Теоретические принципы исследования проблемы психических состояний личности в психологии 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические принципы исследования проблемы психических состояний личности в психологии



 

Изучение психических состояний имеет особое значение для психологической науки в целом, так как именно они являются реальностью, в значительной степени регулирующей и направляющей ежедневную жизнь, обуславливающей особенности человеческого бытия.

Психические состояния можно рассматривать как качественно однородные проявление всех психических компонентов за определённый период времени. Это – некое единство, целостность всех психических элементов, и эта целостность характеризуется относительной стабильностью, особой структурой, содержанием. В психических состояниях находит своё выражение степень активности функционирования психики, или, иначе говоря, интенсивность протекания и выражения, а также модальность (качество) психических процессов и свойств.

Психические состояния отражают всё то, что в данный отрезок времени происходит в психике человека. А это особенности протекания познавательных процессов (ощущения, восприятие, память, мышление), эмоционально-волевых (эмоции, чувства, воля) и индивидуально-психологических проявлений (темперамент, характер, способности), психологическая характеристика деятельности (её мотивация, степень осознанности).

Поскольку любое психическое состояние само влияет на протекание психических процессов, оно может переходить в свойство личности, которое в свою очередь обуславливает возникновение того или иного состояния. Поэтому, по мнению Е.П. Ильина, следует рассматривать связь компонентов таким образом: процесс = состояние = свойство, учитывая при этом их взаимосвязь и взаимовлияние [62, 344]. Число этих компонентов пока ещё чётко не определено, поскольку психические состояния, выступая как один из компонентов психики, являются сравнительно новой и малоизученной категорией. Исследованию общих вопросов проблемы психических состояний посвящены работы Н.Д. Левитова    [94, 96], Ю.Е. Сосновиковой [171], В.А. Семиченко [165], А.Б. Леоновой [97, 98, 99], В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко [37; 38; 39], Э.И. Киршбаум [71], А.О. Прохорова [142; 143; 144], Л.Г. Дикой [51], Л.М. Балабановой  [7], О.А. Будницкой [22], Е.И. Кульчицкой [88] и др.

Интерес к психическим состояниям, в которых оказывается человек и которые определяют во многом его поведение, внешний вид, деятельность, появился ещё в глубокой древности. Одним из первых упоминаний о специфическом состоянии «души» явля­ется упоминание о состоянии «нирваны» в древнеиндийской литературе задолго до развития эллинистической психологии (III - II тысячелетия до нашей эры) [145, 47-52]. Фактически в этот период были сделаны первые попытки классификации психических состояний.

Впервые проблема психических состояний человека была поставлена в отечественной психологии Н.Д. Левитовым [94]. Им были рассмотрены механизмы и проявления психических состояний и установлены связи психических состояний с другими психологическими явлениями, а также исследованы психические состояния в разных видах деятельности. В работах       В. Джемса [50], Т. Рибо [152], Н.Д. Левитова [94] и Ю.Е. Сосновиковой [171] психические состояния рассматриваются как отдельная, самостоятельная, целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Н.Д.Левитов считал, что текущие состояния, прежде всего, обусловлены внешними воздействиями, внешней обстановкой, предшествующими состояниями [94]. Ю.Е. Сосновикова также указывает: «Психические состояния всегда ситуативны. Они, прежде всего, реакция на настоящую, существенную в данный момент, «теперь», «сейчас», «обстановку» [171, 47]. В состав ситуации она включает не только социальные воздействия, но и природно-биологические причины. О необходимости учёта ситуации в возникновении психических состояний пишет и Е.П. Ильин [62]. Изменение среды, изменение ситуации приводит к изменению психического состояния, его исчезновению, преобразованию в новое состояние [10].

     В.А.Семиченко подчёркивает, что «состояние свидетельствует об устойчивости соответствующих явлений в психической жизни человека, их однотипности и повторяемости на протяжении отчётливо фиксируемого периода» [165, 3]. Наиболее точной, объединяющей можно считать точку зрения А.О. Прохорова, который указывает, что «психическое состояние – это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в некотором континууме времени» [144, 11]. Такое определение содержит все категориальные признаки, присущие психическому состоянию: целостность, ситуативность, устойчивость во времени, единство переживания и поведения, связь с личностными особенностями и психическими процессами.

        Для психических состояний характерны различные функции. Практически все психологи называют важнейшей функцию регулирования. А.О. Прохоров отмечает, что, наряду с регулятивной, важной функцией состояний является интеграция отдельных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс – состояние – свойство), состоящих из иерархически организованных в единую, целостную совокупность психических процессов и психологических свойств [144]. Поэтому состояние выступает не только как форма саморегуляции психики, но и как один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности – как единства его духовной, психической и телесной организации. Адаптивная функция состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учётом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функция позволяет сохранить на максимально возможном уровне здоровье, способность к адекватному поведению и успешной деятельности, возможность полноценного личностного развития [145, 12]…


Приложение 5

Образец оформления списка литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрумова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика [Текст] / А. Г. Абрумова // Психологический журнал. - 1985. - № 6. - С. 107-115.

2. Аминов Н. А. Психодиагностика специальных способностей социального работника [Текст] / Н. А. Аминов, Н. А. Морозова // Социальная работа. - 1992.- № 2. С 49-53.

3. Бажин Е. Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля [Текст] / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голинкина, А. М. Эткинд // Психологический журнал.-1984. - № 3. - С. 152-162.

4. Баробанова М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» [Текст] / В. Баробанова // Вестник МГУ.- Серия 14. Психология. - 1995. - № 1. С. 54-58.

5. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В. В. Бойко. - М.: Наука, 1996. - 154 с.

6. Васильев И. А. Мотивация и контроль действий [Текст] / И. А. Васильев, М. М. Магомед-Эминов. - М.: Наука, 1991. - 68 с.

7. Васильева Н. Ю. Психологический портрет социального работника [Текст] / Н. Ю. Васильева // Социальная робота.- 1992. - № 5. - С. 35-40.

8. Воронин Г. А. Конфликты в школе [Текст] / Г. А. Воронин // Социологические исследования. - 1994. - № 3. - С. 56-72.

9. Данакин Н. С. Содержание и профессиональные особенности социальной работы [Текст] / Н. С. Данакин // Российский журнал социальной работы. - 1995. - № 1. - С. 25-32.

11. Демина А.Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения [Текст] / А. Д. Демина, Н. С. Кайгородова, А. П. Супрун - Барнаул: Век, 1993. - 236 с.

Приложение 6

Пример оформления таблицы

Таблица 1.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.004 с.)