Каким видам внутриаптечного контроля качества целесообразно подвергнуть данную внутриаптечную заготовку и почему. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каким видам внутриаптечного контроля качества целесообразно подвергнуть данную внутриаптечную заготовку и почему.



СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 31

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

 

Основная часть  
В аптеке витаминные глазные капли состава:  
Тиамина бромида................................................ 0,005
Кислоты аскорбиновой......................................... 0,1
Воды очищенной................................................ 10 мл

 

готовят в качестве внутриаптечной заготовки. В результате округления цен образовалась дооценка по лабораторно-фасовочным работам, сумма которой за месяц составила 2500

 

руб. В течение месяца было продано 800 флаконов этих капель. Аптека, ориентируясь на увеличение объема продаж, снизила цены на глазные капли на 15%, при этом объем продаж возрос на 50%.

 

 

Вопросы

 

1. К каким товарным операциям относится образование суммы дооценки в 2500 руб.? Документальное оформление данной операции.

Изготовление ВАЗ и учет дооценки входит в обязанности провизора-технолога.

При изготовлении ВАЗ заполняется Журнал учета лабораторных и фасовочных работ - Изготовление ВАЗ в аптеке называются лабораторными работами, а внутриаптечную фасовку - фасовочными. Эти работы учитываются в «Журнале учета лабораторно-фасовочных работ». Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, заверен печатью и подписью руководителя аптечной организации.

Журнал используется для учета и контроля за выполнением ЛФР, за оприходованием или списанием сумм по стоимости сданных в работу медикаментов и изготовленной продукции по результатам округления цен. Все записи делаются немедленно и скрепляются подписями работников, производивших и принявших работу.

В Журнале в графе «наименование товара» показывают все ингредиенты, полученные для ВАЗ, в графе «цена розничная» указывается розничная цена товаров и посуды, выданных для фасовки, в графе «цена розничная» готовой продукции - фактическая розничная цена за единицу фасовки готовой продукции, исходя из розничной стоимости медикаментов, упаковки, тарифа и т.д. В конце месяца подсчитываются суммы по графам «сумма розничная» сырья и «сумма розничная» готовой продукции, а разница (результата округления) показывается в графах «разница» по каждой лабораторной работе или виду фасовки.

Образование суммы дооценки относится к приходным кассовым операциям Если готовая продукция дороже, то образуется дооценка. Сумма дооценки приходуется как товар в товарном отчете материально ответственного лица. Если готовая продукция окажется дешевле первоначально взятых ингредиентов, воды и тарифов, то образуется уценка. Сумма уценки списывается в расход на издержки обращения. Суммы дооценки и уценки ежемесячно отражаются в справке о дооценке и уценке по ЛФР, реализации услуг.

Дооценка должна быть отражена на основании Справки о дооценке и уценке по лабораторно-фасовочным работам.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 32

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

 

Основная часть

 

Посетитель обратился в отдел безрецептурного отпуска аптеки за «Валидолом» в

 

таблетках. Фармацевт отдела, назвав цену, попросила дать деньги без сдачи. Покупатель протянул крупную купюру, объяснив, что других денег у него нет. Фармацевт отказала в отпуске «Валидола» из-за отсутствия в кассе разменных денег. Не найдя «Книгу жалоб и предложений» в торговом зале, посетитель обратился к директору аптеки с жалобой.

 

Посетитель вместе с директором вернулся в отдел безрецептурного отпуска, где в это время стоящие в очереди посетители раздраженно перечисляли недостатки в оформлении витрин отдела: лекарственные препараты расположены таким образом, что ценники закрывают их наименования; большая часть витрин занята препаратами группы противогрибковых, противозачаточных препаратов, а также препаратов для снижения веса, для лечения желудочно-кишечных заболеваний, дорогостоящей лечебной косметикой, в то время как лекарственные препараты для лечения сезонных респираторных заболеваний и гриппа расположены в самом дальнем углу, и их с трудом можно обнаружить.

