В Раифский Богородицкий мужской монастырь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В Раифский Богородицкий мужской монастырь



Материалы к экскурсии

Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани

 

С дамбы хорошо виден один из старейших казанских памятников и воинских мемориалов России. Холм, на котором стоит это сооружение, — могильный курган над прахом воинов, павших при осаде и штурме Казани в 1552 году и похороненных с почестями, по приказу Ивана Грозного.

Для ухода за братской могилой царь повелел основать мужской монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В первое время по покорении Казани над могилою стояла лишь простая часовенка, в которой монахи молились за упокой души павших русских воинов.

Идея установки храма-памятника возникла после победы над Наполеоном, когда в России повсеместно стали устанавливать памятники в честь русского героизма. В 1823 году работы по возведению и внутреннему обустройству храма были завершены, и 30 августа состоялось его освящение во имя Нерукотворного образа Спасителя[3].

Зилантов Свято-Успенский монастырь

Поскольку монастырь вскоре начал подмываться весенними разливами, по просьбе первого настоятеля, в 1560 году царь повелел перенести обитель на высокую гору, называемую Змеиной или Зилантовой.

По преданию, это название восходит к средневековой легенде о том, что на месте, где была заложена Казань, некогда жили змеи. Правил ими змеиный царь по имени Зилант, наводивший страх на окрестных жителей. Много зла сделал он им, пока не нашелся батыр, вызвавший змея на поединок. В кровопролитном бою отрубил батыр змею голову, хотя и сам погиб в борьбе. Он освободил жителей города от напасти, а в память избавления от ужасного змея и в назидание потомкам – изображение чудища было помещено на гербе нашего города.

Кстати, монастырь (один из четырех казанских), перенесенный на Зилантову гору, стал называться Зилантов Свято-Успенский. Неофициально горожане говорят коротко: «Зилантов монастырь» (то есть, фактически, «обитель Крылатого Змея»).

Автобус поворачивает на ул. В. Несмелова

Ягодная слобода

Казанское речное училище разместили в районе Заречья, как издревле называлась часть Казани, расположенная за рекой, к северу от центра.

До революции Заречье представляло собой цепь слобод: Адмиралтейской, Ягодной, Игумновых, Гривки, Козьей и Кизической. Еще в 90-е годы прошлого века казанцы полагали, что слободам никогда не суждено войти в черту города, сама природа отделила их руслом реки Казанки от центра. Но этим мрачным пророчествам не суждено было сбыться.

Мы с вами едем по территории бывшей Ягодной слободы.

В эпоху ханской Казани здесь росли дикие, почти не тронутые леса. Один из них назывался Джилякле урман – Ягодный лес, так как в нем было много лесной ягоды: малины, земляники, черники, клубники...

В этих местах располагалось старинное татарское село Джилякле – Ягодное. После покорения Казани в 1552 году татар отсюда выселили, а селение со всеми его угодьями Иван Грозный передал во владение казанскому воеводе Петру Булгакову[6]. Позже село перешло во владение Казанской епархии и стало личным угодьем архиепископа. А в начале XIX века разрастающийся во все стороны город «поглотил» село и на городской карте появилась Ягодная слобода. Здесь еще можно увидеть местами мощные дубы и вязы – остатки некогда могучего Ягодного леса.

 

Поселок Залесный

Наряду со старейшими в городе Адмиралтейской, Ягодной и Пороховой слободами, в состав Кировского района входят 11 поселков[14]. Один из которых – тот, куда мы въезжаем, – поселок Залесный.

Это – активно развивающийся район города, где ведется активное жилищное строительство.

В 2014 году в этом бывшем поселке начато возведение жилого комплекса «Залесный-сити»[15]. Это –современный жилой комплекс, который будет состоять из нескольких кварталов, органично сочетающий городской комфорт и природное окружение.

Название для проекта «Залесный Сити» выбрано неслучайно, так как комплекс находится в экологически чистом районе в окружении обширного лесного массива, рядом с природными источниками воды – озерами Сухое, Лебяжье, Светлое, что располагает к долгим прогулкам на свежем воздухе и занятиям спортом.

