Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка эффективности рекламыСодержание книги
Поиск на нашем сайте 65 С другой стороны, чем больше времени прошло после окончания рекламной акции или действия рекламного средства, тем больше факторов может влиять на результат оценки рекламы. Одно рекламное средство может усилить действенность другого, но результативность рекламной акции в целом нельзя рассматривать как простое суммарное действие всех используемых в ней средств. Действенность рекламы уменьшается в дни религиозных постов, траурные и рабочие дни, а возрастает в выходные, предпраздничные и праздничные дни (рис. 3.3). 66 I. Роль и место рекламы в рыночной экономике Подводя итог рассуждениям, можно сделать такие выводы: 1) эффективность рекламы должна оцениваться только в соответствии с измеримыми целями и задачами маркетинга; 2) главный критерий эффективности рекламы лежит в решении коммуникационных проблем. 2. Способы определения эффективности рекламы. Все способы определения эффективности рекламы разделяются на оценочные и аналитические. Оценочные способы базируются на мнениях экспертов, они бывают прямыми и косвенными. В прямых способах производится прямое тестирование потребителей и определяется значимость рекламы путем установления балльной оценки и рейтинга. Балльный метод заключается в том, что отдельные элементы воздействия изучаемого рекламного средства, например степень привлечения внимания, воздействие на чувства, запоминаемость и др., предварительно определяются по установленному количеству баллов — 100 или 1000. Рекламные средства, их эскизы, проекты оценивает группа лиц. И чем больше их оценка приближается к предварительной, тем выше действенность данного средства. Для оценки действенности некоторых рекламных средств применяют купонный метод. Купоны прикладывают к рекламному средству и рассылают по адресатам. По количеству возвращенных купонов устанавливают масштаб действенности данного рекламного средства. К косвенным способам относят решения по эффективности рекламы путем опросов по телефону, по почте, e-mail и др. Опросы могут происходить в виде бесед с клиентами или респондентами. Путем сравнения рекламы за определенный период времени определяется ее эффективность. Расчетные способы эффективности рекламы основаны на статистических, логических и других методах анализа. В табл. 3.1 представлены оценочные способы определения эффективности рекламы. Западные специалисты называют пять условий, способствующих эффективности рекламы предприятия: 1) когда предприятие имеет дело с возрастающим первичным спросом, а не со спросом, имеющим тенденцию к снижению; 2) способность предприятия оказывать влияние на спрос, т.е. наличие широких возможностей по дифференциации собственного товара от окружающей товарной массы; 3) относительная важность для потребителя скрытых внутренних качеств товара по сравнению с его внешними качествами, которые могут быть увидены и оценены; 3. Оценка эффективности рекламы 67 4) существование сильных эмоциональных мотивов для совершения покупки, которые можно использовать в рекламных обращениях к потребителям; 5) наличие у предприятия достаточных средств для ведения рекламы и стимулирования сбыта своей продукции на рынке. Таблица 3.1. Оценочные способы определения эффективности рекламы
При этом возможность эффективного рекламирования зависит пе от постоянного наличия всех перечисленных условий, а от формы их сочетания в реальной действительности. Из практики установлено, что реклама эффективна тогда, когда удовлетворяет следующим требованиям: четко позиционирует товар, т.