Философия и круг изучаемых проблем. Предмет и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия и круг изучаемых проблем. Предмет и функции



ФИЛОСОФИЯ И КРУГ ИЗУЧАЕМЫХ ПРОБЛЕМ. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ

1. Философия - 1. любовь к мудрости. 2. Преимущественная деят-сть человека в сфере мышления. 3. Рассуждения, мышление о, искусстве, религии, науке и т.д.

2. ФЛС представляет собой разновидность критического мышления, которое пытается ничего не принимать просто на веру, а подвергать критике и доказ-ву.

3. ФЛС подобна научному знанию по методу познания – так же как и частные науки, ФЛС использует критическое метод познания.

4. В то же время она отличается от частных наук тем, что пытается понять мир в целом, познать наиболее универсальные законы и принципы.

5. Основной метод – синтез знания, возведение знаний к общему единому.

 

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН). ГЕРАКЛИТ

Первая школа античной флс, в городе Милете. Называют философов натурфилософами, т к главная их флс - это флс Природы. Главная идея - идея генератического архэ, т е весь мир - взаимопревращения стихий. Архэ - такая стихия, которая является пластичной, из которой рождается все остальное и в которую все уйдет.

Фалес - вода, Анаксимандр - беспредельное архэ или апейрон, Анаксимен - воздух.

Милетцы открывают некоторый род единства, которое еще неполное,оно не может преодолеть разделение во времени, исчезая в превращениях. Но все вещи едины в том, что происходят из одной Матери-Материи.

ГЕРАКЛИТ. Архэ - огонь. VI-V вв до нэ.

1 флс. Популярная, экзотерическая. Огонь.

2 флс. Тайная, эзотерическая. Номологическое архэ. Невозможно найти подлинное архэ, т к все стизии так или иначе рождаются, меняются и исчезают, а архэ должно быть неизменно. Такое архэ - это Закон, Логос, универсальный, организующий и определяющий всю систему материальных превращений. Закон - функциональное единство.

 

 

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА (КСЕНОФАН, ПАРМЕНИД, ЗЕНОН). ПИФАГОРЕЙЦЫ

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА. Город Элей. Архэ - некоторое высшее и безусловное единство, называется "единым". Небытие нет, есть только бытие. Небытие может встречаться только: во множественности, в разных качествах и в движении. Элейцы слишком увлеклись чистотой синтеза, поэтому теряют полноту этого самого синтеза.

ПИФАГОРЕЙЦЫ. Миром правят числа. Нумерологическое архэ. Самые главные числа - от 1 до 10. Единица - самая главная, т к из нее произошли асе остальные. Числа рассматриваются как малые единые, из которых состоит весь мир, они выполняют функцию соединения элейского единого и многого. Число везде и нигде, оно лежит где-то и вне всех уровней, лишь проявляясь в них разными масштабными реализациями. Золотое сечение - наиболее яркий образ самоподобной и фрактальной природы подлинного числа, его сквозящей природы, способной без изменений своей глубинной основы проникать на уровни части и целого.

 

 

АНТИЧНЫЕ ПЛЮРАЛИСТЫ (ЭМПЕДОКЛ, АНАКСАГОР, АТОМИСТЫ)

Есть множество малых единых и каждое единое можно назвать элементом. Элементное архэ. Вещь - композиция этих самых элементов. По настоящему существуют только элементы и их качества (чистые качества), все остальное - смешанные качества - иллюзия наших органов чувств.

ЭМПЕДОКЛ. Утверждает, что элементов 4 - огонь, вода, земля, воздух. Между ними 2 силы - сила любви и вражды. Пустоты нет, все заполнено элементами.

АНАКСАГОР. Элементов бесконечно много, видимых качеств еще больше. Чтобы различить смеси элементов от чистых элементов, надо начать его делить, если качества не изменяются, то это чистый элемент. Главный элемент - элемент ума, который управляет движениями и отношениями остальных элементов.

АТОМИСТЫ. Левкипп, Демокрит. Элементов бесконечно много и называются они атомы - неделимые частицы. Они движутся по действием Закона-Логоса в бесконечно пустом пространстве. Сближение атомов - возникновение материального тела.