Проект основан на концепции «нового урбанизма» – создание современного компактного мини-городка независимого от шумного мегаполиса, где предусмотрена масштабная инфраструктура: детские сады, школы, игровые и спортивные площадки, десятки магазинов, предприятия бытового обслуживания, аптеки, отделение банка, парковка, большое количество отрытых зеленых парковых зон. Все, что необходимо для комфортной жизни будет в шаговой доступности для жителей ЖК «Залесный Сити».

 

Юдино

В непосредственной близости от жилого комплекса «Залесный Сити», недалеко от пересечения с дорогой на Юдино расположен вокзал детской железной дороги.

Юдино – посёлок железнодорожников, также входящий в состав Кировского района Казани. Здесь находится гигантская сортировочная станция, локомотивное депо, вагонное депо и другие предприятия железнодорожного транспорта, железнодорожный техникум, а также Детская железная дорога.

Детская железная дорога

Решение о создании в Казани Детской железной дороги было принято в ходе встречи президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина и Президента РТ Минтимера Шаймиева 26 мая 2006 года.

Торжественная церемония открытия Детской железной дороги состоялась 30 августа 2007 года. Это – 23-я по счету ДЖД в нашей стране.

Дорога эта детская, но не игрушечная. Она является подразделением Казанского отделения Горьковской железной дороги. Протяжённость дороги — около 4 200 метров. Тяговый подвижной состав — 2 тепловоза и 4 вагона, построенные по специальному заказу. Здесь построены две станции: Молодёжная (главная станция), Изумрудная (восточная конечная станция). Кроме станций, имеются две промежуточные платформы — Спортивная и Берёзовая Роща.

Детская железная дорога в городе Казани функционирует круглый год. С октября по март дети (мальчишки и девчонки в возрасте от 11 до 16 лет) получают теоретические знания, а в летние месяцы применяют полученные знания и отрабатывают новые умения на профильной практике. Полный курс обучения на ДЖД составляет 3 года, из них 2 года ребята знакомятся с общим курсом железных дорог, а 3-й год – специализируются по любой выбранной железнодорожной профессии[16]. Теоретическая часть трехгодичной программы преподается детям бесплатно. В летние месяцы осуществляется движение поездов. Из Казани ребят привозят и увозят бесплатно на автобусе.

 

Микрорайон «Салават Купере»

Здесь же, в бывшем поселке Залесный, на окраине Казани в настоящее время ведется активное строительство целого жилого микрорайона – «Салават Купере» (переводится с татарского как «Радуга»).

Микрорайон, под который выделено 400 га, будет иметь свой деловой и административный центр. Всего в комплексе будут жить более 50 000 жителей. Это 1,5 миллиона квадратных метров жилья, больше, чем весь многоквартирный жилой фонд нынешнего Кировского района. Квартиры в микрорайоне выдаются по социальной ипотеке через Госжилфонд при президенте РТ. Еще 10 лет назад дома по социальной ипотеке у нас не строились вообще, сегодня по этому критерию Кировский район — абсолютный лидер.

Реконструкция и Строительство нового жилого района «Салават Купере», наряду с реконструкцией исторического района Казани – Адмиралтейской слободы – пожалуй, самые амбициозные задумки городских властей после проведения Универсиады.

«Салават Купере» принципиально поменяет транспортную и вообще инфраструктурную логистику города.

 

Горьковское шоссе

Обильное строительство жилых домов на окраине Кировского района Казани, на территории поселков Залесный и Юдино, заставило власти задуматься о перспективах развития транспортной инфраструктуры данной части города.

Уже сейчас в часы пик Горьковское шоссе, по которому мы с вами едем, задыхается от пробок.

Вполне логично, что для обеспечения нормального уровня жизни необходимо обновление транспортной инфраструктуры. В частности, первой ступенью станет строительство дублёра Горьковского шоссе. Об этом заявил мэр Казани Ильсур Метшин.

Горьковское шоссе получило своё название благодаря своему направлению в сторону Нижнего Новгорода (бывший город Горький). Кстати, в Нижнем Новгороде есть улица Казанское шоссе, которая затем переходит в федеральную трассу М7 «Волга» и в конце концов встречается с нашим Горьковским шоссе.

До 1990-х годов Горьковское шоссе было двухполосным, но затем было реконструировано и стало четырёхполосным, а местами шестиполосным.