е. содержит информацию о специфике атрибутов; сообщает потребителю существенные выгоды в случае покупки товара; содержит рекламную идею для легкого восприятия и запоминания; создает в сознании стереотип, увеличивающий его ценность в глазах потребителей; подчеркивает качество товара и сама ассоциируется с этим качеством; креативна и не повторяет надоевшие решения; имеет точную целевую направленность и отражает запросы целевой аудитории; привлекает внимание; делает акцент на уникальность атрибутов товара; предлагает лишь то, что важно для потребителя. Рассмотрим параметры, выражающие эффективность рекламы: • приобретение имиджа, репутации, лояльности; • дополнительное вовлечение клиентов в потребление (стабильность постоянных клиентов свидетельствует о неэффективности рекламы); 68 I. Роль и место рекламы в рыночной экономике • увеличение повторных покупок постоянными клиентами; • использование типов рекламы в зависимости от жизненного цикла товара; • креативность, качество, новые рекламные технологии; • правильный выбор носителей рекламы, длительности и времени проведения рекламной кампании; • принятие стратегии лидера в рекламной отрасли по отношению к рейтингу рекламных носителей; • правильное восприятие «эффект отложенного спроса» после рекламной кампании; • упреждающие спад сбыта действия рекламы. Изменение экономических показателей всегда более заметно, чем, например, смена традиций или потребительских навыков, в связи с чем экономические показатели при оценки эффективности рекламы считаются более точными. Но с развитием психологии, социологии и других наук точными становятся и неэкономические показатели. Поэтому, если позволяет характер изучаемого рекламного средства (или рекламной акции), оценку их действенности следует проводить по двум показателям. Экономические и неэкономические показатели часто неотделимы друг от друга. Например, увеличение продажи товаров культурно-бытового назначения в слаборазвитом районе означает, с одной стороны, прогресс в области культуры, а с другой — рост товарооборота. Чем конкретнее реклама, чем конкретнее поставлена ее цель (основная или второстепенная), тем конкретнее и точнее будут показатели ее действенности. Процесс оценки действенности рекламы можно расчленить на следующие этапы: 1) априорная оценка действенности рекламы на базе маркетингового исследования рынка; 2) предварительная оценка (на целевой группе потребителей) проектных вариантов рекламных средств, их содержания и формы в процессе производства рекламы, распространения и непосредственно при воздействии на адресата; 3) последующая оценка действенности рекламы, которая дает возможность провести общую оценку всей рекламной кампании и позволяет выявить недостатки, допущенные на предьщущих этапах измерения действенности рекламы. Обобщенного показателя действенности рекламы пока не существует, можно говорить лишь о вероятной эффективности конкретной рекламной кампании в целом. 3. Оценка эффективности рекламы 69 Таким образом, эффективность рекламы определяется за счет получения краткосрочных порций эффективности, связанных с рекламными акциями товара, а также долгосрочных эффектов, возникающих в связи с инвестициями в марку. В состав эффектов входит рост нематериального актива марки, рост продаж и прибыльности марки, рост привлекательности марки для дистрибьюторов и др. Схема иерархии маркетинговых эффектов показана на рис. 3.4. В общем случае оценка эффективности рекламы отличается от оценки эффективности рекламной деятельности. Последняя может быть разной в зависимости от субъектов этой деятельности — рекламодателей, рекламных агентств, медиабайеров, медиаселлеров, рекламных каналов. Рекламодатель, вкладывая деньги в рекламную кампанию, оценивает ее по полученной прибыли через объемы продаж. Его цель — при минимальных рекламных издержках (выделенном рекламном бюджете) получить максимальный прирост товарооборота. Рекламное агентство старается в рамках выделенного рекламного бюджета от рекламодателя решить цели, поставленные при организации рекламной кампании, и получить прибыль из этого бюджета. В общем случае рекламодатель работает с рекламным агентством на комиссии 15%. Чтобы выиграть тендер или удержать клиента на конкурентном рынке рекламы, рекламное агентство вынуждено или уменьшать процент комиссии, или использовать систему скидок, что \\ обоих случаях снижает рентабельность его деятельности, а значит, и эффективность проводимой рекламной деятельности. Таким образом, чем в меньший процент от комиссионных уложится рекламное агентство, тем эффективнее оно сработало в рекламной кампании. Так как рекламная деятельность является видом бизнеса рекламного агентства, оценку