Оп. 04. Правовое обеспечение профессиональной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оп. 04. Правовое обеспечение профессиональной деятельности



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по общепрофессиональной дисциплине

ОП.04. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

отделение очного обучения

 

Для специальности

 44.02.01 Дошкольное образование

 

разработано на основе рабочей программы

 учебной дисциплины

ОП.04

Правовое обеспечение

профессиональной деятельности

Разработчик

Е.В.Семёнова

преподаватель общественных дисциплин

 

Санкт-Петербург

2020

ВИДЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ практич. работы Тема практической работы Количество часов
1 Решение ситуационных задач   1
2 Практика применения правовых норм в системе образовательных отношений 1
3 Создание образа современного российского образования 1
4 Противопоказания к занятию педагогической деятельностью 1
5 Создание макета стендового доклада «Профессия – воспитатель: выбираем грамотно» 1
6 Анализ требований к реализации образовательных программ разных уровней, предъявляемых ФЗ «Об образовании в РФ» 2
7 Ознакомление с общими требованиями к приёму на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, сформулированными в ФЗ «Об образовании в РФ» 2
8 Разработка основы для перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Права и обязанности детей дошкольного возраста в контексте правового воспитания» 2
Итого   11

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема: « Решение ситуационных задач»

Цель: актуализация информационной осведомленности и опыта применения правовых норм в реальной жизненной практике

Источники: рабочая тетрадь, лекция по теме «Современное образование: реалии и перспективы»

Раздаточный материал: тексты ситуационных задач (приложение)        

Инструкция к выполнению практической работы

· Откройте тетрадь с записями по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и повторите материал по теме, которой посвящена практическая работа

· Внимательно послушайте комментарии преподавателя.
Задайте уточняющие вопросы в случае их возникновения.

· В рабочих подгруппах (по два человека) ознакомьтесь с текстом задания: прочитайте ситуационную задачу и вопрос к ней, перепишите данный материал в рабочую тетрадь, продумайте развернутый вариант ответа, кратко запишите его в рабочей тетради.

· В случае возникновения вопросов обратитесь за разъяснениями к преподавателю и ознакомьтесь с предлагаемой литературой.

· Приступайте к выполнению задания.

· Оформите результаты согласно образцу

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 1

Приложение

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

№ 1Может ли ребенок не ходить в школу без справки?

Из письма, г. Новотроицк.

Иногда возникает необходимость пропустить уроки: ребенок едет куда-то на пару дней с нами или он не очень сильно заболел, а вызвать врача и потом идти за справкой в больницу не хочется. Можем ли мы пойти в школу без справки?

№ 2 Внука придется отдать отцу?

Из письма, г.Кисловодск.

Являюсь опекуном своего десятилетнего внука. Дочь умерла, а бывший зять лишен родительских прав, так как он пьянствовал и ребенком не занимался. Сейчас вроде бы взялся за ум, снова женился и хочет забрать к себе сына. Могут ли восстановить его родительские права? Будут ли учитывать мнение ребенка? Мальчик не хочет жить с чужой тетей.

№ 3 Чем опасен «липовый» диплом?

Из письма, г.Саратов.

Сейчас все еще можно встретить людей, которые не прочь приобрести «липовый» диплом, чтобы не тратить время, здоровье, а зачастую и крупные средства на обучение, уж лучше «вложиться» один раз и устроиться на работу. Имеет ли значение, что это за работа? Отслеживает ли государство подобные махинации? Чем грозит предъявление «липового» документа об образовании?

№ 4 Будут ли платить до завершения учебы?

Из письма, г.Москва.

Внучка учится в институте и получает пенсию по потере кормильца. В январе ей исполнится 23 года, но учеба продолжается. Прекратят ли выплаты или продлят до конца обучения?

№ 5Требуют справку об отсутствии судимости

Из письма, г.Курган.

Дочь работает в детском саду. Каждый год требуют справку об отсутствии судимости. Вторая дочь работает в школе, и у них не требуют. Почему так?

