными трудностями, чувством печали, утраты благоприятного психологического фона, потери мотивации [56].

Данные проблемы могут более остро восприниматься студентом при социальной дезадаптации, так как чаще всего студенты могут находиться далеко от дома, уезжая учиться в другие города, и испытывать трудности в обучении, социализации в новых условиях обучения. Например, во время COVID-19 студенты из семей с экономическим положением ниже среднего уровня более всего испытывают беспокойство, так как финансовая независимость очень важна для студентов. Эти и множество других ситуаций такого рода влияют на социально-психологическое положение студентов.

Документально подтверждено, что раннее вмешательство и профилактика социального неблагополучия у студентов необходимы, особенно для положительного и долгосрочного результата [1-3,18].

 Исследования показывают, что если проблема социальной дезадаптации начинается в молодом возрасте, то в дальнейшем она может усугубиться. Психолог Алан Каздин утверждал, что, если у студентов прослеживается социальная дезадаптация на первых курсах обучения, то к окончанию обучения эта проблема может привести уже к серьезным последствиям (например, к делинкветному поведению). Возможен также рост преступности среди обучающихся, который связан с количеством времени, которое социально дезадаптированные учащиеся проводят вне обучения [8].

Интерпретация социальной дезадаптации как процесса заслуживает особого внимания. Считается, что социализированная агрессия является адаптивной реакцией на окружающую среду, если поведение, связанное с социализированной агрессией, принято и поддерживается определенной субкультурой. Фактически, поведение вероятно, было приобретено полностью или частично из асоциальных или антисоциальных субкультур, большая часть которой может состоять из сверстников.

Таким образом, социально дезадаптированное проблемное поведение индивида может быть связано с деформированной социализацией, а как это вероятно бывает, с недостаточно адаптированным навыком поведения. Есть основания подозревать, что некоторые студенты могут быть биологически предрасположены к тому или иному развитию социальной дезадаптации при влиянии окружающей среды на них [5-6, 18].

Тем не менее, определения понятия «социальная дезадаптация» пережило несколько пересмотров. Ученые, изучающие данную проблему, пытались понять различия между социальной дезадаптацией как социальной проблемой и серьезным эмоциональным расстройством, и найти баланс между двумя данным аспектами. Одни специалисты приравнивают социальную дезадаптацию к деструктивным расстройствам, например, как расстройство поведения, оппозиционное дефицитное расстройство, и дефицит внимания, расстройство гиперактивности. Другие же специалисты указали, что социально дезадаптированные люди нуждаются не только в защите и помощи специалистов психологических служб, но и специалистов по социальной работе. Тем самым может быть выполнено межведомственное взаимодействие и оказание комплексной помощи [11-13, 27].

Переход из школы в университет или колледж - сложная задача для каждого студента. Жизнь в университете во многих областях отличается от предыдущего опыта, например, в школе. Нередко университеты расположены за пределами своего родного города, и в этом случае студентам приходится либо уезжать из дома. Университетское образование требует от студентов большой самодисциплины, личной ответственности и большей независимости, чем школьное образование [1, 20]. Это означает, что многим новым студентам необходимо адаптироваться к жизни в университете, институте, особенно в первые дни. Есть еще и различные требования, которые необходимо выполнить. В первую очередь, студентам необходимо изучить не только саму систему обучения, но и социальные контакты, финансовые аспекты, личные ожидания, цели т.д. При адаптации к новой учебной ситуации у студентов могут возникнуть трудности. Интересно рассмотреть социально-психологическое положение студентов при возникающих проблемных областях, при их социальной дезадаптации.

Такие ученые, как Бейкер И. и Сирик А. исследовали многофакторную структуру адаптации студентов, а также разработали специальную методику в виде анкеты для адаптации студентов к обучению в различных высших учебных заведениях после окончания школы. Они определи адаптацию как многогранную конструкцию: «Приспособление к учебе в высшем учебном заведении включает в себя требования, различающиеся по характеру и степени, и требующие различных реакций совладания (или корректировки) модели поведения» [1, 39].

Можно сказать, что для многих студентов поступление в университет - первое серьезное изменение в жизни. Они живут отдельно от родителей и друзей и должны адаптироваться к новому академическому порядку, брать на себя ответственность, выполнять повседневные задачи и открывать для себя новую социальную область, которая сталкивает их с отношениями с сокурсниками, педагогами, членами факультета и кафедры и т.д. 

Учебная адаптация относится к разнообразным образовательным нормам и требованиям, которые являются частью типичного опыта студента. Успешная учебная адаптация включает в себя выполнение определенных учебных требований и соблюдение принятых норм.

