Тредиаковский выступил так же В качестве родоначальника теории классицистской поэзии и драмы написав теоретический труд «рассуждение о комедии вообще». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тредиаковский выступил так же В качестве родоначальника теории классицистской поэзии и драмы написав теоретический труд «рассуждение о комедии вообще».



Основоположником русской классицистской драматургии по праву является Александр Петрович Сумароков (1717-1777), первый профессиональный дворянский драматург сыгравший исключительно важную роль в истории русского театра. Сумароков начал свое творчество с лирики. К драматургии, он обратился лишь в 1747 году, но с этого времени вплоть до середины 60-х годов был ведущим «репертуарным» драматургом страны. Сумарокову принадлежат 9 трагедий и 12 комедий в прозе. В его драматургическом творчестве выделяют три периода 1) 1740-1750-е годы написаны трагедии «Хорев» и «Гамлет», 2) 1750-1751 годы трагедии - «Синав и Трувор», «Артистона», «Семира» и первые комедии, 3) после 1752 года – «Приданое обманом» 1756, «Димиза» (1758) и драма «Пустынник» (1757) «Вышеслав», «Димитрий Самозванец», «Мстислав»; комедия «Рогоносец по воображению» (1772)

В трагедиях Сумарокова будут достоверно соблюдаться все классицистские каноны. Самой главной и решающей для него была идея превосходства разума над чувствами, что как и у классиков классицизма выражалось в переплетении двух сюжетных линии - политической (служение Родине) и личной (любовная страсть). Такой конфликт, а точнее его решение в пользу разума должен был воспитывать гражданские чувства в представителях дворянства. Конфликт сводится к одному выводу, имеющему общественно-воспитательное значение: если побеждает личное, человек становится его жертвой и гибнет, если побеждает долг, то человек морально торжествует, даже если и гибнет физически. В трагедии Сумароков помимо выше упомянутой идеи превосходства долга над чувством соблюдает и другие каноны классицизма: такие как единство действия - автор не даёт сюжету разрастаться, развивает его линии экономно и в одном направлении, число действующих лиц в трагедиях Сумарокова ограниченно, что концентрирует зрителя на основной идеи пьесы. Ключевому классицистскому принципу ясности в творчестве Сумарокова соответствует и языка драматурга: он убирает религиозные витиеватости школьного театра и не приукрашает и не перенасыщает речь героев, что могло бы помешать донести мысль до зрителя.

В 1750 году Сумароков впервые начал писать комедии и за год написал четыре: «Тресотиниус», «Чудовищи», «Пустая ссора» и «Нарцисс». В этих комедиях Сумароков проявляет свою активную гражданскую позицию и выступает борцом за русскую национальную культуру, В комедиях «Чудовищах» и «Пустой ссоре» Сумароков выступил против французского влияния на царский двор.

Итак классицистская драма появилась уже в 1747 году но для её показа требовалась соответствующая сценическая площадка и образованная актёрская труппа. В то же время идеи просвещения требовали создания публичного театра для распространения классицистских принципов рационального устройства мира и восхваления пресвященной монархии в широких кругах. Процесс создания подобного театра растянулся почти на 10 лет и лишь 30 августа 1756 года был открыт государственный профессиональный публичный театр с национальным репертуаром «Российского театра».

30 августа 1756 года имеет громадно значение для истории русской национальной культуры. Театр 1756 года стал учреждением государственным, иными словами, государство признало художественно-просветительную роль театрального искусства. Театр стал профессиональным, что обеспечило ему мастерство актерского состава. Ядро труппы составили русские профессиональные актеры из числа ярославских комедиантов - Ф. Волков, И. Дмитревский, Я. Шуйский. Одной из первых русских актрис была Аграфена Дмитревская, Елисавета Билау. Театр стал постоянным, что делало творческий процесс непрерывным и целенаправленным. Наконец, театр был организован как театр публичный, что отличало его от придворного театра и делало общедоступным, театр должен был обслуживать в основном массового городского зрителя. Театр давал платные представления, так как был государственным и получал дотации то все средства от сборов шли в казну. На содержание общедоступного театра было назначено пять тысяч рублей в год. Из этой суммы тысяча рублей шла на жалованье директору Сумарокову. Следовательно, на все другие расходы, в том числе на жалованье актерам, на шитье костюмов и прочее, оставалось только четыре тысячи рублей. Но негативная сторона была в том, что правительство начало контролировать не только придворные театры, но и общедоступный, обеспечить наблюдение над ним как в административном, так и в идеологическом отношении. Репертуарную основу театра составляли трагедии Сумарокова.

Театр как общедоступный просуществовал до 6 января 1759 года день когда он снова стал придворным.

Отметим, что годом позже чем в Петербурге, профессиональный театр возник и в Москве при Московском университете. Университетский театр был создан в 1757 году с целью открыть учащимся «новое поприще к развитию и образованию их способностей в декламации и мимике», а также сблизить университет с обществом. В театре играли студенты и воспитанники университетской гимназии. Театром руководил известный русский драматург М.М. Херасков (1733-1807). Деятельность Университетского театра была связана с традициями просветительского классицизма, которые утверждались Ломоносовым Сумароковым. Сначала спектакли театра были закрытыми. Но вскоре представления начали давать на святках и во время масленицы. С 1759 годах показывали уже широкой публике, то есть они стали публичными.

В Университетском театре ставили Сумарокова - «Синав и Трувор», «Хорев», «Гамлет» (1760). В его репертуаре был Мольер - «Жорж Данден» и «Проделки Скапена», «Безбожники» Хераскова. Но в отличии от Петербурга репертуар был менее политизирован и Сумароков ставился реже чем комедии Мольера. К числу популярных пьес, шедших в театре относится драма Хераскова «Венецианская монахиня» (1758) - «буржуазная», «мещанская» трагедия, существенно отличавшаяся от классицистских трагедий Сумарокова, посвященная изображению жизни и личных переживаний частного человека и не касавшаяся злободневных политических вопросов. В «Университетском театре начали свою профессиональную деятельность такие первые русские профессиональные актрисы как Троепольская и Михайлова, а также актеры И.Ф. Лапин и И. Соколов.

В 1761 году лучшие актеры российского театра были переведены на петербургскую сцену. Это мероприятие было вызвано желанием императрицы пополнить силы петербургской придворной труппы Сумарокова.

В августе 1762 года Московский университетский театр был закрыт и возобновил работу лишь в 1765 году, когда его возглавил Н.С. Титов - любитель театра, поэт, драматург. В труппе Титова впервые выступили как профессиональные актеры А.Г. Ожогин, И.И. Калиграф, Е. Залышкин, И. Миняков. Здесь же начал свой сценический путь один из крупнейших актеров XVIII века Василий Померанцев. Под руководством Титова московский театр работал с 1765 по 1769 год, после чего «привилегия» на содержание театра на пять лет была выдана правительством итальянцам Бельмонти и Чути. Важно что на основе Университетского театра позже возникли Петровский театр (1780) и Малый театр (1824).

Историческое значение этого периода 30-х-50-х годов в истории русского театра состоит в том, что они подготовили почву (сделали хоть и недолговременно) для создания постоянного государственного профессионального публичного театра. Факт этот по своему значению равен учреждению Академии наук, Московского университета, Академии художеств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.187 (0.006 с.)