эффективности можно рассматривать по динамике роста финансовых показателей и материальных и нематериальных активов. К нематериальным активам рекламного агентства можно отнести: 1) потенциал РА (квалификация, возраст фирмы, уровень коммуникабельности; 2) маркетинговые активы (информация, клиентская база, ценности, традиции); 3) инновационные активы (рекламные технологии); 4) стратегические активы (долгосрочные контракты с солидными рекламодателями, контакты с посредниками, наличие собственных рекламоносителей, ноу-хау); 70 I. Роль и место рекламы в рыночной экономике 5) репутационные активы (имидж, история, награды рекламных выставок). Медиабайер рассматривает эффективность рекламной кампании из условия: чем дешевле закупит он рекламное время или пространство и чем дороже его продаст, тем эффективнее его рекламная деятельность. Байер закупает рекламные пространства, получая при этом оптовые скидки до 30—40% стоимости по прайс-листу. Для него эффективность рекламной кампании состоит в разнице между суммой, рассчитанной для рекламодателя, и суммой, уплаченной селлеру. Медиаселлер рассматривает эффективность рекламной кампании через такие формы вознаграждения, как гарантия и комиссия. Гарантия —- это сумма, выплачиваемая селлером рекламному каналу, в результате чего он получает эксклюзивные права на продажи рек- 3. Оценка эффективности рекламы 71 ламного пространства или времени на этом канале. В результате чего все получаемые от рекламодателей средства он оставляет себе. Расчет нормы эффективности (Э) селлера определится по формуле Э = (РБ - Г)/(Г + РО), где РБ — рекламный бюджет медиаканала; Г — сумма гарантий; РО — расходы на организацию продаж рекламы. При работе на комиссии он получает процент от привлеченных бюджетов — обычно 10—20%, но несет издержки по организации продаж рекламы. В этом случае эффективность рекламной деятельности определится так: Э = РБ • К/РО, где К — величина комиссии селлера (0 < К < 1). Эффективность рекламной деятельности медиаканалов можно подсчитать через отношение доли рекламных бюджетов данного сегмента рекламного рынка и доли аудитории, занимаемой данным медиаканалом на рынке. 3.2. Определение коммуникационной эффективности рекламы Чтобы определить коммуникационную эффективность рекламы, необходимо провести соответствующие исследование с помощью специальных методов (тестирования и ранжирования с помощью оценочных шкал), в ходе которого можно проанализировать процесс восприятия рекламы потребителями вообще и целевыми группами в частности. 1. Процесс восприятия рекламы. Известны различные типы индивидуального восприятия рекламных сообщений, влияющие на их отбор в условиях большого потока разнообразной информации, воздействующей на потребителей. Выборочное восприятие. Воздействующим, убеждающим эффектом, проявляющимся сразу же после восприятия, обладают не более 10% рекламных обращений. И хотя существует не поддающееся адекватным измерениям воздействие на подсознание, формирующее отношение к предмету рекламы, в целом из-за переизбытка рекламной информации большинство рекламных обращений не может преодолеть барьер ограниченных возможностей человеческого восприятия. Это побуждает применять в рекламе элементы, при- 72 I. Роль и место рекламы в рыночной экономике влекающие внимание и проникающие в сознание: оригинальные идеи, юмор, музыку и т.д. Выборочное удержание. Запомнившиеся рекламные объявления, как правило, забываются через четыре — шесть недель. Количество оставшихся в памяти не превышает половину воспринятых, т.е. составляет не более 5% общей массы воздействующей на рынок рекламы. Предпочтение уже воспринятого. Существует некая инерция восприятия, которая часто сводит на нет попытки рекламы изменить отношение потребителя к товару. Если рекламное обращение противоречит устоявшимся воззрениям, оно может быть игнорировано или превратно понято. Из воспринятых и удержанных в памяти обращений на потребителей воздействует только 60%, т.