Причины, по которым нельзя все обучение осуществлять только с помощью продуктивных методов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины, по которым нельзя все обучение осуществлять только с помощью продуктивных методов



1. Продуктивные методы не универсальны, не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. Такой учебный материал следует давать репродуктивными методами.

2. Есть учебные проблемы, которые непосильны для учащихся. Понизить уровень проблемности (т.е. что-то подсказать учащимся) можно только репродуктивными методами.

3. Есть учебные проблемы, которые очень легки для учащихся. Создать на их базе проблемную ситуацию просто не возможно, так как учащиеся решают их с первого предъявления. В этом случае более уместно применение репродуктивных методов.

4. Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, необходимо чтобы они уже имели некоторый «стартовый» запас знаний. Создать этот запас можно только с помощью репродуктивных методов.

5. При формировании умений и навыков (особенно, технических) где показ, подражание и репродукция имеют очень большое значение, продуктивные методы уступают репродуктивным по эффективности.

6. По сравнению с репродуктивными продуктивные методы требуют значительно больших затрат времени на изучение учебного материала

7. Продуктивные методы для успешного применения требуют более высокой педагогической квалификации преподавателя и больших затрат педагогического труда как при проведении проблемного обучения, так и на этапе его подготовки.

 

II. ИНТЕРАКЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

СЛАЙД

 

Чтобы понять особенность интерактивного обучения необходимо объяснить содержание понятия интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга).

 

СЛАЙД

Интеракция в психологии – это способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-то (чем-то), беседы.

Интеракция в социологии – процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.

СЛАЙД

Интеракция в образовании – способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, при котором, все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Таким образом, для организации образовательного процесса в режиме интеракции, т.е. интерактивном образовании необходимо использовать такие формы, методы, приемы, средства и технологии обучения (из общего числа известных педагогике), которые способствую

· вовлечению всех студентов в процесс познания,

· побуждают их к активным взаимодействиям с преподавателем и друг с другом, переживанию состояния успеха;

· соответственно мотивируют поведение студентов,

· обеспечивают творческий подход к образовательной деятельности,

· создают условия для проявления способностей каждого.

 

СЛАЙД

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая преподавателя.

 

Проблемы изучения интерактивных форм и методов обучения нашли отражение в трудах таких ученых как М.Ж. Арстанов, В.П.Беспалько, М.И. Винокурова, М.В.Кларин, А.Р Лебединская, О.П. Осипова, А.А. Петина, Г.К.Селевко, С.Б. Ступина, Г.С. Трофимова, В.Т. Фоменко, И.С.Якиманская и др.

Среди исследователей на сегодняшний день нет устоявшегося мнения относительно содержания понятия интерактивное обучение. Описание и определение интерактивного обучения в каждом конкретном случае определяется авторской трактовкой понятия интерактивности.

 

СЛАЙД

Нередко под активным методом обучения понимают форму взаимодействия студентов и преподавателя в ходе занятия, где студенты не пассивные слушатели, а активные равноправные участники образовательного процесса.

Характер взаимодействия преподавателя и учащихся меняется, хотя учитель и остается центральной частью занятия. Он остается главным и единственным источником информации и экспертом, но учащиеся уже не являются пассивными слушателями. Они могут задавать вопросы, прояснять необходимые положения, предлагать собственные решения.

Учебно-воспитательный процесс не может быть полностью подготовлен взрослыми,

· занятия не имеют жесткой структуры, могут возникнуть дополнительные темы для обсуждения.

· Формулирование тем и проблем также происходит в ходе совместного обсуждения.

На схеме показан двусторонний характер общения взрослого руководителя и школьников. Вместе с тем роль преподавателя в активных методах остается ключевой, без него невозможно дальнейшее проведение занятия или проекта.

Именно поэтому данный подход также можно отнести к воздействию преподавателя на учеников, хотя и происходящему по несколько иной технологии.

Формы воплощения


· любые виды дискуссий;

· круглые столы;

· «мозговые штурмы»;

· различные беседы (эвристические, сократические и т. п.).


Условия выбора стратегии

- средний уровень подготовленности аудитории;

· рассматриваемые вопросы привлекают повышенный общественный интерес или основаны на распространенном социальном опыте;

· развитое у учащихся умение задавать вопросы;

· необходимость подвести итоги или обсудить полученный материал;

· аудитория средних размеров;

· объем материала позволяет развивать обсуждение;

· у преподавателя достаточное количество времени для пояснений и уточнений;

· аудитория достаточно однородна по уровню подготовленности;

· высокий уровень компетентности преподавателя в рассматриваемой теме.

СЛАЙД

Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов, ориентированных на взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Преподаватель при этом является организатором образовательного процесса, консультантом, направляющем деятельность студентов на достижение целей занятия.

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.

Поэтому интерактивное обучение изначально призвано использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся, в том числе студентов.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, его цель не только в формировании знаний и опыта, но и в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

При использовании данной формы роль учителя перестает быть центральной,

· он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией,

· определяет общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах),

· контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы,

· дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений.

При этом у учащихся

· появляются дополнительные источники информации — книги, словари, энциклопедии, сборники законов, поисковые компьютерные программы

· они обращаются к социальному опыту — своему и своих товарищей,

· при этом необходимо вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы.

При этом важно, чтобы в работе группы были задействованы все ее члены, не было подавления инициативы или возложение ответственности на одного или нескольких лидеров.

Также для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимозависимость, а результаты их работы дополняли друг друга.

На схеме показано, что воздействие преподавателя не прямое, а опосредованное, что пока еще не характерно для российской системы образования. Подростки чаще вступают в контакт друг с другом, а взрослые должны заботиться о направлении их усилий для достижения положительного результата, консультировать и помогать в организации рефлексии.

Формы воплощения


· ролевые и деловые игры;

· дебаты;

· проектная деятельность;

· обсуждение альтернативных решений;

· моделирование,


Условия выбора стратегии

Выбор стратегии преподавания является ответственным делом, от которого зачастую зависит успех или неудачи занятия. Необходимо также умелое сочетание раз личных стратегий в процессе преподавания, что поможет сделать обучение более разнообразным и интересным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.019 с.)