Этот аспект адаптации можно разбить на такие компоненты как: мотивация, которая включает как отношение, так и мотивацию к академической деятельности и академическим целям.

Таким образом, применимость мотивации к современным требованиям, то есть, насколько хорошо студент справляется с текущими задачами (например, посещает курсы иностранных языков, интенсивность работы). Низкая производительность понимается эффективность или успешность усилий, то есть эффективность академической работы (например, сдача экзаменов). Четвертый компонент академической адаптации - академическая среда, удовлетворенность ею и предложениями университета [12].

Социальная дезадаптация в учебной деятельности может также отражаться в более низком среднем балле в течение первого семестра обучения. Кроме того, социально дезадаптированные студенты не контролируют результат своих усилий, и имеют проблемы с самооцениванием себя и своей деятельности, проблемы с постановкой собственных целей и построение межличностных взаимосвязей.

Под социальной адаптацией понимается частота социальных контактов и удовлетворение от участия в общественной деятельности (например, приспособление к учебе, участие в университетской деятельности), описывает отношения с другими людьми в университете (например, личные контакты и общение с однокурсниками и профессорами). Фиксируется степень, в которой учащийся справляется с переменой места жительства, переездом из дома и разлукой с семьей (например, тоска по дому, одиночество). Фактор социальной среды относится к удовлетворенности социальными аспектами университетской среды (например, получение удовольствия от жизни в университете) [17].

Студенты, у которых проявляется социальная дезадаптация участвуют в меньшем количестве социальных мероприятий в университете, при переезде из дома в новые условия, чувствуют себя более одинокими, могут иметь меньшую социальную уверенность в себе, и могут, неспособны справляться с жизненными изменениями и не видят возможности участвовать в общественной деятельности.  Люди с высокой степенью социальной адаптации, наоборот, чаще участвуют в университетской и неуниверситетской деятельности.

Социальная деззадаптация описывает степень, в которой студент имеет психологические, например, трудности с преодолением стресса или физические, например, частые головные боли. Эта дезадаптация описывает интрапсихическое состояние студента. Это касается субъективно воспринимаемых психологических и физических состояний. По этой причине социальная дезадаптация делится на два компонента: психологический и физический. Психическое благополучие включает в себя эмоциональное, физическое благосостояние субъективно опытного здоровье (например, проблемы со сном) студента [3-5, 28].

Шкала оценки эмоционального расстройства у студентов (SAED), применялась в исследовании студентов Гарвардского университета. Шкала может выявить социально неадаптированное поведение студентов. SAED - состоит из 52 утверждений о поведении учащихся, которые разделены на шесть подшкал: (а) неспособность учиться, (б) проблемы во взаимоотношениях, (в) неподобающее поведение, (г) депрессия, (д) физические симптомы или страхи [53].

Применение специалистами шкалы, которую можно использовать или адаптировать для использования, например, в программе жизненно-ориентированного профессионального образования.

Кроме того, социально дезадаптированные студенты проявляют поведение, которое может быть высоко оценено в небольшой подгруппе, но не может быть в пределах допустимого в культурном отношении поведения. В студенческой среде обучающиеся имеют отсутствие интереса к учебным программам через высокий уровень прогулов, опозданий и / или низкая успеваемость в учебных заведениях.

Студенты, испытывающие недостаточную социализацию и деформацию применения адаптивных техник к окружающему миру, больше всего подвержены развитию социальной дезадаптации. Студент с проблемой социальной дезадаптации может иметь несоответствующий или отклоняющийся набор ценностей, отклонение от принятых социальных норм в обществе, антиобщественное поведение, замкнутость, повышенную тревожность и т.д.

Существует множество эмпирических исследований, которые выявили различные семейные переменные, которые сильно коррелируют с социально- неадаптированным поведением. Например, семьи антисоциальных или социально-неприспособленных студентов часто имеют мало положительного родительского взаимодействия с ребенком.

Мотивация или мотивы студента к поступлению в учебную организацию могут повлиять на их вероятность бросить учебу. В других исследованиях также упоминались другие возможные факторы. К ним относятся, например, важность межличностных коммуникаций, ожидания студентов от университета, профессиональная самоэффективность, поддержка семьи, ресурсность студента.

Все эти факторы могут способствовать социальной адаптации, при деформации составляющих данных факторов уже может происходить и социальная дезадаптация. Исследования выявили другие дополнительные переменные, которые имеют решающее значение для социальной адаптации. Финансовое положение студента, его процесс социализации и активное обучение не лишены важности. Психолог Джордж Мердок обнаружил, что финансовая помощь во время учебы тоже оказывает наибольшее влияние на продолжение последующих исследований [1, 45].