е. «нет-то-воздействие» составляет порядка 3% всего потока направленной рекламной информации. Вот почему вероятность успеха рекламного объявления больше, если оно незатейливо и вызывает доверие. Вместе с тем, чтобы сделать его обращающим на себя внимание, нужна рекламная идея, реализация которой позволила бы свести к минимуму проявление присущего любому человеку свойства «от-фильтровывания» информации. Чтобы оказать на поведение потребителя определенное воздействие, необходимо прежде всего привлечь его внимание. Привлече ние внимания — первое звено в цепи механизма психологического воздействия рекламы. Именно внимание сопровождает такие психические процессы, как восприятие реципиентом (получающим) рекламной информации, переработки ее в сознании. При этом внимание служит своеобразным фильтром, отсеивающим ненужные сообщения. Избирательный характер внимания предотвращает перегрузки психики от потока информации. Каждый этап психологического воздействия рекламы на сознание потребителя требует применения определенных методов и способов рекламного воздействия, обеспечивающих наибольший психологический эффект. В процессе восприятия рекламы важное значение имеет объем внимания. Считается, что взрослый человек может охватить вниманием одновременно четыре — шесть объектов. При уменьшении числа объектов внимание становится более концентрированным, что способствует более глубокому их восприятию. Углубленная и устойчивая сосредоточенность внимания зрителя на рекламном сообщении — одно из условий эффективности рекламы. Если изобразительная часть рекламы перегружена деталями, зритель не успевает воспринимать весь объем изображения, поскольку его психика оказывается перегруженной. Установлено, что наибольшие затраты 3. Оценка эффективности рекламы 73 нервной энергии происходят в тех случаях, когда рекламное сообщение исходит от авторитетного лица. Привлечение внимания к рекламе — явление индивидуальное, зависящее от потребностей человека, его побуждений, мотивов и настроений. В зависимости от цели рекламы и интереса человека к рекламируемому товару внимание подразделяется на несколько видов. Непроизвольное внимание к рекламному средству, вызывается лишь его внешним видом или свойствами, выступающими в роли раздражителя: динамичность, интенсивность, контрастность, размер. Чем интенсивнее рекламный раздражитель воздействует на органы чувств человека, тем выше степень внимания к нему. Броскость рекламного сюжета на газетной полосе, эмоциональная лексика радиообращения, сопровождаемая ритмичной музыкой, острый сюжет телефильма — все эти раздражители вызывают непроизвольное внимание человека. Однако такие способы интенсификации внимания к рекламе имеют определенные границы — порог восприятия. Превышение этого порога приводит к тому, что люди перестают воспринимать «кричащую» рекламу. Наиболее пристальное внимание реклама привлекает благодаря своей необычности, уникальности, новизне. Она позволяет установить, насколько эффективно конкретное рекламное обращение передает целевой аудитории необходимые сведения или формирует желательную для рекламодателя точку зрения. Коммуникационная эффективность рекламной кампании может быть определена до, в течение и после передачи рекламного сообщения. 2. Исследование эффективности рекламы. В качестве новых технологий исследования эффективности рекламы выступают трекин- говые исследования. Слово трекинг означает «слежение», «прослеживание», «выслеживание». Рекламные трекинговые исследования — это источник данных об особенностях протекания рекламной кампании во времени, соотнесение проводимой РК марки с кампаниями марок-конкурентов. Основные предметные области трекинговых исследований — это продажи, динамика отношений к торговой марке, контакты с рекламоносителем. В ходе таких исследований используется ряд показателей, позволяющих проследить связь между рекламной активностью и положением марки на рынке: • информированность о рекламе; • отношение к рекламе; • информированность о марке; • отношение к марке; • использование марки. 74 I. Роль и место рекламы в рыночной экономике Трекинг осуществляет контроль медиапоказателей, т.