Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность за достоверность изложенных фактов, соблюдение авторских прав, правописание и стиль несут авторы включенных в сборник материалов.

Поиск

СБОРНИК

«ЛЕСНАЯ АЗБУКА»

(материалы районных конкурсов)

 

 

 

 

 

 


Бирюч 2021

ББК 20.1

 

Печатается по решению

управления образования администрации района

приказ №621/ОД от 18.06.2021 года

 

Редакционная коллегия:

Литвинова Н.Н., директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области (ответственная за выпуск);

 

Толстенко С.Н., методист муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области

 

ЛЕСНАЯ АЗБУКА. – г. Бирюч: МБУ ДО СЮН, 2021. – 48 с.

 

 

В сборнике представлены методические материалы педагогов образовательных учреждений Красногвардейского района – участников районных конкурсов для педагогов «Лесная азбука» и «Зеленый патруль», которые проводились в период с 20 апреля по 18 июня 2021 года.

 

Ответственность за достоверность изложенных фактов, соблюдение авторских прав, правописание и стиль несут авторы включенных в сборник материалов.

 

© МБУ ДО «Станция юных натуралистов», 2021

Предисловие

Уважаемый коллега!

«Образование только развивает

Нравственные силы человека, но не даёт их:

даёт их человеку природа».

 

В.Г. Белинский

      

 

В целях привлечения внимания общества к проблемам сохранения, восстановления и приумножения лесных богатств, а также формирования у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позицией в рамках мероприятий районного проекта «Живи, лес!» муниципального этапа областной акции «Сохраним леса от пожаров!» в период с 20 апреля 2021 года по 18 июня 2021 года прошли районные конкурсы для педагогов «Лесная азбука» и «Зеленый патруль» (далее - конкурсы), итогом которых явилось издание сборника методических материалов «ЛЕСНАЯ АЗБУКА».

На Конкурсы были представлены лучшие методические материалы по данной теме, которые размещены на сайте МБУ ДО «Станция юных натуралистов» и представлены в сборнике «ЛЕСНАЯ АЗБУКА». Для участия в Конкурсах и издания сборника использовались следующие критерии: педагогическая целесообразность; оригинальность материала; фактическая достоверность материала; логичность структуры, стиль и доходчивость; возможность широкого использования. Не принимались: методические разработки, найденные в сети Интернет и в печатных изданиях.

Методическая продукция, представленная в этом сборнике, имеет перспективы дальнейшего ее использования как муниципального материала на уроках и занятиях по географии, биологии, экологии и т.д., в натуралистической и природоохранной работе педагогов образовательных организаций.

 

Белинова Л.П., музыкальный руководитель,

Мартынюк Т.В., воспитатель,

МБДОУ «Детский сад с. Арнаутово»

«Берегите лес и его обитателей»

(конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в разновозрастной группе)

Название разработки: «Берегите лес и его обитателей»

Название и форма проведения: «Берегите лес и его обитателей», организованная образовательная деятельность.

Пояснительная записка

Цель: расширить знания о значении леса для нашей планеты и для ее жителей и определить способы сбережения леса.

Задачи:

- систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара в лесу.

-закрепить умение выделять животных наших лесов среди других животных; закрепить названия диких животных и их детенышей.

- формировать умение находить правильные ответы на вопросы о животных.

- воспитывать интерес к жизни животных, любознательность.

Форма проведения: организованная образовательная деятельность

Метод проведения: игровой

Возраст детей: 3-7 лет

Оборудование: фигурки «дикие животные», картинки, плакат с изображением леса, дидактические игры «Дикие животные и их детёныши», «Дикие животные разных стран».

Методические советы на подготовительный период: отгадывание загадок по теме « Дикие животные. Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных).

План мероприятия

I. Организационный момент.

Чтение стихотворения

II. Основные этапы мероприятия.

Игра «Можно – нельзя» (с мячом)

Д/и «Назови детёныша»

Д/и «Найди дом»

Д/и «Скажи, зачем?»

