Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русский театр от истоков начала до 18 века
Основная характеристика этого периода в искусстве его тесная связь с народной и церковной культурой (язычество (фольклор) и христианство (религиозные обряды)) и лишь зачатки развития светской придворной культуры. В театральной культуре этого периода нет таких подробных делений на периоды и этот период рассматривается как целостный. Его рамки определены так от истока до зарождения светской театральной культуры и создания придворного театра Комедийная хоромина при дворе царя Алексея Михаловича в 1672, что свидетельствовало об обмирщении театральной культуры и её отрыве от церкви. Как и в истории средневекового театра в Европе мы будем говорить о трёх разновидностях театрального искусства народном театре, религиозном театре, и что стало характерно для эпохи европейского ренессанса – театре придворном, светском. Народный театр. Как и зарождающийся античный театр, театр древней Руси был тесно связан с ритуальными языческими обрядами и празднествами. С ледует подчеркнуть первооснову всех театральных действий наличие идея ряженья, одевания костюма, трансформации видоизменения, перевоплощения и драматизм. В подобных празднествах участвовала вся община, но с течением времени из коллективного хорового обрядового действия выделился индивидуальный исполнитель - запевал (корифеев) и «лицедеи» (то есть актеры). Таких «актеров» в старинных русских празднествах обычно бывало не больше трех. Они входили в хороводный круг и, в то время как хор пел песню, разыгрывали ее содержание. Эти «актеры» в дальнейшем трансформировались в профессиональных потешников увеселителей - скоморохов. Скоморошество старейшая театральная форма на Руси. Скоморохи – народные лицедеи. Слово скоморох происходит от слова морочить (Мара - богиня судьбы?), иначе веселить развлекать. Скоморошить - значить петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, мог всякий но скоморох, тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью. Те е во многом скоморохи выделялись как профессиональные актёры организаторы. Первое упоминание о скоморохах появляется в летописи датированной 1068 годом. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлениём на стенах Киево-Софийского собора фресок с изображением скоморошьих представлений.
Положение скоморохов было двояко с одной стороны они были единственными носителями искусства (музыка, устное творчество, развлекали), с другой они несли языческую народную культуру и насмехались над церковью и «правительством» Изначально скоморохи были индивидуальными исполнителями оседло жившие в деревнях но начиная с конца 10 века начинают передвигаться по стране и оседать в городах и при княжеских дворах. Так с течением времени искусство скоморохов дифференцировались и разделялось на народное и придворное. Дифференциация по жанрам отраслевая специализация скоморохов произошла лишь в 16 веке когда репертуар скоморохов расширяется и выделились музыканты, плясуны, певцы, исполнители комических сценок, исполнители кукольных представлений, и организаторы медвежьих забав. Аналогичный процесс наблюдается и в истории западных скоморохов (гистрионов, жонглеров в период раннего средневековья до 11 века). В этом же 16 веке, а именно в Стоглавом соборе (1552) было отмечено новое явление и в жизни скоморохов: они стали объединяться в ватаги, скитаясь по русской земле в поисках заработка. Можно полагать, что в XVI веке скоморохи образовывали артели наподобие европейских братств (т.е. имели цеховое устройство в Европе в 13 веке). В XVI веке скоморохи, как и прочие ремесленники, селились селами, которые получали такие названия, как, например, «Скоморохово», а также в городских слободах. Оседание скоморохов вызывалось, несомненно, усилившимся спросом на их искусство в городах. К XVI веку относятся документы, свидетельствующие и о том, что искусство служило скоморохам источником заработка: они выступали «выгоды ради», получали «мзду», «гудочную плату». Объединение Скоморохов в ватаги послужило основой формирования в XVII веке так называемой народной драмы – драматургического произведения с большим числом действующих лиц. Народные драмы существовали малых и больших форм. Малые формы представляли собой короткие сценки с участием одного, двух или трех исполнителей. Сохранились сценки серьезного и комического содержания. По мере образования народных драм больших форм эти сценки стали входить в них в качестве интерлюдий. Одни интерлюдии закреплялись за определенной пьесой, другие - переходили из пьесы в пьесу. Большие народные драмы первоначально складывались путем нанизывания на единый сюжетный стержень подчас даже далеких по содержанию малых сцен. Так же путём создания народной драмы был закрепление в тексте театрализованных обрядов и игрищ на праздники. Народная драма складывалась и путем инсценировки народных песен.
К числу ранних пьес большой формы относится комедии «Петрушка», «Лодка» и «Царь Максимилиан». Эти народные драмы (т.е драматургия, тексты) относятся к разного рода театрам зародившимся на рубеже XVI - XVII веков: театра актерского и театра кукольного. В то же время возникли две разновидности народного кукольного театра: «вертепная» (стержневая) и петрушечная (пальцевая). И каждая из выше названных пьес принадлежит к отдельному виду театра: народная драма «Петрушка» петрушечный кукольный театр, «Царь Максимилиан» - вертепный кукольный театр; «Лодка» - пьеса актерского театра. История скоморошества закончилась трагически. Скоморошество было официально запрещено в 17 веке московским царём Алексеем Михайловичем, они были изгнаны из столицы, а их музыкальные инструменты выкинуты в Москва-реку. Религиозный театр История религиозного театра на Руси начинается с 10 век а, когда после принятия христианства Русь сближается с Византией. Князь Владимир Святославич крестился в Корсуни, византийском городе там он посещал богослужения и видел представления литургических и библейских драм. Приехав в Киев, Владимир Святославич построил Десятинную церковь, отличавшуюся великолепием и пышностью. Здесь и исполнялись по большим праздникам литургические драмы. И в Киев вместе с церковью приходят византийская традиция театрализованных литургических действ (инсценировки библейских текстов). Христианская церковь противопоставила народным игрищам и искусству скоморохов искусство религиозно обрядовое в целях пропаганды христианства и наглядности лучшего понимания простым народом религиозных догматов. Старейшие литургические драмы пришедшие на Русь из Византии были драмы «Диалог о Самовластии», «Пир двенадцати дев», «Житие Феклы», «Сусанна», «Смерть Христа», «Страждущий Христос», «Страсти Христовы». Время расцвета литургических драм на Руси относится к XV-XVII векам. На Руси были известим два рода литургических драм - драмы пасхального цикла (например, «Шествие на осляти» и «Умовени ног») и драмы рождественского цикла («Пещное действо»).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.004 с.) |