е. сопоставление планируемых и достигнутых показателей по охвату целевой аудитории, частоте контактов с рекламой, набранного медиавеса. В ходе трекинговых исследований увязываются два типа данных: как представители целевой аудитории смотрели рекламу (медиапо-казатели); каким образом эта реклама отразилась в их сознании и поведении (показатели потребительского поведения). В рамках трекинговых исследований используются различные методы сбора первичной информации, чаще всего — интервьюирова ние (телефонные интервью, индивидуальные интервью). Телефонное интервью проводится с использованием метода стандартного компьютерного телефонного опроса CATI. Общий объем выборки — 1200—1500 респондентов и по 200—300 интервью с представителями целевой аудитории. Трекинговые исследования включают четыре замера: до начала рекламной кампании, в середине, сразу по окончании и через две недели после окончания. Трекинговые исследования позволяют оценить эффективность РК в связи с основными характеристиками марки, кроме того, способствуют внесению оперативных изменений в ход РК (как в плане креативных решений, так и в плане медиасредств). 3. Методы тестирования. Оценку коммуникационной эффективности рекламной кампании можно получить на основе тестирования рынка до ее начала (предтестирование, пробное тестирование) и в период ее проведения (посттестирование). Типичная анкета для оценки эффективности рекламы включает следующие блоки: знание марки/продукта (спонтанное и по подсказке); использование марки; знание рекламы марки (спонтанное и по подсказке); знание деталей рекламы; знание носителей, где рекламировалась марка; общее впечатление от рекламы; необычность, уникальность рекламы; связь с рекламируемой маркой; запоминаемость ключевой фразы (слогана); имидж марки (анализ соответствий). Предтестирование ставит своей задачей оценить реакцию потребителей на альтернативные рекламные сообщения для последующего выбора наиболее из них коммуникативных. При этом используется: • прямая оценка с использованием вербальной шкалы; • портфельный тест (интервью после организованного показа) для оценки запоминания альтернативных рекламных сообщений, передаваемых через печатные издания, видео, аудио и др.; • лабораторный тест (с применением различных приборов) 3. Оценка эффективности рекламы 75 Посттестирование нацелено на то, чтобы определить коммуникативный эффект рекламы после ее запуска. Она проверяется по следующим параметрам: воздействие, убедительность, информативность, диагностика. Воздействие рекламы на потребителя проверяют, поместив ее среди других реклам, а затем смотрят, насколько хорошо или побудительно она вспоминается. Убедительность может быть измерена различными способами, но в любом случае респондент должен ответить, какова вероятность, что, изучив рекламу, он купит рекламируемый товар. Информативность измеряется двумя способами: • «оценкой с подсказкой» — респондентам предлагают набор характеристик данного товара, по которым он оценивает марку товара, иногда в сравнении с маркой товара конкурента; • открытой оценкой —- респондент не располагает никакими подсказками, кроме самой рекламы, и описывает товар так, как представляет его себе по рекламному материалу. Диагностика — это вопросы типа: «Как вы оцениваете указанные в рекламе характеристики товара?», «Каковы плюсы и минусы рекламы?». Другими словами, диагностика оценивает не рекламируемый товар, а его рекламу. Для проверки коммуникационной эффективности используются следующие тесты: 1) тексты на запоминание; 2) тесты на убедительность; 3) подсчет непосредственного отклика; 4) тесты по коммуникации; 5) фокус-группы; 6) физиологические тесты; 7) покадровые тесты; 8) внутрирыночные тесты. По данным Д. Старча, оптимальный размер группы лиц, опрашиваемых с целью анализа эффективности рекламы, — 125 чело-иск. Если численность 100 человек и менее — результаты недостоверны, если более 150, то быстро растут издержки на исследование, л точность увеличивается очень на немного. Техника обследования включается в свободном разговоре с участником (респондентом), причем важно строить беседу так, чтобы вопросы не были наводящими на ответ и не отвлекали от цели. Тесты на запоминание основываются на предположении, что какая-то часть информации остается в памяти человека. Уровень запоминания