Структура философского знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура философского знания.



1. Онтология – раздел ФЛС, изучающий устройство объективного мира, существующий независимо от человеческого сознания. Главное понятие – бытие.(см. вопросы 26-34). Направления:

v Материализм – существует только материя, а сознание – форма материи

v Идеализм – реально существует только сознание, материя – форма сознания

v Детерминизм – всякое событие в мире имеет свою причину, из которого оно вытекает с необходимостью

v Индетерминизм – допускает существование случайных событий, у которых нет причины

v Редукционизм – целое можно свести к отношению его частйе и элементов

v Холизм – существуют уровни бытия

 

2. Гносеология – раздел ФЛС, философская теория познания. Главное понятие – истина. (см. вопросы 41-46). Направления:

v Агностицизм – отрицает познаваемость мира человеческим разумом

v Скептицизм – отказывается утвердительно или отрицательно разрешать вопрос о сущ-нии истины, пытается найти аргументы, ставящие под сомнение любое решение проблемы

v Гносеологический оптимизм – утверждает возможность познания мира человеком

v Эмпиризм – основной источник познания – это чувства, опыт

v Рационализм – основной источник познания – интеллект, логика, мышление

 

3. Аксиология – философская теория ценностей. Главное понятие – ценность. Этика, эстетика, антропология, социология. Направления:

v Ценностный релятивизм – утверждает относительность всех ценностей

v Ценностный догматизм – есть абсолютные и незыблемые ценности

v Гедонизм – высшая ценность(ВЦ) – чувственные удовольствия

v Эвдемонизм – ВЦ - счастье

v Прагматизм – ВЦ – польза и выгода

v Эгоизм – ВЦ – собственное благополучие

v Альтруизм – ВЦ – забота о других, жертвенное служение им

 

4. Логика – раздел ФЛС, который исследует наиболее универсальные законы и принципы, в том числе в том в той форме,в которой они выражаются в мышлении. Главное понятие – высший закон и первопринцип. Направления:

v Формальная логика – логика, основанная на ограничении универсального знания только рамками абстрактно-общего (которое противоположно частному)

v Диалектическая логика – ставит перед собой задачу создания универсального знания на принципах конкретно-общего (вбирает в себя частное и единичное)

 

ФЛС ИНДИЯ И КИТАЯ

Ø КИТАЙ

КОНФУЦИАНСТВО. Конфуций проповедовал следование нравственным нормам и законам. Государство он рассматривает как большую семью, правитель которой - отец, а все поданные - дети. Идеал человека представляется в образе "благородного человека", который должен быть образован, неприхотлив в еде и одежде, избегать крайностей. Для улучшения общества имеет смысл не столько законы, сколько хороший правитель, воспитывающий поданных своим примером. Высшая и всеобщая форма общественного порядка - путь (дао). Конфуцианство проповедует веру в судьбоносное Небо и дух предков. Небо - олицетворение совершенного бытия, живущего в согласии с Дао. Со II вв дл н.э. конфуцианство становится официальной религией Китая. Идеал благородного человека превращается в идеал ответственного чиновника.

 

ДАОСИЗМ. Учит о великом законе - пути Дао, который должен ощутить и выразить своей жизни человек. Для этого лучше уйти из шумного бестолкового мира и сделаться отшельником, вернуться к природе и вести жизнь простую и чистую.

 

ИНЬ И ЯН. Ян - начало активности и избытка, начало положительное (как "плюс" в электричестве) и беспокойное. Инь - это, наоборот, начало пассивности и недостатка, отрицательное и покоящееся начало. Китайская флс утверждает, что из начал инь и ян состоит все. Эти начала могут образовывать разные комбинации между собой.

 

МОИЗМ. Идея всеобщей любви и взаимной выгоды, которое предполагает гуманное отношение ко всем людям.

 

ЛЕГИЗМ. Учение о безусловном главенстве юрид. закона гос-ва и общества. Творец только правитель. Все остальные равны перед законом.

 

ШКОЛА ИМЕН. Когда весьма тождественные вещи отличаются от вещей, с которыми они мало тождественны, это называется тождеством различного. Однако все вещи в конце концов и тождественны, и различны, что называется вкликим тождетвом различия.