 

«Дорога на богомолье»

Ну а в былые времена эту трассу называли «дорогой на богомолье», потому что вела она к Раифскому Богородицкому мужскому монастырю.

Настало время рассказать о его истории.

Монастыри в России

В нашей стране монашество появилось после принятия христианства в конце десятого века. На Руси монахов называли иноками (слово образовано от др. русск. «инъ» — один). Отцами русского иночества считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, жившие в основанном ими Киево-Печерском монастыре.

Монастыри стали неотъемлемой частью культуры и истории России. Они всегда становились и миссионерскими, и экономическими, и своеобразными административными центрами новых территорий.

Сейчас даже трудно сосчитать, сколько монастырей было в нашей стране за всю историю. По переписи 1914 года их насчитывалось 1026. В советское время осталось только 16. На 2013 год именно действующих монастырей в России насчитывалось по некоторым данным около 700, но эта цифра всё время растёт, так как каждый год открываются вновь возрождённые обители. Самые известные: Троице-Сергиева и Александро-Невская Лавры, Оптина пустынь, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Новодевичий и другие монастыри.

В Казани Филарет стал известен своей строгостью и благочестием. Любя уединение и безмолвие, он часто удалялся из монастыря в густые леса и урочища, находящиеся около Казани. И сейчас вдоль трассы можно увидеть дубы – остатки некогда могучих казанских дубрав.

В один из таких дней 1613 года Филарет вышел за город и направил свой путь в сторону северо-запада, в места еще ему не знакомые. Пробираясь через девственный лес, инок случайно вышел на берег неизвестного озера, тихо плещущего светло-зеленые воды свои у отлогих берегов. Прекрасное и величественное, но вместе с тем несколько мрачное место, довольно удаленное и защищенное от людей дремучим лесом, пленило Филарета. Он решил остаться здесь и поселился в самодельной хижине.

С незапамятных времен эту территорию заселяли племена лесных черемисов – предков современных марийцев. Они были язычниками и поклонялись духам природы. Священные рощи по берегам озёр и рек были для черемисов храмами под открытым небом. Особые деревья – онапу[17] – посвящались высшему божеству – Кугу-Юмо[18]. Как гласит предание, 6 онапу находились на берегах озера, которое сегодня называется Раифское. Возле этих священных деревьев под руководством знахарей-провидцев совершались моления и жертвоприношения черемисов, проходили языческие праздники. Прилегающий к озеру лес считался у них заповедным – здесь запрещено было селиться, заниматься охотой и промыслами, да и вообще появляться, кроме как в священные дни.

Черемисы и разнесли по округе весть о появлении на берегу хижины-кельи святого человека. Постепенно у Филарета появились последователи, сложилась иноческая община. Когда была построена первая часовня, одному из иноков явилось видение благословляющей руки из облака. Это был знак, что начинание отшельников угодно Богу и место отныне свято...

Другое предание гласит, что многим из поселившихся здесь слышался по временам какой-то странный, подобный колокольному звону, гул. Отшельники видели в нем предвестие будущего монастырского благовеста[19].

О первых десятилетиях существования пустыни известно очень мало: очевидно, таков уж был смиренный характер Филарета. Прожив в пустыни около полувека, Филарет, чувствуя близкую смерть, вернулся в Спасо-Преображенский монастырь Казани. Здесь он умер в 1659 году и погребен в ограде обители.

 

Официальное учреждение обители

После смерти старца собравшиеся вокруг него монахи-отшельники не разбрелись по лесам, а, оставшись на месте, избранном Филаретом, решились просить благословения на создание здесь полноправной обители. Митрополит Казанский и Свияжский Лаврентий[20] благословил создание монастыря. В 1662 г. началось его строительство.

Дендрарий   

Дендрарий[32] был организован в Раифском лесничестве в 1921 г. при лесном факультете университета. Коллекция дендрария является самой крупной во всем Поволжье[33]. В 1960 году, после организации Волжско-Камского заповедника, дендросад стал его неотъемлемой частью, гордостью и заботой.

Этот чудо-сад площадью более 20 гектаров, который насчитывает более 500 видов и разновидностей деревьев и кустарника. Сад аккуратно поделен на три секции: Америка, Европа и Азия. На этих участках представлены культуры, растущие именно на этих континентах.

