Профессиональное педагогическое самосознание. Я-концепция учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональное педагогическое самосознание. Я-концепция учителя



 

Профессиональное педагогическое самосознание - это комплекс представлений учителя о себе как профессионале. Оно включает следующие составляющие.

1)Осознание учителем норм, правил, модели своей профессии (требований к педагогической деятельности и общению, к личности) как эталонов для осознания своих качеств. Здесь складываются основы профессионального мировоззрения. Если учитель не осведомлён о том, каким должен быть учитель, как ему желательно строить свои отношения с окружающими, то ему трудно оценит и себя. На основе обшей образованности складывается профессиональное кредо учителя, его личная концепция учительского труда, из которого он исходит в следующем профессиональном поведении.

2)Осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким профессионалом средней квалификации, как абстрактным, так и в образе своего коллеги по профессии.

3)Учёт оценки себя как профессионала со стороны других людей - учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны других.

4)Самооценивание учителем своих отдельных сторон. В нём психологи (В.А. Ядов, И.С. Кон, В.В. Столин и др.) выделяют несколько оснований:

а) понимание и осознавание самого себя, своей педагогической
деятельности, общения и личности (когнитивный аспект);

б) эмоциональное отношение и оценивание учителем особенностей
самого себя (эмоциональный аспект). Здесь закладывается «концепция»
учителя. Постепенно у учителя на основе представлений о себе в отдельных
педагогических ситуациях, на основе мнений учеников и коллег складывается
устойчивая Я-концепция, придающая ему чувство профессиональной
уверенности или неуверенности, На основе этой концепции учитель оценивает
всё происходящее в школе в отношении самого себя.

в) способность к действиям на основе самосознания (поведенческий
аспект), свидетельствующая о конструктивности и действенности
профессиональной самооценки (В.Н. Козиев, 1980).

Ядро личности учителя составляет Я-концепция - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими. Первичная Я-концепция и оценка себя как


профессионала складывается у учителя в первые несколько лет работы, затем шлифуется и даже может пересматриваться.

Существуют варианты позитивной (сильной) и негативной (слабой) Я-концепции учителя.

Положительное оценивание учителем самого себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив характеризует позитивную Я-концепцию. У учителя, позитивно воспринимающего себя, повышаются уверенность в себе, удовлетворённость своей профессией, эффективность работы в целом. Такой учитель стремится к самореализации. Поведение человека, в полной мере реализующего свои возможности, обладающего психическим здоровьем, отличается спонтанностью, автономностью, творческим подходом и демократизмом.

Суммируя личностные качества учителя с позитивной Я-концепцией, Р.Бернс (1986, С.306) выделяет следующие:

1)Стремление к максимальной гибкости.

2)Способность к эмпатии (сопереживанию), чувствительность к потребностям учащихся.

3)Умение придать личностную окраску преподаванию.

4)Установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия учащегося.

5)Владение стилем лёгкого, неформального, тёплого общения с учащимися: предпочтение устных контактов на уроке письменным.

6) Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Позитивное восприятие самого себя учителем определяет положительное восприятие окружающих. Для такого учителя внутренняя, психологическая сторона дела важнее внешней; вначале он пытается понять точку зрения другого человека, а затем уже действовать на основе этого понимания; люди и их реакции являются для него более значимыми, чем вещи и формальные ситуации; он доверяет людям и считает их способными решать свои жизненные проблемы, ждёт от них проявления дружелюбия, а не враждебности; человек всегда представляет для него личность, обладающую достоинством.

Особенно важно то, что положительная Я-концепция учителя способствует и развитию положительной Я-концепции учеников. Исследования американских психологов (данные Р.Бернса, 1986) показали, что между Я-концепцией учителя и непосредственным самовосприятием учащихся существует тесная связь. Установлено, что у учителей, имеющих положительное самовосприятие, школьники имеют более позитивные Я-концепции, чем у учителей с противоположной тенденцией. Общаясь с человеком, уверенным в их возможностях, учащиеся начинают проявлять свои способности в полной мере и приобретают ощущение собственной ценности.

Итак, позитивное восприятие учителем самого себя и учеников является одним из важнейших факторов эффективности его работы и способствует развитию у школьников позитивной Я-концепции.

Учитель с негативной Я-концепцией испытывает чувство незащищённости, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю как к средству психологической самозащиты.

В исследованиях Каммингса (1960) (приводится по Р. Бернсу, 1986, С.305) у учителей, обладающих негативной Я-концепцией, были выявлены отрицательные установки. Для характеристики собственного педагогического стиля они выбирали следующие утверждения:

1)Отрицательно реагировать на тех учащихся, которые тебя не любят.

2)Использовать любую возможность, создавая для учащихся трудности, так как это не даёт расслабляться.

S)Стимулировать учащихся к учёбе, вызывая у них чувство вины за свои промахи.

4) По возможности строить учебную деятельность на основе конкурентной борьбы.

5)Исходить из вероятности нечестного поведения учащихся на экзаменах. 6)С.талкивать учащихся лицом к лицу с суровой реальностью взрослой жизни.

7)Стремиться к установлению жёсткой дисциплины.