III. Итог мероприятия. Рефлексия.

Ход ООД

I. Организационный момент.

Педагог: – Дети, что такое лес?

– Лес – зеленый наряд нашей земли.

– Лес – дом для птиц и животных.

– Лес – наше богатство.

– Лес – красота нашей природы.

– Лес – врач, очищает воздух, дает кислород.

– Дети, хотите погулять в лесу?

Давайте вспомним правила поведения в лесу.

– Ломать деревья и ветки (нельзя).

– Сажать больше деревьев (можно).

– Ходить и топтать на лугах цвете (нельзя).

– Ходить только по тропинкам (можно).

– Рвать большие букеты цветов (нельзя).

– Любоваться ими (можно).

– Оставлять мусор в лесу (нельзя).

– Собрать мусор в яму и закопать его (можно).

– Разжигать костры в лесу (нельзя).

– Беречь лес от пожара (можно).

– В лесу шуметь (нельзя).

– Слушать пенье птиц (можно).

– Молодцы.

II. Основные этапы ООД.

Педагог: Игра «Можно – нельзя» (с мячом).

Педагог: Подходите-ка ко мне,

Закрывайте глазки все,

Раз, два, три мы покружились,

И в лесу мы очутились.

Звучат звуки леса

Ребенок: Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полон сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою?

Что нам шепчешь на заре?

Кто в глуши твоей таится?

Все открой! Не утаи

Ты же видишь, мы свои…

Песня «Лесная песенка» (музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева).

1. Идем мы вслед за песенкой

Тропинкою лесной,

Нам клены машут весело

Зеленою листвой.

Припев:

Лес, лес - до небес,

Полон сказочных чудес.

Будь светлым, радостным,

Любимым, добрый лес!

2. У нас за каждой веточкой

Друзья найдутся тут -

И зайчики, и белочки

Навстречу нам бегут.

Воспитатель: Ребята, скажите, кто такие – дикие животные и кто такие домашние животные? (Живут в природе, сами строят себе жилище и добывают пищу). В лесу живёт много разных зверей. Но в этом лесу нужно разобраться..

1. Музыкальная игра «Путаница»

Педагог: Животных, что живут в лесах,
Мы оставим на местах.
Нужно лишних здесь назвать
И из леса их убрать.

       Молодцы! Располагайтесь на полянке (дети рассаживаются на ковер)

Музыкальная пауза (звуки леса)

       Педагог: Ребята, в нашем лесу недавно случилась беда, настоящий ураган. Дул такой сильный ветер и лил дождь, что все звери разбежались и теперь никак не могут найти своих детёнышей. Вы хотите им помочь!

2. Д/и «Назови детёныша»

Много мам на белом свете,
И у каждой мамы дети.
На помощь мы должны придти
И деток правильно найти!

       Дети называют взрослое животное и его детёныша, ставят соответствующую картинку.

Спасибо вам за помощь. Вы, наверное, устали.

Физкультминутка

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, -

Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадёмся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,
И мы головки повернём.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.

Мышки-то норки свои нашли. А другие животные так перепугались во время непогоды, что забыли, кто, где живёт. Снова нужна ваша помощь!

3. Д/и «Найди дом»

Педагог: Есть у каждого свой дом,
Нам тепло, уютно в нём,
И лесным животным тоже
Домик свой найти поможем.

Справились! Ну, вот детёныши с мамами, домики все свои нашли, можно и пообедать. А вы знаете, чем питаются дикие животные?

4. Д/и «Скажи, зачем?»

Что? Зачем? И почему?
Всё никак я не пойму,
Ну, ребята, не скучайте,
На вопросы отвечайте!

- Зачем лисе длинный пушистый хвост?

- Для чего зайчик на зиму «одевает» белую шубку?

- Зачем ежу иголки?