На территории дендропарка есть свой музей природы, где представлены чучела животных и птиц, населяющих заповедник: зайцев, белок, лис, косуль, енотов и даже лосей. Но не кустарно изготовленные и вызывающие жалость, а словно живые.

Ежегодно дендрологический сад и Музей природы заповедника посещают более 10 тыс. экскурсантов[34].

По рекомендации всемирного фонда природы, компания Coca Cola выделила заповеднику 1,5 миллиона рублей на строительство визит-центра «Заповедный теремок», где размещены интерактивные экспозиции «Жилище бобра», «Рыбы Раифского озера», «Следы зверей», готовится к открытию «Гнездо орлана»[35].

В стационарах заповедника ежегодно проходят практику студенты Казанского, Московского, Донецкого, Удмуртского, Харьковского университетов, Казанского педагогического института.

 

Памятник примирения

 

Но вернемся к истории Раифского монастыря…

Началом упадка обители стали годы гражданской войны.

Почти весь 1918 г. обитель подвергалась беззастенчивому грабежу со стороны дезертиров, бежавших с фронта и новой власти. Они воровали скот, имущество, церковные деньги и утварь.

Тогда же, в 1918 году в Раифе разыгралась трагедия, во многом определившая дальнейшую судьбу обители и монашествующих в ней иноков. В Казани действовала тайная офицерская организация, входившая в состав созданного Савинковым «Союза защиты Родины и свободы». Многие офицеры находилось на нелегальном положении, скрывались на квартирах своих близких и знакомых. Их повсюду искали сотрудники губернской ЧК. В ночь на 18 июня 1918 года в поисках некоего поручика Сердобольского семеро «товарищей» прибыли в Раифский монастырь.

Монахи беспрепятственно пустили красноармейцев в монастырь, поскольку хорошо знали их командира, Валентина Несмелова. Он был сыном известного и уважаемого в Казани профессора Казанской Духовной академии Виктора Ивановича Несмелова[36]. Семья Несмеловых до революции часто приезжала в Раифу: отдохнуть, помолиться и погулять в лесу. И Валентин еще мальчиком много раз с отцом посещал монастырь. Во время Первой мировой войны Валентин был ранен. Находился на излечении в одном из казанских госпиталей, где попал под влияние большевиков и после выздоровления начал работать в ЧК.

Начав обыск, чекисты вломились в один из храмов, выволокли из алтаря монаха, который пытался их остановить, шарили в дароносице… Такое поведение вызвало возмущение монастырской братии. А поскольку взаимная неприязнь монашествующих и «товарищей», явно, зашкаливала, случилось то, что случилось. Монахи ударили в набат. Из окрестных деревень прибежали мужики, кто с кольем, кто с дубьем. Совершился самосуд.

Позже в монастырь приехал отряд уже для ареста монахов. Говорят, кто-то из них успел уйти в Седмиозерку, кого-то спрятали крестьяне, кто-то был арестован и расстрелян. Погибших чекистов и красноармейцев похоронили в кремлевском сквере, около бывшего губернаторского дворца.

Виктор Иванович Несмелов тяжело переживал трагическую гибель своего сына, с которым они оказались по разные стороны баррикад. Старый профессор не скрывал своих антиреволюционных взглядов, но так и не был репрессирован, поскольку его считали отцом героя, погибшего в борьбе за советскую власть.

В городе погибших считали жертвами Гражданской войны. Их окружили ореолом мучеников в борьбе с белым движением. Неподалеку от монастырских стен на лесной дороге установили памятник с пятиконечной звездой. На табличке – несколько фамилий и сообщение, что тут захоронены героически павшие в борьбе с врагами красные бойцы во главе со своим командиром Валентином Несмеловым. В Казани и сейчас есть улица Валентина Несмелова. Мы с вами сегодня по ней проезжали. Она идет мимо речного техникума с «Метеором» у фасада.

А в самом старом храме монастыря есть икона здешних новомучеников: отца Сергия и других священников, погибших за веру. Вместе с ними здесь почитают память и нескольких местных крестьян. Так что все они оказались рядом. Одним икона. Другим звезда.

В 2006 году, когда в Казани проходило V совещание руководителей спецслужб, органов безопасности и иностранных партнеров ФСБ России, на месте старого памятника был открыт новый – памятник примирения. На его открытии тогда присутствовали первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев и директор ФСБ России Николай Патрушев.