 № 6 Пособие по уходу за ребенком

Из письма, г. Яренск.

Я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Хочу вернуться на работу. Можно ли выйти на работу и сохранить пособие по уходу за ребенком?

№ 7 Кто может работать меньше?

Из письма, Московская область.

Подскажите, кому положено сокращенное рабочее время? Слышала, что в законе перечислены конкретные категории людей, но в отделе кадров говорят, что у меня этой льготы нет, при этом ни на что не ссылаются. Как изменит работа в режиме неполного времени оплату труда, оплачиваемый отпуск и другие трудовые права?

№ 8Не пустили в садик за опоздание

Из письма, Московская область.

Ребенок пошел в детсад, и в нашей семье начался кошмар! Сын с трудом встает по утрам, капризничает, не хочет идти…Из-за этого мы часто опаздываем. Сегодня пришли позже почти на час, и воспитательница отказалась брать ребенка в группу. Скажите, такие действия правомерны? Кто вообще придумывает эти правила?

№ 9 Детское пособие

По e - mail

Моя дочь находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Предприятие, на котором работала дочка, не выплачивает ей пособие на ребенка? По закону ли это? Какие документы необходимо оформить для получения пособия?     

№ 10 Учебники для школьников – бесплатно!

Из письма

Каждый год детям нужно покупать комплект учебников в школу. Выходит очень накладно. Неужели эта обязанность полностью лежит на родителях? Кто должен обеспечивать учеников учебными материалами?

№ 11 Что нельзя продавать в школьном буфете?

Из письма, г. Воронеж

Не раз находила в рюкзаке внучки пакетики с чипсами и сухариками, сладкую газировку. Я ее отчитываю за то, что она вместо нормального завтрака в школьной столовой покупает такую «мусорную» еду. А она мне отвечает, что как раз у себя в школе, в буфете, все это и купила. Разве можно продавать такие продукты в школе?

№ 12 Почему два по поведению ставят за музыку?

Из письма, г.Пермь

Мой внук – непоседа, и учительница по музыке справедливо жалуется на его поведение. При этом ставит двойки за плохое поведение на уроке за свой предмет. Разве она права?

№ 13Тестирование для будущего первоклашки – это законно?

Из письма, Московская обл.

Готовимся пойти первый раз в первый класс. В непосредственной близости от дома – физико-математический лицей и гимназия с углубленным изучением английского. И там, и там будущих первоклашек обязывают пройти тестирование. Это законно?

№ 14 С синими волосами в школу не пускают?

Из письма, г. Пермь

Тринадцатилетняя внучка покрасила волосы в синий цвет. Мы с родителями эту модную новинку, конечно, не одобрили, но и наказывать не стали, ведь у девочки сложный возраст. А на следующий день внучку не пустили в школу. Мол, с такой прической на уроках ей делать нечего. Имеет ли право администрация школы не допускать учащегося к занятиям из-за цвета волос?

№ 15Подарок или взятка?

Из письма, г. Нижний Новгород

На родительском собрании было предложено скинуться на подарок классному руководителю к предстоящему юбилею. Деньги на подарок мы с дочкой решили сдать, чтобы не повредить учебе внука. А насколько вообще допустимо дарить подарки учителям? Что считается подарком, а что уже может быть расценено как взятка?

№ 16Кто оплачивает курсы повышения квалификации?

Из письма, Московская обл.

Работаю педагогом в образовательном учреждении. Администрация обязывает пройти курсы повышения квалификации, так как из-за отсутствия соответствующего документа я снижаю общие показатели учреждения. При этом я сама должна найти эти курсы и оплатить их, то есть учиться за свой счет. Правомерны ли действия руководства? Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации для педагога, если они стоят треть учительской зарплаты?     

№ 17 До какого возраста можно бесплатно получить высшее образование?

Из письма, г. Самара

Мне 35 лет. Могу ли я получить высшее образование по заочной форме бесплатно?