- Почему волки воют?

- Для чего зайцу длинные уши?

- Почему рысь имеет пятнистую окраску?

- Зачем бобру такие острые и крепкие зубы?

       Ну вот, теперь вы мне всё объяснили. А я тоже кое-что знаю. Я знаю, как звери делают зарядку. А вы знаете? Давайте вместе покажем.

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Педагог: Раз – прыжок, два – присядка.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.

А волчата – спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – начинает всё сначала!

Ребенок: До свиданья, лес! Ты расти на радость людям

Мы дружить с тобою будем

Добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес.

Предлагаю в защиту лесов и его обитателей нарисовать рисунки.

III. Итог мероприятия.

Педагог: Ребята! Вы – молодцы! Так хорошо отвечали. Такой плакат у нас получился. Скажите, а вам понравилось сегодня наше путешествие по лесу? Вот как славно мы отдохнули в лесу. Лес - наше богатство. Но его мы должны беречь, не нарушать правила леса. Назовите правила леса.

Ответы детей. Ходить только по тропинкам, не рвать цветы, не разорять гнезда птиц, не убивать животных, насекомых, не мусорить, не шуметь.

Рефлексия: Ребята, вам понравилось путешествие в лес, возьмите на память красный цветочек, если не интересно было белый цветок.

Методические советы организаторам и постановщикам.  Для данного мероприятия должен быть подобран красочный иллюстративный и дидактические игры. Для достижения большего эффекта от организованной образовательной деятельности необходимо использовать музыкальное сопровождение.

Методические советы на период ближайшего последействия. Для наилучшего закрепления знаний, полученных в организованной образовательной деятельности, в ближайшее время необходимо провести экскурсию по родному краю, чтобы увидеть охраняемых животных в естественных природных условиях. Рекомендовать родителям изучить литературу об охраняемых животных, посетить зоопарк.

Литература:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.:Мозаика-Синтез, 2015.

2. Сборник загадок о животных.

3. Энциклопедия о животных.

4. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-Пресс, 2007.

Приложение

                                                                     

Горелова Л.Н., воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Теремок» с.Веселое»

«Дары леса»

(конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе)

Задачи: продолжать знакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберезовик, грибница, опята, боровик, мухомор, белая поганка). Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

Виды детской деятельности: познавательная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная.

Оборудование: иллюстрации леса, лесной опушки, грибов, фотографии, настольно-дидактическая игра «Съедобное-несъедобное».

Содержание ООД.

Воспитатель: дети, вы все знаете, что после зимы наступает весна, а вслед за летом приходит осень. А почему это происходит? (Ответы детей).

Воспитатель: Так происходит потому, что Земля вращается вокруг Солнца и поворачивается к нему, то одним, то другим боком. Вот и мы только что сказали Лету: «До свидания!», а сейчас говорим: «Здравствуй, Осень!»

Разыгрался ветер на лесной поляне,

Закружил осинку в красном сарафане,

И листок с березы золотистой пчелкой

Вьется и кружится над колючей елкой.

Облетели листья клена, клен от холода дрожит,

На дорожке у балкона золотой ковер лежит.

Воспитатель: Дети, какие приметы осени вы знаете? (Ответы детей).

Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. А почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Я приглашаю вас в осенний лес за грибами. Давайте отправимся туда на красивом автомобиле.

(Дети садятся в игрушечный автомобиль).

Воспитатель: Здравствуй, лес! Здравствуй, лес!

Ты полон сказок и чудес!

А вот и царство грибов. (Подходят к иллюстрациям).

Воспитатель: В лесу грибы нужно искать, они всегда прячутся под листьями, под пустотами. Найдите и назовите те грибы, которые вы знаете.

Игра «Угадай, кто я?»

Воспитатель: Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:

- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим лесным жителям;

- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;

- не собирать грибы у проезжей части;

- собирать только известные грибы;

- не срывать старые и очень маленькие грибы.

