Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные зарубежные теории научения
В истории европейско-американского образования выделяются две основные теории научения. В основе первой лежат понятия ассоциации, рефлекса, стимула-реакции, поэтому она названа ассоциативно-рефлекторной теорией. Вторая опирается на понятия действия, задачи; её называют деятельностной теорией. Ассоциативно-рефлекторная теория научения имеет большую историю Представление об ассоциативном характере психической жизни человека возникло ещё в античности, наиболее чётко сформировалось в XVII - XVIII веках и до сих пор сохраняет своё научно-практическое значение. Предполагается, что организм обладает особой способностью запечатлевать, сохранять и воспроизводить ранее испытанные им воздействия. Наличие данной способности позволяет человеку устанавливать и воспроизводить связи между отдельными событиями жизни, которые близки по времени, пространству, в чём-то сходны или различны. Эти связи называются ассоциациями. Ассоциации являются основой памяти человека и фундаментом научения. Своеобразное влияние на судьбы ассоциативно-рефлекторной теории оказал бихевиоризм - крупнейшее направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. В основе поведения лежат механизмы научения (термин «научение» был введён бихевиористами вместо прежнего «ассоциация»). Классическое научение Классическое научение - вид научения, в котором первоначально нейтральный стимул идёт в паре со стимулом, естественно вызывающим реакцию, и постепенно приобретает способность вызывать ту же реакцию. Первым сформулировал и применил экспериментальный метод объективного исследования процессов научения у животных русский физиолог И.П. Павлов в 1903 году. В ходе экспериментов Павлов обратил внимание, что слюна у собак выделялась не только, когда пища попадала им в рот, но и от одного вида пищи. А иногда стоило собаке услышать шаги служителя, который должен её кормить, у неё уже начинала капать слюна. Павлов использовал различные искусственные зрительные и слуховые сигналы: звонок, свет лампы, тиканье метронома, изображение геометрических фигур, совпадавшие по времени с последующим появлением пищи. Достаточно 10-12 повторений, чтобы условный сигнал (раздражитель), вызывал бурную пищевую реакцию слюноотделения (безусловный рефлекс). В основе научения путём классического обуславливания лежит механизм образования временных связей (ассоциаций), именуемый условным рефлексом. Он не врождён, а возникает в определённых условиях, а именно, когда подкрепление достаточно быстро следует за условным раздражителем, причём безусловный раздражитель сильнее условного. Как только условная реакция закрепилась, она может стать основой для новых реакций, и таким образом могут возникнуть цепочки условных рефлексов. Работа дрессировщика животных основана на использовании таких цепочек условных рефлексов.
Парадигма классического обуславливания по ИЛ. Павлову. Безусловный стимул (БС) Пища Слюноотделение а
М Условный стимул (УС) Условная реакция (УР) Колокольчик Слюноотделение
Спустя некоторое время В.М Бехтерев показал, что можно выработать условный рефлекс с помощью аверсивного безусловного раздражения. В его опытах собаки начали отдёргивать лапу при вспышке света, если та сочеталась с электрическим ударом. Работы И.П. Павлова и В.М. Бехтерева легли в основу советской рефлексологии. В это же время в США набирал силу бихевиоризм, и сторонники этого течения проводили специальные эксперименты по изучению роли классического обуславливания в формировании поведения человека. В 1920 году Уотсон и его сотрудница Розали Рейнер, ознакомившись с результатами русской школы, показали, как путём обуславливания могут сформироваться такие эмоции, как, например, страх. Уотсон и Рейнер провели опыты на шестимесячном младенце по имени Альберт. Как и все дети, он совершенно не боялся пушистых зверьков. Напротив, когда ему показывали белую лабораторную крысу, он был просто в восторге. Тогда исследователи начата сочетать предъявление крысы с резким звуком, что вызывало у ребёнка плач и крики (в те времена проблемы этики никого особенно не волновали). Как и ожидалось, после нескольких опытов уже сам вид крысы стал вызывать у малыша плач. Иными словами, был сформирован условный рефлекс страха. Этот «условный страх» в результате генерализации вскоре распространился на все предметы с белым мехом, включая Деда Мороза и седую шевелюру экспериментатора.
Существует множество примеров научения путём классического обуславливания у человека. Кормление ребёнка в определённом положении -принятие определённой позы вызывает соответствующую реакцию сосания. Мать гладит ребёнка, и у него на лице появляется улыбка. Каждый раз перед прикосновением появляется лицо матери. Теперь достаточно одного вида матери, чтобы последовала улыбка ребёнка. Ребёнок слышит сердитый голос матери и одновременно следует шлепок. Соответственно в дальнейшем на сердитый голос ребёнок реагирует страхом. Необходимыми условиями научения путём классического обуславливания являются: закон ассоциации (или сочетания) - если на нервную систему воздействуют одновременно два раздражителя, то весьма вероятно, что между ними в нервных структурах установится связь; при этом один из сигналов должен иметь биологическое значение, т.е. врождённую связь с определёнными полезными реакциями организма и приводить к удовлетворению его потребностей; 2)повторение - совпадение условного сигнала и безусловного должно происходить в опыте несколько раз за достаточно короткий промежуток времени. Основой научения являются генерализация эффекта (условный рефлекс обобщается и распространяется на все похожие стимулы); дифференцирование (различение двух похожих стимулов - у собаки различение красной и зелёной лампочки), угасание условного рефлекса при неподкреплении.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.156 (0.008 с.) |