Монумент, несмотря на свою простоту, чрезвычайно полно и точно передает заложенную в нем авторами – архитектором Александром Лопаткиным и послушником Раифского монастыря Владимиром Савельевым – мысль. Расколотый снизу массив темно-красного мрамора символизирует расколовшееся в начале XX века российское общество, а окно из белого камня сверху с изображенным на нем крестом являет собой символ светлого будущего, окончательного примирения.

На большой мраморной книге, лежащей у основания памятника, начертаны следующие слова: «Не важно, кто был виноват, земля погибшим пухом будет. Как символ примиренья пусть сей памятник потомкам служит». Как было сказано на церемонии открытия памятника, эти слова должны отражать сегодняшнее отношение к событиям, происходившим в 1918 году.

 

Вот мы с вами и приехали в монастырь и отправляется пешком по его территории.

Богородица Благодатная

Прямо у въезда в монастырь нас встречает редкая по эмоциональному воздействию скульптура – Богородица Благодатная. Она словно выходит нам навстречу и приглашает в обитель[43].

Раифский монастырь считается открытым, учительным. Его миссия – проповедническая, учительская, апостольская, поэтому монастырь ежедневно посещают сотни, а в праздники тысячи туристов и паломников.

Специально для паломников в 2008 году в Раифском монастыре был открыт Дом паломника, на который стоит взглянуть поближе.

 

Дом Паломника Раифского монастыря

«Дом паломника» словно сошел с полотна художника – голубые башенки и белокаменные стены подстать архитектурному ансамблю древней Рaифской обители.

Слово «паломник» произошло от лат. palma «пальма». Паломник – старинное название странников-богомольцев, ходивших на поклонение к святым местам (в Иерусалим) и приносивших оттуда на родину ветки пальмы, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа во время входа его в Иерусалим[44]. Обычаи паломничества имеются и в других религиях. Мусульмане, например, совершают хадж в Мекку. В настоящее время в России начинает возрождаться паломничество православных верующих в святые места.

Дом паломника был открыт в 2008 году. Проект создан архитектором, художником Инной Нестеровой. Большую часть материальных вложений взял на себя казанский банк «Зенит». Строительство и отделку здания выполняли рабочие предприятия «Когорта» (рук. И. Оюшин), бригада мастеров Раифской обители (руководитель А. Червяков), дизайнерские разработки и витражи выполнила казанская студия предметного дизайна (руководитель Г. Ураз), ковку – мастерская художественной ковки при Раифском монастыре «Левша» (руководитель Е. Гусев).

Гостиница рассчитана на 80 человек. В ней 25 номеров. Они двух-, трех- и четырехместные. Кроме того, есть большие комнаты, рассчитанные на прием групп до 12 человек. Предусмотрены и комнаты повышенной комфортности. Все помещения освящены, в каждой комнате имеется икона. В коридорах – цветные витражи со святыми образами Грузинской и Казанской икон Божией Матери, большое панно с сюжетом Благовещения Пресвятой Богородицы.

Паломники могут провести здесь несколько дней, неся определенные послушания. Пожертвование на проживание установлено от 400-600 рублей. Предусмотрено двухразовое бесплатное питание в монастырской трапезной, в самой же гостинице – уютная кухня для чаепития. Еда и кров оплачиваются посильным трудом на благо обители. Возможно заселение с детьми

Около «Дома паломника» располагаются частные кафе, для детей обустроена детская площадка.

«Дом паломника» расположен на берегу живописного озера.

Первым «паломником от политики» здесь побывал Борис Ельцин. Но на монастырь только краем глаза взглянул, зато к озеру как прикипел! Было это еще в начале 90-х. На глазах у изумленной публики Борис Николаевич устроил показательный заплыв, молодцом выбрался на берег, отошел чуть в сторонку... снял плавки, отжал и презентовал тому из зевак, кто ближе всех к телу оказался. Теперь, говорят, реликвия хранится под стеклом у директора местного СПТУ.

Актриса Ольга Остроумова привезла в подарок вышитые ее мамой воздухи - особые покрывала для богослужения.