№ 18 Когда школьника оставляют на второй год?

Из письма, Вологодская обл.

Внук плохо учится. Учителя все время пугают тем, что его оставят на второй год в седьмом классе. В каком случае он на самом деле может стать второгодником? Если в оценках за год будет одна «двойка»?

№ 19Родителей штрафуют за шпаргалки детей

Из письма, Московская обл.

Сын-девятиклассник пришел из школы и заявил, что, по словам классного руководителя, теперь за использование шпаргалок на ОГЭ и ЕГЭ будут штрафовать родителей провинившихся экзаменуемых. Это правда? Есть такой закон или детей решили запугать перед экзаменами?

№ 20 По каким правилам можно поменять ВУЗ?

Из письма, г. Москва

Дочка в этом году поступает в ВУЗ. Если она поступит на бюджет, можно ли потом будет перевестись на бюджет в другой ВУЗ? Каковы условия? Можно ли перевестись на бюджет в другой ВУЗ, если дочка будет учиться на платном отделении?

№ 21 Школа присвоила работы ученицы

Из письма, Московская обл.

Дочь заканчивает художественную школу, в этом году защищает диплом. Попросила ее забрать из школы старые работы, которые отбирались на выставки и не были возвращены. Не отдали: завуч сказала, что они остаются в архиве школы. Это законно?

№ 22 Положено ли сироте бесплатное получение высшего образования?

Из письма, г. Челябинск

Я скоро заканчиваю школу. Мою маму лишили родительских прав, а в графе «отец» стоит прочерк, я являюсь сиротой. Узнал, что сиротам полагается бесплатное получение среднего специального / высшего образования. Так ли это, какие документы мне нужно предоставить при поступлении?

№ 23 Как получить диплом, если ВУЗ ликвидирован?

Из письма, г.Ульяновск

Пять лет назад закончил частный ВУЗ, своевременно получить диплом не получилось. Сейчас ВУЗ ликвидирован, в интернете есть информация, что он переименован. По указанному в интернете адресу ВУЗа нет. Куда следует обратиться, чтобы получить диплом или его дубликат?

№ 24 Не подарок, а взятка?!

Из письма, Ленинградская обл.

Я на пенсии, но работаю в отделе образования методистом, иногда учителя приносят тортик, цветы, шоколад, а ко дню рождения – конвертик с небольшой суммой денег. Руководство меня обвинило в получении взятки. Когда подарок превращается во взятку?

№ 25 Что грозит репетитору?

Из письма, Пермский край

Много лет работала в школе учителем русского языка. На пенсии заскучала и стала помогать старшеклассникам готовиться к ЕГЭ. Платы как таковой не требовала, родители сами решали, как отблагодарить меня. Похоже, кто-то из соседей написал на меня кляузу как на незаконного предпринимателя. Объясните, чем мне это грозит?

№ 26В тесноте, да не в обиде

Из письма, г. Новосибирск

Моему сыну предоставили место в младшей группе детского сада. Списочный состав группы более 30 детей. Есть ли нормы количества детей в группе?

№ 27 Сколько должен весить портфель?

Из письма, г. Москва

Мой внук в этом году идет в школу во второй класс. Расскажите, есть ли в законе сведения о том, сколько должен весить школьный портфель, сколько должны длиться уроки, нужно ли отдыхать, гулять после школы перед выполнением домашнего задания, и сколько ученик должен тратить времени на его выполнение? Какие требования предъявляются к школьному рюкзаку?

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Тема: «Практика применения правовых норм в системе образовательных отношений»

Цель: развитие критического мышления через самостоятельное осмысление реальных жизненных ситуаций, выработка принципов поведенческих реакций в конкретных случаях человеческих отношений в условиях реализации образовательных стандартов и применения правовых норм.

Источники: А. Н. Кузибецкий, В. Ю. Розка, М. В. Николаева. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательном учреждении. – 2013 // Введение.