А вот и первый гриб. Он хочет загадать вам загадку о себе.

Ребенок в шапочке гриба загадывает загадку.

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы…(Боровик)

Воспитатель: Верно, дети, это боровик, Его Величество Боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожий на бочонок. У него мясистая шапочка. А еще его называют белый гриб, а еще гриб-полковник. Потому что он при сушке, жарке, варке остается белым.

Выходит ребенок в шапочке подосиновика.

Ребенок.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я…(подосиновик)

Воспитатель: Почему его так называют? (Потому что чаще всего он растет под осиной).

Воспитатель: Расскажите, что вы знаете об этом грибе. (Ответы детей: это съедобный гриб, у него прямая ножка и круглая шляпка).

Выходит ребенок в шляпке подберезовика.

Не скрою: не белый я, братцы, попроще,

Расту я обычно в березовой роще.

Воспитатель: Ребята, эти два гриба часто путают, но на изломе подосиновик синеет, а подберезовик остается светлым. (Дети рассматривают надлом на подберезовике).

Воспитатель: А это что за семейка?

Ребенок.

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу (Опята).

Воспитатель: Какие бывают опята? (Ответы детей)

Воспитатель: Где они обычно растут? (Ответы детей)

Воспитатель: Дети, мы столько собрали грибов, что необходимо для них спеть песню.

Хороводная песня «Осень милая шуршит»

сл. С Еремеева, муз. М. Еремеева

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто в гости к нам пришел? Да это старик-Лесовик. Он все лесные тайны знает.

Лесовик: А какие еще есть грибы в лесу?

Дети: Ядовитые.

Лесовик:

А вот кто-то важный на беленькой ножке,

Он в красной шляпке, на шляпке горошки…(мухомор)

Воспитатель: А почему его так называют?

Дети: Потому что мухи его боятся и падают замертво от него.

Воспитатель: А кто им лечится?

Дети: Лоси, они проглатывают их целиком.

Лесовик: Назовите ядовитые грибы, которые вы знаете. (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а теперь нарисуйте любую полянку грибов, которые вам больше понравились и подарите Лесовичку.

(Дети рисуют грибы карандашами, фломастерами и дарят рисунки Лесовичку).

Лесовик угощает всех печеньем «Грибочки».

Список литературы:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада – 2-е изд. доработанное – М.: Просвещение,1991.

2. Фесюкова Л.Б. Уроки экологии. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Сфера, 2014 г.

3. 500 загадок для детей. / Сост. И.А. Мазнин – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Дубенцева М.А., воспитатель,

Часовникова И.В., воспитатель,

МБДОУ «Детский сад «Березка» с. Засосна»

 

Экскурсия «Зеленый великаны»      

(конспект ООД)                                            

Цели:

- Познакомить детей с лесом, с профессиями, связанными с лесом, лесными обитателями;

-Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью;

-Учить различать деревья и кусты;

-Формировать умение устанавливать причинно- следственную связь между наблюдательными предметами.

-Воспитывать любовь к природе;

-Научить детей поведению в лесу.

Материалы: рисунки с изображением листьев, грибов, ягод.

Предварительная работа: ознакомление с обитателями леса и растениями леса; рисование осенних деревьев, лепка грибов.

Ход занятия

Вводная беседа

1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть наблюдаемые объекты и послушать осенний лес.

- Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце? Теплее или холоднее сегодня, чем было летом?

2. Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? Начали ли они опадать? Найди деревья и кустарники, листья которых не изменились по сравнению с летом.

3. Как называется участок леса, где растут ели? Берёзы? Дубы?

4. Как изменилась трава? Обрати внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Так ли их много как летом? Как вы думаете, с чем связаны такие изменения в растениях осенью? (Меньше света, тепла.)