 

 

Ø ИНДИЯ

Все школы опираются на мифологическую традицию, связанную с ведами.

Веды – это древние священные тексты индийской культуры (как Библия или Коран). Виды:

• Ригведа – веда гимнов

• Яджурведа – веда жертвенных формул

• Самаведа – веда напевов

• Атхарваведа – веда заклинаний

Учение Вед хорошо выражено в брахманизме – древней индийской религии.

В этой религии говорится о множестве божеств (вместе – Троица или Тримурти): Брахма – бог сотворения мира, Вишну – бог, поддерживающий всякое сотворение мира, Шива – бог разрушений и завершений мировых циклов.

Все школы делятся на ортодоксальные и неортодоксальные (не поддерживают веды).

Общее для всех школ.

1. Высшее начало – Брахман, все остальное – разные стороны и аспекты проявлений Брахмана.

2. Атман – высшее Я человека.

3. Дхарма – мировой закон.

4. Карма – закон воздаяния.

5. Сансара – сир страстной жизни.

6. Мокша – освобождение из этого мира.

7. Нирвана – освобожденное состояние сознания.

 

ШКОЛА НЬЯЯ И ВАЙШЕШИКА.

Ньяя – вопросы теории и логики познания.

Вайшешика – вопросыонтологии.

Происхождение – IV в. до н.э.

1. Ньяя

Процесс познания включает в себя субъект и объект познания, знание и методы познания. Источники познания: 1). Восприятие, 2) умозалючение, 3) аналогия, 4) авторитет.

Разработано учение о пятичленном силлогизме (вывод, состоящие из 5 этапов).

2. Вайшешика

Онтология больше касалась материального мира. Мир проходит циклы. Конец цикла – хаос и разрушение. Затем наступает новый цикл с порядком и орг-цией. Матери состоит из атомов, которые распадаются, а затем снова возникают.

 

ШКОЛЫ САНКХЬЯ И ЙОГА.

Санкхья – создана Капилой, II в. н.э. Утверждает сущ-ние 2 высших начал в мире – пуруши (принцип пассивного духа-создателя) и пракрити (активная бессознательная материя-энергия). Пракрити состоит из гунов – саттва (активное положительное начало), тамас (пассивное и инертное начало бытия), раджас (активное отрицательное начало). Душа человека – отношение паруши и пракрити.

 

Йога – основана Патанджали, III в. н.э. Предланает различные техники упражнении и медитации, выделяет разнообразные состояния человека, учит достигать высшего состояния сознания.

Высшее божество – Иншвара.

Виды йоги:

• Джняна-йога – йога знаний

• Бхакти-йога – йога совершенствования через чувства

• Карма-йога – йога действия

• Хатма- йога – йога телесных упражнений в форме разлчных асан

 

ШКОЛА МИМАНСА И ВЕДАНТА

Миманса – разработка методов понимания и толкования текстов вед

Веданта – философское учение. Основана Шанкаром, IX в. н.э. Утверждает бите только высшего единого начала – Брахмана, остальной мир – рез-т майи (иллюзии).

Высшая реальность объединяет три основных принципа: 1) сат – высшее бытие, 2) чит – чистое абсолютное сознание, 3) ананда –чистое блаженство. Главный путь освобождения от иллюзий мира – аскеза и чтение вед.

 

БУДДИЗМ

Основатель – Сиддхартха Гаутама (563 – 483 до н.э.)

Онтологический идеал буддизма.

Нирвана – угашение страстей, вместе с ними и страданий.

Для достижения нирваны надо отвлечься от внешнего и внутреннего мира, а также от других идей и целиком сосредоточиться на неустанном размышлении о 4 благородных истинах во всех их аспектах.

Бог отрицается в буддизме не как высшее антиномическе бытие, но как те идолы, которые люди создают на своем пути освобождения. Работу по освобождению каждый принимает сам, поэтому бог замедляет этот процесс.

4 истины:

1. Жизнь есть страдание.

2. Причина страдания – привязанность к жизни в силу неведения.

3. Избавление от страданий – преодоление привязанностей.

4. Путь к преодолению привязанностей – благородный восьмеричный путь.

Человек должен избегать крайностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.013 с.)