 

 

Вопросы

 

Ведение кассовых операций

Движение денежных средств через кассу предусматривает поступление денег в кассу или приходные кассовые операции и выдачу денег из кассы или расходные кассовые операции.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 33

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

 

Основная часть

 

Изучение спроса на отдельные лекарственные препараты в аптеке показало, что имеет место неудовлетворенный спрос на новый препарат «Гексорал». Проведя анализ прайс-листов и условий поставок, директор аптеки определила двух основных поставщиков этого препарата, с которыми были заключены договора на поставку в аптеку.

 

 

Вопросы

 

Предложите методику формирования в аптеке розничной цены на гексорал при условии, что лекарственный препарат не включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

2 Методы ценообразования

.2.1 Методы ценообразования, ориентированные на спрос

Методы, ориентированные на спрос, основываются на ожидаемой оценке стоимости товаров и услуг потребителями, т.е. на том, сколько покупатель готов заплатить. Таким образом, методы, ориентированные на спрос, имеют общую составляющую, а именно установление зависимости между ценами и товарооборотом.

Нахождение функции спроса осуществляют с помощью всевозможных тестов, опросных листов, экспертных оценок, наблюдений за фактическими данными. Основные виды тестов включают оценку следующих сопряженных с ценой факторов: цена - готовность купить (вопрос анкеты: «Какова Ваша самая высокая цена, если бы Вы решили сделать покупку?»); цена - реакция покупателей (покупателей просят отметить те уровни цен, которые для них приемлемы, высоки и низки); цена - намерение купить и др.

Выбор методов приспособления к условиям конкурентной среды зависит, прежде всего, от силы рыночный власти фармацевтического предприятия и типа конкуренции. Среди основных методов выделяют:

-установление цены лидера, при этом может быть несколько типов лидерства: лидерство доминирующей фирмы (например, держатель патента или организация с высокой рыночной долей); лидерство на опережение (например, организация, первая, понизившая цены на основе анализа предполагаемых выгод); лидерство с общего согласия;

-следование за лидером характерно для рынка недифференцированной олигополии;

-на основе текущих цен установление цен, аналогичных с ближайшими конкурентами.

1.2.2 Методы ценообразования, ориентированные на конкурентов

Выбор методов приспособления к условиям конкурентной среды зависит, прежде всего, от силы рыночный власти фармацевтического предприятия и типа конкуренции.

Среди основных методов выделяют:

•      установление цены лидера, при этом может быть несколько типов лидерства: лидерство доминирующей фирмы (например, держатель патента или организация с высокой рыночной долей); лидерство на опережение; лидерство с общего согласия;

•      следование за лидером характерно для рынка недифференцированной олигополии;

•      на основе текущих цен установление цен, аналогичных с ближайшими конкурентами.

К ценообразованию с ориентацией на конкуренцию относится тендерное ценообразование. Данный метод ценообразования основан на ожидаемых ценовых предложениях конкурентов. С одной стороны, цена, с которой организация «входит» в конкурсные торги, должна быть не ниже затрат, а с другой - эта цена должна быть ниже цен других конкурентов.

Тендерное ценообразование широко распространено в фармацевтической практике при закупках лекарственных препаратов, медицинской техники, материалов и т.д. за счет средств бюджетов разных уровней.

Для назначения цены фармацевтическая организация может использовать критерий вероятностной прибыли:

П = (Ц - З) х В, где

П - ожидаемая прибыль на единицу; Ц - вариант цены, с которой организация может «войти» в конкурсные торги;3 - затраты на единицу продукции;В - вероятность получения заказа при данной цене.

Оценка вероятности выиграть торг может быть дана на основе сравнения конъюнктуры торгов с аналогичными ситуациями или интуитивно.

1.2.3 Методы ценообразования, ориентированные на полезность товара

Методы, ориентированные на полезность продукции, базируются на гипотезе, что потребитель при оценке полезности товара обращает главное внимание на выгоды, которые он получает при его приобретении.