Удивил всех Березовский. Монахи повели его в храм, рассуждая об иудаизме по дороге. Вышел конфуз - БАБ оказался самый что ни на есть христианин. На чудотворную икону перекрестился, помолился и свечку поставил. Чем потряс даже свое окружение, записал в книге отзывов загадочную фразу «вера внутри нас» и оставил монастырю три компьютера.

 

Раифское озеро

Со времени основания обители изменились люди, заново отстроены стены, восстановлены храмы, но раифская природа осталась такой же, какой была почти 400 лет назад и какой ее видели первые скитники, поселившиеся здесь.

На территории Волжско-камского заповедника расположено более 10 больших и малых озер[45].

Самое крупное – Раифское. Это – один из нескольких самых крупных стоячих водоемов Татарстана. Оно превосходит все остальные по площади зеркала, глубинам и объему воды... в настоящее время площадь его составляет 32 гектара, а максимальная глубина – 19 метров.

Озеро изогнуто, как полумесяц. С берега оно смотрится почти как река – примерно с Дон или Оку шириной. Благодаря изгибу, конец озера не виден и кажется, будто оно утекает далеко, в лесные края. В действительности, длина его около 2 км.

Озеро когда-то называлось просто Сумкой, как и речка, протекающая сквозь него, теперь, как и обитель, именуется Раифским.

Даже от стен Раифского монастыря здесь можно увидеть водоплавающих птиц, услышать «бухание» большой выпи или увидеть охотящегося за рыбой черного коршуна. На утренних и вечерних зорях, рассекая водную гладь, проплывают бобры и ондатры, озабоченные поиском корма, а в июне и июле изредка появляются лоси, кормящиеся сочными водными растениями и спасающиеся в воде от гнуса.

Здесь не случайно расположена веселая фигурка бобра. Дело в том, что бобры спасают Раифское озеро.

Одна из серьезных проблем заповедника заключается в том, что со всех сторон он окружен сельхозземлями, и как только весеннее солнце начинает пригревать, поток талой воды с взвешенными частями почвы устремляется в реки, а потом – в озера, в том числе и в Раифское. Оно мелеет. Для того чтобы задерживать воду нужны небольшие плотины. Такие плотины строят, например, бобры. Когда-то они во множестве обитали и на территории Раифы. Но проблема в том, что в Российской империи еще к началу ХХ столетия эти животные были практически полностью истреблены. На территории Казанской губернии последний бобер был добыт в 1803 году в Спасском уезде.

Поэтому была разработана программа восстановления популяции бобра и использования его как лесного мелиоратора[46]. Несколько лет назад бобров специально завезли в заповедник, и теперь они расселились по его территории. Особенно понравилась им речушка Сер-Булак. В прежние годы к осени она нередко пересыхала, а теперь, благодаря бобрам и их запрудам, стала довольно полноводной.

Достопримечательностью монастыря также являются молчаливые лягушки, которые не квакают вблизи монастыря. По преданию, однажды монахи Раифского Богородицкого монастыря попросили у Бога милости — избавить их от кваканья лягушек, мешающего им петь. Случилось чудо — лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу чудесного озера, где стоит Раифский Богородицкий монастырь они водятся в избытке. Многие, в том числе зарубежные ученые, пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, которые вблизи монастырских стен замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек. Но уже в километре от монастыря они начинали возбужденно прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем. Молчание лягушек — чудо, с которым сталкивается каждый, приезжающий в Раифу.

 

Кот Казанский

На берегу озера стоит памятник Коту Казанскому из светлого песчаника.

Идею украсить зону отдыха на берегу озера фигурами животных подал скульпторам[47] сам настоятель монастыря, отец Всеволод. Он же подвел их к груде бесхозных больших камней, в одном из которых мастера почти сразу признали кота.

Такому «сходству» в монастыре порадовались: будет свой «кот» да еще с легендой!

Дело в том, что у казанских котов есть своя увлекательная история, уходящая корнями далеко в прошлое. Коты Казани славились своими качествами мышеловов. Когда-то, по указу императрицы Елизаветы Петровны, 30 казанских котов были перевезены в Санкт-Петербург с целью охраны царских покоев Зимнего дворца от грызунов. Вместе с другими котами они составили пушистую лейб-компанейскую гвардию императрицы (котов при императрице было ровно 300, столько же, сколько лейб-компанейцев, которые возвели ее на престол). Котов поставили на особое довольствие, вначале им выдавалась баранина, затем – по особому указанию императрицы – тетерева и рябчики.

