Глава 1. Суды общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Суды общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации



1.1. Структура судов общей юрисдикции. Основные задачи. Характеристика категорий дел, отнесенных к их компетенции. Обеспечение исполнения судебных решений

Система судов общей юрисдикции определена Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 года №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции», к ней относятся:

1) кассационные суды общей юрисдикции;

2) апелляционные суды общей юрисдикции;

3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов – суды уровня субъектов Российской Федерации;

4) районные суды, городские суды, межрайонные суды – районные суды;

5) мировые судьи;

6) военные суды.

Относящиеся к судам общей юрисдикции военные суды имеют следующую систему:

1) кассационный военный суд;

2) апелляционный военный суд;

3) окружные (флотские) военные суды;

4) гарнизонные военные суды.

Правовой статус, компетенция, организационные основы деятельности мировых судей определяется Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Деятельность мировых судей регламентируется Конституцией Российской Федерации, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Особенность правого положения мирового судьи заключается в том, что мировой судья, являясь одним из элементов единой судебной системы Российской Федерации, осуществляя правосудие от имени Российской Федерации, зависит от содержания регионального законодательства, поскольку относится к судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Правосудие мировыми судьями осуществляется во всех субъектах Российской Федерации в пределах судебного района на судебных участках.

Судебные участки – территория района или части района, на которой осуществляют свою деятельность мировые судьи.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

При этом, как правило назначение судей на должность отнесено к компетенции депутатов законодательного органа субъекта. Процедуре назначения (избрания) предшествует представление судей депутатам. В разных субъектах Российской Федерации будущего судью депутатам представляет либо глава региона, либо председатель регионального суда, либо председатель районного суда.

Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок не более пяти лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. Повторное назначение осуществляется на срок, предусмотренный в законе субъекта, но не менее чем на 5 лет. Предельный возраст нахождения в должности – 70 лет. Мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

Из всех судов общей юрисдикции наибольшая нагрузка приходится на районные суды, которые являются ее основным звеном и вышестоящим звеном для мировых судей. Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливается Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Согласно указанного нормативно-правового акта районный суд создается в районе или городе, не имеющем районного деления, являющимися административно-территориальными единицами субъекта Российской Федерации. Инициатива по созданию, изменению территории ведения или упразднению районного суда принадлежит Верховному Суду Российской Федерации. Предложение, представленное Судебным департаментом Верховного Суда, рассматривается Пленумом Верховного Суда, в случае одобрения Пленумом, в Государственную Думу может быть направлен Федеральный закон «О создании и упразднении некоторых районных судов».

Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей субъектов Российской Федерации.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Председатель районного суда осуществляет полномочия судьи, процессуальные и административные функции, связанные с деятельностью районного суда. К ним законом отнесены следующие: общая организация работы суда; создание и контроль правил внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил; распределение обязанностей между заместителями и судьями; организация дополнительного профессионального образования судей; общее руководство деятельностью аппарата суда; информирование на регулярной основе судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда. Также председатель может осуществлять иные полномочия, если они закреплены в законе.

Также председатель районного суда уполномочен мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировой судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района, на который распространяется его компетенция.

В отсутствие председателя его полномочия осуществляет один из заместителей, в случае отсутствия заместителей – один из судей данного районного суда.

В составе районного суда также функционирует аппарат суда, который осуществляет организационное обеспечение деятельности суда. В состав аппарата входит: администратор суда, который организует подготовку и проведение судебных заседаний; заведующий канцелярией, который организует работу со служебной перепиской, работу архива и подготовку материалов статистической отчетности; секретари районного суда, которые ведут делопроизводство по делам и материалам; консультанты районного суда, которые участвуют в обобщении судебной практики, ведут справочную работу; секретари судебного заседания, которые обеспечиваю подготовку дела к судебному разбирательству, ведет протокол судебного заседания; помощники судей, которые помогают судьям в подготовке и организации судебного процесса, выполняют поручения судьи, связанные с профессиональной деятельностью.

К судам уровня субъектов Российской Федерации относятся верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. Все они являются федеральными судами общей юрисдикции и вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам.

В состав указанных судов входят председатель суда и его заместители, президиум, три судебные коллегии: по гражданским делам, административным делам и уголовным делам, а также аппарат суда.

Суды уровня субъектов рассматривают дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Судебные коллегии возглавляют ее председатели, которые также являются и исполняют обязанности заместителя председателя суда. Составы указанных судебных коллегий утверждаются президиумом суда. Председатель суда в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Судебные коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на судебные акты районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу; дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Президиум суда образуется в составе председателя, заместителей председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности, и других судей соответствующего суда. Количественный и персональный состав президиума суда утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего суда.

Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание президиума суда считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов президиума суда.