 

 

СОФИСТЫ И СОКРАТЫ

СОФИСТЫ. Многообразие флс систем проистекает из природы человеского познания, которое соединяет в себе объективное и субъективное начало. Объективное - то, котрое выражает природу реальности в сознании. Субъективное - выражает случайные стороны самого человека - познающего субъекта. Многообразие образов истины возникает из-за примеси к объективному субъективного.

Но вскоре обнаруживается, что нельзя понять истину, пожтому софисты отказываются от попыток. А раз нет истины - нет и лжи. У софистов истина заменяется личной выгодой. Начинают отрицаться вообще объективные законы. Флс знание начинает отрицать свою собственную возможность.

Представители - Горгий (4 препятствия к познанию истины: 1 - само бытие, 2 - истина не может быть познана как таковая, 3 - даже если познана,она невыразима, 4 - даже если выразима, то не может передаться другим) и Протагор (человек есть мера всех вещей, все зависит от природы человека)

СОКРАТ. Главная идея - не выбирать из многообразия флс систем и точек зрения,а объединить их в одно знание, целостное учение. Метод синтеза позволяет отделить объективное от субъективного - преодолеть анализ синтезом. Субъективное - энергия разделения и несовместимости, объективное - начало единства, позволяющее представить каждую точку зрения.

Античная диалектика:

1). Полилог - много людей делятся своими точками зрения, генерируют многообразие.

2). Монолог - философ уходит в себе, выкидывает все из головы, находит себя, познает себя.

3). Собственно диалектика - владея многообразием и принципом единства, необходимо скоординировать между собой анализ и синтез - анализ синтеза и синтез анализа.

 

 

ПЛАТОН

ОНТОЛОГИЯ. 2 мира - мир чувственных вещей и мир идей. Материя - начало хаоса и небытия, подлинное бытие - принадлежит миру идей. В идее воплощены только существенные признает вещи, без которых исчезает сама вещь. Каждая идея - единое, синтез, для множества материальных вещей. Множество идей - множество малых единств, надстоящих над материальным миром.

Между миров идей и вещей есть душа, которая вроде бессмертна, но в то же время имеет начало во время, когда-то была создана

ГНОСЕОЛОГИЯ. Истина - мир идей. Идеи отражаются в душе в виде понятий. Во время перевоплощений душа находится в мире идей, где созерцает истину, но когда рождается, то все забывает. Таким образом познание - это попытка вспомнить забытое

АКСИОЛОГИЯ. Высшие ценности - это идеи. Материя стремится достичь своего усовершения в макс приобщении к миру идей. Когда материя выражает природу идей, то она становится красивой и доброй. Низшая красота - красота физ тела, средняя - красота души, высшая - красота чистых идей.

Три вида души - растение, животное и человек.

 

АРИСТОТЕЛЬ

Выдвигает понятие "сущие" - некоторый принцип индивидуальной вещи, принцип ее самости, идеи особого рода.

ОНТОЛОГИЯ. Утверждает, что есть только мир сущих. Каждое сущее выражает себя как единство формы и материи. То, что у Платона было идеями, у Аристотеля превращается в формальные признаки сущих, неотделимые от самих сущих. Только в сознании человека форма и материя могут существовать отдельно друг от друга и сами о себе. Материя - то, из чего сделана вещь, а форма - это геометрическая фигура или математическое выражение, в которой выполнена вещь.

Сущие проявляют себя в виде активностей:

1). Материальная причина - фундамент - материя

2). Целевая причина - ради чего - форма

3). Формальная причина - план - форма

4). Действующая причина - тот, кто делает - форма

ГНОСЕОЛОГИЯ. Истина состоит в знании сущих. С одной стороны это знание формальных представлений сущих, в то же время в каждом сущем есть материальное представление.

АРИСТОТЕЛЬ - рациоэмпирик, уравновешивает рациональное и эмпирическое познание. В его флс присутствует "формальная логика" - основана на законах тождества и противоречия.

АКСИОЛОГИЯ. Выводит понятия ценностей из разума человека, отсюда деление на этические (середина между двумя крайностями) и дианоэтические (мудрость, рассудительность и здравый смысл) добродетели. Идеал разума - рассудочно-метафизический, в максимальной степени воплощающий в себе природу. Выделяет 6 видов государства (в зависимости от правильности и неправильности, в зависимости от количества главных лиц - один, мало и много). Идеальное государство - власть зажиточного и образованного среднего класса.

