Подходы к определению предмета консультативной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к определению предмета консультативной деятельности.



Подходы к определению предмета консультативной деятельности.

Цели и задачи консультативной деятельности.

Особенности консультирования как вида социальной работы. Требования к проведению консультирования.

Направления консультативной деятельности в социальной работе.

Типы взаимодействия консультанта и клиента.

Виды и функции консультативной деятельности.

Содержание консультативной работы.

Принципы организации социального консультирования.

Методика посреднической деятельности в социальном консультировании.

Этапы консультирования.

Методы консультирования.

Техники консультирования.

Модель эффективного консультанта.

Построение отношений консультирования.

Факторы, влияющие на процесс консультирования.

Виды обращения граждан.

Организация личного приема граждан.

Методика работы с обращениями граждан.

Сроки и механизмы рассмотрения заявлений граждан.

Планирование работы с клиентами.

Контроль деятельности специалиста.

Виды отчетов в деятельности специалиста по социальной работе.

Основные показатели успешной деятельности специалиста по социальной работе.

Система взаимоотношений «социальный работник-клиент».

Система взаимоотношений «социальный работник-окружение клиента».

Типы взаимоотношений между социальным работником и клиентом.(5вопр.)

Правила социально-педагогического взаимодействия.

Коммуникативные способности в социально-педагогическом взаимодействии.

1 Подходы к определению предмета консультативной деятельности

Конс-е как технологич. способ решения соц задач – процедура часто используемая в с.р. с целью ориентции граждан,отдельных лиц,семей,групп,путем указания на альтернативные формы оказания пом. В определении целей и обеспеч. необходимой инфо.   2 подхода:

1.Функциональный. Конс-е – метод,обеспеч. клиента практич. советами и пом.,любая форма оказания клиенту пом. в отношен. содерж процесса или стр-ру решаемой задачи, когда сам конс-т не отвечает за ее решение, но помогает тем,кто несет такую ответ-ть.

2.Профес-ный. К онс-е – осоюая проф служба,оказ.услуги гражданам и орг-ям с пом. спец. обуч., помогает выявить соц. проблемы клиента,проанализ их,дать рекомендации по их решен.

Д оминирующей интенцией конс-я является выявление объекта пом.

В конс-и ведущим явл-ся диантологический принцип, т.е. акцентир. ответ-ть  клиента,признается что индивид способен в соотв-щих обстоятельствах приним самост решен-я, а конс-т создает услов,кот поощряет волевое поведение клиента.

Требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту

1. Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.

2. Практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы.

3. Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента.

4. Свою работу психолог-консультант строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Психолог-консультант уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.

5. В работе с клиентами психолог-консультант руководствуется принципами честности и открытости (искренности). Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту.

6. Психолог-консультант обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам.

7. Психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.

8. В своей работе психолог-консультант должен применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам.

9. Обязательной составной частью работы психолога-консультанта является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.

10. В случае вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог-консультант должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.

11. Психолог-консультант не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования.

12. Психолог-консультант обязан препятствовать использованию методов психологического консультирования и психологического воздействия на людей некомпетентными лицами, профессионально не подготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов».

13. Психолог-консультант не имеет права передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами.

14. Психологу-консультанту следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.

15. Психолог-консультант несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся клиентов.

Содержание консультативной работы.

   В с.р. сущ-т нес-ко классифик видов конс-я:

1 по объекту воздействия: индивид,групп. Объектом соц конс-я может быть только малая соц гр.

2 по хар-ру и содержанию обсуждаемых и решаемых с клиентом проблем: мед- соц, соц-пед, соц-псих, соц-прав, управленч.

3 по целевой установке клиента:

- рефлексивное – совместное с клиентом осмысление к-л жизнен ситуац, ее анализ, поиск приоритетов.

- проектное – включ поиск и построение возможной пр-мы, преобразование сложившейся ситуации, ее гармонизац и улучшен.

- технологич – предполаг поиск оптимальной послед-ти действий для решен конкр проблемы или задачи.

- прогностич – предст собой построение идеальной модели возможного вероятного сост конкретн ситуации при сохранении или отсутствии к-л тенденции.

   Конс-т выступ чел, кот способен увидеть скрытые в ситуации возм-ти развития как негат так и позитивн хар-ра.

