Речевые стратегии и Элементы НЛП 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речевые стратегии и Элементы НЛП



Установление раппорта с аудиторией, когда коммуникатор присоединяется к репрезентативным системам клиента, отражая их в своем вербальном и невербальном поведении [4, с. 232] – визуальном, кинестетическом, аудиальном. Отражение реакций собеседника в какой-то из этих систем, подстраивание под них – часто это обозначают как отзеркаливание – позволяет достичь раппорта с ним. При академической коммуникации с немногочисленной аудиторией установление раппорта – через диалоговые реплики как реакцию на сообщение, повторение кинестетической реакции собеседника – вполне возможно.

Прием якорения – использование любого стимула (в вербальной и невербальной форме), который позволяет человеку перенести свой прежний опыт и перенести его в настоящее и пережить то же психологическое состояние, также эффективен. Это может быть жест, цитата. Обычно якорение «срабатывает» в условиях достигнутого раппорта [4, с. 233-234]. В академическом дискурсе данный приём работает при условии небольшой аудитории.

Практических техник и средств НЛП выделено огромное количество, и их потенциал хорошо изучен – например, метафора является одним из излюбленных средств. Речь идёт о «живой» метафоре, не стёртой как, например, во фразе идёт дождь, где метафора стала фактом языка и утратила яркую образность, не осознается как таковая носителями языка или даже стертая биологическая метафора расцвет прагматики пришелся на … годы, интерес к данной проблеме пробудили последние открытия) или же о развёрнутой метафоре

Третья группа факторов представлена ИЗВЕСТНЫМИ техниками и приёмами речевого воздействия: например, речевая тактика присоединения (например, обращение к аудитории коллеги – именно тактика присоединения служит основанием для того, чтобы рекомендовать начинать выступление с обращения к аудитории, вместо достаточно распространённого начала публичного выступления с приветствия – например, здравствуйте (не говоря уже о некоторой неуместности приветствия в докладе, который делается в конце рабочего дня конференции, когда все участники уже не только приветствовали друг друга, но и участвовали в дискуссии) с целью формирования аттракции – положительного впечатления о себе у собеседника [5, с. 37]. 

Тактика подстраивания путём демонстрации эрудированности в вопросах, интересующих собеседника, разъяснения, развёрнутой аргументации, выраженной в использовании антитез, что усиливает эмоциональное воздействие [5, с. 43]. 

При этом говорящий в контексте академического общения реализует как правило либо стратегию на повышение (презентация и самопрезентация, отвод критики и др.), либо стратегию нейтральности (тактика кооперации, размежевания – выявления различий в позициях и мнениях), тактика информирования (без выражения отношения к ним) [5, с. 49-50]. 

Можно также использовать приёмы захвата внимания аудитории [6, с. 167], например, во вступительной части речи:

- обращение к событию, месту (мы отмечаем сегодня годовщину, наша конференция посвящена);

- обращение к конфликту, что вызывает внимание аудитории – «Мир любит слушать о борьбе. Когда герои в кино начинают обниматься, все ищут пальто и шляпы» Д.Карнеги – цит. по [6, с. 167], – в лингвистике не утихают споры по поводу…, давайте попробуем разобраться в причинах;

- ссылка на общеизвестный источник информации (вчера в речи нового министра образования), исторический эпизод или цитирование знаменитости, на своё эмоциональное состояние и рассказ о случае из своей жизни (меня беспокоит, мне приятно).

-Это также может быть риторический вопрос или обращение к жизненным интересам слушателей и т.д.

Иными словами, в основе таких техник лежит некое переключение с обсуждаемой темы на привязку её к хронотопу и тем самым включение механизма восприятия здесь и сейчас.

Завершающая часть выступления: так, И. А. Стернин [7] не рекомендует заканчивать выступление словами типа Вот и всё, что я хотел сказать или обрывать речь без заключения, заканчивать её на пессимистической ноте (нужно нарисовать перспективу и выход из положения), не следует извиняться  Я вижу, что утомил вас или мне не удалось охватить все аспекты [7]. Вместо этого рекомендуется использовать следующие средства – цитаты, крылатые фразы или шутки, обобщения (итак, …), подытоживание того, что было сказано (во-первых, … во-вторых), благодарность за внимание и комплимент аудитории, обращение к ней (например, поздравить с наступающим праздником)

Таким образом, формат современного публичного выступления диктует необходимость учёта стратегий речевого воздействия и тактик и с опорой на различные речевые стратегии, хорошо зарекомендовавшие себя.

Пример

Рассмотрим применение таких тактик на примере фрагментов реального выступления. Тема – продвижение идеи модернизации стандартов транслитерации в системе городской транспортной навигации на конкурсе проектов студенческих инициатив в формате слэм. (В данной статье акцентируется в большей степени «внешняя» сторона выступления, чем содержательная. Жирным шрифтом обозначено акцентное выделение, в начале текста обозначены используемые стратегии и тактики.) 

Уважаемые коллеги! (тактика присоединения)

Мы представляем проект, который, как нам кажется (хедж), во-первых (структурирование), был бы интересен городу, во-вторых, отвечает миссии университета, поскольку проект предполагает участие в социальном развитии города, развитии студенческой инициативы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.008 с.)