Раздаточный материал: образцы выполнения задания

 

Приложение. Примеры выполнения практической работы

Вопрос

       Правомочны ли действия директора школы? Как оценить реакцию матери в данной ситуации?

Мое мнение

       Я считаю, что директор нарушил распоряжение Минобрнауки, которое я привела с официального сайта http://alleng.net/d/rusl/rus_ege_shkala.htm. Даже без моего вмешательства в процесс оформления итоговой аттестации администрация должна была поставить «хорошо».

       Но ведь реальность такова, что знания оставляли желать лучшего. Или это формальность, случайность, что у сына тройка? Ведь оценка – понятие субъективное, когда ее ставит конкретный человек!

       Поведение директора вообще не поддается какому-либо оцениванию: полное нарушение этических норм! Только за это я могла бы подать жалобу в Комитет по образованию, как и на нарушение распоряжения со стороны школы! А оно мне надо? Благополучие сына дороже, ведь мне предложили неплохой вариант!

       Я знаю, что с точки зрения прАва, я не правА! Но жизнь как-то сама распоряжается… Да и не приучили нас отстаивать свои права!

Вопрос

       Правильно ли поступил учитель, занижая оценку за почерк?

Мое мнение

       Похожая ситуация случалась и со мной, в четвертом классе, когда учитель занижал мне оценки из-за того, что я писала криво в связи с леворукостью. Так что, я решила разобрать именно эту проблему.

       Начала я с того, что поискала закон, где написано, что занижение оценки за нечитабельность может быть, но оценка в этом случае идет отдельно и не ставится в журнал. Это прописано в документе Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15. Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, «эстетическая привлекательность, чистота, оформление и др.). Эта оценка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

       Я считаю, что учитель не прав, ставя оценку ниже на два балла. Ведь сейчас в школах главное – знания учеников, а не их почерк в тетради. Если бы существовал урок чистописания, каллиграфии или подобные им уроки, возможно, тогда учитель бы мог поставить оценку ниже, но не на 2, а на 1 балл. И опять же, по закону учитель не имел никакого права занижать оценку, а значит, родителям следует обратиться к учителю и объяснить, почему она неправа. Если же это не поможет, тогда идти к директору школы.

       К сожалению, многие учителя некомпетентны в вопросе выставления оценок и ставят их порой даже из-за отношения к ученику. Решением этого вопроса, я считаю, является строгая проверка всех педагогов на знания профессии, увольнение тех, на кого были жалобы за несправедливое оценивание и поведение и максимально возможная реформация образования. Ведь пока от учеников будут требовать лишь заучивание предметов для ЕГЭ, ни о какой любви к образованию и речи быть не может.

Проблемная ситуация

       Вопрос с форума. Может ли ребенок с болезней Дауна учиться в одном классе с обычными детьми?

       Знаю мальчика, у которого заметно-врожденная болезнь Дауна, и иногда он бывает очень агрессивный. При этом он уже перешел в третий класс и учится в обычной школе с обычными детьми.        Часто вижу, как дети, мальчики, дразнят его и насмехаются, и он, конечно же, приходит в ярость.

       В наше время современные дети на мои замечания не реагируют.

Сайт «Дети в доме»

 https://v-dome-deti.ru/teenagers/development/r0ony7/

Вопрос

Должны (могут) ли дети с явно выраженными болезнями учиться в классе обычной школы с обычными детьми?

Мое мнение

       В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 ФЗ, Ст. 2) прописано понятие инклюзивного образования – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Соответственно, мы можем сделать вывод, что ребенок с синдромом Дауна имеет такое же право, как и нормотипичные дети, посещать общеобразовательную школу.

       Однако, руководство учебного заведения должно создать для него специальные условия, при которых он мог бы полноценно включиться в учебный процесс.

       Кроме того, над искоренением агрессивного поведения конкретного ребенка должны работать педагоги-психологи.

       Специальные условия – это разработка специальных программ и методов обучения, учебников, дидактических материалов, специальных технических средств, которые позволяли бы проводить коррекционные занятия.