5. Понаблюдайте, так ли много сейчас насекомых, как было летом. Где их больше: на солнце или в тени? Почему осенью насекомых становится всё меньше и меньше? Для чего они прячутся под кору деревьев, в почву, под опавшие листья?

6. Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом? Как называются птицы, которые улетают от нас в тёплые края? (перелётные) Как вы думаете, почему перелётные птицы не зимуют у нас? (Холодно, нет корма - исчезают насекомые, убрали урожай на полях.)

Беседа о лесе

- Ребята, что растёт в лесу? (Деревья, кустарники, ягоды, грибы) -Самые главные жители леса- деревья, их много, они высокие.

- Как вы узнали берёзу, дуб, рябину, клён, ель, сосну?

                                (По строению листьев, по стволу и т.д.)

- Отгадайте загадку: «Сидит- зеленеет, лежит- пожелтеет, падает почернеет» (Лист)

 - Леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные; берёзовые рощи, где растут одни берёзы; в сосновом бору одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники- бузина, орешник, малина. Так же на земле растут травы, ягоды, грибы. В лесу живут звери, птицы, насекомые. Они находят здесь себе жильё: роют норы, вьют гнёзда. Лес кормит их. Лес - это замечательное природное богатство.

Ребята, а теперь я хочу познакомить вас с лесными профессиями - рабочие, лесорубы, трактористы, крановщики, водители, лесники. Видите, как много людей работает в лесу. Но самый главный - лесничий. Он руководит посадкой нового леса, назначает участки для рубки, оберегает лес от пожаров и людей, которые без разрешения рубят деревья и стреляют зверей. Лес разбит на участки. За каждый участок отвечает лесник.

Итог занятия.

-Понравилось вам в лесу?

-Как можно назвать это время осени? (Ранняя)

-Ну вот, ребята, наша экскурсия подошла к концу, и нам пора с вами возвращаться наш любимый детский сад. Но мы с вами обязательно ещё придём в лес.

Список литературы:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада – 2-е изд. доработанное – М.: Просвещение,1991.

2. Фесюкова Л.Б. Уроки экологии. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Сфера, 2014 г.

Дьячкова Т.В., педагог дополнительного образования,

МБУ ДО «Станция юных натуралистов»

«В сказочном лесу»

(игровая программа)

Название разработки: «В сказочном лесу»

Название и форма проведения: «В сказочном лесу», игровая программа.

 

Пояснительная записка

Цель: Создать условия для развития всестороннее гармоничной личности. Учить видеть прекрасное в обычном.

явлении природы. Показать наглядно какую пользу приносит нам природа.

Задачи:
1.Формировать экологическую культуру

2. Закрепить знания правил поведения в лесу.

3.Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою Родину, ее богатства.

4.Учить работать в коллективе, помогать друг другу.

Форма проведения: игровая программа.

Метод проведения: словесный, иллюстрационный, игровой.

Возраст детей: 7-9 лет.

Условия для проведения: просторный кабинет или актовый зал.

Оборудование: карточки с вопросами, запись «Звуки леса», картинки съедобных и ядовитых грибов, сухие травы и сухие плоды яблони, груши.

Методические советы на подготовительный период: педагог подбирает музыкальное сопровождение, конкурсы, игры.

План мероприятия

I. Организационный момент.

II. Основные этапы мероприятия.

1.Конкурс загадок

2. Узнай по запаху

3. Конкурс «Грибники»

4. Зашифрованные записки.

5. Отгадай, о каком животном идет речь.

6.Игра « Если выйду на природу»

III. Итог мероприятия. Рефлексия.

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Педагог: Добрый день, дорогие ребята! Жил-был на свете царь Берендей. И было у него своё царство - полный тайн сказочный лес. Кто только в нем не жил! Удивительные растения, диковинные животные, чудо грибы! И нас с вами Царь Берендей пригласил в свой сказочный лес, погостить, полюбоваться его красотой. Вы готовы принять приглашение? (Дети отвечают).