Данный подход к определению цен опирается на две основы:

- определение цен на базе основных параметров (одного или нескольких) продукта. При этом наиболее распространенными методами являются метод удельных показателей и балловый метод.

-Метод удельных показателей предполагает установление зависимости цены от единственного специфического показателя (например, степень обезболивания для ЛП анальгетического действия). Тогда, используя расчетные формулы, с учетом или без учета затрат можно осуществить поиск приемлемой цены на новый препарат.

 

где - удельная цена продукта, -основной параметр в соответствующих единицах измерения, -цена продукта.

-Балловый метод включает наряду с определением набора параметров сравнения балльную их оценку с учетом степени важности каждого критерия. Цена устанавливается на основе полученной средневзвешенной оценки.

прежде всего, определение цен на базе экономических преимуществ связано с ценообразованием в области инвестиций и ценных бумаг.

1.2.4 Методы ценообразования, ориентированные на издержки обращения

Методы, ориентированные на издержки, основаны на подсчете затрат при изготовлении (экстемпоральные лекарственные формы, продукция фитобаров) или приобретении товаров с последующим прибавлением к ним максимально возможной суммы прибыли - «методы затраты плюс».

При оценке затрат их следует делить на прямые переменные (их можно отнести непосредственно к конкретной единице или партии товаров) и косвенные затраты (носят общий характер и относятся ко всем товарам в целом, например заработная плата руководящего персонала и специалистов (бухгалтер, юрист и др.), оплата коммунальных услуг, др.), которые включают как постоянные, так и переменные статьи.

К методам, базирующимся на издержках и используемых в практике фармацевтических торговых организаций, относятся:

-Метод на основе полных затрат (в составе затрат учитываются прямые переменные, а также косвенные постоянные и переменные затраты в расчете на единицу продукции). Цену рассчитывают по формуле:

Цена = полные затраты на единицу * индекс рентабельности.

-Метод предельной цены (в составе затрат учитываются только прямые переменные и косвенные переменные затраты на единицу продукции). Определение цены на основе переменных затрат имеет преимущество по сравнению с определением цен на базе полных затрат, так как при этом не возникает проблем, связанных с подсчетом и распределением косвенных затрат, которое носит условный (произвольный) характер. При использовании данного метода надбавка должна быть выше, чем при использовании предыдущего. Цена рассчитывается по формуле:

Цена = Переменные затраты на единицу * Индекс рентабельности

В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают:

 отпускные цены;

 оптовые цены;

 розничные цены.

Отпускные и оптовые цены обеспечивают оборот продукции большими партиями между предприятиями и организациями.

Розничные цены – это конечные цены на товары, по которым их приобретает население.

Разница между отпускной и оптовыми ценами представляет оптовую торговую надбавку, а между оптовой и розничной ценой – розничную торговую надбавку.

В зависимости от государственного воздействия и степени конкуренции на рынке различают:

 регулируемые цены;

 свободные цены.

Регулируемые цены устанавливаются соответствующими органами управления (Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления). В отношении регулируемых цен перечисленные органы государственной власти устанавливают условия, ограничивающие их уровень (ЖНВЛП и т.д.).

Механизмы государственного регулирования ценообразования на ЖВНЛП:

 Введение государственного перечня ЖВНЛП

 Введение реестра предельных отпускных цен на ЖВНЛП

 Министерство Здравоохранения утверждает единые методики расчета предельных отпускных цен

 Контроль над применением оптовых и розничных наценок на ЖВНЛП на региональном уровне (Белгородская область – Постановление №11)

Розничная цена на ЖНВЛП =надбавка от цены производителя без НДС+цена поставщика

Предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, реализуемые организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными учреждениями на территории Белгородской области (Постановление Правительства №11)

(в процентах)

     
N п/п Фактическая отпускная цена лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов Предельная розничная надбавка
1 2 3
1. До 50 рублей включительно 30,0
2. Свыше 50 рублей до 500 рублей включительно 18,5
3. Свыше 500 рублей 10,0

 

 Действие единой методики расчета предельного размера оптовой и розничной цены на ЛП

Свободные (рыночные) цены – это цены, устанавливаемые на продукцию и услуги на основе спроса и предложения на данном рынке, в нашем случае на фармацевтическом рынке.

