Обеспечение деятельности судов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение деятельности судов.



Под этой функцией в законе понимается проведение мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Без реализации этой функции осуществление правосудия невозможно.

Все указанные функции находятся во взаимосвязи, они характеризуют разделение компетенции правоохранительных органов и определяют их систему.

В результате сделаем вывод: функции правоохранительных органов это ключевые направления деятельности правоохранительных органов, которые направлены на защиту прав и свобод, законных интересов граждан, иных физических и юридических лиц, а также поддержание государственной безопасности, правопорядка и законности.

Государственная политика в области обеспечения безопасности определена в статье 4 Федерального закона «О безопасности» от 28.12.2010 №390-ФЗ, является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

Национальная безопасность Российской Федераци и заключается в создании состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан[1].

Правопорядок тесно связан с законностью, поскольку является результатом ее осуществления, а именно реализации требований норм права, их соблюдения и исполнения всеми и каждым в отдельности.

Правопорядок – это состояние общественных отношений, которое характеризуется урегулированностью отношений на основе правовых норм, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, свободе и ответственности всех участников.

Реализация обозначенных задач и функций, а также обеспечение национальной безопасности и правопорядка невозможно без четко выверенной системы правоохранительных органов, в которой все элементы взаимообусловлены и дополняют друг друга. В Российской Федерации широкая система правоохранительных органов, нет единого мнения о том, какие органы входят в неё, однако традиционно в состав правоохранительных органов включают:

1) суды. К ним относятся: суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Верховный Суд, Конституционный Суд, конституционные (уставные) суды субъектов.

Есть мнение о том, что суды правоохранительным органом не являются, поскольку их полномочия выходят далеко за рамки правоохранительной деятельности. Однако реализация функций иных правоохранительных органов без суда невозможна, именно суд является той инстанцией, которая принимает окончательное решение о восстановлении нарушенного права или необходимости его защиты. Поэтому суд – правоохранительный орган.

2) органы внутренних дел. Именно эти органы обеспечивают охрану общественного порядка и общественной безопасности, права и свободы человека и гражданина, защиту организаций и предприятий, а также ведут борьбу с преступностью. Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.

3) органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему прокурорских органов и учреждений. Все органы прокуратуры предназначены для осуществления общего надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации.

4) органы предварительного следствия и дознания. До рассмотрения уголовных дел в суде производится их предварительное расследование, которое проводится в двух формах: предварительное следствие и дознание. Именно органы предварительного следствия и дознания проводят работу по собиранию доказательств, с целью изобличения и привлечения виновных к уголовной ответственности, а также возмещению вреда, причиненного преступлением.

5) органы государственной безопасности. Органы, посредством которых в Российской Федерации обеспечивается государственная безопасность: Совет Безопасности Российской Федерации, Вооруженные Силы, органы внешней разведки, органы Федеральной службы безопасности, органы Федеральной службы охраны и другие.

6) налоговые органы. Налоги являются одним из основных источников формирования бюджета Российской Федерации, стабильное поступление налогов является основой экономической безопасности. Ключевым органом, на который возложена указанная функция является Федеральная налоговая служба

7) таможенные органы. За обеспечение безопасности таможенных границ Российской Федерации, организацию единства таможенной территории, контроль за перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов в Российской Федерации отвечает Федеральная таможенная служба.

8) органы юстиции. Органом, реализующим государственную политику в сфере юстиции, является Министерство юстиции Российской Федерации, его территориальные органы. Министерству юстиции подведомственны: Федеральная служба исполнения наказания и Федеральная служба судебных приставов.

9) нотариат. Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

10) адвокатура. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

11) частные детективные и охранные службы. Оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии действующим законодательством, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

 

Глава 2. Оперативно-разыскная деятельность, органы предварительного расследования

 

2.1 Понятие оперативно-разыскной деятельности, ее задачи и значение в борьбе с преступностью. Гарантии соблюдения прав граждан правоохранительными органами при проведении оперативно-разыскных мероприятий

 

Содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, а также систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий закрепляет Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Согласно указанного закона, оперативно-розыскная деятельность это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Выделяют следующие основные признаки оперативно-разыскной деятельности:

1) государственная деятельность. Поскольку указанная деятельность, связана с применением мер принуждения, исключительной монополией на ее осуществление обладает государство, посредством специально созданных органов и проходящих в них службу должностных лиц.

2) деятельность уполномоченных органов. Только органы прямо указанные в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» обладают полномочиями по осуществлению указанной деятельности, этот список является исчерпывающим, иные органы такими полномочиями не обладают, передача указанных полномочий не допускается. 

3) осуществляется посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий. Оперативно-разыскные мероприятия – составной структурный элемент оперативно-разыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. ОРД осуществляется только посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий, прямо указанных в законе.

4) деятельность, регламентирована нормативно-правовыми актами. Особенность данной деятельности заключается в том, что в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» установлены только основные рамки ее проведения, ключевые положения. Порядок, особенности и механизм проведения оперативно-разыскной деятельности установлен ведомственными нормативно-правовыми актами, большинство из которых имеют гриф секретности.

5) гласный и негласный характер. Особенность ОРД состоит в том, что в ней сочетаются как гласные, так и негласные мероприятия, в отличие от иной правоохранительной деятельности, которая проводится только гласно. Тайные и замаскированные действия преступников требуют применения соответствующих методов получения сведений о лицах и фактах, необходимых для выяснения обстоятельств преступления. Отдельные задачи ОРД невозможно реализовать без проведения негласных мероприятий, проводимых в условиях секретности, исключающих осведомленность о ней окружающих.

6) направлена на защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Так, в соответствии с названным выше законом должностным лицам запрещено осуществлять ОРД в интересах политических партий, принимать негласное участие в работе органов представительной или судебной власти, иных организаций с целью оказать влияние на их деятельность.

Задачи ОРД прямо определены в законе, к ним относится: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и лиц их совершивших; розыск лиц, скрывающихся от следствия, дознания и суда, розыск без вести пропавших; получение информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации.

Таким образом, оперативно-разыскная деятельность имеет ключевое значение в обеспечении безопасности государства, защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку является единственным инструментом предотвращения и раскрытия отдельных видов преступлений, отличающихся высокой степенью латентности.

Перечень оперативно-разыскных мероприятий прямо определен в статье 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», к ним относятся:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

15. Получение компьютерной информации.

Данный перечень является исчерпывающим, проведение иных мероприятий недопустимо. При этом указанные ОРМ, как правило, для повышения эффективности проводятся в комплексе. ОРМ проводятся либо по поручению должностного лица органа предварительного расследования (следователя, дознавателя), либо самостоятельно соответствующим правоохранительным органом. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.018 с.)