II. Основные этапы мероприятия.

Педагог: Лес является домом для разных растений и животных.

Давайте проверим хорошо ли вы знаете, какие деревья растут в наших лесах. Я буду произносить названия деревья. Если они из нашего леса - хлопайте, если нет - топайте: груша, рябина, баобаб, лещина, береза, кактус, ель, тополь, клен, лимон, липа, облепиха, ясень, дуб, абрикос, осина, магнолия, акация, мандарин.

Педагог: Молодцы ребята справились вы с этим заданием. Кроме деревьев в лесу растет еще много других растений. Сейчас вам предстоит не только отгадать о каком растении идет речь, но и рассказать, как это растение использует человек.

1. Ты растение не тронь.

Жжется больно, как огонь.

(Крапива. Отваром моют голову, останавливают кровь)

 2. Тонкий стебель у дорожки

На конце его - сережки.

На земле лежат листки - 

Маленькие лопушки.

(Подорожник. Лечат ранки, порезы, применяют при заболевании желудка.)

 3. Соком этого растения сводят бородавки? (Чистотел)

 4. Стоят кругом сестрички

Желтые глаза, белые реснички. (Ромашка. Полощут горло при ангине)

Педагог: Ребята, как можно назвать отгаданные вами растения? (Ответы детей)

Педагог: Правильно лекарственные. И если вы решите их собирать помните: не вырывайте растение с корнем, а собирайте их бережно, осторожно!

Педагог: Следующее задание очень непростое, но оно под силу всем, кто дружит с природой. Вам надо по запаху определить какое в руках у вас растение. Детям предлагают понюхать засушенные мяту, мелису, ромашку, хвоинки сосны или ели. (дети определяю растения по запаху)

Педагог: молодцы ребята вы справились с этим не простым заданием.

Педагог: Вот мы и пришли в лес.   Кто знает правила поведения в лесу? (Дети отвечают).

Педагог: Все верно. Надо помнить, что в лесу мы гости и вести себя надо соответственно. Но очень часто после отдыха гостей в лесу остается много мусора. предлагаю помочь лесу и собрать мусор (игра «Кто быстрей»). Выходят два участника. Один собирает синие фантики от конфет, другой красные.

Педагог: Ребята, скажите, что чаще всего люди ходят собирать в лесу?

Дети (отвечают).

Правильно грибы-это еще один дар, которым с нами щедро делится лес. Отгадайте у какого гриба такую красивую шляпку встретишь? Красная, с белыми пятнышками. На ножке есть кольцо - точь-в-точь юбочка. В своё время его Баба- Яга вместо липучек от мух в своей избушке развешивала. А сейчас грибники стороной обходят. Хоть бы раз в корзинку со съедобными грибами положили.

1. бледная поганка;

2. подосиновик;

3. подберёзовик;

4. мухомор

Педагог: Весёлые сестрички водят хоровод! Лету красному радуются! Шляпки у них необычные - в центре вдавленные, а по краю вниз подогнутые. Сарафанчики у них светло-жёлтые, с рыжеватым оттенком или бледно-оранжевые. Лису-плутовку напоминают. Их так и прозвали…

1. опята;

2. рыжики;

3. волнушки;

4. лисички.

Педагог: Сейчас вы все станете грибниками, которые пришли в лес. По моей команде у нас начнется «тихая охота», победит тот, кто соберет больше всего грибов. Грибы- цветные картинки съедобных и несъедобных грибов (они могут повторяться) разложенные по всему залу. Победит тот, кто соберет больше всего съедобных «грибов». «Ядовитые грибы» должны остаться лежать на полу.

Педагог: Кто только не живёт в царстве Берендея! Перед вами лежат зашифрованные названия животных. Отгадав их, вы узнаете, о каком животном идет речь.