В системе свободных цен также действуют отпускные, оптовые и розничные цены.

При ценообразовании на лекарственные препараты используются:

 свободная отпускная цена предприятия – изготовителя;

 свободная оптовая (отпускная) цена на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, приобретаемые за счет собственных валютных средств;

 свободная оптовая цена посредника;

 контрактная цена (оговоренная в контракте);

 расчетная цена на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, приобретаемые за счет собственных валютных средств;

 свободная розничная цена.

Свободная отпускная цена предприятия – изготовителя устанавливается предприятием – изготовителем исходя из себестоимости, конъюктуры рынка, качества товара и т.д. В отпускные цены в соответствии с действующим законодательством включены некоторые налоги и сборы.

Свободные оптовые (отпускные) цены на лекарственные препараты, закупаемые за рубежом за счет собственных валютных средств, устанавливаются организациями, закупающими импортные лекарственные средства для последующей реализации всем оптовым потребителям. Эта цена формируется исходя из расчетной цены, в которой учитываются контрактная цена товара, различные таможенные платежи, расходы по хранению и другие, а также конъюктура рынка, качество продукции и сложившиеся цены на аналогичные товары на российском рынке. Расчетная цена определяет минимальный уровень оптовой (отпускной) цены.

Свободная оптовая цена посредника определяется исходя из свободных отпускных цен и оптовой торговой надбавки. При формировании оптовых цен посредника учитывают конъюктуру рынка (спрос и предложение), сложившийся уровень цен на аналогичные отечественные и импортные товары. Наценка посредника определяется по договоренности и оформляется протоколом согласования цен.

Свободные розничные цены на лекарственные препараты определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями в соответствии со сложившимися спросом и предложением, качеством товара и формируются из свободных отпускных цен и торговой надбавки розничного звена или суммарной надбавки розничного и оптового звена (при поставке продукции через посредников).

Цели ценообразования:

Как правило, выделяют 3 группы целевых ориентиров, на достижение которых может быть направлена ценовая политика фармацевтической организации: товарооборот; прибыль; конкуренты.

Торговая наценка. Экономической основой розничной торговли является торговая наценка (маржа). Торговая наценка - это разность между закупочной и продажной ценой. Торговая наценка - основной доход розничного предприятия, как правило, в торговле продуктами она не превышает 25-30 %.

Из полученной торговой наценки оплачиваются текущие расходы, такие как: аренда помещения, заработная плата сотрудников, охрана, телефон, уборка и т. д., из оставшихся средств формируется прибыль торгового предприятия.

Определение стоимости индивидуально приготовленных лекарственных средств

Таксировка рецепта, т.е. определение стоимости выписанных лекарственных средств по розничным ценам. Таксировка проводится с левой стороны рецепта в специально выделенных для этого графах. При определении стоимости индивидуальных лекарственных средств учитывается стоимость:

входящих в него ингредиентов; работы по изготовлению; посуды; вспомогательных материалов; воды очищенной.

Рецепты на бесплатный и льготный отпуск таксируются по полной стоимости, несмотря на то, что больной ничего не платит за препарат или оплачивает только 50% его стоимости.

После таксировки рецепт оплачивается больным и регистрируется провизором-технологом в рецептурном журнале. Регистрация ведется по мере поступления рецептов. Провизор-технолог записывает в этот журнал дату, номер, который присваивается рецепту в момент поступления, фамилию больного, вид лекарственной формы (мазь, раствор для внутреннего или наружного применения и т.д.), стоимость ЛС. В конце смены подсчитывается число рецептов и общая стоимость ЛС, а также отдельно по экстемпоральным и готовым ЛС.

