Сформулируйте по три вопроса из каждой группы к изученному материалу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сформулируйте по три вопроса из каждой группы к изученному материалу



ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ ТОНКИЕ ВОПРОСЫ
Дайте три объяснения, почему …?? Что …?
Объясните, почему …? Согласны ли вы …?
Почему вы думаете, что …? Верно ли …?
В чём различие …? Кто …?
Почему вы считаете…? Когда …?
Предположите, что будет, если …? Может …?
Что, если …? Будет …?
Как вы можете обосновать …? Могли …?
В чём причина …? Как звать …?
То изменится, если …? Было ли …?

 

· Проверьте работу: обсудите в парах полученные результаты, задайте друг другу вопросы, проанализируйте ответы

· Рефлексия.  Что было самым трудным? С чем справились легко? В какой деятельности можно использовать полученную в ходе практической работы информацию? Какие еще задания можно было бы включить в данную практическую работу?

· Критерии оценивания результатов работы

Объект оценивания Показатели оценивания Критерии оценивания Отметка
- Работа с информационными источниками - Выделение ведущих понятий, положений - Обобщение, формулирование выводов - Осознанность - Понимание значимости для профессиональной деятельности - Умение работать в парах   Полнота изученного материала   Понимание сущности выделенных положений, терминов   Знание специфики установления и регулирования специфических прав и обязанностей педагогов   Осознанность и самостоятельность ответов   Полнота ответа   Точность трактовки основных понятий   Логичность изложения   Аргументированность речи   Самостоятельность мышления   Умение согласовывать действия     5: ответ полный, логически выстроенный, аргументированный, понятия трактуются точно, согласованная и самостоятельная работа в парах, демонстрация понимания положений нормативных документов 4: ответ достаточно полный, логически выстроенный, аргументация не четко сформулирована, понятия трактуются точно, согласованная и самостоятельная работа в парах, не всегда точное понимание положений нормативных документов 3: ответ не полный, неточности в формулировании ответа, отсутствие четкой осознанной аргументации, ошибки в трактовке понятий, не согласованная работа в парах 2: ответы сформулированы бессистемно, понятия не объяснены, сущность проблемы не осознана, действия не согласованы

 

Приложение

Информация о допуске к педагогической деятельности

Ж.П. Осипцова

Федеральным законом от 23.12.2010 № 387-ФЗ "О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее – Закон № 387-ФЗ) внесены важные изменения в Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ), касающиеся особенностей труда педагогических работников, в т. ч.: в статью 65 "Документы, предъявляемые при заключении трудового договора";  статью 83 "Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон"; статью 84 "Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора"; статью 331 "Право на занятие педагогической деятельностью".

Глава 55 ТК РФ "Особенности регулирования труда других категорий работников" дополнена ст. 351.1 "Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних". Указанные изменения и дополнения в ТК РФ вступили в силу с 7 января 2011 г. И уже появились данные о том, что от руководителей образовательных учреждений (далее – ОУ) стали требовать представления определенной информации о работниках различных категорий и принимать меры по проверке состояния психического здоровья педагогических работников. В связи с этим работников ОУ принуждают предоставлять справки о наличии (отсутствии) у них судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении их уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее – справка судебного характера).  Учитывая эти и другие возникающие проблемы, руководителям ОУ совместно с профсоюзными организациями необходимо обращать особое внимание на указанные факты и оперативно разрешать возникающие конфликтные ситуации, руководствуясь следующими основаниями.