Потомки тех самых увезенных когда-то из Казани котов после революции защищали от крыс и мышей произведения искусства в Государственном Эрмитаже. Правда, во время блокады Ленинграда в годы Великой отечественной войны всех котов Эрмитажа… съели. После блокады в город завезли котов из Сибири и Ярославля и теперь уже их потомки продолжают в Эрмитаже доблестную службу котов казанских.

Кстати, кошка – единственное животное, которому позволено входить в храм, поэтому в Раифе живет множество кошек.

В Раифе живет много кошек. Их подкармливает один монах. Кормит своих подопечных три раза в день. Покупает им путассу и курятину. Что не мешает котам с аппетитом лопать то, чем угощают их сердобольные туристы.

Оказывается, у раифских кошек - три группировки: монастырские, кормящиеся в кафе у озера и базирующиеся у шашлычной возле парковки. Там свои кормильцы. На территорию чужого прайда коты не ходят.

Монастырские все стерилизованы. Старшая - кошка Муся во время кормежки следит, чтобы соплеменники не отнимали друг у друга еду. Зимуют в подвале храма - там бойлерная.

Все обитатели монастыря с ностальгией вспоминают легендарного Ваську. Его фото в кошачьей юности и небольшое эссе о нем можно найти в 4-м номере "Раифского альманаха" за 2014 год.

Старого и больного Васю унесла из монастыря какая-то женщина. Так что случаются здесь и кошачьи драмы...

 

Часовая башня

 

Для защиты от незваных гостей монастырь был окружен высокой крепостной стеной с бойницами и пушками. Пятиугольник этих старинных «кремлевских» стен рубежа XVII-XVIII вв. опоясывает пространство примерно в 2 гектара площадью. На каждом углу было сооружено по башне.

Одна из двух, чудом сохранившихся монастырских башен – Часовая. Башня украшена ангелом-флюгером. Она называется Часовой, потому что в ней когда-то размещались часы с боем[51].

Обойдя угловую монастырскую башню, мы попадаем на дорожку, ведущую к плавучей купальне.

 

Купальня

 

Для удобства паломников на Раифском озере строится купальня из деревянного сруба, проект которой был подготовлен казанским дизайнером. На ее фасаде будет выложено мозаичное панно из натурального камня с изображением иконы «Крещение Господне (Богоявление)» За образец взята купальня на Серафимовском источнике Дивеевского монастыря.

Купальня будет освящена в честь Крещения Господня, или Богоявления. В Раифском монастыре этот праздник всегда особо отмечается.

Каждую зиму на Раифском озере вырастает сказочный чудо-городок с ледовыми скульптурами работы все того же Владимира Савельева. Работают бригадой по нескольку недель, на помощь к скульптору приезжают друзья из Йошкар-Олы. «Начиналось все с ледяного креста, когда в первый раз архимандрит Всеволод попросил нас обустроить территорию вокруг Крещенской купели — Иордани. Потом к кресту мы стали добавлять другие фигуры изо льда. То, что считали интересным — использовали на следующий год, неудачные фигуры отсеивали».

Вырезают огромные кубы льда из замерзшего озера и творят... На глазах вырастают дворцы и храмы, на постаменты опускаются ангелы, и появляется ледяная копия чудотворной Грузинской иконы Божьей Матери. Ледяной город, который в темное время суток еще и подсвечивается, стоит до весеннего солнышка.

По оценкам полиции, на Крещение ежегодно, в пустынь съезжается до 15-20 тысяч человек, а машины и автобусы выстраиваются вдоль обочины дороги на 2-3 километра.

На берегу возле этой купальни устроена небольшая набережная со скамейками, где можно передохнуть и полюбоваться действительно красивым и очень тихим лесным озером, а чуть дальше стоит торговая палатка, в которой можно выпить чая и перекусить.

Правила посещения монастыря

С востока в Святые врата под колокольней как бы готовится войти изваянный скульптором инок Филарет, основатель Раифской обители. Последуем и мы за ним.

Но, прежде чем мы войти внутрь, обратите внимание на табличку с правилами поведения на территорию обители.

