К таким условиям и факторам выбора стратегии преподавания могут быть отнесены следующие: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К таким условиям и факторам выбора стратегии преподавания могут быть отнесены следующие:



- уровень теоретической подготовки учащихся;

- наличие социального опыта по рассматриваемой теме;

- наличие или отсутствие умений строить активную коммуникацию;

- степень мотивации учащихся к учению;

- количество дополнительных источников информации и навыки работы с ними;

- количество учащихся (в большой группе наладить интерактивное взаимодействие сложно);

- индивидуальные особенности преподавателя темперамент, уровень владения материалом, интерес;

- внешние ограничения (количество времени, общий объем материала, способы оценки успешности работы - тесты, экзаменационные вопросы, устные ответы, эссе или другие).

Данной классификацией определение всех видов, форм и методов учебной работы не ограничивается.

 

Методики и формы обучения можно разделить на:

- ситуативные (рассмотрение реальной или вымышленной ситуации);

-дискуссионные (обсуждение той или иной проблемы, целенаправленный обмен идеями, суждениями, мнениями);

- рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы);

- поисковые (получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования);

- ассоциативные (опора на ассоциативное мышление»:

- аналитические (критическое мышление — дедукция - от частного к общему и индукция — от общего к частному);

- репродуктивные (воспроизводство готовых сведений)

- игровые (моделирование реальных или вымышленных ситуаций);

- проектные (цель — способы деятельности, а не закрепление знаний).

 

СЛАЙД

Условно, интерактивные методы обучения можно разделить на 4 группы:

Дискуссионно-коммуникативные технологии (дискурс-методы)

Методы решения практических задач

Презентационные технологии

Игровые технологии

 

К интерактивным методам обучения исследователи относят частично-поисковый, проблемно-поисковый, творческий, исследовательский, игровой и др.

Исследователи выделяют следующие задачи интерактивных методов обучения:

· пробуждение у обучающихся интереса к образовательному процессу

· эффективное усвоение учебного материала;

· создание условий для инициативы студентов;

· самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной учебной задачи/проблемы;

· установление партнерского взаимодействия между студентами и между студентами и преподавателем, обучение работе в команде, проявление терпимости к любой точке зрения, уважение права каждого на свободу слова, уважение достоинства собеседника;

· формирование у обучающихся личного мнения и отношения к изучаемому курсу;

· формирование жизненных и профессиональных навыков, профессиональное развитие студента.

 

В современных исследованиях можно выделить два подхода к пониманию интерактивных форм и средств обучения:

· интерактивное обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета.

· интерактивное бескомпьютерное обучение,

Вполне допустимо и более широкое толкование термина «интерактивное обучение», как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Интерактивные технологии с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета изменяют характер образования, влияют на оснащение образовательных учреждений. Для того чтобы грамотно использовать всё богатство возможностей интерактивной технологии, преподавателю необходимо самому знать эти возможности.

Интерактивность предполагает взаимодействие на нескольких уровнях:

1 ) интерфейс «человек-машина» – взаимодействие через команды и манипуляции; типичный инструмент – клавиатура, «мышь», пульт дистанционного управления;

2) обмен данными различных форматов (аудио, видео, графические и др.).

 

Термин «интерактивное обучение» включается в оборот бескомпьютерного обучения, подчеркивая необходимость активного взаимодействия и общения субъектов образовательного процесса.

При использовании интерактивных форм обучения роль преподавателя перестаёт быть центральной, он лишь организует, регулирует и контролирует образовательный процесс. При этом исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения.

 

К технологиям интерактивного бескомпьютерного обучения относят

· дидактические игры (иммитационные, ролевые, деловые и др.),

· эвристическую беседу,

· мозговой штурм,

· творческую работу,

· эвристическую дискуссию,

· интерактивную лекцию,

· тренинг,

· кейс-метод,

· метод Портфолио,

· метод проектов,

· методику «Дерево решений»,

· методику «Попс-формула» и др.

Интерактивные технологии обучения дают возможность преподавателю визуализировать процесс усвоения учебного материала обучающихся и даже освободить их от конспектирования лекций, используя время занятия для активного диалога.

Основным методом использования интерактивной технологии является интерактивный диалог, который представляет собой взаимодействие пользователя с программной системой.

Учебный процесс предполагает использование определенных средств обучения:

· интерактивной доски (копирующей или электронной,прямого и обратного проецирования),

· проектора,

· компьютера,

· специального программного обеспечения, позволяющего работать с текстами и объектами, аудио- и видеозаписями, превращать текст, написанный от руки, в печатный, сохранять информацию,

· мультимедийных пособий на занятиях,

· дистанционного обучения (интернет-конференции, видео-конференцсвязь, виртуальные экскурсии и др.).

 

Р. Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» сформулировал следующие основные принципы работы учителя, стремящегося добиться эффективного взаимодействия со своими учащимися:

1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

2. Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3. Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4. Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося.

6. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

7. Он должен быть активным участником группового взаимодействия.

8. Он должен открыто выражать в группе свои чувства.

9. Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого.

10. Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

 

Современной высшей и общей школе сейчас требуется такой преподаватель/учитель, который может не только дать базовые знания, но и направить действия студентов на их самостоятельное освоение. Ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформировать интеллектуальные и этические качества обучающегося, они являются лишь вспомогательными средствами решения мировоззренческих задач, а найти эти решения школьник и студент может лишь с помощью грамотного, творчески работающего преподавателя - менеджера учебного процесса.

Сегодня, как никогда, важно не только научить школьника/студента добывать знания, но сформировать личностное отношение к этим знаниям, дать возможность применить их в практической деятельности, получить собственный опыт.

 

Лекция была написана до пандемии, дистанционное обучение было частным случаем в условиях ограниченных возможностей.., поэтому не нашло отражение в тексте. Значит – будем разбираться с ним отдельно)))

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.008 с.)