Система взаимоотношений «социальный работник-клиент». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система взаимоотношений «социальный работник-клиент».



Профессиональный долг социального работника по отношению к клиенту заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами, избранными в зависимости от потребностей клиента; за свои действия социальный работник несет моральную ответственность. Основными требованиями профессионального долга социального работника в отношении клиента являются такие требования, как: уважение клиента как личности, поддержание и развитие наиболее значимых его положительных качеств, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения, помощь в приобретении уважения со стороны социального окружения.

Особо следует подчеркнуть такое требование, предъявляемое к социальному работнику, как требование изучения внутреннего, духовного мира клиента. Внутренняя, духовная жизнь человека принадлежит только ему самому, является его неотъемлемой частью. Приступая к профессиональной деятельности, знакомясь с клиентом и его проблемами, решая (или способствуя решению) этих проблем, социальный работник неизбежно вторгается в личную жизнь индивида, соприкасается с его духовным миром. Поскольку одна из целей социальной работы заключается в содействии полному раскрытию потенциала личности, ее самореализации, обретению ею самой себя, социальный работник обязан пытаться понять внутренний мир своего клиента и умело на него влиять. Однако, поскольку духовный мир человека — наиболее тонкая, деликатная сфера, грубое, бесцеремонное вторжение в нее может привести к непоправимым негативным последствиям. Внимательное, доброжелательное и чуткое отношение к мыслям, идеям, интересам клиента, его эмоциям и переживаниям, основанное на уважении личности, поможет социальному работнику выполнить этот его профессиональный долг по отношению к клиенту.

Чтобы стать самим собой, полностью раскрыть свой потенциал, индивид должен иметь и возможность, и необходимость, и желание. Социальный работник призван деликатно помочь индивиду осознать необходимость трансформации (внешней или внутренней), способствовать формированию потребности и принять меры для обеспечения возможности такой трансформации с согласия и одобрения клиента на основе тех знаний о нем, которые он получает в процессе изучения самого клиента, условий его жизнедеятельности и его социального окружения.

Профессиональная этика социальной работы не считает безнравственным выполнение в отдельных случаях своего долга без удовольствия и по внутреннему принуждению.

Социальная работа относится к тем видам профессиональной деятельности, где наиболее часто происходит столкновение со злом, несправедливостью, унижением и болью. Далеко не все виды услуг, оказываемых социальным работником клиенту, отличаются эстетичностью — большей частью, это работа неимоверно трудная, а порой даже грязная. Неверным было бы в этом случае требовать, чтобы социальный работник выполнял свои обязанности с неизменным восхищением по поводу избранного им вида профессиональной деятельности и содержания конкретной услуги. Как любой нормальный человек, он в определенных случаях может чувствовать нежелание делать что-либо, отвращение, брезгливость. Однако, руководствуясь профессиональным и моральным долгом, осознавая важность и необходимость соответствующих действий, умея управлять своими эмоциями, ответственный социальный работник эффективно выполняет свои обязанности, преодолевая негативные чувства и не демонстрируя их своему клиенту.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.003 с.)