В конце месяца указывается количество единиц изготовленных рецептов и сумма.

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 34

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

 

Основная часть

 

Лекарственный препарат «Эссенциале форте Н» находится на стадии зрелости жизненного цикла. Коэффициент ценовой эластичности спроса по данным специальных исследований составляет – 1,5. Упаковка «Эссенциале форте Н» стоит 90 руб., рынок насыщен.

 

 

Вопросы

 

1. Как изменится спрос, если цена снизится на 10 руб. До какого предела можно снижать цену на Эссенциале форте Н? Какой метод ценообразования можно использовать для увеличения объема реализации.

При снижении цены на 10 рублей спрос на препарат возврастет.Коэффициент ценовой эластичности 1,5 показывает, что спрос эластичный.

Применительно к лекарственным средствам эластичным спросом обладают те из них, которые имеют широкое применение. Однако на некоторые лекарственные препараты спрос по цене либо мало эластичен, либо совершенно неэластичен. Например, спрос на инсулин можно считать мало эластичным по цене, так как независимо от цены этот препарат будет потребляться в количествах, необходимых для поддержания здоровья инсулинозависимых больных сахарным диабетом.

Эластичность спроса по цене можно определить по формуле

Кэласт = % изменения спроса / % изменения цены (7)

при К > 1 - спрос по цене эластичный;

при К < 1 - спрос по цене неэластичный.

Снижение цены может сопровождаться получением большего объема получаемого дохода, если спрос на товар эластичный (за счет увеличения объема продаж, так как товар станет доступен по цене большему числу потребителей). Если же спрос на товар неэластичный по цене, то после снижения цены предприятие будет получать от продажи данного вида товара меньше дохода. Однако в любом случае до принятия решения о снижении цен желательно просчитать ожидаемый эффект.

Коэффициент эластичности спроса по цене имеет значение 1,5, что свидетельствует об эластичном спросе, и как следствие, аптека получает больше выручки (до переоценки выручка составляла 90 рублей, после переоценки 80 рублей в день от реализации) и может рассчитывать на получение большего объема валовой прибыли.

Чтобы сделать прогноз результата от проводимого мероприятия по снижению цен, необходимо просчитать коэффициент эластичности по торговой надбавке (валовой прибыли): в этом случае в числителе будет фигурировать изменение объемов продаж в %, а в знаменателе изменение размера торговой надбавки в %

Кэласт по валовой прибыли = % изменения объема продаж / % изменения розничной торговой надбавки

Но следует учитывать также, что на цены ответная реакция покупателя может быть отсроченной. Для достижения стабильного конкурентного преимущества необходим маневр ценой если не по всей номенклатуре, то уж по значительной ее части.

Принимая решение об установлении скидок, целесообразно просчитать эффект операционного рычага (ОР) по цене (с целью оценки предпринимательского риска) на случай, если объемы продаж после снижения цен не увеличатся.

ОР по цене = ТН / П,

где: ТН - сумма торговых наложений;

П - налогооблагаемая прибыль в сумме.

Сила воздействия операционного рычага по цене показывает, во сколько раз изменится прибыль (уменьшится или увеличится) при уменьшении или увеличении суммы торговых наложений на 1% <*>, при прочих равных условиях.

Анализ чувствительности прибыли к изменению цены можно проводить также, используя формулу:

Дельта Прибыль (%) = +/- ОР по анализируемому фактору х Дельта Фактора (%), (10)

где: Дельта Прибыль - изменение прибыли;

Дельта Фактор - изменение фактора (в нашем случае изменение размера торговой надбавки). Например, если ОР по цене в аптеке имеет значение 7, то при снижении наценки на 10% объем получаемой валовой прибыли уменьшится на 70%.

