Рассмотрим Продуктивную группу методов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассмотрим Продуктивную группу методов



III. Частично - поисковые или эвристические методы.

В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя их умения постепенно. В программу реализации метода входят следующие компоненты:

1. Подведение к построению гипотезы:

а) учить школьников видению проблемы, предлагая ставить вопросы к картине, документу, изложенному содержанию;

б) научить выстраивать самостоятельно найденное доказательство;

в) требовать делать выводы из представленных фактов;

г) приучить высказывать предположения - это начало гипотезы;

д) научить строить план проверки этого предположения.

Расчленение задачи на серию доступных подзадач, каждая из которых облегчает приближение к решению основной задачи.

Построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы и большинство которых требует от учащихся не только воспроизведения знаний, но и осуществления небольшого поиска.

Пример: 7 класс, изучение истории Киевской Руси.

Задача: Несколько лет, работая на раскопках кургана, под которым находились неукрепленное поселение и укрепленное городище, примыкающие друг к другу, археологи в городище находили предметы только христианского верования, а в неукрепленном поселении - предметы только языческих верований. Постройте гипотезу, объясняющую это различие.

Учитель: Какой вопрос возник бы у Вас, если бы Вы были археологом?

Ученик: К одному времени или нет, относятся поселения.

Учитель: Я думаю, что это правильно. Но почему этот вопрос первый?

Ученик: Если поселения не одного периода, то ответ ясен - сначала языческое поселение, а потом - христианское.

Учитель: Но почему остатки разных верований в разных местах, они могли бы оказаться в одном и том же поселении.

Ученик: Ясно, значит это поселения одного времени.

Учитель: Хорошо, одного времени. Что из этого следует?

Ученик А: Что это было поселение из двух частей.

Ученик Б: Что в городище - завоеватели, а в неукрепленной части - покоренные.

Ученик В: Что в городище жили знатные, а в поселении - бедные.

Учитель: Что из сказанного более вероятно?

Ученик Г: Завоевателей тогда не было, но если бы они и были, то они стали знатью.

Учитель: Хорошо. Какие можно сделать предположения о причинах того, почему остались разные верования?

Ученик: Так как в городище жила знать и там же предметы христианской религии, это значит, что знать уже приняла христианство, а беднота осталась языческой.

Учитель: Чем это объяснить?

Ученик: Народ сопротивлялся знати и не хотел принимать новую веру.

Учитель: А почему мы можем выдвигать только гипотезу?

Ученик: Потому что для полной уверенности нам недостаточно фактов.

Эвристический метод предполагает следующие формы занятий:

• Олимпиады. При помощи них оценивают не правильность решения задач, а степень творчества учеников, которое проявляется при создании ими продуктов.

• Эвристические уроки предполагают выполнение заданий учащимися, направленные на их творчество (например, изобрести свои цифры, сочинить рассказ, составить игру и др.).

• Деловая игра позволяет приблизиться к реальным, производственным или научным условиям. При такой форме обучения в игровой форме моделируется работа организации по решению какой-либо проблемы.

• Интерактивные формы обучения реализуются при помощи компьютерных программ.

• Дистанционные и очные проекты. С помощью дистанционной формы обучения (E-mail, сеть Интернет) организуются между школами эвристические олимпиады, творческие проекты, исследования. эвристическое обучение

• Творческие работы. Ученикам дается задание творческого характера, которое они способны выполнить в течение урока. Или над заданием нужно потрудиться пару дней, а возможно, и пару месяцев (экзаменационные, итоговые работы, которые оформляются специальным образом).

• Погружение. При такой форме обучения в течение некоторого времени происходит погружение, например, в определенное историческое событие или эпоху, в физическую теорию, в творчество писателя. При этом обеспечивается личностное познание культурного, природного или другого образовательного объекта.

• Метод «вживания». Ученик пытается вжиться в объект изучения, познать и почувствовать его изнутри (например, стать цветком).

• Метод символического видения. Ученики наблюдают какой-либо объект с целью понять и изобразить его символ в любой форме (графической, словесной).

• Метод образного видения. Учащиеся смотрят, например, на горящую свечу и пытаются увидеть и нарисовать те образы, которые они увидели.

• Метод придумывания. При этом создается новый, неизвестный ранее продукт. Например, додумывается сказка, в которой произошел неожиданный поворот (Курочка Ряба снесла не 1, а 3 золотых яйца).

• Метод «Если бы…». Учащиеся рисуют или устно описывают картину о том, что случится, если в мире что-нибудь изменится (например, исчезнут слова, все люди переселятся на Марс, начнут говорить животные и др.).

• Метод эвристических вопросов. Задаются 7 ключевых вопросов: "Кто? Что? Где? Зачем? Как? Чем? Когда?" для того, чтобы найти сведения о каком-либо объекте или событии.

• Метод гиперболизации. Происходит уменьшение или увеличение объекта познания, его отдельных частей или качеств (придумывается самое длинное число, изображаются кролики с большими головами или двумя ногами).

• Метод агглютинации. Учащимся предлагают соединить несоединимые в действительности свойства, качества, части объектов и изобразить вершину пропасти, соленый сахар, черный свет, квакающую собаку.

• Мозговой штурм – это сбор как можно большего количества мыслей, идей в ходе обсуждения.

• Метод морфологического ящика. При этом происходит поиск новых, неожиданных идей с помощью составления комбинаций неизвестных и известных элементов.

• Метод инверсии. Применяются принципиально противоположные альтернативные решения взамен стереотипных приемов.

- Читайте подробнее на SYL.ru: https://www.syl.ru/article/171617/new_evristicheskiy-metod-formyi-evristicheskogo-obucheniya



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.008 с.)