Милетская школа (фалес, анаксимандр, анаксимен). Гераклит 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Милетская школа (фалес, анаксимандр, анаксимен). Гераклит



Первая школа античной флс, в городе Милете. Называют философов натурфилософами, т к главная их флс - это флс Природы. Главная идея - идея генератического архэ, т е весь мир - взаимопревращения стихий. Архэ - такая стихия, которая является пластичной, из которой рождается все остальное и в которую все уйдет.

Фалес - вода, Анаксимандр - беспредельное архэ или апейрон, Анаксимен - воздух.

Милетцы открывают некоторый род единства, которое еще неполное,оно не может преодолеть разделение во времени, исчезая в превращениях. Но все вещи едины в том, что происходят из одной Матери-Материи.

ГЕРАКЛИТ. Архэ - огонь. VI-V вв до нэ.

1 флс. Популярная, экзотерическая. Огонь.

2 флс. Тайная, эзотерическая. Номологическое архэ. Невозможно найти подлинное архэ, т к все стизии так или иначе рождаются, меняются и исчезают, а архэ должно быть неизменно. Такое архэ - это Закон, Логос, универсальный, организующий и определяющий всю систему материальных превращений. Закон - функциональное единство.

 

 

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА (КСЕНОФАН, ПАРМЕНИД, ЗЕНОН). ПИФАГОРЕЙЦЫ

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА. Город Элей. Архэ - некоторое высшее и безусловное единство, называется "единым". Небытие нет, есть только бытие. Небытие может встречаться только: во множественности, в разных качествах и в движении. Элейцы слишком увлеклись чистотой синтеза, поэтому теряют полноту этого самого синтеза.

ПИФАГОРЕЙЦЫ. Миром правят числа. Нумерологическое архэ. Самые главные числа - от 1 до 10. Единица - самая главная, т к из нее произошли асе остальные. Числа рассматриваются как малые единые, из которых состоит весь мир, они выполняют функцию соединения элейского единого и многого. Число везде и нигде, оно лежит где-то и вне всех уровней, лишь проявляясь в них разными масштабными реализациями. Золотое сечение - наиболее яркий образ самоподобной и фрактальной природы подлинного числа, его сквозящей природы, способной без изменений своей глубинной основы проникать на уровни части и целого.

 

 

АНТИЧНЫЕ ПЛЮРАЛИСТЫ (ЭМПЕДОКЛ, АНАКСАГОР, АТОМИСТЫ)

Есть множество малых единых и каждое единое можно назвать элементом. Элементное архэ. Вещь - композиция этих самых элементов. По настоящему существуют только элементы и их качества (чистые качества), все остальное - смешанные качества - иллюзия наших органов чувств.

ЭМПЕДОКЛ. Утверждает, что элементов 4 - огонь, вода, земля, воздух. Между ними 2 силы - сила любви и вражды. Пустоты нет, все заполнено элементами.

АНАКСАГОР. Элементов бесконечно много, видимых качеств еще больше. Чтобы различить смеси элементов от чистых элементов, надо начать его делить, если качества не изменяются, то это чистый элемент. Главный элемент - элемент ума, который управляет движениями и отношениями остальных элементов.

АТОМИСТЫ. Левкипп, Демокрит. Элементов бесконечно много и называются они атомы - неделимые частицы. Они движутся по действием Закона-Логоса в бесконечно пустом пространстве. Сближение атомов - возникновение материального тела.

 

 

СОФИСТЫ И СОКРАТЫ

СОФИСТЫ. Многообразие флс систем проистекает из природы человеского познания, которое соединяет в себе объективное и субъективное начало. Объективное - то, котрое выражает природу реальности в сознании. Субъективное - выражает случайные стороны самого человека - познающего субъекта. Многообразие образов истины возникает из-за примеси к объективному субъективного.