       Современная система образования рассчитана на детей со стандартными возможностями, то есть на тех, кто может обучаться по общей программе и успевать в соответствии с установленными требованиями. Но на деле оказывается совершенно не так, поскольку многие дети имеют особые образовательные потребности.

       Еще недавно таких ребят обучали отдельно, и они выпадали из общего образовательного процесса. Сегодня же все чаще встречается такое понятие, как инклюзивное образование. В основе данного метода лежит идея о том, что таких ребят нельзя дискриминировать. Как следствие, даже школьники с особыми потребностями в образовании могут обучаться в системе общего образования.

       Новые веяния в образовании: инклюзия сегодня – это развитая, гуманная и эффективная система, рассчитанная на совокупное обучение и здоровых детей, и тех, кто требует более внимательного отношения. То есть получается, что образование должно быть доступно каждому независимо от состояния его здоровья, физического или умственного. Несмотря на то, что описано инклюзивное образование в законе об образовании, внедрение этого процесса в нашей стране вызывает массу споров, но еще больше – сложностей.

       В зарубежных странах инклюзия – это образовательный процесс с богатой историей, который законодательно закреплен. В России с этим проблемы, несмотря на то, что почти 5% детского населения относится к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

       Инклюзивное образование организовать само по себе невозможно в первую очередь потому, что современная школа – это социальный институт, который направлен на обучение детей, способных усвоить стандартную программу. Чтобы организовать инклюзивное образование в школе, важно подготовить саму сложившуюся систему к этому явлению. А для этого нужно пересмотреть психологические и ценностные установки специалистов, уровень их компетентности. В большинстве школ учителя просто не готовы ни профессионально, ни психологически, ни методически к проведению подобной работы. К тому же всегда превалирует страх перед неизвестным, ведь обучать особенных детей очень и очень трудно. Соответственно, для начала нужно подготовить руководителей образовательных учреждений, где будет внедряться инклюзив, а уже потом открывать коррекционные классы.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Тема: « Создание образа современного российского образования»

Цель:   формирование умения отражать субъективное отношение к современному образованию и образовательной политике государства через лозунги, примеры художественных произведений, абстрактные образы, рисунки и т.п.; развитие ассоциативного творческого критического мышления.

Источники:   рабочая тетрадь – лекция по теме «Особенности современной российской системы образования»;актуальные материалы из СМИ, содержание межличностных отношений и общения

Материал: Интернет-ресурсы (http: //vlasti.net/news/220854; http://studopedia.ru/14_55620_sovremennie-tendentsii-razvitiya-obrazovaniya-v-rossii.html; http://newessay.info/article.php?id=30); бумага, изобразительные средства