Помимо самого студента, его сверстники, родители и однокурсники также способствуют появлению социальной дезадаптации. В дополнение к социальной интеграции, четкие отношения с другими студентами также приносят познавательные преимущества, поскольку можно обмениваться информацией о содержании курса и опыте.

В своем исследовании Адан Фельнер выявил значимые факторы, способствующие появлению социальной дезадаптации. Исследователь Флешер Б. получил сопоставимые результаты в своем исследовании с подшкалой страха в инвентаризации психического здоровья. Более тревожным студентам, кажется, сложнее справиться с новой ситуацией в университете. Они получают более низкие баллы и могут иметь сложности в построении межличностных связей. Беспокойство, страх, агрессия больше всего влияет на эмоциональную адаптацию, потому что это сам по себе эмоциональный компонент личности. Результаты исследования различаются степенью корреляции. Однако все результаты демонстрируют одинаковую структуру и устойчивое влияние таких эмоций на социальную дезадаптацию [14].

Исследования Хогана А. влияния депрессии на способность адаптироваться к обучению студентов дали аналогичные результаты. Учащиеся, сообщающие о депрессивных симптомах, демонстрируют меньшую социальную и эмоциональную адаптацию. Студенты с депрессией сталкиваются с большим количеством проблем при адаптации к учебной ситуации и справляются с ними хуже, чем студенты без психических нарушений. И наоборот, возможно, что присутствие социальной дезадаптации у студента может вызвать депрессивное настроение.

Психолог Альберт Бандура описал ресурсность студента как явление, которое показывает тесную корреляцию с эмоциональными аспектами, такими как тревога, депрессия, страх неудачи, одиночество и оценки стресса, и с процессом социальной дезадаптации. Стабильная связь с собственной семьей идет рука об руку с социальной адаптацией к учебе. С другой стороны, дизадаптивное взаимодействие с семьей отрицательно влияет на адаптацию студента [16].

Надежная связь с родителями в определенной степени является очень хорошим предиктором адаптации. Эта связь определяется как «прочная эмоциональная связь, которая формируется между родителем и ребенком на протяжении всей жизни».

Ученые обнаружили значительную положительную связь между уровнем социальной активности и социальной адаптацией к учебе. Для своего исследования Бейерс Ч. и Гуссенс Р. составили список занятий, охватывающих три области социальной жизни: прогулки с друзьями, социальные связи и  социально-культурные дела  (спорт, кино и т. д.) [21].

Благодаря этой надежной связи, успешной адаптации в учебном пространстве студент может получить позитивный взгляд на себя и ожидать позитивного и поддерживающего взаимодействия с другими. Студенты сообщают о более успешной социальной адаптации в университете, имеют больше социальных связей с друзьями, меньше переживают одиночество и с меньшей вероятностью страдают от психологических симптомов, таких как тревога и депрессия. Студенты, которым в начале учебы приходится решать множество новых задач, иногда могут рассчитывать на поддержку своих семей или окружения.

1.2. Виды и формы социальной дезадаптации студентов

Социальная дезадаптация как социальная проблема эквивалентна экстернализации и интернализации, но здесь важно видеть разницу. Так, социально дезадаптированный с точки зрения экстернализации  студент сам принимает сознательное решение вести себя негативно, тогда как студент социально дезадаптированный с точки зрения интернализации действует необдуманно. [15-18, 28]. Интернализация обозначает, что причины возникновения социальной дезадаптированности студента идут из его личных переживаний, его модели восприятия той или иной ситуации. При эстернализации как, например, резкий переход на дистанционное обучение во время пандемии, повлияла ситуации, внешний фактор, вызываю социальную дезадаптацию.

Как социально дезадаптированные студенты в аспекте понимают последствия или влияние своих действий, контролирует своё поведение, так и студент в аспекте интернализации не понимает и не может оценить последствие своего поведения. Социально дезадаптированный студент может демонстрировать и экстернализирующее поведение и интернализирующее. У учащихся также были выявлены закономерности, исторически связанные с социальной дезадаптацией (например, экстернализация поведенческих моделей и деструктивных расстройств). Делается при этом упор на упреждающее управление поведением с использованием функциональной оценки поведения и планы позитивного поведенческого вмешательства приветствовались в профессиональном сообществе.

Исследования Робинс М. и Сильва П. показывают, что проблемы, связанные с экстернализацией и интернализацией, являются результатом сложного взаимодействия предрасполагающих, биологических, семейных и культурных и социальных факторов [3, 23].  В зависимости от возникающих симптомов, может выделить самые разные формы социальной дезадаптаии. Как депрессивные, так и связанные с тревогой или социально стрессовые симптомы описываются и лечатся в ходе расстройства адаптации.