 

 

ХРИСТИАНСТВО

ОНТОЛОГИЯ. Высшее начало бытия - Бог. Бог есть личность, у него есть три формы - Отец, Сын и Святой Дух, с одной стороны они все один Бог, с другой - три самостоятельных личности. Отсюда выходят догмат троичности и догмат творения - мы не можем до конца понять Бога.

Бог настолько самостоятельная личность, что ему ничего не нужно для создания мира, он сотворил его из ничего. Он уподобил мир самому себе, поэтому если Бог свободен, то и мир свободен и может впадать в грех. Цель создание мира - слияние с Богом без потери свободы. Человек - предмет особой заботы Бога.

ГНОСЕОЛОГИЯ. Чтобы познать истину, нужно познать Бога. Но одним разумом это сделать невозможно, для этого нужна вера, просто пожелав Бог тебе не откроется. Он сам решает, когда открыться человеку, если этого не произошло,то ты недостаточно молился и образ жизни у тебя не тот. Источники откровения: Священное писание, Откровения в молитвах и откровения Бога через сотворенный им мир.

АКСИОЛОГИЯ. Бог всемогущ и всеблаг, от него нк идет зло, зло идет от слепой свободы твари. Бог мирится с этой слепотой до поры ло времени, чтобы тварь сама поняла своб ошибку и пошла по истинному пути. Не забыть сказать про ангелов, демонов, Бога, человека и сына Бога (живое совершенство человека).

 

 

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ.

Главная идея - обоснование бытия Бога, чтобы его познать, Н.К. привлекает математическую символику.

 ОНТОЛОГИЯ. Мир - совокупность вещей, и каждая вещь имеет свой максимум (некоторый эталон вещи, наиболее сильный предел ее бытия, совокупность совершенств) и минимум (предельное ослабление вещи). Бог - максимум всех максимумов и минимум всех минимумов. Бог: 1). С одной стороны сложение всех частей бытия. 2). С другой каждая вещь - проявление Бога. 3). Бог есть стяжение всех вещей в данной вещи.

 ГНОСЕОЛОГИЯ. Два вида познания:

1. Конечное. В основе лежит пропорциональное отношение двух конечных. Не представляет трудностей.

2. Бесконечное. Пропорции так же нет, здесь необходим особый метод познания - ученое незнание. В основе лежит бесконечная последовательность конечных приближений бесконечного. Самый лучший метод для познания Бога.

3 ступени познания - см. выше.

 

ДЖОРДАНО БРУНО.

Утверждает идею бесконечной Вселенной, безграничной в пространстве и вечной во времени. У бесконечности нет центра или любая точка будет ее центром. Вселенная населена бесконечным множеством миров, среди которых наша Земля - маленькая песчинка.

ФРЕНСИС БЭКОН

Понимает науку как всеобщую человеческую деятельность, которая дает человеку в руки новый взгляд на мир и средства преобразования мира.

УЧЕНИЕ О НАУЧНОЙ ИНДУКЦИИ. Индукция - вид умозаключения, где происходит мыслительный переход от частных знаний к их обобщению. Это в быту, а в науке нужная особая индукция, научная. Мы строим какую-то теорию, делаем из нее индуктивное заключение, конечно, у нас могут быть контрпримеры, которые опровергнут эту теорию. Поэтому Бэкон предлагает увеличить число проверенных частных фактов и следование трем основным правилам:

1. Шкала присутствия - если есть одно, то будет и другое

2. Шкала отсутствия - если нет одного, то второго тоже не будет

3. Шкала степеней - ищем связь свойств с учетом их количественного изменения

УЧЕНИЕ ОБ ИДОЛАХ ПОЗНАНИЯ. Необходимо очистить наше сознание от всяких стереотипов, которые мешают нам познать истину, Бэкон назвал их идолами познания.

1. Идол пещеры - связан с индивид. особенностями человеческого разума (камень=голова). Самый легкий в преодолении, достаточно сопоставить разные точки зрения.

2. Идол театра - связан с излишним доверием к авторитету. Преодолевается критической настройкой разума, нельзя быть слишком доверчивым.