Приложение

Особенности системы образования в РФ

       На сегодняшний день во всем мире образование человека очень важно, так как без него практически невозможно устроиться на хорошую работу с удовлетворительным заработком. В Российской Федерации образование делится на несколько этапов: дошкольное, школьное (среднее), среднее специальное, профессиональное (можно выбрать после 9 класса колледж), высшее (по окончании ВУЗа), все эти этапы выпущены согласно закону об образовании номер 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. На каждый этап уделяется разное количество времени. Но для человека, живущего в России данные этапы образования очень важны. На сегодняшний день в различных образовательных учреждениях проводятся экзамены, аттестации для того, чтобы знать уровень развитости у молодежи и т.д. К примеру, Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) проводится по окончании 11 классов школы. По итогам этого экзамена определяется будущее учащегося, определяется то, где человек будет учиться. Уже на протяжении нескольких лет лица, обучавшиеся по школьной программе 11 лет, сдают данный экзамен. И по количеству полученных баллов экзаменуемый решает, в какой ВУЗ, колледж нужно поступать. Сегодня государство делает все возможное для того, чтобы результаты экзамена были удовлетворительные и школьники могли учиться в ВУЗах. Для этого выпускается множество контрольно-измерительных материалов и различных теоретических пособий. По мнению аналитиков, введение Единого Государственного Экзамена несколько улучшило образовательную систему нашей страны, а так же упростило школьникам поступление в университет, так как документы в ВУЗ можно подать без особых проблем через интернет, в заявление входят сканы следующих документов: паспорт, аттестат, справка из поликлиники №86, свидетельство о сдаче ЕГЭ. Что касается образования в высших учебных заведениях, то по недавно прошедшей по стране аттестации ВУЗов, множество из них не получило лицензию на дальнейшую работу в области образования, что особо не радует. Прошедшие же квалификацию заведения продолжают свою работу по обучению специалистов, бакалавров, магистров или аспирантов. Множество ВУЗов в нашей стране используют балльно рейтинговую систему, что помогает сделать образование там несколько облегченным для студентов. По окончании университета, человек заинтересован поиском работы, с хорошим образованием работу найти достаточно просто. Хорошее образование заключается в следующем: 1. ВУЗ – в поиске работы от него зависит практически все, если заведение, где учился студент знаменито по стране, и множество компаний заинтересованы в наборе сотрудников именно из этого университета, то тогда с поиском работы не возникнет проблем. 2. Диплом – от него так же зависит многое, а точнее от содержимого данного документа, т. е оценки, которые получал студент во время сессий, оценка защиты и многое другое. Занятость рабочих мест сегодня очень большая, найти хорошую, высокооплачиваемую работы становится сложнее с каждым днем, и из-за этого существуют некоторые проблемы с безработицей. Соотнести два критерия, такие как образование и занятость рабочих мест довольно просто, так как они напрямую зависят друг от друга. Как уже говорилось ранее, от образования зависит очень многое, и в целом даже судьба человека, и для граждан РФ нужно, как можно сильнее стараться получить хорошее, престижное образование. Если школьники, студенты, будут стараться получить высшее образование, то и жизнь всего социума будет лучше, ведь благодаря подрастающему поколению Российская Федерация продолжает существовать. Нужно бороться с безработицей, и стараться устроиться на работу по своей профессии, хотя по некоторым опросам студентов сделать это на сегодняшний день совсем непросто. Образование и занятость, эти критерии всегда будут тесно связаны между собой, так как они полностью взаимозависящие критерии. По итогам данной статьи вывод будет следующим: образование в РФ находится на достаточно хорошем уровне, множество граждан сегодня имеют высшее образование, но занятость населения нужно в некоторой степени увеличивать, так как безработица будет пагубно влиять на нашу страну и ее экономику.

Современные тенденции развития образования в России

       Начало XXI века многими учеными связывается с наступлением эпохи инноваций, с коренными преобразованиями в сфере образования, меняющими наши представления о его роли в современном обществе. В основе этих преобразований лежит развитие новых подходов к обучению, основанных на использовании современных инновационных технологий в образовании. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческого капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. Поэтому современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях. В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников. Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться нетрадиционные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет-технологиях или электронном образовании. К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация,  ндивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества. Диверсификация проявляется в расширении разнообразных подходов к содержанию образования, с развитием новых дисциплин и специальностей, форм обучения, методов и технологий образования. На этой основе возникает новое качество специальностей и дисциплин, методов и технологий в управлении образованием.

       Диверсификация образования проявляется в различных его характеристиках: организации, методологии, методике, технологии, контроле знаний. Не менее важной тенденцией является индивидуализация обучения, нацеленная на то, чтобы перейти от сложившейся в прошлом системы единообразного обучения для всех к современному качественному образованию для каждого. Такой подход может быть осуществлен посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с индивидуальными возможностями, как учащихся, так и преподавателей с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.В условиях индивидуализации обучения современное образование должно быть непрерывным. Необходимость непрерывного образования обусловлена как потребностью человека к постоянному пополнению знаний в течение своей профессиональной деятельности, так и прогрессом науки и техники. Инновации в образовании - это актуально значимые и системно самоорганизующиеся нововведения, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования, позитивно влияют на развитие всех форм и методов обучения. Понятие инновационная деятельность применительно к развитию современного образования может быть рассмотрена как целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых. Инновации в системе российского образования имеют закономерный характер, их содержание, формы и способы осуществления зависят как от глобальных проблем развития человечества, так и от социально-экономических, правовых, духовных и политических процессов реформирования российского общества.