       Документы, предъявляемые при заключении трудового договора. Частью первой ст. 65 ТК РФ (в ред. Закона № 387-ФЗ) предусмотрен перечень документов, которые лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки; справка судебного характера (в порядке и по форме, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел) – при поступлении на работу, к которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. При этом в соответствии в ч. 2 ст. 65 ТК РФ в отдельных случаях (для установления наличия (отсутствия) законодательных ограничений на занятие определенными видами деятельности, в т. ч. педагогической деятельностью) федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ при заключении трудового договора может предусматриваться представление дополнительных документов. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. В этой связи важно также учитывать новации, внесенные в гл. 55 ТК РФ, которая дополнена ст. 351.1, устанавливающей ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования и других связанных с работой с несовершеннолетними сферах. Указанной статьей определено, что к такой трудовой деятельности не допускаются лица, которые имеют или имели судимость, подвергались или подвергаются уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против: жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности; семьи и несовершеннолетних; здоровья населения и общественной нравственности; общественной безопасности. Таким образом, законодательно установлены ограничения на занятие любым трудом в определенных федеральным законом сферах деятельности, связанных с несовершеннолетними, при наличии конкретных оснований, т. е., по сути, предусмотрен общий запрет на любую трудовую деятельность в этих сферах в особых случаях. Следовательно, учитывая, что на работу в ОУ принимаются лица для занятия должностей и выполнения работ по различным профессиям, необходимо исходить из того, что любое лицо, поступающее на работу в ОУ,начиная с 7 января 2011 г.,должно предъявлять работодателю наряду с другими необходимыми документами и справку судебного (уголовного) характера. Обратная сила закона в данной ситуации неприменима, поскольку прямо не предусмотрена федеральным законом. Поэтому неправомерными являются в настоящее время требования к работникам, состоящим в трудовых отношениях с ОУ, о предъявлении справки уголовного характера, за исключением необходимости подтверждения работником отсутствия у него оснований, запрещающих заниматься трудовой, в т. ч. педагогической, деятельностью в ОУ. Однако следует учитывать, что практическая реализация данного положения в настоящее время невозможна, поскольку форма такой справки не утверждена МВД России(действует только документ, утвердивший форму справки о наличии (отсутствии) у граждан судимости, которая выдается им по их заявлениям). В правоприменительной практике нередко возникает ситуация, когда механизм реализации законодательных норм в форме подзаконных нормативных правовых актов появляется значительно позже. Учитывая, что невыполнение требований федерального закона не связано с виновным поведением работодателя, работника и лица, поступающего на работу, негативные правовые последствия для них не должны возникать до того момента, пока нормативно и реально не появится такая возможность. В то же время в соответствии с ч. 5 ст. 12 ТК РФ в отношениях, возникших до введения в действие закона или иного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, т. е. действует принцип прямого применения вновь установленных правовых норм (в трудовых правоотношениях стороны должны реализовывать новые права и выполнять новые обязанности, которые не были предусмотрены ранее). Поскольку законодательно с 7 января 2011 г. введены ограничения на ведение трудовой деятельности с несовершеннолетними, затрагивающие права и обязанности и работников, и работодателей, последние, по нашему мнению, вправе (при возникновении сомнений) проверить наличие таких ограничений у своих сотрудников, для чего, как возможный вариант, предложить им представить соответствующий документ – справку уголовного характера. С учетом складывающейся неопределенности по этому вопросу, прежде всего касающейся механизмов реализации нововведений (порядка получения и обмена соответствующей информацией), представляется необходимым учитывать соответствующие положения Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" (далее – Закон о полиции), вступившего в силу с 1 марта 2011 г. Согласно ч. 1 ст. 12 этого Закона на полицию возлагаются обязанности, в т. ч.: передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 ч заявителя;  информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и их должностных лиц о ставших известными полиции фактах, требующих оперативного реагирования; осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений. Для выполнения возложенных на нее обязанностей полиция вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе (по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц) от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии) и иную необходимую информацию, в т. ч. персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации (ч. 1 ст. 13). Таким образом, для обеспечения законности действий и решений всех заинтересованных лиц в этой сфере требуется согласованное, прежде всего непротиворечивое, правовое регулирование механизмов реализации законодательно установленных правовых норм, предусматривающих ограничение на занятие трудовой, в т. ч. педагогической, деятельностью.

       Правовые последствия для работников изменений и дополнений. Статьей 77 ТК РФ предусмотрены такие общие основания прекращения трудового договора, как: "10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 настоящего Кодекса); 11) нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 настоящего Кодекса)". Теперь к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, для расторжения трудового договора с работником ОУ относится также (п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) возникновение установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. Такая ситуация может возникнуть, когда работодатель получит информацию о наличии (появлении) у работников ограничений для занятия трудовой деятельностью с несовершеннолетними. Что касается изменений, внесенных в ч. 2 ст. 83 ТК РФ, то в силу общего ограничения на занятие любой трудовой деятельностью, связанной с несовершеннолетними, работодатель при наличии таких ограничений не вправе осуществлять перевод таких сотрудников на другую работу в том же ОУ. Для расторжения трудового договора с работником ОУ по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ абзацем шестым, введенным в ч. 1 ст. 84 ТК РФ, предусмотрен случай заключения трудового договора в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. Такая ситуация возможна, если работодателем 7 января 2011 г. и позднее был заключен трудовой договор с работником без предъявления справки уголовного характера (но с учетом реальной возможности ее получения), а также в нарушение требований об ограничении занятием трудовой деятельностью в сферах работы с несовершеннолетними. Например, при приеме на работу: принимаемое лицо скрыло наличие приговора суда о лишении его права занимать педагогические должности или заниматься педагогической деятельностью, постановление суда о дисквалификации, наличии неснятой или непогашенной судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления; работодатель проигнорировал необходимость проверки и предъявления обязательных документов и др. Необходимо учитывать, что по данному конкретному основанию прекращения трудового договора норма гарантийного характера, установленная ч. 2 ст. 84 ТК РФ, неприменима, поскольку в силу общего ограничения на занятие любым трудом в сферах деятельности, связанных с несовершеннолетними, при наличии конкретных оснований работник не может быть переведен на другую имеющуюся у работодателя работу. Применение положений ч. 3 ст. 84 ТК РФ к данному основанию возможно, если нарушение установленных правил заключения трудового договора по данному конкретному основанию допущено по вине работодателя. В этом случае работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