Проводя мероприятия по снижению цен на реализуемые товары, аптечные организации задают себе вопрос: на какую сумму необходимо увеличить объем реализации, чтобы сохранить объем получаемой, прибыли при заданном режиме снижения цен на товары аптечного ассортимента. Ответ на этот вопрос можно получить, если рассчитать по формуле компенсирующие изменения объема реализации:

Дельта Реал. (%) = -Дельта Прибыль (%) / [ОР + Дельта Прибыль (о)],

где: Дельта Реал. (%) - компенсирующие изменения объема реализации в %;

Дельта Прибыль (о) = - Дельта Прибыль (%) / 100.

На практике аптечные организации применяют скидки не на все наименования товаров аптечного ассортимента, а только на какую-то часть, в этом случае для расчета компенсирующего изменения объема реализации следует использовать формулу):

Дельта Реал. (%) = - Дельта Прибыль (%) x УВ / {[ОР + Дельта Прибыль (о)] x 100}, где: УВ - удельный вес (в %) объема реализации товаров, по которым планируется снижение цен, к общему объему реализации.

Можно рассчитать объем реализации в сумме, достижение которого позволит сохранить объем получаемой прибыли при заданном режиме снижения цен, по формуле:

Реал. в сумме = ФВП в сумме / "{ФВП - [ФВП x (% изм. торговой наценки / 100)]}/ФТО", где: ФТО - фактический товарооборот.

Например, закупая товар на 400 тыс. руб. и делая торговую наценку 25%, аптека реализует товар на 500 тыс. руб. и получит валовой прибыли 100 тыс. руб. Если же аптека станет применять торговую наценку на 10% меньше, т.е. не 25%, а 22,5%, то ей необходимо давать товарооборота 556 тыс. руб., чтобы получить те же 100 тыс. руб. валовой прибыли.

Для определения необходимого объема товарооборота при заданном уровне снижения цен и изменения объема валовой прибыли можно использовать формулу:

Реал. в сумме = ПВП в сумме / "{ФВП - [ФВП x (% изм. торговой наценки / 100)]}/ФТО", где: ПВП - планируемый объем валовой прибыли.

Реал. в сумме = (ПР <*> + ЧП + налог на прибыль) / "{ФВП - [ФВП x (% изм. торговой наценки / 100)]}/ФТО"

Так, если аптека планирует снизить применяемую розничную торговую наценку на 10%, но при этом хотела бы получить чистой прибыли 30 тыс. руб. (налог на прибыль составит 7,2 тыс. руб.) и покрыть получаемыми доходами все постоянные и переменные издержки (ПР), которые планируются в сумме 70 тыс. руб., то ей необходимо обеспечить реализацию товаров аптечного ассортимента на сумму 596 тыс. руб.

Реал. в сумме =(70 + 30 + 7,2) / "{100 - [100 x (10 / 100)]} / 500" = 596

Таким образом, можно сделать выводы, что в условиях относительно свободного ценообразования в рамках установленных предельных размеров торговых наценок манипулирование с ценой следует осуществлять с большой осторожностью и всякий раз просчитывать последствия, так как даже незначительные ее изменения могут значительно повлиять на результат финансово-хозяйственной деятельности аптечной организации.

2 Методы ценообразования

.2.1 Методы ценообразования, ориентированные на спрос

Методы, ориентированные на спрос, основываются на ожидаемой оценке стоимости товаров и услуг потребителями, т.е. на том, сколько покупатель готов заплатить. Таким образом, методы, ориентированные на спрос, имеют общую составляющую, а именно установление зависимости между ценами и товарооборотом.

Нахождение функции спроса осуществляют с помощью всевозможных тестов, опросных листов, экспертных оценок, наблюдений за фактическими данными. Основные виды тестов включают оценку следующих сопряженных с ценой факторов: цена - готовность купить (вопрос анкеты: «Какова Ваша самая высокая цена, если бы Вы решили сделать покупку?»); цена - реакция покупателей (покупателей просят отметить те уровни цен, которые для них приемлемы, высоки и низки); цена - намерение купить и др.

