Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Масс-медиа и имиджевые технологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Продолжая рассматривать информационное пространство постмодерного общества в рамках подхода, провозглашающего генетическое родство мировоззренческих и технологических феноменов, мы приступаем к анализу средств массовой информации. Именно масс-медиа являются тем инструментом, с помощью которого формируется социальный текст эпохи постмодерн и создается тот специфический образ мира, который охарактеризован как "постмодерный лик современности" (И.П. Ильин). Исследовать этот феномен массовой культуры мы будем главным образом основываясь на понятии симуляции и связанного с ним понятия виртуальности, а также опираясь на такие фундаментальные постмодернистские топики, как ирония, фрагментарность и интертекстуальность. Слияние власти и знака. Особый статус средств массовой информации в сегодняшнем обществе зафиксирован в расхожем выражении "четвертая власть". На самом деле, ситуация складывается несколько по-другому: налицо не возникновение нового властного института, а трансформация старых под влиянием новейших информационных технологий. В настоящее время власть это не просто политические и административные структуры, а не что иное, как технологический гибрид, обнаруживающий себя в "роковом соединении власти и знака"[115]. Причем знак предстает уже в качестве симулякра, так как объединяет в себе как означаемое, так и означающее. Такая модификация властных отношений вызывает к жизни новые формы социального бытия, имя которым – симуляции. Когда Бодрийяр впервые совместил понятия власти и симулякра, он получил ту социально-политическую реальность, в которой существует постмодерная культура информационного общества. новые виды информационной коммуникации, связанные с перестройкой знаковой системы, коренным образом изменили способ реализации властных установок, где симуляция является основополагающей деятельностью. Подобное положение дел подтверждается многими фактами, касающимися избирательных технологий, освещения военных, национальных и других конфликтов, создания имиджа власти и другими стратегиями, осуществляемыми с помощью индустрии масс-медиа. Ситуация складывается так, что средства массовой информации фактически перестают отражать действительность, а сами творят образы и симулякры, которые, собственно, и определяют реальность нашей культуры, или, пользуясь терминологией Бодрийяра, гиперреальность, в которой происходит симуляция коммуникаций, и которая оказывается более реальной, чем сама реальность. Бодрийяровская "гиперреальность" по своей сути близка к более привычному нам понятию "виртуальная реальность", понимаемому в данном случае как информационная среда, созданная имиджевыми технологиями средств массовой информации и коммуникации, а также такими родственными с ними практиками, как реклама и мода. Причем, эту виртуальную среду следует рассматривать не просто как совокупность текстов, а как специфическую форму дискурса постмодерного мира. Понятие дискурса мы будем использовать в том смысле, который полагал под ним ведущий теоретик постструктуралистской мысли Мишель Фуко. В его работах дискурс – это социально обусловленная система речи и действия, включающая в себя различные формы речевых высказываний, а также способы и правила обоснования этих высказываний, принятые в конкретном социокультурном пространстве и опирающиеся на господствующие властные отношения. Таким образом, в понятии дискурса фиксируется неразрывность Текста, Техники и Власти. На характеристики последней мы остановимся подробнее. Власть Фуко понимает не как "совокупность институтов и аппаратов", а прежде всего как множественность отношений силы, имманентных области, где они осуществляются. Т. е. она не отделима от дискурса, в рамках которого функционирует и одновременно конституирует его организацию. При этом, отношения власти не находятся во внешнем положении к другим типам отношений, они сами результат генеральной силовой лини, берущей свое начало в глубинах социального тела. Власть, отмечает французский философ, повсюду; не потому, что она все охватывает, но потому, что она отовсюду исходит[116]. Для подтверждения тезиса о слиянии информационных и властных технологий нам особенно важно фукольдианское понимание неразрывности власти от способов, которыми она осуществляет свои стратегии. "Между техниками знания и стратегиями власти нет никакого промежутка"[117] – утверждает Фуко. Исходя из этой позиции, при рассмотрении "виртуального образа" политического пространства Постмодерна, мы сознательно будем избегать высказываний, будто власть детерминирует деятельность СМИ, заставляя выполнять свои заказы; или же, наоборот, сами СМИ подменяют властные функции, вынуждая политиков подстраиваться в заданные ими рамки. Подобный