       Образовательный ценз педагогических работников. В гл. 52 ТК РФ определяются особенности регулирования труда педагогических работников, т. е. лиц, которые в силу положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации относятся к категории работников, осуществляющих на основе трудовых договоров педагогическую деятельность в образовательных и иных учреждениях, реализующих образовательные программы. В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" ОУ самостоятельно в подборе и расстановке кадров в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом учреждения. В компетенцию ОУ входят вопросы подбора, приема на работу и расстановки кадров, а также ответственность за уровень их квалификации. Согласно ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (далее – типовые положения). Под образовательным цензом следует понимать требование федерального закона, в соответствии с которым право на занятие педагогической деятельностью предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный уровень образования, подтверждаемый соответствующим документом. Типовые положения содержат, к примеру, следующие требования к образованию лиц, допускаемых к педагогической деятельности: к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (п. 42 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666); на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации (п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреж­дении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196);  на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную и педагогическую квалификацию, которая соответствует требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтверждена документами об образовании (п. 64 Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.04.1995 № 420); к педагогической деятельности в образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (п. 46 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 521);  к педагогической деятельности в высшем учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71). Общие требования к образовательному цензу лиц, допускаемых к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, конкретизируются и дополняются требованиями к квалификации работника, в т. ч. к стажу работы, которые содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС). При этом под квалификацией работника следует понимать степень его профессиональной обученности: уровень подготовки; опыт работы; наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретного вида работы. Квалификация работника устанавливается в виде разряда, категории и др. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н утвержден Раздел ЕКС "Квалификационные характеристики должностей работников образования", которые предусматривают не только наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и определенные требования к профилю полученной специальности по образованию. Так, лицо, занимающее должность учителя, должно иметь: либо высшее или среднее профессиональное образование соответствующего уровня по направлению подготовки "Образование и педагогика"; либо высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы. Высшее профессиональное образование в области дефектологии является обязательным для лиц, принимаемых на должности учителя-дефектолога или учителя-логопеда. Педагог дополнительного образования должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. Высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы необходимы для занятия должности музыкального руководителя. В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"(далее – Закон № 125-ФЗ)в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" – бакалавриат;

· высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) или "специалист", или "магистр" – подготовка специалиста или магистратура.  При этом согласно п. 7 ст. 6 Закона № 125-ФЗ квалификации "бакалавр", "специалист" или "магистр" при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами. То есть указанные уровни высшего профессионального образования являются равнозначными при оценке имеющегося у работника уровня образования. Уровень образования и квалификация работников ОУ определяется на основании документов об образовании государственного образца: дипломов, аттестатов и др. Таким образом, установление образовательного ценза делает обязательным предъявление лицом, претендующим на занятие педагогической деятельностью, документа об образовании, квалификации или о наличии специальных знаний при заключении трудового договора (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 84 ТК РФ заключение трудового договора при отсутствии у лица, поступающего на педагогическую работу, документа об образовании является нарушением правил заключения трудового договора, установленных ТК РФ, и может служить основанием для прекращения трудового договора по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Если же правила заключения трудового договора были нарушены по вине работника вследствие представления им подложных документов об образовании, то трудовой договор с таким работником расторгается по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