Выбор методов приспособления к условиям конкурентной среды зависит, прежде всего, от силы рыночный власти фармацевтического предприятия и типа конкуренции. Среди основных методов выделяют:

-установление цены лидера, при этом может быть несколько типов лидерства: лидерство доминирующей фирмы (например, держатель патента или организация с высокой рыночной долей); лидерство на опережение (например, организация, первая, понизившая цены на основе анализа предполагаемых выгод); лидерство с общего согласия;

-следование за лидером характерно для рынка недифференцированной олигополии;

-на основе текущих цен установление цен, аналогичных с ближайшими конкурентами.

1.2.2 Методы ценообразования, ориентированные на конкурентов

Выбор методов приспособления к условиям конкурентной среды зависит, прежде всего, от силы рыночный власти фармацевтического предприятия и типа конкуренции.

Среди основных методов выделяют:

• установление цены лидера, при этом может быть несколько типов лидерства: лидерство доминирующей фирмы (например, держатель патента или организация с высокой рыночной долей); лидерство на опережение; лидерство с общего согласия;

• следование за лидером характерно для рынка недифференцированной олигополии;

• на основе текущих цен установление цен, аналогичных с ближайшими конкурентами.

К ценообразованию с ориентацией на конкуренцию относится тендерное ценообразование. Данный метод ценообразования основан на ожидаемых ценовых предложениях конкурентов. С одной стороны, цена, с которой организация «входит» в конкурсные торги, должна быть не ниже затрат, а с другой - эта цена должна быть ниже цен других конкурентов.

Тендерное ценообразование широко распространено в фармацевтической практике при закупках лекарственных препаратов, медицинской техники, материалов и т.д. за счет средств бюджетов разных уровней.

Для назначения цены фармацевтическая организация может использовать критерий вероятностной прибыли:

П = (Ц - З) х В, где

П - ожидаемая прибыль на единицу; Ц - вариант цены, с которой организация может «войти» в конкурсные торги;3 - затраты на единицу продукции;В - вероятность получения заказа при данной цене.

Оценка вероятности выиграть торг может быть дана на основе сравнения конъюнктуры торгов с аналогичными ситуациями или интуитивно.

1.2.3 Методы ценообразования, ориентированные на полезность товара

Методы, ориентированные на полезность продукции, базируются на гипотезе, что потребитель при оценке полезности товара обращает главное внимание на выгоды, которые он получает при его приобретении.

Данный подход к определению цен опирается на две основы:

- определение цен на базе основных параметров (одного или нескольких) продукта. При этом наиболее распространенными методами являются метод удельных показателей и балловый метод.

-Метод удельных показателей предполагает установление зависимости цены от единственного специфического показателя (например, степень обезболивания для ЛП анальгетического действия). Тогда, используя расчетные формулы, с учетом или без учета затрат можно осуществить поиск приемлемой цены на новый препарат.

 

где - удельная цена продукта, -основной параметр в соответствующих единицах измерения, -цена продукта.

-Балловый метод включает наряду с определением набора параметров сравнения балльную их оценку с учетом степени важности каждого критерия. Цена устанавливается на основе полученной средневзвешенной оценки.

прежде всего, определение цен на базе экономических преимуществ связано с ценообразованием в области инвестиций и ценных бумаг.

1.2.4 Методы ценообразования, ориентированные на издержки обращения

Методы, ориентированные на издержки, основаны на подсчете затрат при изготовлении (экстемпоральные лекарственные формы, продукция фитобаров) или приобретении товаров с последующим прибавлением к ним максимально возможной суммы прибыли - «методы затраты плюс».

При оценке затрат их следует делить на прямые переменные (их можно отнести непосредственно к конкретной единице или партии товаров) и косвенные затраты (носят общий характер и относятся ко всем товарам в целом, например заработная плата руководящего персонала и специалистов (бухгалтер, юрист и др.), оплата коммунальных услуг, др.), которые включают как постоянные, так и переменные статьи.

