Теории когнитивного научения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории когнитивного научения



)           В середине XX века, под впечатлением компьютерной революции, возникло

новое направление, названное когнитивной психологией. Название когнитивная
,        психология, когнитивные теории научения происходят от английского слова

cognition (познание).

С позиций когнитивного подхода описаны формы научения.

Когнитивная (информационная) теория научения Эдуарда Толмена (америк. психолог, 1886 - 1961) - научение с помощью когнитивных карт.

Согласно представлениям Толмена - одного из пионеров когнитивного йподхода в теории научения - все поступающие сигналы из окружающей среды обрабатываются и преобразуются мозгом. При этом в мозге создаются своего рода карты окружающей среды, или когнитивные карты, с помощью которых организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватными в какой-либо новой ситуации или при внезапном изменении привычных обстоятельств.

Толмен пришёл к этому выводу, когда установил, что обучение крыс в лабиринте не происходит чисто механически, как считали бихевиористы. Если бы речь шла о простом механическом усвоении, то в случае перекрытия обычного пути в лабиринте или изменения каких-то условий крысе пришлось бы путём нового научения методом проб и ошибок отыскивать маршрут, ведущий к цели. Толмен же напротив обнаружил, что если крыса уже научилась находить пищу по кратчайшему пути, то после закрытия этого пути она спонтанно меняет свой маршрут и без какого бы то ни было нового научения и новых ошибок находит пищу, но идёт теперь по другому, более длинному 1гути.

Толмен высказан предположение, что здесь имеет место знаковое научение. По мнению Толмена, животные усваивают не связь между стимулом и реакцией, а значение стимула как своего рода «дорожного указателя». Определённая информация, разбросанная в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации. По формулировке Толмена, они узнают «что к чему ведёт» (приводится по Ж. Годфруа, 1992; С.320). При обучении в лабиринте в единое целое интегрируются запахи, особенности того или иного угла или стенки и связи между различными элементами. Животное как бы располагает эти элементы в пространстве, преобразуя совокупность относительно разнородных стимулов в единое структурированное целое. Это-связь смысловая, т.е. знаковая, информационная.

Итак, рассматриваемая концепция включает в структуру научения информационнные процессы. По ней:

/. Сущность интеллектуального научения заключается в формировании у обучающегося информационных систем типа знак - означаемое.

2. Содержание интеллектуального научения заключается в отражении и
закреплении самых общих структур, связей и отношений, характеризующий
реальный мир и целесообразную деятельность.

3. Условия интеллектуального научения:

а) отвлечение, абстрагирование структур от вещей и процессов, которым
они присущи;

б) отвлечение, абстрагирование действий и поведения от объектов, над
которыми они совершаются, и конкретных условий, в которых они
осуществляются.

4. Основа научения - организация и кодирование информации. (Приводится по
Ж. Годфруа, 1992).

Когнитивная теория научения Дж. Брунера. В нашей стране наиболее известен подход к проблемам когнитивного научения Дж.Брунера. В его работах постоянно делается акцент на то, что ученик, изучая тот или иной предмет, должен получить некие общие, исходные знания и умения, которые позволили бы ему в дальнейшем делать широкий перенос, выходить за рамки непосредственно полученных знаний. В своих исследованиях он обращает внимание также на связь знаний и умений. Характеризуя процесс овладения предметом, он выделяет три процесса, которые, по его мнению, протекают почти одновременно: а) получение новой информации; б) трансформация имеющихся знаний: их расширение, приспособление к решению новых задач и др.; в) проверка адекватности применяемых способов стоящей задачи.

Научение путём инсайта В.Кёлера.

Научение путем инсайта было открыто немецким психологом Вольфгангом Кёлером (1887-1967), одним из основателей гештальтпсихологии.

Главный постулат гештальтпсихологии гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры -- гештальты.

Согласно взглядам Кёлера, научение в большинстве случаев обусловлено объединением опыта, накопленного в памяти, с той информацией, которой располагает индивидуум при решении проблемы.

В англоязычной литературе такое внутреннее связывание элементов, из которых складывается решение, получило название инсайт (insight -проникновение внутрь, постижение). На французский язык этот термин переводят иногда как intuition (интуиция).

Решение проблемы при инсайте приходит внезапно, через мгновенное улавливание отношений между вещами, без каких-либо проб и ошибок, формирования реакций или логических рассуждений. Инсайт возникает благодаря построению нового гештальта.

Одна из обезьян Кёлера в эксперименте с недосягаемым для неё бананом сначала пыталась достать плод одной палкой, потом другой, но палки были слишком коротки. Тогда она прекратила свои попытки, стала разглядывать находившиеся около неё предметы и вдруг быстро проделала логическую последовательность действий: схватила обе палки, вставила их одна в другую, просунула между прутьев клетки и достала банан.

В отличие от чистого творчества инсайт возможен только в том случае, если субъект уже решат какие-то задачи с помощью сходных элементов или встречался ранее с аналогичными ситуациями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.108 (0.007 с.)