Женщины в коротких юбках и брюках должны надеть покрывала, которые можно взять тут же, возле входа. При входе в храм мужчины должны снять головные уборы, а женщины прикрыть голову. На территории монастыря фотосъемка разрешается, но в храмах пользоваться фотоаппаратами, видеокамерами и сотовыми телефонами категорически запрещено.

 

 

Мраморные памятные доски

 

В Раифском монастыре перебывало немало звезд политики и культуры из столицы. Ирина Архипова и Александр Калягин, Анатолий Чубайс и Александр Починок, Борис Березовский и Рем Вяхирев, Алексей Кудрин и Геннадий Селезнев, Иосиф Кобзон и Юрий Шевчук, Георгий Боос и Элла Памфилова... Список можно продолжать долго. Кто-то из них здесь крестился, кто-то венчался, многие стали для монастыря благотворителями, некоторые называют себя духовными детьми Раифы...

На стенах колокольни – две каменных доски с золочеными надписями. Это список благотворителей монастыря. В числе их Шаймиев, Кудрин, Шойгу и другие. Любопытно, но практически все, кто давал в Раифе обещания как-то помочь монастырю, обещания свои выполняют[52]. Каждый, кто жертвует монастырю, записан в Вечное поминовение, о чем на руках у жертвователя остается специальная квитанция. Они поминаются вечно даже после смерти.

Анатолий Чубайс оплатил сиротам из монастырского приюта поездку через всю Европу в парижский Диснейленд. Березовский и Боос презентовали компьютеры. Шаймиев помог с оплатой за восстановление куполов и крестов. Так что право на вечную благодать они вполне заслужили.

 

Монастырское кладбище

У подножия колокольни, с внутренней стороны стены расположено монастырское кладбище.

Разграбленное и оскверненное кладбище начали приводить в порядок в феврале 1991 года. Все останки, найденные при расчистке свалки, были собраны и захоронены в центре кладбища. Сейчас над этой братской могилой стоит памятный крест из белого камня. К сожалению, доподлинно не известно, кто был похоронен на этом кладбище.

Единственный памятник, уцелевший от прежних лет, – надгробье купцу Михаилу Тимофеевичу Атлашкину, тому самому, из миллиона кирпичей которого возведена «Раифская свеча».

В 2016 году на кладбище был похоронен и архимандрит отец Всеволод, первый наместник возрожденного Раифского монастыря.

На месте кладбища два раза в год, в дни особого поминовения усопших братия монастыря при большом скоплении верующих возносит поминальные молитвы.

Поминают и новомучеников Раифских, икона с образами которых хранится в самом древнем храме монастыря, освященном во имя Святых Отцев, в Раифе и Синае избиенных.

 

Монастырь в советскую эпоху

В 1933 году Раифский монастырь был превращен в колонию ОГПУ. Обитель и ее окрестности были обнесены глухим деревянным забором, построены вышки, и из Казани прибыли около 100 солдат войск НКВД. Для охраны стали использоваться служебные собаки. В храмах расположились производственные мастерские, гараж, клуб и столовая. На первом этаже братского корпуса, в ризнице и библиотеке, были устроены камеры, а на втором этаже – неотапливаемые карцеры.

В 1941-42 годах сюда вывозили людей из тюрем западных областей СССР — Молдавии, Западной Украины, Одесской области и Ленинграда. Людей размещали в наскоро построенных бараках, а храмы монастыря на долгие годы превратились в промзону политической тюрьмы. Никаких документов об этом периоде жизни обители в архивах нет, и воспоминания местных жителей, ставших очевидцами тех страшных событий, остаются главным свидетельством происходившего...

В тяжелые военные годы Раифская колония перестраивается на выпуск продукции для фронта. В храмах святой обители организовываются мастерские, где заключенные в две смены производили обувь, бельё, гимнастерки, шинели, плащ-палатки, санитарные и телефонные сумки. Проводя земляные работы, послушники часто находили такие полуистлевшие продукты местного производства.

Как-то ночью в 1942 или 1943 году взрослых заключенных неожиданно увезли. Остались расконвоированные и ссыльные поселенки. После этого в колонии еще около десяти лет оставались мужчины. Большинство из них умерло от тифа, часть отправили на фронт, в штрафные роты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.11 с.)