К методам, базирующимся на издержках и используемых в практике фармацевтических торговых организаций, относятся:

-Метод на основе полных затрат (в составе затрат учитываются прямые переменные, а также косвенные постоянные и переменные затраты в расчете на единицу продукции). Цену рассчитывают по формуле:

Цена = полные затраты на единицу * индекс рентабельности.

-Метод предельной цены (в составе затрат учитываются только прямые переменные и косвенные переменные затраты на единицу продукции). Определение цены на основе переменных затрат имеет преимущество по сравнению с определением цен на базе полных затрат, так как при этом не возникает проблем, связанных с подсчетом и распределением косвенных затрат, которое носит условный (произвольный) характер. При использовании данного метода надбавка должна быть выше, чем при использовании предыдущего. Цена рассчитывается по формуле:

Цена = Переменные затраты на единицу * Индекс рентабельности

В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают:

• отпускные цены;

• оптовые цены;

• розничные цены.

Отпускные и оптовые цены обеспечивают оборот продукции большими партиями между предприятиями и организациями.

Розничные цены – это конечные цены на товары, по которым их приобретает население.

Разница между отпускной и оптовыми ценами представляет оптовую торговую надбавку, а между оптовой и розничной ценой – розничную торговую надбавку.

В зависимости от государственного воздействия и степени конкуренции на рынке различают:

• регулируемые цены;

• свободные цены.

Регулируемые цены устанавливаются соответствующими органами управления (Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления). В отношении регулируемых цен перечисленные органы государственной власти устанавливают условия, ограничивающие их уровень (ЖНВЛП и т.д.).

Механизмы государственного регулирования ценообразования на ЖВНЛП:

• Введение государственного перечня ЖВНЛП

• Введение реестра предельных отпускных цен на ЖВНЛП

• Министерство Здравоохранения утверждает единые методики расчета предельных отпускных цен

• Контроль над применением оптовых и розничных наценок на ЖВНЛП на региональном уровне (Белгородская область – Постановление №11)

Розничная цена на ЖНВЛП =надбавка от цены производителя без НДС+цена поставщика

Предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, реализуемые организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными учреждениями на территории Белгородской области (Постановление Правительства №11)

(в процентах)

                 

N п/п    Фактическая отпускная цена лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов Предельная розничная надбавка

1 2     3

1. До 50 рублей включительно       30,0

2. Свыше 50 рублей до 500 рублей включительно 18,5

3. Свыше 500 рублей 10,0

 

• Действие единой методики расчета предельного размера оптовой и розничной цены на ЛП

Свободные (рыночные) цены – это цены, устанавливаемые на продукцию и услуги на основе спроса и предложения на данном рынке, в нашем случае на фармацевтическом рынке.

В системе свободных цен также действуют отпускные, оптовые и розничные цены.

При ценообразовании на лекарственные препараты используются:

• свободная отпускная цена предприятия – изготовителя;

• свободная оптовая (отпускная) цена на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, приобретаемые за счет собственных валютных средств;

• свободная оптовая цена посредника;

• контрактная цена (оговоренная в контракте);

• расчетная цена на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, приобретаемые за счет собственных валютных средств;

• свободная розничная цена.

Свободная отпускная цена предприятия – изготовителя устанавливается предприятием – изготовителем исходя из себестоимости, конъюктуры рынка, качества товара и т.д. В отпускные цены в соответствии с действующим законодательством включены некоторые налоги и сборы.

Свободные оптовые (отпускные) цены на лекарственные препараты, закупаемые за рубежом за счет собственных валютных средств, устанавливаются организациями, закупающими импортные лекарственные средства для последующей реализации всем оптовым потребителям. Эта цена формируется исходя из расчетной цены, в которой учитываются контрактная цена товара, различные таможенные платежи, расходы по хранению и другие, а также конъюктура рынка, качество продукции и сложившиеся цены на аналогичные товары на российском рынке. Расчетная цена определяет минимальный уровень оптовой (отпускной) цены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.17 с.)