           Ответ: Лиса                                          Ответ: Рысь

БАНКА    ЛУЖА СОЛЬ       САМОВОЛКА СИЛА       ПОБЕЛКА

Пояснительная записка

Цель: формирование у учащихся знаний о лесе посредством участия в экологических играх.

Задачи: Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека.

Знакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.

Развивать познавательный интерес.

Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Форма проведения: комбинированное занятие

Методы и приемы: словесный (рассказ, беседа, обсуждение), наглядный (презентация), игровой, практический (оригами, изготовление плаката)

Возраст детей: 7-9 лет.

Условия для проведения: отдельный кабинет, проектор, компьютер, экран.

Дидактический материал: ноутбук, презентация к занятию, видеозапись

Оборудование: атрибуты для игры, цветная бумага, ватман, маркеры

Методические советы на подготовительный период: педагог готовит атрибуты к игре, презентацию к занятию

План занятия

I. Организационный момент.

II. Основные этапы занятия.

  1. Рефлексия.
  2. Сообщение темы и цели занятия.
  3. Беседа «Леса-легкие планеты».
  4. 1 задание «Кроссворд».
  5. Конкурс «Заблудился в лесу».
  6. Беседа-рассуждение «Все ли хорошо в природе».
  7. Конкурс «Убери мусор».

8. Конкурс «Потуши пожар».

9. Блиц-опрос.

10. Конкурс «Собери животное».

11. Изготовление плаката «День леса».

III. Рефлексия.

IV. Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Демонстрация видеоролика «День леса»

II. Основные этапы занятия.

  1. Рефлексия.

Педагог: Ребята, у вас на столе лежат картинки – елочки зелёного, желтого и красного цвета. Давайте елочками покажем наше настроение. Если у вас отличное настроение, то возьмите в руки елочку зеленого цвета. Если у вас хорошее настроение возьмите елочку желтого цвета. Если вы огорчены, расстроены, возьмите в руки елочку красного цвета.

Возьмите иподнимите, пожалуйста, елочку, которая соответствует вашему настроению и мыслям.

  1. Сообщение темы и цели занятия.

Педагог: Ребята, о чём мы сегодня будем говорить?

21 марта - новый день в мировом календаре знаменательных дат и событий появился по инициативе членов Организации Объединенных Наций. И теперь, начиная с 2013 года, Международный день леса будут отмечать во всех странах мира. В резолюции ООН, учредившей этот день, отмечается чрезвычайная важность повышения осведомленности населения всех стран в особой роли всех видов лесов и даже отдельных деревьев, растущих за пределами лесных массивов. В связи с этим основной задачей Международного дня леса является повышение осведомленности жителей планеты о значимости лесных экосистем, необходимости их защиты, воспроизводства, и восстановления.

Педагог:

Здравствуй, лес!

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои. С. Погореловский

  1. Беседа «Леса-легкие планеты».

Педагог: Забота о сохранении и умножении богатств природы – долг каждого жителя планеты Земля. В частности, наша с вами обязанность – беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «легкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывают кислород. Леса – это также дом для многих животных, не будет леса – погибнут и они. Каждый час на планете уничтожают 24 км2 тропических лесов. Это может привести к необратимым изменениям в климате планеты, в распределении осадков и температур. Ведущий. Много интересного можно узнать из книг, различных энциклопедий о лесных растениях, об их полезных, необычных свойствах. Так, например, в городах деревья спасают людей от сажи и дыма. В частности, один тополь задерживает 100 граммов сажи. Липа хорошо уживается с асфальтом, она может расти в асфальтовой лунке более 60 лет. Если в лесу большое количество одуванчиков, то деревья могут заболеть. Это значит, что грунт уплотнился, а это – сигнал тревоги.

Существуют травы, которые не горят, например, кошачья лапка, толокнянка, бессмертник, а сахалинская гречиха, которая ростом выше человеческого, не горит даже в том случае, если ее облить керосином.

  1. 1 задание «Кроссворд».