Президиум суда утверждает составы судебных коллегий; изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику; заслушивает отчеты о результатах работы судебных коллегий и аппарата суда; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Возглавляет суд уровня субъекта председатель. Председатель назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель суда осуществляет следующие полномочия: общая организация работы суда; создание и контроль правил внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил; распределение обязанностей между заместителями и судьями; организация дополнительного профессионального образования судей; общее руководство деятельностью аппарата суда; информирование на регулярной основе судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда; внесение представлений о квалификационной аттестации судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей, а также о приостановлении или прекращении их полномочий; уполномочен обращаться в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации с представлением о привлечении судей к дисциплинарной ответственности; осуществляет организацию работы суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб; организует проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей;  осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» в Российской Федерации в системе судов общей юрисдикции были созданы апелляционные и кассационные суды.

Данным нормативно-правовым актом в Российской Федерации было образовано 5 надрегиональных апелляционных и 9 кассационных судов, а также 1 апелляционный и 1 кассационный военный суд.

Апелляционные суды общей юрисдикции в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты судов уровня субъектов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего судебного округа. Каждый из девяти кассационных и пяти апелляционных судебных округов включает в себя по несколько регионов.

Местами постоянного пребывания кассационных судов общей юрисдикции и кассационного военного суда являются:

1) Первого кассационного суда общей юрисдикции - город Саратов Саратовской области;

2) Второго кассационного суда общей юрисдикции - город Москва;

3) Третьего кассационного суда общей юрисдикции - город Санкт-Петербург;

4) Четвертого кассационного суда общей юрисдикции - город Краснодар Краснодарского края;

5) Пятого кассационного суда общей юрисдикции - город Пятигорск Ставропольского края;

6) Шестого кассационного суда общей юрисдикции - город Самара Самарской области;

7) Седьмого кассационного суда общей юрисдикции - город Челябинск Челябинской области;

8) Восьмого кассационного суда общей юрисдикции - город Кемерово Кемеровской области;

9) Девятого кассационного суда общей юрисдикции - город Владивосток Приморского края;

10) кассационного военного суда - город Новосибирск Новосибирской области.

Местами постоянного пребывания апелляционных судов общей юрисдикции и апелляционного военного суда являются:

1) Первого апелляционного суда общей юрисдикции - город Москва;

2) Второго апелляционного суда общей юрисдикции - город Санкт-Петербург;

3) Третьего апелляционного суда общей юрисдикции - город Сочи Краснодарского края;

4) Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции - город Нижний Новгород Нижегородской области;

5) Пятого апелляционного суда общей юрисдикции - город Новосибирск Новосибирской области;

6) апелляционного военного суда - городской округ Власиха Московской области.

Апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции действуют в составе: президиума суда; судебной коллегии по гражданским делам; судебной коллегии по административным делам; судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум утверждает судебные составы судебных коллегий из числа судей этого суда; рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики; рассматривает вопросы работы аппарата суда; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Президиум суда образуется в составе председателя, заместителей председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности, и других судей соответствующего суда.

Председатель апелляционного и кассационного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель апелляционного и кассационного суда общей юрисдикции наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет организационно-распорядительные полномочия, в соответствии с федеральным конституционным законом.

Военные суды Российской Федерации являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. При этом, основным законом, регламентирующем деятельность военных судов является Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О военных судах Российской Федерации».

Военные суды создаются по территориальному принципу, но в отличие от гражданских судов не по административно-территориальному делению, а по месту дислокации войск, воинских формирований, флотов. Все воинские формирование объединяются в гарнизоны и военные округа, в границах которых и действуют военные суды.

При осуществлении своей деятельности (отправления правосудия) военные суды никому не подчинены, в том числе и военному командованию того округа или гарнизона, в котором осуществляет свои полномочия соответствующий суд.

В настоящее время система военных судов представлена гарнизонными военными судами, окружными (флотскими) военными судами, апелляционным военным судом, расположенным в городском округе Власиха Московской области, кассационным военным судом, расположенным в городе Новосибирск Новосибирской области.

Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Военным судам подсудны: гражданские и административные дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений; дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов УПК; дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы; дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

Апелляционный военный суд рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты окружных (флотских) военных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Кассационный военный суд рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов и апелляционного военного суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Апелляционный и кассационный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей.

В апелляционном и кассационном военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы по административным делам, по гражданским делам, по уголовным делам.

Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к кассационному военному суду, апелляционному военному суду, окружным (флотским) военным судам и гарнизонным военным судам является судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Коллегия рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации, и в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в кассационном порядке.

Все судьи в военных судах, наряду с юридическим образованием, являются военнослужащими и офицерами, а также обладают одинаковыми процессуальными гарантиями, что и судьи в иных судах Российской Федерации.

Термин «юрисдикция» происходит от латинского «iurisdictio». В современном юридическом языке он часто используется при определении полномочий (их содержаний) должностных лиц, организаций и учреждений. Понятие «суды общей юрисдикции» связано с тем, что они рассматривают уголовные, гражданские и административные дела, это практически это все судебные дела, кроме тех, что подведомственны – Конституционному Суду и арбитражным судам.

Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов. также районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях. Районный суд вправе может обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Так, например, Петрова И.Е. обратилась в районный суд с административным иском к Департаменту управления имуществом Ивановской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости[7].

Апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района, также рассматриваются районным судом. Также районный суд уполномочен рассматривать некоторые уголовные дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

В ходе уголовного судопроизводства районный суд принимает решения: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, запрет определенных действий; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства экспертизы; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия лиц, которые в нем проживают; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК; о производстве выемки предметов и документов в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на имущество; о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда, изложенной в постановлении от 22.03.2005 № 4-П[8], меры пресечения, в том числе заключение под стражу, могут применяться лишь при наличии оснований, соответствующих указанным в части 3 статьи 55 Конституции, то есть для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. По мнению Конституционного Суда, должностные лица, принимая решение об избрании меры пресечения, о ее отмене или изменении, а также о продлении срока содержания под стражей, в каждом случае должны обосновывать соответствие этого решения конституционно оправданным целям. Указанная правовая позиция легла в основу разъяснений Пленума Верховного Суда, изложенных в постановлении от 19.12.2013 №41[9], согласно которым ограничение прав и свобод может быть оправдано публичными интересами, если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются пропорциональными, соразмерными и необходимыми для целей защиты конституционно значимых ценностей.

Уголовные и гражданские дела в верховном суде республики, краевом и областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и суде автономного округа рассматриваются судьей единолично или коллегиально, в составе трех профессиональных судей соответствующего суда. Суды уровня субъектов уполномочены обращаться с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Так, в открытом судебном заседании Верховным Судом Кабардино-Балкарской Республики рассмотрено административное дело по административному исковому заявлению Управления министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике о ликвидации регионального отделения Кабардино-Балкарской Республики политической партии «Национальной безопасности России»[10].

Также суды уровня субъектов рассматривают жалобы и представления на судебные решения, принимаемые судьями районных судов в ходе досудебного производства по уголовному делу.

 

1.2. Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган по гражданским, арбитражным, уголовным, административным делам. Структура Верховного Суда Российской Федерации. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по даче разъяснений судам общей юрисдикции по вопросам применения законодательства Российской Федерации.

 

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и иными законами.

Федеральным конституционным законом от 05.02.2014 №3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» определено, что Верховный Суд состоит из 170 судей и имеет следующую структуру: Пленум Верховного Суда; Президиум Верховного Суда; семь коллегий: Апелляционная коллегия, Судебная коллегия по административным делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по экономическим спорам, Судебная коллегия по делам военнослужащих, Дисциплинарная коллегия.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Также он рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд Российской Федерации изучает и обобщает судебную практику, дает судам разъяснения по ключевым вопросам. К особым полномочиям Верховного Суда также относятся: вынесение заключения о наличии в действиях Президента Российской Федерации, Генерального прокурора или Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления, обращение в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров.

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при Верховном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации определяются положением о нем. В своей деятельности он призван содействовать укреплению законности при осуществлении правосудия.

Так, например, предметом рассмотрение в Верховном Суде было следующее дело. Согласно пункту 10 Порядка командующим войсками военных округов (флотов) предоставлено право по назначению на воинские должности военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания до подполковника, капитана 2 ранга включительно.

Панкратов А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части противоречит абзацу второму подпункта «в» пункта 8 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 и нарушает его право как военнослужащего и младшего офицера на досрочное увольнение с военной службы воинским должностным лицом, обладающим такой компетенцией.[11]

Под организационным обеспечением деятельности судов в Российской Федерации понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Местом постоянного пребывания Судебного департамента является город Санкт-Петербург. Финансирование Судебного департамента осуществляется за счет средств федерального бюджета и указывается в нем отдельной строкой.Систему Судебного департамента при Верховном Суде РФ образуют центральный аппарат, управления Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые им учреждения. Широкий перечень полномочий и основных направлений деятельности Судебного департамента перечислен в Федеральном закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». К основным полномочиям относятся следующие: организационное обеспечение деятельности федеральных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества; изучение организации деятельности судов и разработка предложений о ее совершенствовании; разработка и представление в Правительство Российской предложений о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества; отбор и подготовка кадров; ведение судебной статистики; взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам организации деятельности судов; контролирует расходование бюджетных средств органами и учреждениями Судебного департамента; разрабатывает предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов; организует охрану судов.

Судебный департамент также реализует программу информатизации судов. Так система ГАС «Правосудие» стала воплощением идеи электронного управления и электронного документооборота в судебной системе. С применением специального программного обеспечения ГАС «Правосудие» автоматизированы процессы: делопроизводства; информации о движении судебных дел на официальных сайтах судов; подготовки текстов судебных актов; обращения в суд неограниченного круга лиц в электронном виде.

Для организационного обеспечения деятельности кассационных, апелляционных судов, военных судов, судов уровня субъекта, районных судов, в Федеральном законе «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» предусмотрена должность администратора суда. Данный субъект осуществляет свою деятельность под контролем Судебного департамента и во взаимодействии с ним.

Администратор суда: принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; взаимодействует с правоохранительными органами; принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда; обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива; реализует хозяйственные функции, связанные с охраной зданий, обеспечение связи, транспорта, ремонта помещений; разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.069 с.)