Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины, по которым нельзя все обучение осуществлять только с помощью продуктивных методовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Продуктивные методы не универсальны, не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. Такой учебный материал следует давать репродуктивными методами. 2. Есть учебные проблемы, которые непосильны для учащихся. Понизить уровень проблемности (т.е. что-то подсказать учащимся) можно только репродуктивными методами. 3. Есть учебные проблемы, которые очень легки для учащихся. Создать на их базе проблемную ситуацию просто не возможно, так как учащиеся решают их с первого предъявления. В этом случае более уместно применение репродуктивных методов. 4. Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, необходимо чтобы они уже имели некоторый «стартовый» запас знаний. Создать этот запас можно только с помощью репродуктивных методов. 5. При формировании умений и навыков (особенно, технических) где показ, подражание и репродукция имеют очень большое значение, продуктивные методы уступают репродуктивным по эффективности. 6. По сравнению с репродуктивными продуктивные методы требуют значительно больших затрат времени на изучение учебного материала 7. Продуктивные методы для успешного применения требуют более высокой педагогической квалификации преподавателя и больших затрат педагогического труда как при проведении проблемного обучения, так и на этапе его подготовки.
II. ИНТЕРАКЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
СЛАЙД
Чтобы понять особенность интерактивного обучения необходимо объяснить содержание понятия интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга).
СЛАЙД Интеракция в психологии – это способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-то (чем-то), беседы. Интеракция в социологии – процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции. СЛАЙД Интеракция в образовании – способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, при котором, все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Таким образом, для организации образовательного процесса в режиме интеракции, т.е. интерактивном образовании необходимо использовать такие формы, методы, приемы, средства и технологии обучения (из общего числа известных педагогике), которые способствую · вовлечению всех студентов в процесс познания, · побуждают их к активным взаимодействиям с преподавателем и друг с другом, переживанию состояния успеха; · соответственно мотивируют поведение студентов, · обеспечивают творческий подход к образовательной деятельности, · создают условия для проявления способностей каждого.
СЛАЙД Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая преподавателя.
Проблемы изучения интерактивных форм и методов обучения нашли отражение в трудах таких ученых как М.Ж. Арстанов, В.П.Беспалько, М.И. Винокурова, М.В.Кларин, А.Р Лебединская, О.П. Осипова, А.А. Петина, Г.К.Селевко, С.Б. Ступина, Г.С. Трофимова, В.Т. Фоменко, И.С.Якиманская и др. Среди исследователей на сегодняшний день нет устоявшегося мнения относительно содержания понятия интерактивное обучение. Описание и определение интерактивного обучения в каждом конкретном случае определяется авторской трактовкой понятия интерактивности.
СЛАЙД Нередко под активным методом обучения понимают форму взаимодействия студентов и преподавателя в ходе занятия, где студенты не пассивные слушатели, а активные равноправные участники образовательного процесса. Характер взаимодействия преподавателя и учащихся меняется, хотя учитель и остается центральной частью занятия. Он остается главным и единственным источником информации и экспертом, но учащиеся уже не являются пассивными слушателями. Они могут задавать вопросы, прояснять необходимые положения, предлагать собственные решения. Учебно-воспитательный процесс не может быть полностью подготовлен взрослыми, · занятия не имеют жесткой структуры, могут возникнуть дополнительные темы для обсуждения. · Формулирование тем и проблем также происходит в ходе совместного обсуждения. На схеме показан двусторонний характер общения взрослого руководителя и школьников. Вместе с тем роль преподавателя в активных методах остается ключевой, без него невозможно дальнейшее проведение занятия или проекта. Именно поэтому данный подход также можно отнести к воздействию преподавателя на учеников, хотя и происходящему по несколько иной технологии. Формы воплощения · любые виды дискуссий; · круглые столы; · «мозговые штурмы»; · различные беседы (эвристические, сократические и т. п.). Условия выбора стратегии - средний уровень подготовленности аудитории; · рассматриваемые вопросы привлекают повышенный общественный интерес или основаны на распространенном социальном опыте; · развитое у учащихся умение задавать вопросы; · необходимость подвести итоги или обсудить полученный материал; · аудитория средних размеров; · объем материала позволяет развивать обсуждение; · у преподавателя достаточное количество времени для пояснений и уточнений; · аудитория достаточно однородна по уровню подготовленности; · высокий уровень компетентности преподавателя в рассматриваемой теме. СЛАЙД Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов, ориентированных на взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Преподаватель при этом является организатором образовательного процесса, консультантом, направляющем деятельность студентов на достижение целей занятия. Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Поэтому интерактивное обучение изначально призвано использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся, в том числе студентов. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, его цель не только в формировании знаний и опыта, но и в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. При использовании данной формы роль учителя перестает быть центральной, · он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, · определяет общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), · контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, · дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом у учащихся · появляются дополнительные источники информации — книги, словари, энциклопедии, сборники законов, поисковые компьютерные программы · они обращаются к социальному опыту — своему и своих товарищей, · при этом необходимо вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы. При этом важно, чтобы в работе группы были задействованы все ее члены, не было подавления инициативы или возложение ответственности на одного или нескольких лидеров. Также для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимозависимость, а результаты их работы дополняли друг друга. На схеме показано, что воздействие преподавателя не прямое, а опосредованное, что пока еще не характерно для российской системы образования. Подростки чаще вступают в контакт друг с другом, а взрослые должны заботиться о направлении их усилий для достижения положительного результата, консультировать и помогать в организации рефлексии. Формы воплощения · ролевые и деловые игры; · дебаты; · проектная деятельность; · обсуждение альтернативных решений; · моделирование, Условия выбора стратегии Выбор стратегии преподавания является ответственным делом, от которого зачастую зависит успех или неудачи занятия. Необходимо также умелое сочетание раз личных стратегий в процессе преподавания, что поможет сделать обучение более разнообразным и интересным.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.45 (0.009 с.) |