3. Идол площади - связан с природой человеческого языка, мы постоянно вынуждены им пользоваться, но не всегда это выходит правильно. Для того, чтобы это преодолеть необходимо пользоваться теми методами познания, где ослаблена роль речи, например, эмпирическим познанием через органы чувств.

4. Идол рода - связан с природой человека, как определенного вида бытия в мире, человек имеет границы и если он за них выйдет, то в какой-то степени потеряет человеческое существо. Бэкон отрицает целевые причины АРИСТОТЕЛЯ.

 

РЕНЕ ДЕКАРТ

 Основа научного метода лежит в математическом знании. Дедукция - от общего к частному. Чтобы построить флс как науку, необходимо найти флс аксиомы, из которых можно бвло бы вывести все прочие истины. Декарт начинает построение своей системы с отрицания всех предшествующих систем. Со временем оказывается, что сомневаться можно во всем. НО! Одно остается несомненным, это само сомнение.

 Аксиома - сомнение несомненно.

Теорема 1. Если есть сомнение, то есть и сомневающийся. Сомнение подразумевается как критическое мышление, ставящее все под вопрос, из этого следует Теорема 2.

"Мыслю, следовательно существую"

Если если способность ставит все под сомнение, то эта способность несомненна, значит, и я несомнен, следовательно, я существую.

Теорема 2. Если есть Я, то есть идеи, наполняющие это Я. Идеи - состояния Я.

Теорема 3. Если есть идеи, то есть наибольшая из них - это идея Бога.

Теорема 4. Если есть Бог, то есть и созданный им мир. Здесь доказывается бытие, созданное Богом.

4 основных принципа научной дедукции:

1. Правило очевидности - избегать поспешных выводов, что это верно, без доказательств.

2. Правило деления - нужно поделить рассматриваемую задачу на столько частей, чтобы она стала ясна.

3. Правило порядка - чтобы что-то познать, надо начинать познание с малых и легких вещей и подниматься все выше, к более сложным вещам.

4. Правило полноты - делать обзоры на все изученные максимально полными, чтобы быть уверенным, что ничего не упустил.

  Декартовское учение о субстанциях - дуализм. Субстанция - то, что существ в себе. Нечто существует в себе, если ему ничего больше не надо для существования, кроме как быть. Два основных вида субстанции:

1. Материальная - физические объекты, главный атрибут - свойство пространственности.

2. Идеальная - все состояния внутреннего мира, не имеют границ и пространственности, наиболее ярко выражены в мышлении.

С одной стороны они никак не связаны с собой,а с другой мы постоянно видим взаимодействие этих субстанций.

 

ШОПЕНГАУЭР.

Выделял 2 мира:

1. Мир внешний, видимый и определенный - мир представлений.

2. Мир вещей в себе, мир подлинного бытия.

В мире представлений нет ничего окончательного, безусловного. Безусловное можно найти только в вещах в себе. Оно есть первоактивность - мировая воля. Ее нельзя понять разумом, можно только постичь интуицией.

Шопенгауэр приписывает воле качества высшего начала, разного рода положительные определения. С другой стороны он понимает ее как отрицание чего-то в мире положительного и это негативная часть его флс.

Мы понимаем, что наша душа и наша воля конечна, когда мы чего-то добиваемся, то мы успокаиваемся, а вот мировая воля так не может, она бесконечна, поэтому не может успокоиться и стремится все дальше и дальше. И Шопенгауэр назвал ее страдальческой мировой волей. Он переносит ценности от любви к сожалению,жалости, т к в любви есть эгоизм, а в жалости нет, мы искренне искренне будем пытаться снизить страдальческое начало свое и другого человека. Но тут возникает парадокс, коль мировая воля является незыблемой, мы пытаемся снизить страдальческое начало, как что-то неопределенное и не такое уж незыблемое, то зачем нам от него избавляться?

НИЦШЕ. Тоже выделял волю. Но его воля - это воля быть все больше, т е воля к власти, усиления своего влияния на этот мир. Но человек подменяет понятия мировой воли, наш мир уродлив и не искореняет все доброе и хорошее в нем, истрию пишут победители, язык действует по идолу площади Бэкона, господство мифов и сказок, по факту в нашей жизни не остается ничего истинного. Ницше говорит, что единственный человек, который сможет вырваться из этого всего, сможео быть сверхчеловеком и добьется своего проявления.

