Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Речевые стратегии и Элементы НЛП
Установление раппорта с аудиторией, когда коммуникатор присоединяется к репрезентативным системам клиента, отражая их в своем вербальном и невербальном поведении [4, с. 232] – визуальном, кинестетическом, аудиальном. Отражение реакций собеседника в какой-то из этих систем, подстраивание под них – часто это обозначают как отзеркаливание – позволяет достичь раппорта с ним. При академической коммуникации с немногочисленной аудиторией установление раппорта – через диалоговые реплики как реакцию на сообщение, повторение кинестетической реакции собеседника – вполне возможно. Прием якорения – использование любого стимула (в вербальной и невербальной форме), который позволяет человеку перенести свой прежний опыт и перенести его в настоящее и пережить то же психологическое состояние, также эффективен. Это может быть жест, цитата. Обычно якорение «срабатывает» в условиях достигнутого раппорта [4, с. 233-234]. В академическом дискурсе данный приём работает при условии небольшой аудитории. Практических техник и средств НЛП выделено огромное количество, и их потенциал хорошо изучен – например, метафора является одним из излюбленных средств. Речь идёт о «живой» метафоре, не стёртой как, например, во фразе идёт дождь, где метафора стала фактом языка и утратила яркую образность, не осознается как таковая носителями языка или даже стертая биологическая метафора расцвет прагматики пришелся на … годы, интерес к данной проблеме пробудили последние открытия) или же о развёрнутой метафоре Третья группа факторов представлена ИЗВЕСТНЫМИ техниками и приёмами речевого воздействия: например, речевая тактика присоединения (например, обращение к аудитории коллеги – именно тактика присоединения служит основанием для того, чтобы рекомендовать начинать выступление с обращения к аудитории, вместо достаточно распространённого начала публичного выступления с приветствия – например, здравствуйте (не говоря уже о некоторой неуместности приветствия в докладе, который делается в конце рабочего дня конференции, когда все участники уже не только приветствовали друг друга, но и участвовали в дискуссии) с целью формирования аттракции – положительного впечатления о себе у собеседника [5, с. 37].
Тактика подстраивания путём демонстрации эрудированности в вопросах, интересующих собеседника, разъяснения, развёрнутой аргументации, выраженной в использовании антитез, что усиливает эмоциональное воздействие [5, с. 43]. При этом говорящий в контексте академического общения реализует как правило либо стратегию на повышение (презентация и самопрезентация, отвод критики и др.), либо стратегию нейтральности (тактика кооперации, размежевания – выявления различий в позициях и мнениях), тактика информирования (без выражения отношения к ним) [5, с. 49-50]. Можно также использовать приёмы захвата внимания аудитории [6, с. 167], например, во вступительной части речи: - обращение к событию, месту (мы отмечаем сегодня годовщину, наша конференция посвящена); - обращение к конфликту, что вызывает внимание аудитории – «Мир любит слушать о борьбе. Когда герои в кино начинают обниматься, все ищут пальто и шляпы» Д.Карнеги – цит. по [6, с. 167], – в лингвистике не утихают споры по поводу…, давайте попробуем разобраться в причинах; - ссылка на общеизвестный источник информации (вчера в речи нового министра образования), исторический эпизод или цитирование знаменитости, на своё эмоциональное состояние и рассказ о случае из своей жизни (меня беспокоит, мне приятно). -Это также может быть риторический вопрос или обращение к жизненным интересам слушателей и т.д. Иными словами, в основе таких техник лежит некое переключение с обсуждаемой темы на привязку её к хронотопу и тем самым включение механизма восприятия здесь и сейчас. Завершающая часть выступления: так, И. А. Стернин [7] не рекомендует заканчивать выступление словами типа Вот и всё, что я хотел сказать или обрывать речь без заключения, заканчивать её на пессимистической ноте (нужно нарисовать перспективу и выход из положения), не следует извиняться Я вижу, что утомил вас или мне не удалось охватить все аспекты [7]. Вместо этого рекомендуется использовать следующие средства – цитаты, крылатые фразы или шутки, обобщения (итак, …), подытоживание того, что было сказано (во-первых, … во-вторых), благодарность за внимание и комплимент аудитории, обращение к ней (например, поздравить с наступающим праздником)
Таким образом, формат современного публичного выступления диктует необходимость учёта стратегий речевого воздействия и тактик и с опорой на различные речевые стратегии, хорошо зарекомендовавшие себя. Пример Рассмотрим применение таких тактик на примере фрагментов реального выступления. Тема – продвижение идеи модернизации стандартов транслитерации в системе городской транспортной навигации на конкурсе проектов студенческих инициатив в формате слэм. (В данной статье акцентируется в большей степени «внешняя» сторона выступления, чем содержательная. Жирным шрифтом обозначено акцентное выделение, в начале текста обозначены используемые стратегии и тактики.) Уважаемые коллеги! (тактика присоединения) Мы представляем проект, который, как нам кажется (хедж), во-первых (структурирование), был бы интересен городу, во-вторых, отвечает миссии университета, поскольку проект предполагает участие в социальном развитии города, развитии студенческой инициативы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.26.226 (0.011 с.) |