Конс-е может быть: очным(контактным), заочным(дистактным).

   Алгоритм беседы по тел:

1Знакомство

2Выслушивание

3Анализ проблемы(совместно с клиентом выдел эл-ты пробл, кот раздел на 2 гр-те, что завис от наших усилий и те, что от наших усилий не завис либо требуют много сил и времени)

4Определение целей и осознание мотивов повед клиента

5Принятие решения.

   Принципы организации соц конс-я:

1 А нализ подтекста (умение читать между строк)

2 Отказа от конкр рекомендаций(исключить навязывание клиенту к-л одного способа повед и деят-ти)

3 Системности

4 Уважение личности клиента

   Принципы осущ-я конс-я:

1 Компетентности и пофессионализма 2 Доверит-ти и сотрудничества 3 Конфиденциальности

4 Результативности 5 Заинтересованности 6 Ситуативного контроля 7 Органичности и естественности.

8 Не завершенности

   Ведущая роль в процессе конс-я принадлежит клиенту. Задача конс-та – побудить клиента к принятию правильн и адекватн решения, не демонстрир при этом своего превосходства и не принимая на себя роль лидера.

   Ф-ции соц конс-я:

- передача опред-ных норм,ценностей,представлений об оптимальных моделях повед-я и способов деят-ти;

- предоставление клиенту необх инфо;

- контроль за реализацией новых ценностей и норм в повседневн жизни клиента;

- формиров адекватных представлен о себе, своих возм-тях, ценностях и идеалов и окруж мир;

- обечен эффект и адекватн способам разрешения ценностно- нормат конфликтов.

   Технология консультирования очень близка технолог посреднич деят-ти. С.р выступ в роли посредника между гос-вом или обществен орг-ей и клиентом. Посреднич деят-ть осущ-ся когда с.р не может предложить пути и ср-ва разрешения пробл самост-но.

   Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:

1. определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;

2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;

3. помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.

   Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд проверенных практикой приемов.

1. Простейшим приемом является выписка для клиентов самых необходимых данных об организации или учреждении:

их адрес и номер телефона, фамилию, имя, отчество специалиста (если это возможно), разъяснения пути следования и подходящего транспорта. Важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении. Этот прием постоянно используется при направлении клиентов в общеоздоровительные учреждения, центры социальной помощи, дома-интернаты, приюты, детские дома, дома для ветеранов и т.д. Инициатива установления контакта с учреждением, договоренность о встрече и проведение самой встречи остаются за клиентом.

2. Значительную помощь клиенту и учреждению, в которое он направляется, оказывает сопроводительное письмо работника социальной службы. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение — четкое представление о том, что ожидает от него клиент.

3. Весьма полезно сообщать клиенту имя человека, к которому в этом учреждении ему следует обратиться.

4. Прежде чем направить в учреждение клиента, следует предварительно позвонить туда и сообщить необходимые сведения о клиенте.

5. Полезно, если клиента будет сопровождать кто-либо из его родственников или близких, предварительно проинструктированный работником социальной службы.

Эти организационные приемы дают возможность клиенту быстро связаться с необходимыми учреждениями, облегчают поиски необходимого учреждения социальной службы.

Контактная беседа(интервью)

2. Минитреннинг. Позволяет сформировать у клиента необходимые навыки поведения, путем кратковрем. Тренировок.

 3. Информирование. Приним. С целью компетентноти клиента в облости обсужд. Проблем.

4. дистанционное консультирование (телефонное)

Убеждение

10 худож. Аналогий. Предназнач. Для косвенного возд-я на мировозренческие установки,стериотипы.Суть-привлечь конкретные случаи из практики жизни,анекдотов,прич. Эти истории дают возм-ть взглянуть на проблему со стороны. +смотри 12 вопрос

Техники консультирования

Под процедурами в психологическом консультировании принято понимать группы приемов ведения специалистом клиента, объединенные по целевому назначению, с помощью которых решается одна из задач данного этапа. Каждой процедуре соответствуют определенные техники — специальные приемы, применяемые консультантом для решения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования.

Этап 1. «Начало работы». процедурой является встреча клиента с консультантом.

Техники:

Техника приветствия. Осуществляется при помощи стандартных фраз: «Рад Вас видеть...», «Приятно познакомиться...».