подход был бы нерелевантным в мире, где власть, знание, информация, коммуникация слились в единый клубок симуляций, который и есть не что иное, как дискурс постмодернизма. И, бесспорно, особый статус в этом дискурсе занимают масс-медийные технологии, мобилизация которых и приводит власть к феномену развеществления, абстра- Провозглашенное Бодрийяром "исчезновение реальности" в эпоху Постмодерн может быть проиллюстрировано на примере механизмов освещения политических событий на рубеже второго тысячелетия. Особого внимания из их числа достойны информационные битвы, разразившиеся вокруг Балканской войны. Отражение ее в СМИ приняло такие формы, что практически стало невозможным реконструировать реально происходящие действия. Война, пропущенная сквозь фильтры индустрии масс-медиа превратилась в тотальную симуляцию, нечто подобное софистическому спору, виртуальному фехтованию, в котором участники вовсе не озабочены достижением истины, ввиду ее отсутствия, а также не стремятся убедить друг друга в чем-либо, ибо понимают, что это невозможно. Цель здесь состоит в том, чтобы любыми путями создать видимость достижения поставленных задач, или, точнее, заявленных задач, затем создать видимость убеждения наблюдателей, тех кого называют "общественность". И достижение этой видимости осуществляется не только и не столько с помощью действия ракет и самолетов, а посредством текстов, произносимых с экранов телевизоров и напечатанных в газетах – войну пытаются выиграть теми же средствами, что и предвыборные кампании. По такой логике, победы и потери обретают онтологический статус лишь после того, как они "отражены" в СМИ, и, в тоже время, факт освещения события сам по себе конституирует событие, независимо от того, имело ли оно или не имело места на самом деле. Зачем сбивать самолеты, если об этом можно просто сообщать, или же, наоборот, если не сообщать то, вроде, они и не сбиваются. И если исходить из того, что образ войны формирует информация, существующая в рамках определенных дискурсивных практик, сформированными различными культурными традициями (в данном случае Восточной и Западной Европы), то неизбежно возникает головокружительная пропасть, в которой война становится недоступной для объективного понимания "вещью в себе". А учитывая, что в "цивилизованном" обществе сам факт войны пытаются исключить из универсума социального бытия[118], подменяя инкриминированное слово понятиями "миротворческая акция"[119] или "защита демократии", то борьба против нее становится аморальной, так оборачивается попыткой нарушить устои Запада. Не слишком ли много мистификаций и симуляций прикрывают смерть одних, и одновременно соблазняют на убийство других? Выходит, бесконечность интерпретаций оборачивается безграничностью зла? И через сколько уровней симуляции нужно пропустить войну, чтобы превратить ее в виртуальное действо, пикировку симулякров? Этот ряд риторических вопросов лишь фиксирует глубину проблемы слияния имиджевых технологий индустрии масс-медиа и милитаристической политики. Но одно ясно: в сочетании "война и постмодернизм" понятия "война" и "постмодернизм" не сочетаются. краткий обзор последней войны в Югославии приводит нас к еще одному фактору, иллюстрирующему всесильность информации в конструировании, или, как в данном случае, сокрытии действительности. Мы хотим обратить внимание на то, что зашита Западным миром прав угнетаемых албанцев особенно цинично выглядит на фоне событий, происходящих в африканских странах, где вырезают друг друга и умирают от СПИДа целые народы и племена. После того, как исчезли колониальные режимы и вместе с ними европейское влияние, многие африканские государства впали в первобытное состояние "войны всех против всех". Во многом это связано с искусственностью границ, зачастую проведенных европейскими колонизаторами по "линейке", без учета национальных особенностей (еще одно последствие линеарного модернистского мышления). Но не в этом суть. Главное в том, что об этих проблемах никто не говорит, а не говорит потому, что не слышат. Нет информации и… из поля зрения исчезает целый континент, лишний раз подтверждая бодрийяровский Рассмотренные нами "миротворческие" бомбардировки Югославии в совокупности с ситуацией в "исчезнувшей" Африке иллюстрируют, как постмодернистские по своей сути информационные технологии используют для достижения сугубо модернистских целей. А это уже ни что иное, как цинизм. Что ж, цинизм – это тоже знак постмодерной эпохи. Однако рассмотрим еще некоторые феномены симуляции действительности, генерированные гибридом властных и масс-медийных технологий. Классическим примером подмены знаком реальности будут различного рода рейтинги политических лидеров и партий, выстраивающиеся как результаты социологических опросов общественного мнения. Цель их ясна: отразить реальную политическую ситуацию в