Но вскоре обнаруживается, что нельзя понять истину, пожтому софисты отказываются от попыток. А раз нет истины - нет и лжи. У софистов истина заменяется личной выгодой. Начинают отрицаться вообще объективные законы. Флс знание начинает отрицать свою собственную возможность.

Представители - Горгий (4 препятствия к познанию истины: 1 - само бытие, 2 - истина не может быть познана как таковая, 3 - даже если познана,она невыразима, 4 - даже если выразима, то не может передаться другим) и Протагор (человек есть мера всех вещей, все зависит от природы человека)

СОКРАТ. Главная идея - не выбирать из многообразия флс систем и точек зрения,а объединить их в одно знание, целостное учение. Метод синтеза позволяет отделить объективное от субъективного - преодолеть анализ синтезом. Субъективное - энергия разделения и несовместимости, объективное - начало единства, позволяющее представить каждую точку зрения.

Античная диалектика:

1). Полилог - много людей делятся своими точками зрения, генерируют многообразие.

2). Монолог - философ уходит в себе, выкидывает все из головы, находит себя, познает себя.

3). Собственно диалектика - владея многообразием и принципом единства, необходимо скоординировать между собой анализ и синтез - анализ синтеза и синтез анализа.

 

 

ПЛАТОН

ОНТОЛОГИЯ. 2 мира - мир чувственных вещей и мир идей. Материя - начало хаоса и небытия, подлинное бытие - принадлежит миру идей. В идее воплощены только существенные признает вещи, без которых исчезает сама вещь. Каждая идея - единое, синтез, для множества материальных вещей. Множество идей - множество малых единств, надстоящих над материальным миром.

Между миров идей и вещей есть душа, которая вроде бессмертна, но в то же время имеет начало во время, когда-то была создана

ГНОСЕОЛОГИЯ. Истина - мир идей. Идеи отражаются в душе в виде понятий. Во время перевоплощений душа находится в мире идей, где созерцает истину, но когда рождается, то все забывает. Таким образом познание - это попытка вспомнить забытое

АКСИОЛОГИЯ. Высшие ценности - это идеи. Материя стремится достичь своего усовершения в макс приобщении к миру идей. Когда материя выражает природу идей, то она становится красивой и доброй. Низшая красота - красота физ тела, средняя - красота души, высшая - красота чистых идей.

Три вида души - растение, животное и человек.

 

АРИСТОТЕЛЬ

Выдвигает понятие "сущие" - некоторый принцип индивидуальной вещи, принцип ее самости, идеи особого рода.

ОНТОЛОГИЯ. Утверждает, что есть только мир сущих. Каждое сущее выражает себя как единство формы и материи. То, что у Платона было идеями, у Аристотеля превращается в формальные признаки сущих, неотделимые от самих сущих. Только в сознании человека форма и материя могут существовать отдельно друг от друга и сами о себе. Материя - то, из чего сделана вещь, а форма - это геометрическая фигура или математическое выражение, в которой выполнена вещь.

Сущие проявляют себя в виде активностей:

1). Материальная причина - фундамент - материя

2). Целевая причина - ради чего - форма

3). Формальная причина - план - форма

4). Действующая причина - тот, кто делает - форма

ГНОСЕОЛОГИЯ. Истина состоит в знании сущих. С одной стороны это знание формальных представлений сущих, в то же время в каждом сущем есть материальное представление.

АРИСТОТЕЛЬ - рациоэмпирик, уравновешивает рациональное и эмпирическое познание. В его флс присутствует "формальная логика" - основана на законах тождества и противоречия.

АКСИОЛОГИЯ. Выводит понятия ценностей из разума человека, отсюда деление на этические (середина между двумя крайностями) и дианоэтические (мудрость, рассудительность и здравый смысл) добродетели. Идеал разума - рассудочно-метафизический, в максимальной степени воплощающий в себе природу. Выделяет 6 видов государства (в зависимости от правильности и неправильности, в зависимости от количества главных лиц - один, мало и много). Идеальное государство - власть зажиточного и образованного среднего класса.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.006 с.)