Техника «проведение клиента на место». Особенно уместна в случаях первичного посещения клиентом психологической консультации: психолог идет впереди клиента, указывая ему дорогу и пропуская вперед себя при входе в кабинет.Вторая процедура первого этапа: установление положительного эмоционального настроя клиента.

Третья процедура: снятие психологических барьеров. Клиент испытывает волнение, снять которое помогут специальные техники: дать клиенту побыть некоторое время одному - извинившись, попросить несколько минут для «завершения» какого-либо дела; спокойная, музыка также будет способствовать созданию благоприятной атмосферы.

Этап 2. «Сбор информации»

Процедура первая: диагностика личности клиента.

В рамках данной процедуры применяются техники:

Этап 3. «Стратегический»

Техника «информирование клиента». Количество информации, предоставляемой клиенту специалистом в ходе консультационной сессии, прежде всего, будет зависеть от характера терапевтических отношений, личностных особенностей клиента. Техника «совет». Совет — мнение, высказываемое кому-либо по поводу того, как ему поступить, что делать, и предполагающее дальнейшее совместное обсуждение. Техника «убеждение». Убеждение — логически безупречная аргументация правильности высказываемой позиции. Техника «разъяснение». Подразумевает развернутое конкретное объяснение позиции консультанта по проблеме клиента. Главная цель — сделать предельно понятными мысли специалиста, ход его размышлений по поводу проблемы для клиента.

Процедура вторая: согласование плана действий.

Техники: поиск множественных решений, стимулирующие вопросы, определение алгоритма по разрешению проблемы, конкретизация ожидаемого результата.

Процедура третья: определение способов контроля за реализацией намеченного плана.

хники «укрепление уверенности клиента» и «формирование готовности к достижению» взаимосвязаны.

Четвертый этап «Реализация плана клиентом» проводится клиентом самостоятельно, без присутствия и вмешательства профессионала.

Самым важным является то, чтобы метод был эффективным и в результате психологической консультации конечный результат был достигнут.

Виды обращения граждан.

Виды обращений:

Обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными или письменными.

К обращениям граждан относятся предложения, заявления и жалобы.

Предложения - обращения граждан, направленные на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий.

Заявления - обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан.

Жалобы - обращения граждан, содержащие  требование восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями либо бездействием должностных лиц соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий.

Планирование работы с клиентами.

Сущность планирования заключается в определении основных видов деят-ти и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения.

Планирования деят-ти определяет ее структуру, содержание на конкретный период.

Цель планирования:

- Координация действий с администрацией и коллективом - с одной стороны, с клиентом – с др. стороны, в целях установления сроков реализации, уточнения приоритетных направлений, этапов деят-ти. Эффект-ть планирования зависит от четких представлений, об уровне, на котором находится предмет планирования, а также о результатах работы и концу планируемого периода, и от выбора эффективных путей и средств.

Существуют 2 вида планирования:

1) Стратегическое;

2) Оперативное

Стратегическое – определяются цели организации, задаются рамки функционирования стр-ры.

Оперативное – служит для того, чтобы реализовывать промежуточные задачи, которые сфокусированы на главную целевую установку.

Основные принципы планирования:

1) Научность (соц. актуальность осн. позиций плана, адекватность, целесообразность,необходимость проведения планируемых мероприятий и т.д.)

2) Соотношение и координация работы соц. работника с планами и др.

3) Принцип оптимальности (выбор содержания и формы плана наиболее подходящих для конкретных условий)

4) Перспективности (построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных целей и задач)

5) Коллегиальности (использование форм коллект. Планирования, учет мнения заинтересованных лиц и стр-р, и оценка эксперта, четкость формулировок, сроков, и указаний непосредственных исполнителей)

Схема планирования:

1) Ознакомление с постановками и решениями гос. Органов с документами по данному вопросу;

2) Изучение по общим основам планирования;

3) Изучение полученных рекомендаций по конкр., планируемому вопросу;

4) Анализ;

5) Изучение рекомендаций научной организации труда;

6) Подготовка проекта плана;

7) Коллективное обсуждение отдельных проектов плана.

Формы плана:

1) Годовой;

2) Полугодье;

3) На более длительный срок;

4) На более короткий срок (месяц, неделю и т.д.).

Подходы к определению предмета консультативной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.047 с.)