Русский театр от истоков начала до 18 века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский театр от истоков начала до 18 века



Основная характеристика этого периода в искусстве его тесная связь с народной и церковной культурой (язычество (фольклор) и христианство (религиозные обряды)) и лишь зачатки развития светской придворной культуры. В театральной культуре этого периода нет таких подробных делений на периоды и этот период рассматривается как целостный. Его рамки определены так от истока до зарождения светской театральной культуры и создания придворного театра Комедийная хоромина при дворе царя Алексея Михаловича в 1672, что свидетельствовало об обмирщении театральной культуры и её отрыве от церкви.

Как и в истории средневекового театра в Европе мы будем говорить о трёх разновидностях театрального искусства народном театре, религиозном театре, и что стало характерно для эпохи европейского ренессанса – театре придворном, светском.

Народный театр. Как и зарождающийся античный театр, театр древней Руси был тесно связан с ритуальными языческими обрядами и празднествами. С ледует подчеркнуть первооснову всех театральных действий наличие идея ряженья, одевания костюма, трансформации видоизменения, перевоплощения и драматизм.

В подобных празднествах участвовала вся община, но с течением времени из коллективного хорового обрядового действия выделился индивидуальный исполнитель - запевал (корифеев) и «лицедеи» (то есть актеры). Таких «актеров» в старинных русских празднествах обычно бывало не больше трех. Они входили в хороводный круг и, в то время как хор пел песню, разыгрывали ее содержание. Эти «актеры» в дальнейшем трансформировались в профессиональных потешников увеселителей - скоморохов. Скоморошество старейшая театральная форма на Руси.

Скоморохи – народные лицедеи. Слово скоморох происходит от слова морочить (Мара - богиня судьбы?), иначе веселить развлекать. Скоморошить - значить петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, мог всякий но скоморох, тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью. Те е во многом скоморохи выделялись как профессиональные актёры организаторы. Первое упоминание о скоморохах появляется в летописи датированной 1068 годом. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлениём на стенах Киево-Софийского собора фресок с изображением скоморошьих представлений.

Положение скоморохов было двояко с одной стороны они были единственными носителями искусства (музыка, устное творчество, развлекали), с другой они несли языческую народную культуру и насмехались над церковью и «правительством»

Изначально скоморохи были индивидуальными исполнителями оседло жившие в деревнях но начиная с конца 10 века начинают передвигаться по стране и оседать в городах и при княжеских дворах. Так с течением времени искусство скоморохов дифференцировались и разделялось на народное и придворное.

Дифференциация по жанрам отраслевая специализация скоморохов произошла лишь в 16 веке когда репертуар скоморохов расширяется и выделились музыканты, плясуны, певцы, исполнители комических сценок, исполнители кукольных представлений, и организаторы медвежьих забав. Аналогичный процесс наблюдается и в истории западных скоморохов (гистрионов, жонглеров в период раннего средневековья до 11 века).

В этом же 16 веке, а именно в Стоглавом соборе (1552) было отмечено новое явление и в жизни скоморохов: они стали объединяться в ватаги, скитаясь по русской земле в поисках заработка. Можно полагать, что в XVI веке скоморохи образовывали артели наподобие европейских братств (т.е. имели цеховое устройство в Европе в 13 веке). В XVI веке скоморохи, как и прочие ремесленники, селились селами, которые получали такие названия, как, например, «Скоморохово», а также в городских слободах. Оседание скоморохов вызывалось, несомненно, усилившимся спросом на их искусство в городах. К XVI веку относятся документы, свидетельствующие и о том, что искусство служило скоморохам источником заработка: они выступали «выгоды ради», получали «мзду», «гудочную плату».

Объединение Скоморохов в ватаги послужило основой формирования в XVII веке так называемой народной драмы – драматургического произведения с большим числом действующих лиц. Народные драмы существовали малых и больших форм. Малые формы представляли собой короткие сценки с участием одного, двух или трех исполнителей. Сохранились сценки серьезного и комического содержания. По мере образования народных драм больших форм эти сценки стали входить в них в качестве интерлюдий. Одни интерлюдии закреплялись за определенной пьесой, другие - переходили из пьесы в пьесу. Большие народные драмы первоначально складывались путем нанизывания на единый сюжетный стержень подчас даже далеких по содержанию малых сцен. Так же путём создания народной драмы был закрепление в тексте театрализованных обрядов и игрищ на праздники. Народная драма складывалась и путем инсценировки народных песен.

К числу ранних пьес большой формы относится комедии «Петрушка», «Лодка» и «Царь Максимилиан». Эти народные драмы (т.е драматургия, тексты) относятся к разного рода театрам зародившимся на рубеже XVI - XVII веков: театра актерского и театра кукольного. В то же время возникли две разновидности народного кукольного театра: «вертепная» (стержневая) и петрушечная (пальцевая). И каждая из выше названных пьес принадлежит к отдельному виду театра: народная драма «Петрушка» петрушечный кукольный театр, «Царь Максимилиан» - вертепный кукольный театр; «Лодка» - пьеса актерского театра.

История скоморошества закончилась трагически. Скоморошество было официально запрещено в 17 веке московским царём Алексеем Михайловичем, они были изгнаны из столицы, а их музыкальные инструменты выкинуты в Москва-реку.

Религиозный театр

История религиозного театра на Руси начинается с 10 век а, когда после принятия христианства Русь сближается с Византией. Князь Владимир Святославич крестился в Корсуни, византийском городе там он посещал богослужения и видел представления литургических и библейских драм. Приехав в Киев, Владимир Святославич построил Десятинную церковь, отличавшуюся великолепием и пышностью. Здесь и исполнялись по большим праздникам литургические драмы. И в Киев вместе с церковью приходят византийская традиция театрализованных литургических действ (инсценировки библейских текстов). Христианская церковь противопоставила народным игрищам и искусству скоморохов искусство религиозно обрядовое в целях пропаганды христианства и наглядности лучшего понимания простым народом религиозных догматов. Старейшие литургические драмы пришедшие на Русь из Византии были драмы «Диалог о Самовластии», «Пир двенадцати дев», «Житие Феклы», «Сусанна», «Смерть Христа», «Страждущий Христос», «Страсти Христовы».

Время расцвета литургических драм на Руси относится к XV-XVII векам. На Руси были известим два рода литургических драм - драмы пасхального цикла (например, «Шествие на осляти» и «Умовени ног») и драмы рождественского цикла («Пещное действо»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.004 с.)