ШПЕНГЛЕР. Один из самых ярких представителей цивилизационного подхода, который говорит, что не существует единой мировой истории, но вся история - это множество малых локальных историй, каждую из которых философ называет культурой. Культура - это единство всех материальных и нематериальных своих составляющих, экономики, политики, науки, флс и т.д. время от времени возникают новые культуры, которые подвержены циклам. Шпенглер выделяет 8 культур:


1. Египетская

2. Вавилонская

3. Майя

4. Магическая

5. Фаустовская

6. Аполлоновская

7. Китайская

8. Индийская


Стадии культуры:


1. Мифо-символическая - зарождение

2. Стадия ранней культуры

 

3. Метафизико-религиозная - расцвет

4. Старение и гибель культуры.


 

СЛАВЯНОФИЛЫ

Хомяков, Киреевский, братья Аксаковы.

Сторонники уникального пути российской истории и культуры, считая, что Россия - особая страна и ее подлинная задача - это добиться своей самобытности. Славянофилы за цивилизационный подход. Данилевский выделял культурно-исторические типы - отдельные целостности мировой истории, в каждой из которых есть религия, культура, политика и общественно-экономический уклад - свои собственные основные составляющие.

Самобытность России заключается в православии, монархии и соборности (коллективный уклад).

ЗАПАДНИКИ

Чадаев, Белинский, Герцен.

Русская флс и история находятся на ранних стадиях развития, чтобы развиваться, надо ориентироваться на Запад и учиться у него. Западники были сторонниками формационного подхода.

 

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ФЛС (СОЛОВЬЕВ)

Соловьев выделял Божественную Софию - вечная женственность - женская ипостась природы Божества.

4 основные точки зрения флс всеединства:

1. Интегральная флс. Есть два вида мышления: первый склонен выбирать из всех вариантов один, который лучше всего поможет решить проблему, второй синтезирует все виды вариантов, собирая положительное и убирая крайности. Соответственно есть 2 вида философствования: в первом виде выбирается какая-то крайность и доводится до предела, что не есть хорошо, во втором виде синтезируются все альтернативы и образуется равновесная флс. Таким образом русская флс пытается синтезировать цивилизационный и формационный подходы в истории, т е создается третий принцип флс. Утвержается многоуровневость истории (на нижних уровнях правы славянофилы, а на более высоких - западники).

2. Витализм - флс система, которая утверждает, что в конечном итоге все является живым, все формы бытия чуть разные степени и формы жизни. Быть значит жить, быть живым. Живое принимается как сущность, обладающая своим внутренним миром, который лежит в особой области реальности.

3. Диалектическая флс. В рамках формальной логики принимаются законы тождества и непротиворечия, согласно которым правильное мышление должно быть непротиворечивым. Диалектическая логика утверждает, что есть другое противоречие, которое не является ошибочным. Правда объяснить их флс все еще не смогла.

4. Реалистичная флс. Идеи теофании - процесс выражения в маткрии смерхматериального начала. Философы понимали, что невозможно увидеть красоту, добро и истину без скажения материальным миром, поэтому стоит учитывать эти искажения

 

ЧИЖЕВСКИЙ

Земная жизнь связана с процессами космоса, особенно солнца. Активность солнца и эпидемии связаны друг с другом, все есть в его книге.

 

 

ФИЛОСОФИЯ И КРУГ ИЗУЧАЕМЫХ ПРОБЛЕМ. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ

1. Философия - 1. любовь к мудрости. 2. Преимущественная деят-сть человека в сфере мышления. 3. Рассуждения, мышление о, искусстве, религии, науке и т.д.

2. ФЛС представляет собой разновидность критического мышления, которое пытается ничего не принимать просто на веру, а подвергать критике и доказ-ву.

3. ФЛС подобна научному знанию по методу познания – так же как и частные науки, ФЛС использует критическое метод познания.

4. В то же время она отличается от частных наук тем, что пытается понять мир в целом, познать наиболее универсальные законы и принципы.

5. Основной метод – синтез знания, возведение знаний к общему единому.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.078 с.)