демонстрирует, насколько увеличивается уровень продаж, 76 I. Роль и место рекламы в рыночной экономике если реклама повышает знание о данной торговой марке на 20%, а предпочтение к ней на 10%. Тесты на запоминание делятся на две группы: тесты на вспоминание и на узнавание. Путем случайных звонков жителям задаются вопросы и делаются выводы. Число респондентов должно быть не менее 200 человек. Существует метод измерения запоминаемости рекламы (М. Пи-кулевой), который базируется на трех составляющих: спонтанное воспоминание — реклама вспоминается при упоминании категории товара (например, категория «стиральные порошки», товар — «Тайд»); воспоминание при предъявлении товара — реклама вспоминается после произнесения названия конкретного товара или его демонстрации; «воспоминания после пересказа рекламы». Сумма этих трех показателей составляет долю целевой аудитории, которая вспомнила рекламное сообщение. Причем смотрят, как показатели соотносятся между собой. Испытание на узнаваемость теле- и радиорекламы может осуществляться следующим образом. Респондентам в течение 10 секунд демонстрируют «вывеску» рекламного сообщения, лишенную идентификаторов компании и марки товара. Респондентов спрашивают, видели (слышали) ли они ранее это рекламное сообщение, какая фирма проводит рекламную кампанию, товар какой марки рекламируется. Испытание на узнаваемость печатной рекламы может осуществляться путем опроса читателей данного печатного издания после опубликования в нем определенной рекламы. В данном случае используются следующие три показателя: процент читателей, которые после опубликования рекламы могли вспомнить, что видели данную рекламу; процент читателей, которые обратили внимание на рекламируемый товар, его производителя и марку; процент читателей, которые прочитали более половины рекламного сообщения. Следует отметить, взаимосвязь между запоминанием и эффективностью продаж товара сложна и во многом неизвестна. Тест на убедительность оценивает эффективность рекламы по тому, как влияет она на намерение потребителей купить товар данной марки, возросло ли их намерение купить в результате просмотра рекламы. Подсчет непосредственных откликов представляет оценочные тесты, которые подсчитывают количество зрителей или читателей, запрашивающих дополнительную информацию или покупающих товар. Тесты по коммуникации должны ответить на два основных вопроса: передала ли реклама послание, которое она должна была передать, и как представители целевой аудитории отреагировали на послание? 3. Оценка эффективности рекламы 77 Для удешевления рекламной компании и получения быстрого результата некоторые рекламодатели используют фокус-группы, чтобы принять окончательное решение о размещении рекламы. Например, для оценки коммуникационной эффективности печатной рекламы используются следующие показатели: 1) «замеченность» характеризует процент читателей, которые, если заговорить об изучаемом товаре, отмечают, что они ранее видели его рекламу в печатных информационных средствах; 2) «доказано изложением» показывает процент читателей, которые, кроме того, способны правильно изложить содержание рек- ламного сообщения; они таким образом подтверждают реальность своей способности запоминать; 3) «узнавание» определяет процент тех, кто узнает сообщение, когда ему его покажут. Физиологические тесты измеряют эмоциональную реакцию на рекламу с помощью наблюдения за реавщией человека путем иссле- дования сердцебиения, расширения зрачков, кожно-гальванической реакции, электроэнцефалограммы. Покадровый тест оценивает реакцию потребителей на отдельные сцены. Внутрирыночные тесты измеряют эффективность рекламы с помощью определения фактических результатов на рынке, т.