Образование в России: система, проблемы

       К сожалению, теперь Россия не входит в «лучшую» десятку стран в мировом рейтинге уровня качества образования. Ранее Советский Союз, преемницей наследия которого наряду с другими странами стала Россия, занимал первые места данного рейтинга. В рейтинге уровня образования, сделанном ООН, она обычно ежегодно занимает места в районе тридцатого-сорокового. Проблемами образования в России являются: а) качество высшего образования в стране значительно ниже той планки, которая изначально поставлена была перед вузами. В мировом рейтинге вузов даже наилучшие университеты России, увы, не занимают мест в первой сотне; б) сельское школьное образование ниже городского из-за более низкой материальной базы школ, нехватки кадрового состава учителей. Поэтому выпускники сельских школ имеют меньше шансов пройти жесткий конкурентный отбор на бюджетные места в вузы; в) третьей очень большой проблемой является коррупция в образовательной сфере. Это взяточничество и вымогательство со стороны преподавателей, «кумовство», так называемый «блат» в поставленных оценках и при принятии в высшие учебные заведения. Впрочем, на основе некоторых других исследований и мнений, Россия по-прежнему занимает первое место. Может быть, эти исследования и были заказаны с целью поднять «боевой дух» россиян, но результат их базируется в основном на таком показателе как большой процент людей с высшим образованием в стране. В большинстве же других стран мира высшее образование не получило подобного близкого к российским показателям распространения. Полная система образования в России выглядит на сегодняшний день в точности следующим образом. Сначала выделяется общее образование, в которое входит: а) дошкольное образование; б) начальное общее образование; в) основное общее образование; г) среднее общее образование. Затем следует ступень профессионального образования: а) среднее профессиональное образование; б) высшее образование — бакалавриат; в) высшее образование — специалитет, магистратура; г) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации; В общую систему включается также дополнительное образование для граждан страны: а) дополнительное образование детей и взрослых; б) дополнительное профессиональное образование; в) профессиональное обучение. Самообразование граждан не входит в официальную формальную систему образования страны. Однако, по факту, все знают, какое большое значение имеет самообразование людей и для них самих, их успехов, и для общей образовательной системы.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Тема: « Противопоказания к занятию педагогической деятельностью»

Цель: изучение возможных противопоказаний к занятию педагогической деятельностью на основе нормативных документов, развитие способности работать с источниками информации

    Источники:   Трудовой кодекс РФ (ст. 331);  журнал "Нормативные документы образовательного учреждения"  № 6, 2011// Вопросы допуска и законодательных ограничений на занятие педагогической и иной деятельностью в сфере образования

    Раздаточный материал:   информация о допуске к педагогической деятельности

 

Приложение

Ж.П. Осипцова

Федеральным законом от 23.12.2010 № 387-ФЗ "О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее – Закон № 387-ФЗ) внесены важные изменения в Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ), касающиеся особенностей труда педагогических работников, в т. ч.: в статью 65 "Документы, предъявляемые при заключении трудового договора";  статью 83 "Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон"; статью 84 "Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора"; статью 331 "Право на занятие педагогической деятельностью".

Глава 55 ТК РФ "Особенности регулирования труда других категорий работников" дополнена ст. 351.1 "Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних". Указанные изменения и дополнения в ТК РФ вступили в силу с 7 января 2011 г. И уже появились данные о том, что от руководителей образовательных учреждений (далее – ОУ) стали требовать представления определенной информации о работниках различных категорий и принимать меры по проверке состояния психического здоровья педагогических работников. В связи с этим работников ОУ принуждают предоставлять справки о наличии (отсутствии) у них судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении их уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.08 с.)