стране, выяснить, какое место занимает та или иная сила на политическом горизонте. Но на определенном этапе возникает такое положение дел, что объективные данные произведенных опросов начинают прогнозировать результаты последующих опросов, в итоге само понятие "объективности" становится неуместным, а образ политической реальности начинает предвосхищать саму политическую реальность. Ситуация с рейтингами выводит нас на проблему ориентации реципиента СМИ в океане фактов информационной цивилизации. На самом деле "проблемы" тут нет никакой. Ориентация осуществляется с помощью вполне незамысловатых практик, и, заметим, вполне успешно. Так, иерархия ценностей выстраивается в зависимости от порядка новостей и величины газетных заголовков. Одному событию можно придать "тяжеловесность", наделив его статусом headline news, другое – отправить на периферию, и тем самым нивелировать его значение до минимума, про третье можно забыть вообще, и оно автоматически исчезнет из информационного универсума, а вслед за этим и вообще перестанет существовать. Нет информации – нет и факта; нет факта – нет и проблемы. Таковы аргументы мира масс-медий, в котором, как ни в чем не бывало, уживаются "человек, похожий на Скуратова" и закон "О высшем совете нравственности". И, конечно, апофеоз мистификации действительности мы наблюдаем в предвыборных технологиях. Здесь богатый эмпирический материал дает нам российская действительность. Чего стоит мощная предвыборная кампания, развернувшаяся в 1996 г. в поддержку определенных кандидатов, где в едином порыве доказать недоказуемое, а, точнее, убедить в невероятном, слились властные структуры, масс-медии, рекламный и шоубизнес, всевозможные имиджмейкеры, промоутеры и спичрайтеры. "Вся королевская рать" объединилась с целью создания виртуальной реальности, в которой мы "проголосуем сердцем". Почему-то вспоминается известный психологический опыт, когда группе детей давали кашу, всем сладкую, а одному пересоленую. Последний, прослушав мнение своих "однокашников", ответил, что и его каша сладкая. Вот и большинство российских избирателей видя и зная, что "каша соленая" проголосовали за то, что "каша сладкая", причем твердо веря в это. И не стоит расценивать эти нашумевшие выборы как исключительный случай. Это объективное правило. И "нет такого обманутого вкладчика, которого нельзя было бы обмануть дважды". Для нас данный пример особенно интересен тем, что помогает по другому взглянуть на проблему соотношения разума и веры. в виртуально выстроенной среде уже нельзя говорить ни о какой "гармонии" между ними: рациональное знание уходит на второй план, уступая место вере. хотя мы и понимаем, что погружены в искусственный мир, существование которого возможно прекратить – для этого нужно всего лишь уйти из него; тем не менее, мы продолжаем верить в реальность виртуальных событий, и быть может в этом противоречии состоит специфика их "шизоидного" воздействия. Хорошо, если виртуальный мир создан на экране компьютера – кликнул "мышью" и он перестал существовать.. Но как быть, если в результате осуществлений стратегий власти виртуальной становится вся социально-политическая реальность? Действенный способ вырваться из оков постмодернистской практики тотальной симуляции мы видим в другом специфически постмодернистском пути восприятия действительности – иронии. Быть может, именно ироничное отношение к происходящему поможет оградить нас от "иллюзии очевидности", созданной диспозитивом власти-информации. Иронию не стоит считать симулятивной реакцией на симуляцию – это было бы слишком цинично даже для постмодернистов. И не стоит расценивать ее как "Великий отказ" – в мире, где власть вездесуща, любая акция под знаком всеобщности была бы бессмысленна. иронию следует понимать как сугубо личную, индивидуальную практику – это то, что Фуко назвал "техникой себя", "заботой о себе". Только вооружившись иронией, можно жить в пространстве симуляции и не обратиться при этом в симулякр. Это единственный способ, находясь в фатальных рамках постмодернистского информационного дискурса, найти свой, собственноличный стиль существования отличный от "гетерогенного единообразия" навязчиво предлагаемого нам постмодерным обществом. Когда-то Набоков сказал, что смех – самое убийственное средство против диктатуры. Следуя его логике, можно объявить иронию в некотором роде панацеей от циничных попыток медиа-власти эпохи Постмодерн реализовать модернистские по своей сути цели, используя при этом постмодернистские методы. На примере обзора некоторых аспектов слияния властных и масс-медийных технологий, осуществленного при помощи бодрийяровской теории симуляции и фукольдианского понятия "дискурс" мы показали ту особую роль, которую средства массовой информации приобрели в постмодерном обществе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.191 (0.009 с.) |