е. с помощью измерения их влияния на объемы продаж. Помимо сообщения через рекламу фактических данных о рекламируемом товаре при разработке рекламы часто используются приемы, выходящие за рамки простой передачи информации. Имеется в виду эмоциональная составляющая рекламы (например, проводится идея, что покупка рекламируемого товара приведет к успеху и счастью). Вследствие этого возникает задача изменения уровня эмоционального воздействия рекламы. Изучение влияния рекламы на покупательское поведение может быть проведено следующим образом. В магазине случайным образом формируются две группы покупателей: тестируемая и контрольная. Тестируемой группе демонстрируется часть радио- и телевизионных коммерческих реклам или шесть печатных реклам. После чего респонденты данной группы 'ишолняют анкеты. Членам обеих групп присваивается определенный код и даются пакеты купонов, включая купоны на испытываемую марку товара. Эти купоны могут быть реализованы в одном из о нижайших магазинов. Эффективность продаж определяется как члетное от деления числа покупок товара исследуемой марки на общее число покупок членов тестируемой группы, деленное на по-поСшое отношение для членов контрольной группы. Эффективность 78 I. Роль и место рекламы в рыночной экономике продаж определяется влиянием, которое на покупки потребителей оказала исследуемая реклама. Побудительность рекламы во многом определяется ее мотиваци-онным воздействием, зачастую осуществляемым на подсознательном уровне, и это может явиться инструментом манипулирования поведением потребителей. Было проведено много экспериментов, изучающих влияние рекламы, помещенной на 25-м кадре видеофильма. Исследование в данном случае носит отдельный характер в виде неструктурированного интервьюирования. Результаты исследования носят чрезвычайно субъективный характер, в сильной мере зависящий от личности интервьюера, от выбранного метода анализа и интерпретации полученных результатов. Подобные исследования часто проводятся повременно в разных условиях и дают различные результаты. Поэтому они в больших масштабах не проводятся. Уровень побудительности рекламы обычно оценивается следующим образом. На основе выборочного метода по телефону формируется группа численностью X человек. Исследование проводится в специально оборудованной аудитории. Хотя группа респондентов может формироваться непосредственно в магазине, где и проводится исследование. Респонденты отвечают на вопросы, появляющиеся на экране телевизора. Им показывают специальную получасовую телевизионную программу, в середине которой демонстрируется семь рекламных сообщений, четыре из которых относятся к тестируемым. Далее респондентов просят назвать марку рекламируемого товара. Определяется процент респондентов, вспомнивших название марки. Затем вперемешку с другим телевизионным материалом повторно демонстрируются четыре тестируемых рекламных обращения. Последующие вопросы задаются с учетом типа изучаемого товара. Так, если изучается реклама какого-то потребительского товара ежедневного спроса (например, туалетные принадлежности), то респондентов спрашивают, какую из рекламируемых марок товара они бы выбрали, если бы выиграли потребительскую корзину стоимостью 2500 руб.? При изучении товаров длительного пользования и услуг предпочтение потребителей измеряется до и после демонстрации рекламы, путем определения: наиболее предпочтительной марки; следующей по уровню предпочтительности марки; марок, которые не котируются; нейтральных марок, которые не принимаются и не отвергаются. В любом случае при проведении подобных испытаний реклама демонстрируется два раза. 3. Оценка эффективности рекламы 79 В конце исследования задаются диагностические вопросы, направленные на изучение: понимания заголовка/содержания рекламы понимания вторичных идей рекламы; уровня исполнения рекламы восприятия уникальности марки, ее отличия от марок других товаров; элементов рекламы, вызывающих неприятие и раздражение-степени увлеченности респондента идеей рекламы. Таким образом определяется процент респондентов с положительной эмоциональной реакцией на изучаемую рекламу. Маркетинговая статистика говорит о том, что люди, которьнц понравилась реклама, в 2 раза вероятнее оценят рекламируемый то^ вар как лучший; однако только 16% из числа тех, кому понравилась реклама, в существенной степени увеличат свое предпочтение к рекламируемому товару. 