Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории когнитивного научения
) В середине XX века, под впечатлением компьютерной революции, возникло новое направление, названное когнитивной психологией. Название когнитивная cognition (познание). С позиций когнитивного подхода описаны формы научения. Когнитивная (информационная) теория научения Эдуарда Толмена (америк. психолог, 1886 - 1961) - научение с помощью когнитивных карт. Согласно представлениям Толмена - одного из пионеров когнитивного йподхода в теории научения - все поступающие сигналы из окружающей среды обрабатываются и преобразуются мозгом. При этом в мозге создаются своего рода карты окружающей среды, или когнитивные карты, с помощью которых организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватными в какой-либо новой ситуации или при внезапном изменении привычных обстоятельств. Толмен пришёл к этому выводу, когда установил, что обучение крыс в лабиринте не происходит чисто механически, как считали бихевиористы. Если бы речь шла о простом механическом усвоении, то в случае перекрытия обычного пути в лабиринте или изменения каких-то условий крысе пришлось бы путём нового научения методом проб и ошибок отыскивать маршрут, ведущий к цели. Толмен же напротив обнаружил, что если крыса уже научилась находить пищу по кратчайшему пути, то после закрытия этого пути она спонтанно меняет свой маршрут и без какого бы то ни было нового научения и новых ошибок находит пищу, но идёт теперь по другому, более длинному 1гути. Толмен высказан предположение, что здесь имеет место знаковое научение. По мнению Толмена, животные усваивают не связь между стимулом и реакцией, а значение стимула как своего рода «дорожного указателя». Определённая информация, разбросанная в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации. По формулировке Толмена, они узнают «что к чему ведёт» (приводится по Ж. Годфруа, 1992; С.320). При обучении в лабиринте в единое целое интегрируются запахи, особенности того или иного угла или стенки и связи между различными элементами. Животное как бы располагает эти элементы в пространстве, преобразуя совокупность относительно разнородных стимулов в единое структурированное целое. Это-связь смысловая, т.е. знаковая, информационная.
Итак, рассматриваемая концепция включает в структуру научения информационнные процессы. По ней: /. Сущность интеллектуального научения заключается в формировании у обучающегося информационных систем типа знак - означаемое. 2. Содержание интеллектуального научения заключается в отражении и 3. Условия интеллектуального научения: а) отвлечение, абстрагирование структур от вещей и процессов, которым б) отвлечение, абстрагирование действий и поведения от объектов, над 4. Основа научения - организация и кодирование информации. (Приводится по Когнитивная теория научения Дж. Брунера. В нашей стране наиболее известен подход к проблемам когнитивного научения Дж.Брунера. В его работах постоянно делается акцент на то, что ученик, изучая тот или иной предмет, должен получить некие общие, исходные знания и умения, которые позволили бы ему в дальнейшем делать широкий перенос, выходить за рамки непосредственно полученных знаний. В своих исследованиях он обращает внимание также на связь знаний и умений. Характеризуя процесс овладения предметом, он выделяет три процесса, которые, по его мнению, протекают почти одновременно: а) получение новой информации; б) трансформация имеющихся знаний: их расширение, приспособление к решению новых задач и др.; в) проверка адекватности применяемых способов стоящей задачи. Научение путём инсайта В.Кёлера. Научение путем инсайта было открыто немецким психологом Вольфгангом Кёлером (1887-1967), одним из основателей гештальтпсихологии. Главный постулат гештальтпсихологии гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры -- гештальты. Согласно взглядам Кёлера, научение в большинстве случаев обусловлено объединением опыта, накопленного в памяти, с той информацией, которой располагает индивидуум при решении проблемы. В англоязычной литературе такое внутреннее связывание элементов, из которых складывается решение, получило название инсайт (insight -проникновение внутрь, постижение). На французский язык этот термин переводят иногда как intuition (интуиция).
Решение проблемы при инсайте приходит внезапно, через мгновенное улавливание отношений между вещами, без каких-либо проб и ошибок, формирования реакций или логических рассуждений. Инсайт возникает благодаря построению нового гештальта. Одна из обезьян Кёлера в эксперименте с недосягаемым для неё бананом сначала пыталась достать плод одной палкой, потом другой, но палки были слишком коротки. Тогда она прекратила свои попытки, стала разглядывать находившиеся около неё предметы и вдруг быстро проделала логическую последовательность действий: схватила обе палки, вставила их одна в другую, просунула между прутьев клетки и достала банан. В отличие от чистого творчества инсайт возможен только в том случае, если субъект уже решат какие-то задачи с помощью сходных элементов или встречался ранее с аналогичными ситуациями.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.108 (0.007 с.) |