8) Увеличивать степень наказания учащегося пропорционально его вине.

Учителя, испытывающие чувство личностной или профессиональной неадекватности, не любящие свою работу, непроизвольно создают в классе атмосферу, соответствующую этим ощущениям. Нередко они ведут себя чрезмерно жёстко, авторитарно, пытаясь защититься от учащихся агрессивностью. В других случаях они, наоборот, чрезмерно пассивны, не руководят деятельностью учащихся, легко отклоняются от цели урока, безразличны к процессу обучения и его результатам.

Человек, обладающий негативной Я-концепцией, не без трудностей вступает в свободное общение с другими людьми. Он склонен принижать значение личности другого человека так же как и своей. Как известно, лучший вид обороны - это нападение. В соответствии с эти принципом и действует человек с низкой самооценкой. Он стремится повысить свою самооценку, доказывая, что другие ниже и хуже, чем он сам. Негативное самовосприятие в большинстве случаев сопровождается негативной установкой в восприятии окружающих.

Если доминантным психологическим состоянием учителя в классе является чувство незащищённости, у него повышается тревожность, он становится подозрительным в отношениях не только с учащимися, но и с их родителями, с коллегами. Поэтому учитель, испытывающий чувство незащищённости, склонен к авторитарному стилю общения, чрезмерной жёсткости, властности для самоутверждения.

Исследования последних лет (JI.M Митина, 1994) показали, что у учителей часто наблюдаются низкие показатели интереса к себе, сосредоточения усилий на защите своего Я, предъявление повышенных требований к окружающим. Поэтому стимулирование учителем позитивных мыслей о себе, о возможности роста, укрепление в себе намерений выразить и воплотить себя в учительской профессии, стать значимым для своих учеников, способствовать их и своему развитию, упрочение в связи с этим самоуважения и достоинства - всё это важные черты позитивной Я.концепции учителя как интегральной характеристики его личности.

В условиях длительно и часто повторяющихся отрицательных эмоциональных состояний возможно формирование отрицательных черт характера, деформаций личности (Б.Г. Ананьев, 1969; Б.В. Зейгарник,1981; В.Н. Мясищев, 1960).

Под профессиональными деформациями понимаются негативные изменения личности профессиональной деятельностью, нарушающие её (личности) целостность, снижающие её адаптивность и устойчивость.

У представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на четырёх уровнях:

1. Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью. Наличие этих деформаций делает учителей, преподающих разные предметы, работающие в разных учебных заведениях, проповедующих разные педагогические взгляды, с разным темпераментом и характером, похожими друг на друга. Эти особенности обусловлены спецификой пространства, в котором существует личность учителя - происходит сближение субъекта деятельности со средствами этой деятельности. Кроме того, педагогическая деятельность имеет свой, особенный объект воздействия, который в отличие от большинства других профессий обладает существенной активностью. В ходе взаимодействия с учениками учитель, используя свою личность как инструмент влияния на них, прибегает к более простым и действенным приёмам, в совокупности известным как авторитарный стиль руководства. В результате в его личности появляются такие образования как назидательность, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости и проч.

2. Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. В соответствии с полученными в исследованиях данными в педагогической профессии существуют четыре типологических комплекса: коммуникатор, организатор, интеллигент (просветитель) и предметник. Особенности каждого из них могут со временем проявиться в структуре личности. Для учителя-коммуникатора характерна излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с партнёром, обращение к нему как к молодому, неопытному, стремление затронуть интимные темы и проч.

Учитель-организатор может стать слишком активным, вмешиваться в личную жизнь других людей, стремясь научить их как «жить правильно». Он нередко пытается подчинить себе окружающих, стремится командовать, организовывать их деятельность, независимо от содержания.

Учитель-интеллигент (просветитель) в результате длительного пребывания в профессии может сформировать у себя склонность к рассуждениям, мудрствованию и в зависимости от условий может стать как «морализатором», видящим вокруг себя только плохое, восхваляя старые времена и ругая молодёжь за безнравственность, или, благодаря любви к самоанализу, уйти в себя, созерцая окружающий мир и размышляя о его несовершенстве.

Изменения личности учителя-предметника оказываются связанными со знаниями той дисциплины, которую он преподаёт. В связи с этим учителя данного типа пытаются внести элемент «научности» в любые, даже бытовые ситуации, неадекватно используя наукообразные способы поведения и оценивая других людей через призму их знаний предмета. В силу своих особенностей и многочисленности данный тип профессиональных отклонений представляет собой особый уровень - специфический.

3.Специфические или предметные деформации обусловлены спецификой преподаваемого предмета. Даже по внешним признакам легко определить, какой предмет преподаёт данный учитель: рисование или физкультуру, математику или русский язык.

4. Индивидуальные деформации определяются изменениями, которые происходят со структурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных для учителя качеств происходит развитие качеств, не имеющих, на первый взгляд, отношения к педагогической профессии. Индивидуальные деформации обусловлены, прежде всего, личностной направленностью учителя.

Предупреждение и преодоление возможных деформаций личности учителя является одной из важнейших задач школьной психологической службы, так как от этого во многом зависит и психологический климат педколлектива и психическое здоровье детей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.122 (0.021 с.)