4. Методы оценки коммуникационной эффективности рекламы Специалисты выделяют оценочные, сравнительные, расчетные ^ аналитические методы оценки коммуникационной эффективности рекламы. Оценочные методы направлены на измерение эффективности завершенной или почти завершенной рекламы. По ним принимаются решения о том, запускать или нет дальше рекламу. Они подразделяются: 1) на прямые, основанные на определении непосредственного влияния рекламы на покупателей, поставщиков, экспертов, сотруд^ ников фирмы, случайных лиц, государственных служащих (выявляется значимость рекламы, путем опросов или тестирования потребителей, установления ее рейтинга в глазах потребителей, балльной оценки или сравнения и аналогами); 2) на косвенные, включающие методы опроса, сравнения и расчетные. В опросных методах производится опрос и подсчет откликнувшихся по телефону, факсу, e-mail, а также покупателей и посетителей фирмы. Эффективность рекламы Эр определится по числу контактов NK потребителей за определенный промежуток времени t ЭР0) = NKp (t) - NM, где NKp — число контактов потребителей после рекламы. Эффективность рекламы растет пропорционально объему ре^ ламы, а затем рост прекращается. Для сравнения динамики эффе^ тивности рекламы используют параметр d (t) = Эр(7)/3, где 3 — величина затрат на рекламу. Для избежания потерь необходимо переосмыслить рекламу, рассмотреть фактор сезонности или приостанови^ ее. Следует иметь в виду, что период оценки эффективности / ^е 80 I. Роль и место рекламы в рыночной экономике должен быть меньше периода узнаваемости и формирования имиджа фирмы. Приведем пример с рекламой магазина продаж компьютеров. Магазин поместил рекламное объявление в еженедельной газете в четырех выпусках. Эффективность рекламы выразилась в том, что в первую неделю позвонило 8 человек, во вторую — 12, в третью — 17, в четвертую — 15. Таким образом, рост количества клиентов от рекламы составил три недели. Количество звонивших по компьютерам до рекламной акции в среднем 6 человек в неделю. Доля увеличения количества звонивших за три недели равна 17/8 = 2,125 раза, что является величиной относительной эффективности. Доля новых клиентов магазина на конец третьей недели составила: (17 — 6)/17 • 100 = 64 %. Это хороший показатель. Выделяют четыре типа шкал, при помощи которых эффективность рекламы может быть проранжирована: номинальную, порядковую, интервальную и относительную. 1. Номинальная шкала (шкала наименований) используется в Вопрос. К какому полу вы относите рекламу: 1 — женский; 2 — мужской. Вопрос. Ваш социальный статус: 1 — руководитель предприятия; 2 — руководители служащих; 3 — домохозяйки; 4 — студент; 5 — служащие. В качестве меры, характеризующей основную тенденцию или среднюю величину, выступает статистическая мода. 2. Порядковая шкала используется для измерения, при котором числа присваиваются данным на основе некоторого порядка объектов (например, предпочтение потребления видов рекламы или рекламных средств.). Например: проранжируйте каналы рекламы в соответствии с системой вашего предпочтения; поставьте каналу-лидеру цифру 1, следующему за лидером цифру 2, каналу-аутсайдеру — последнее число из сравниваемых каналов. В качестве меры средней величины в порядковой шкале выступает статистическая медиана. 3. Интервальная шкала используется для измерений, при которых присвоенные числовые значения разрешают проводить сравнения величины различий однотипной рекламы. В качестве меры, 3. Оценка эффективности рекламы 81 характеризующей основную тенденцию интервальной шкалы, выступает ее среднее значение — математическое ожидание. 4. Относительная шкала необходима для измерения естественных, или абсолютных величин и является единственной шкалой, использующей нулевую точку. С помощью такой шкалы можно проводить анализ ситуаций, связанных с соотношением исследуемых величин, характеризующих рекламу. В качестве меры средней величины применяется статистическая геометрическая или гармоническая средняя. Другой разновидностью шкал являются несравнительные (оценочные) шкалы, которые подразделяются на непрерывные и детализированные рейтинговые шкалы. В них респонденты применяют любые нестандартные оценки. По ним не сравнивают исследуемую рекламу с рекламой
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.246 (0.016 с.) |