       Ограничения на занятие педагогической деятельностью. В связи со спецификой содержания и особенностями выполнения педагогической деятельности (ее социально-общественной важностью, необходимостью повышенной ответственности и значительными психоэмоциональными нагрузками) законодательно установлены дополнительные требования, которым должны соответствовать лица, допускаемые к педагогической работе, а также связанные с этим необходимые ограничения. Предъявляемые требования и исчерпывающий перечень ограничений (всего пять позиций) установлены ст. 331 ТК РФ. Несоответствие этим условиям является основанием для обоснованного отказа в приеме на работу в ОУ и в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК РФ не может расцениваться как проявление дискриминации в сфере труда. Согласно ч. 2 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься ею в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;  имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Часть 2 ст. 331 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ) дополнена новым по содержанию абзацем третьим, в котором определены основания для ограничения на занятие педагогической деятельностью в соответствии с установленными уголовным законодательством видами (группами) преступлений, о которых подробно речь пойдет ниже. Для более четкого понимания сути законодательно установленных ограничений необходимо рассмотреть их с учетом норм Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (далее – УК РФ), Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) и других нормативных правовых актов. Первое ограничение – лишение права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда. В соответствии со ст. 44 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является одним из видов наказаний за совершение преступления. Причем согласно ч. 2 ст. 45 УК РФ оно применяется в качестве, как основного, так и дополнительного наказания. Статья 47 УК РФ подробно регламентирует этот вид наказания. Она предусматривает в т. ч., что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания (ст. 131, 132, 134, 135 УК РФ). Необходимо учитывать, что руководители ОУ в соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ за нарушение трудового законодательства и по другим основаниям могут быть подвергнуты дисквалификации, которая заключается в лишении физического лица права осуществлять управление юридическим лицом. Административное наказание в виде дисквалификации назначает судья, оно устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Таким образом, при приеме на работу руководителя ОУ должно учитываться ограничение на занятие указанных должностей лицами, дисквалифицированными судом в порядке административного судопроизводства. В соответствии с п. 19 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 "О трудовых книжках") лицам, лишенным приговором суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и не отбывшим наказание, при прекращении трудового договора по соответствующему основанию в трудовую книжку вносится запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность они лишены права занимать (какой деятельностью лишены права заниматься). Второе ограничение – наличие судимости, уголовного преследования (за исключением прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям) за определенные виды преступлений. В соответствии со ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым. Следовательно, сам факт наличия судимости за определенные виды преступлений у лица независимо от ее погашения или снятия является квалифицирующим признаком при установлении наличия основания для запрета педагогической деятельности.Под уголовным преследованием в ст. 5 УПК РФ понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Согласно ч. 1 ст. 27 УПК РФ уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по определенным основаниям, в т. ч. реабилитирующим, к числу которых в соответствии с ч. 1 ст. 133 УПК РФ относятся основания, предусмотренные пп. 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 и пп. 1 и 4–6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ: отсутствие события преступления (п. 1 ст. 24);  отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ст. 24); отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ (п. 5 ст. 24);  отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пп. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пп. 1 и 3–5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ (п. 6 ст. 24);  непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ст. 27); наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению (п. 4 ст. 27);  наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 5 ст. 27).  К видам преступлений относятся предусмотренные Особенной частью УК РФ преступления против личности (гл. 16–18, 20) и преступления против общественной безопасности и общественного порядка (гл. 24 и 25), которые группируются по шести категориям: против жизни и здоровья (предусмотрены в гл. 16 УК РФ, ст. 105–125: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, побои, заражение ВИЧ-инфекцией и др.);  против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления) (гл. 17 УК РФ, ст. 126–127.2: похищение человека, незаконное лишение свободы, торговля людьми, использование рабского труда); против половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл. 18 УК РФ, ст. 131–135: изнасилование, насильственные действия сексуального характера, развратные действия и др.);  против семьи и несовершеннолетних (гл. 20 УК РФ, ст. 150–157: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей и др.);  против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ, ст. 228–245: нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ, склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ и др.); против общественной безопасности (гл. 24 УК РФ, ст. 205–227: террористический акт, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство, вандализм, нарушение требований пожарной безопасности, небрежное хранение огнестрельного оружия и др.).   Третье ограничение – наличие неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Согласно ч. 4, 5 ст. 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы; особо тяжкими преступлениями – умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. В соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных: к лишению свободы за тяжкие преступления, – по истечении шести лет после отбытия наказания; за особо тяжкие преступления, – по истечении восьми лет после отбытия наказания. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока ее погашения (ч. 5 ст. 86 УК РФ). Подтвердить факт отсутствия судимости, ее снятия или погашения гражданин может соответствующей справкой. При этом следует учитывать, что данное ограничение следует применять с учетом положений, о которых указано выше.  В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости (утв. приказом МВД России от 01.11.2001 № 965) такие справки предоставляют Главный информационно-аналитический центр МВД России (ГИАЦ МВД России) и информационные центры МВД, ГУВД и УВД субъектов РФ. При этом п. 5 указанной инструкции предусматривает возможность выдачи такой справки уполномоченному гражданином лицу при наличии доверенности или ее копии, выданной в установленном законодательством РФ порядке. Четвертое ограничение – признание недееспособным в установленном федеральным законом порядке. Ограничение на занятие педагогической деятельностью распространяется на лиц, признанных судом недееспособными. В соответствии со ст. 29 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним в этом случае устанавливается опека. Основания и порядок признания судом лиц недееспособными установлены в гл. 31 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ). Согласно ст. 283 ГПК РФ судья в порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу. Если основания, в силу которых гражданин был пр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.008 с.)