Педагог: Первое задание – это кроссворд. Каждая команда должна отгадать по 4 загадки. Если вы это выполните, то на экране появится тема нашего занятия. Начинаем!

 

1. Я из крошки бочки вырос  Стал высок я и могуч,  Не боюсь ни гроз, ни туч.  Я кормлю свиней и белок –  Ничего, что плод мой мелок. (Дуб) 2. Клейкие почки  Зелёные листочки,  С белой корой  Стоит под горой. (Берёза)

 

3. На поляне возле ёлок  Дом построен из иголок  За травой не виден он,  А жильцов в нём миллион. (Муравейник)   4. Будто снежный шар бела  По весне она цвела,  Нежный запах источала,  Разом сделалась она  Вся от ягоды черна. (Черёмуха)
5. Стоит Антошка  На одной ножке.  Его ищут, а он не откликается. (Гриб) 6. Ягоду какого дерева любят снегири?    (Рябина)  
7. Летом с него снег –  Просто смех!  Снег повсюду летает,  Почему же он не тает? (Тополь) 8. Без рук, без топорёнка  Построена избёнка. (Гнездо)  
9. Огромный, рогатый  Ходит по лесу сохатый. (Лось)   10. Что же это за девица:  Не швея, не мастерица,  Ничего сама не шьёт,  А в иголках круглый год. (Елка)
11. Днём спит, ночью летает  Прохожих пугает. (Сова)   12. На овчарку он похож:  Что ни зуб, то острый нож.  Он бежит, оскалив пасть,  На овцу готов напасть. (Волк)
  1. Конкурс «Заблудился в лесу».

Педагог: Посередине комнаты расставлены в беспорядке 10 «елочек» на расстоянии около 80 сантиметров друг от друга. Участникам конкурса завязывают глаза. Вы должны дойти до другой стороны площадки между «елочками», не дотрагиваясь до них. Тот, кто дотронется до кегли или уронит ее, получает штрафной балл.

Проведение конкурса

  1. Беседа-рассуждение «Все ли хорошо в природе».

Педагог: Сегодня будем рассуждать,

Спорить и доказывать,

Лес мы будем защищать

И всё о нём рассказывать.

А теперь давайте задумаемся над таким вопросом: всё ли так хорошо в природе?

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят,

Загорают и едят.

Отдыхают, как хотят

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Тут и там - пустые банки,

И, как будто нам на зло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли,

Но и здесь до нас сидели:

Жгли костёр, бумагу жгли –

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…

- Эй, ребята, - крикнул Дима. –

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид, прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костёр, в футбол играли,

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки –

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не нашли.

Педагог: Вы любите бывать в лесу, купаться в речке? А понравились вам такие туристы?

       Да, таких туристов лучше оставить дома, пока они не осознают, как следует вести себя в лесу. А мы отдохнём перед следующим заданием.

  1. Конкурс «Убери мусор».

Педагог: Большой вред наносят люди, засоряя наши леса, устраивая здесь свалки мусора. Давайте очистим предполагаемый участок леса от предметов, которые оставили здесь нерадивые туристы.

Давайте разделимся на две команды. Каждой дается список вещей, которые вы должны собрать в комнате. Предварительно эти предметы (смятые листочки бумаги, палочки, камешки, игрушки) разложены в разные уголки комнаты. Побеждает та команда, которая за три минуты соберет большее количество вещей из списка мусора.

8. Конкурс «Потуши пожар».

Педагог: Большой ущерб наносят лесам каждый год пожары. Многие из них начинаются по вине людей, которые оставляют в лесу горящие костры. Поэтому следующий наш конкурс будет называться «Потуши пожар».

Перед вами емкости с водой и столовые ложки, на расстоянии стоят пустые емкости. Задача команд заполнить как можно быстрее емкости водой.

Проведение конкурса

9. Блиц-опрос.

Педагог: Для проверки ваших



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.192.137 (0.019 с.)