Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические принципы исследования проблемы психических состояний личности в психологии
Изучение психических состояний имеет особое значение для психологической науки в целом, так как именно они являются реальностью, в значительной степени регулирующей и направляющей ежедневную жизнь, обуславливающей особенности человеческого бытия. Психические состояния можно рассматривать как качественно однородные проявление всех психических компонентов за определённый период времени. Это – некое единство, целостность всех психических элементов, и эта целостность характеризуется относительной стабильностью, особой структурой, содержанием. В психических состояниях находит своё выражение степень активности функционирования психики, или, иначе говоря, интенсивность протекания и выражения, а также модальность (качество) психических процессов и свойств. Психические состояния отражают всё то, что в данный отрезок времени происходит в психике человека. А это особенности протекания познавательных процессов (ощущения, восприятие, память, мышление), эмоционально-волевых (эмоции, чувства, воля) и индивидуально-психологических проявлений (темперамент, характер, способности), психологическая характеристика деятельности (её мотивация, степень осознанности). Поскольку любое психическое состояние само влияет на протекание психических процессов, оно может переходить в свойство личности, которое в свою очередь обуславливает возникновение того или иного состояния. Поэтому, по мнению Е.П. Ильина, следует рассматривать связь компонентов таким образом: процесс = состояние = свойство, учитывая при этом их взаимосвязь и взаимовлияние [62, 344]. Число этих компонентов пока ещё чётко не определено, поскольку психические состояния, выступая как один из компонентов психики, являются сравнительно новой и малоизученной категорией. Исследованию общих вопросов проблемы психических состояний посвящены работы Н.Д. Левитова [94, 96], Ю.Е. Сосновиковой [171], В.А. Семиченко [165], А.Б. Леоновой [97, 98, 99], В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко [37; 38; 39], Э.И. Киршбаум [71], А.О. Прохорова [142; 143; 144], Л.Г. Дикой [51], Л.М. Балабановой [7], О.А. Будницкой [22], Е.И. Кульчицкой [88] и др. Интерес к психическим состояниям, в которых оказывается человек и которые определяют во многом его поведение, внешний вид, деятельность, появился ещё в глубокой древности. Одним из первых упоминаний о специфическом состоянии «души» является упоминание о состоянии «нирваны» в древнеиндийской литературе задолго до развития эллинистической психологии (III - II тысячелетия до нашей эры) [145, 47-52]. Фактически в этот период были сделаны первые попытки классификации психических состояний. Впервые проблема психических состояний человека была поставлена в отечественной психологии Н.Д. Левитовым [94]. Им были рассмотрены механизмы и проявления психических состояний и установлены связи психических состояний с другими психологическими явлениями, а также исследованы психические состояния в разных видах деятельности. В работах В. Джемса [50], Т. Рибо [152], Н.Д. Левитова [94] и Ю.Е. Сосновиковой [171] психические состояния рассматриваются как отдельная, самостоятельная, целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Н.Д.Левитов считал, что текущие состояния, прежде всего, обусловлены внешними воздействиями, внешней обстановкой, предшествующими состояниями [94]. Ю.Е. Сосновикова также указывает: «Психические состояния всегда ситуативны. Они, прежде всего, реакция на настоящую, существенную в данный момент, «теперь», «сейчас», «обстановку» [171, 47]. В состав ситуации она включает не только социальные воздействия, но и природно-биологические причины. О необходимости учёта ситуации в возникновении психических состояний пишет и Е.П. Ильин [62]. Изменение среды, изменение ситуации приводит к изменению психического состояния, его исчезновению, преобразованию в новое состояние [10]. В.А.Семиченко подчёркивает, что «состояние свидетельствует об устойчивости соответствующих явлений в психической жизни человека, их однотипности и повторяемости на протяжении отчётливо фиксируемого периода» [165, 3]. Наиболее точной, объединяющей можно считать точку зрения А.О. Прохорова, который указывает, что «психическое состояние – это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в некотором континууме времени» [144, 11]. Такое определение содержит все категориальные признаки, присущие психическому состоянию: целостность, ситуативность, устойчивость во времени, единство переживания и поведения, связь с личностными особенностями и психическими процессами. Для психических состояний характерны различные функции. Практически все психологи называют важнейшей функцию регулирования. А.О. Прохоров отмечает, что, наряду с регулятивной, важной функцией состояний является интеграция отдельных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс – состояние – свойство), состоящих из иерархически организованных в единую, целостную совокупность психических процессов и психологических свойств [144]. Поэтому состояние выступает не только как форма саморегуляции психики, но и как один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности – как единства его духовной, психической и телесной организации. Адаптивная функция состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учётом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функция позволяет сохранить на максимально возможном уровне здоровье, способность к адекватному поведению и успешной деятельности, возможность полноценного личностного развития [145, 12]… Приложение 5 Образец оформления списка литературы СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абрумова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика [Текст] / А. Г. Абрумова // Психологический журнал. - 1985. - № 6. - С. 107-115. 2. Аминов Н. А. Психодиагностика специальных способностей социального работника [Текст] / Н. А. Аминов, Н. А. Морозова // Социальная работа. - 1992.- № 2. С 49-53. 3. Бажин Е. Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля [Текст] / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голинкина, А. М. Эткинд // Психологический журнал.-1984. - № 3. - С. 152-162. 4. Баробанова М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» [Текст] / В. Баробанова // Вестник МГУ.- Серия 14. Психология. - 1995. - № 1. С. 54-58. 5. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В. В. Бойко. - М.: Наука, 1996. - 154 с. 6. Васильев И. А. Мотивация и контроль действий [Текст] / И. А. Васильев, М. М. Магомед-Эминов. - М.: Наука, 1991. - 68 с. 7. Васильева Н. Ю. Психологический портрет социального работника [Текст] / Н. Ю. Васильева // Социальная робота.- 1992. - № 5. - С. 35-40. 8. Воронин Г. А. Конфликты в школе [Текст] / Г. А. Воронин // Социологические исследования. - 1994. - № 3. - С. 56-72. 9. Данакин Н. С. Содержание и профессиональные особенности социальной работы [Текст] / Н. С. Данакин // Российский журнал социальной работы. - 1995. - № 1. - С. 25-32. 11. Демина А.Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения [Текст] / А. Д. Демина, Н. С. Кайгородова, А. П. Супрун - Барнаул: Век, 1993. - 236 с. Приложение 6 Пример оформления таблицы Таблица 1.1
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.004 с.) |