Факторы социальной дезадаптации рассматривали такие ученые, как Ш.A. Aмoнaшвили, Г.B. Бeльтюкoва, Фрумини И.Д. [1, 25]. Они нашли, что возникновение депрессивных расстройств является одним из факторов социальной дезадаптации, характеризующее в обучении зачастую низкой успеваемостью, отсутствием мотивации и т.д. При социальной дезадаптации наблюдается деформация морально-правовых норм, ценностей со стороны, нарушения личностной саморегуляции, социальных установок.

Формы проявления социальной дезадаптации студентов характеризуется: состояние студента, при котором присутствует неприятие со стороны окружения, обострение конфликтных ситуации, академическая неуспеваемость, деформация мотивационной сферы студента, появление психических расстройств, повышенной агрессивности, тревоги.

В социальной дезадаптации можно проследить три группы возникающих барьеров: биологические барьеры, например, нарушение сна, которое может привести к истощению организма, нарушение зрения, при длительной работе за монитором, утомляемость и т.д.; психологические барьеры, такие как низкая самооценка, мотивация, ресурсность студента, стресс; социокультурные барьеры, например, социально-неприемлемая модель поведения студентов, ценностной ориентации.

Смешанные виды различных симптомов стресса также диагностируются как формы социальной дезадаптации. Именно потому, что термин «социальная дезадаптация» может использоваться довольно абстрактно и широко, он используется скорее для грубого структурирования, чем для дифференцированной диагностики «картины» клиента. Необходимо также отметить, что каждое резкое или стрессовое биографическое событие естественным образом накладывает свой «отпечаток» на мышление, чувства и поведение человека при социальной дезадаптации. Если такое событие приводит к в среднесрочной и долгосрочной перспективе, следует исследовать проблему в отношении стрессового расстройства и при необходимости «лечить» [36].

Студент, который усваивает ожидаемые результаты, успеваемость его можно считать приспособленной к учебе в соответствии с уровнем интеллектуального развития, потому что есть организующий «ансамбль» когнитивных структур, которые можно измерить с помощью оценивания во время учебного процесса.

Чтобы действовать в социальных условиях, студент должен быть в связи с окружающей средой, которые необходимо использовать в социальном плане. Что касается причинных факторов, которые могут привести к возникновению явления социальной дезадаптации, то исследования Кулксар Т. в этой области привели к выявлению многих категорий факторов и, классифицируя, можно поделить их следующим образом: академические факторы, представляющая степень адаптации к учебной деятельности, академической успеваемости и личностные факторы, которые зависят от личности и мотивации: уровень стремления, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, навыки, способности, отношения, познавательный интерес и так далее.

С этой точки зрения неприспособленным считается обучающийся, который не достигает ожидаемых результатов.

Важную роль играют внешние факторы: педагогические факторы, семейные факторы (для примера взаимодействия внутри возрастной группы), педагогические факторы.

Сравнительный анализ классической организации формы с альтернативными выявляют адаптивные различия последующей социальной компетентности: дидактические методы и средства, особенно их адаптация к студенту и его типу личности, характер учебных требований, особенно в количественном отношении - сколько можно спросить от студента, который проводит в университете, большое количество часов, так что требования учебной деятельности качество которых может быть достигнуто, педагог является одним из факторов, оказывающих большое влияние посредством: профессиональной квалификации, отношением к профессии, отношением к студентам и др.

Семейные факторы, из которых наиболее важными являются: образовательно-культурный уровень семьи, сотрудничество с другими образовательными и социальными факторами.

Социальные факторы относятся, прежде всего, к системе внесемейных и вне научных отношений в пределах своего существования, жизненному опыту студента, влиянию возрастной группы и его влияния на обучающегося. Эти категории факторов взаимодействуют о том, что в системах отношений и корреляций есть как реальные взаимосвязанные сети, которые трудно разделить, которые могут положительно сотрудничать, вводить корректировки, или, наоборот, отрицательно, определяя содержание такого явления как социальная дезадаптация. 

Факторы социальной дезадаптации могут подразделяться на социальные, экономические, психологические.

Социальные причины, согласно Гиббиану, социальная проблема одного поколения - это психологическая проблема следующего поколения. Студенты, находящиеся в социально неблагоприятном психологическом «климате», как например, девиантные семьи, часто плохо приспосабливаются к социальной среде.

Экономические причины: профессиональный стат



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.049 с.)