Глава 3. Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации. Мировые судьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации. Мировые судьи



3.1. Особенности компетенций конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации относительно рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации

 

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации – специальный орган конституционного правосудия (контроля), предусмотренный законами субъектов Российской Федерации. По состоянию на 2018 год конституционные (уставные) суды официально действуют в 16 субъектах Российской Федерации (в 13-ти республиках и 2 областях, 1 городе федерального значения). Создание данных судов не является обязательным, решение данного вопроса находится в компетенции конкретного субъекта Российской Федерации.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации с целью решения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В 2015 году на деятельность 16 конституционных (уставных) судов было потрачено из бюджетов субъектов Российской Федерации 560,2 млн руб. Всего эти судебные органы за 2015 год вынесли 44 постановления и 138 определений[18].

Численный состав конституционных (уставных) судов небольшой и варьируется в пределах пяти-девяти судей. Так, Конституционный суд Республики Татарстан состоит из шести судей, Конституционный суд Ханты-Мансийского автономного округа включает девять судей.

Внутренняя организация конституционного (уставного) суда определяется соответствующим законом субъекта РФ. Большинство судов состоит из председателя, его заместителя, секретаря и судей. Так организованы конституционные суды республик Татарстан, Дагестан, Карелия и некоторые другие.

Срок полномочий конституционных (уставных) судов во многих регионах законом не ограничивается (например, Республика Дагестан) В некоторых судах установлены ограничения в 5 лет (например, Северная Осетия – Алания),10 лет (Республика Татарстан), 12 лет (Республика Адыгея). На судей распространяется принцип единства статуса судей Российской Федерации с некоторыми особенностями, установленными законодательством субъектов РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за тем, чтобы правовые акты субъектов федерации соответствовали их внутреннему уставу или конституциям субъектов, а также за конституционностью договоров с Российской Федерацией и иными субъектами, включая и международные договоры; также данный суд осуществляет официальное толкование конституций и уставов субъектов; разрешает споры о компетенции между органами власти субъектов; участвует в законодательном процессе субъекта Российской Федерации путем осуществления права на законодательную инициативу.

Так, например, согласно Постановлению Конституционного Суда Республики, Ингушетия от 30.10.2018г. №19-П Закон Республики Ингушетия от 4 октября 2018 года №42-РЗ «Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой» был признан не соответствующим Конституции Республики Ингушетия, ее статьям 4, 11, 103 (часть 2) и 111, а также по порядку принятия. Соглашение об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой от 26 сентября 2018 года без его утверждения на референдуме Республики Ингушетия не порождает правовых последствий для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан в Республике Ингушетия[19].

 

3.2. Компетенция мирового судьи, порядок назначения, полномочия и требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи

 

Правовой статус, компетенция, организационные основы деятельности мировых судей определяется Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Деятельность мировых судей регламентируется Конституцией Российской Федерации, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Особенность правого положения мирового судьи заключается в том, что мировой судья, являясь одним из элементов единой судебной системы Российской Федерации, осуществляя правосудие от имени Российской Федерации, зависит от содержания регионального законодательства, поскольку относится к судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Правосудие мировыми судьями осуществляется во всех субъектах Российской Федерации в пределах судебного района на судебных участках.

Судебные участки – территория района или части района, на которой осуществляют свою деятельность мировые судьи.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

При этом, как правило назначение судей на должность отнесено к компетенции депутатов законодательного органа субъекта. Процедуре назначения (избрания) предшествует представление судей депутатам. В разных субъектах Российской Федерации будущего судью депутатам представляет либо глава региона, либо председатель регионального суда, либо председатель районного суда.

Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок не более пяти лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. Повторное назначение осуществляется на срок, предусмотренный в законе субъекта, но не менее чем на 5 лет. Предельный возраст нахождения в должности – 70 лет. Мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

Мировой судья рассматривает в первой инстанции: уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы; дела о выдаче судебного приказа; дела о расторжении брака, если отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами имущества (цена иска не более 50 000 рублей); дела, возникающие из семейно-правовых отношений; дела по имущественным спорам; дела об определении порядка пользования имуществом; некоторые дела об административных правонарушениях. Данный перечень не является исчерпывающим.

Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Примером уголовного дела, разрешаемого мировым судьей является следующее:

Так, гражданин М. совершил угрозу убийством, при которой имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, при следующих обстоятельствах: 14.05.2017 года примерно в 03 часа 00 минут, находился у себя дома, где между ним и его сожительницей на почве давних личных неприязненных отношений, произошла ссора, в ходе ссоры на почве личных неприязненных отношений, взял с кухонного стола нож, после чего продолжая свои преступные действия, высказывая угрозу убийством, выраженную словами «Убью», замахнулся на сожительницу ножом, тем самым вызывая у неё чувство страха и тревоги за свою безопасность. Своим агрессивным поведением, активными действиями, высказанными словами угрозы убийством, наличием в руке ножа гражданин М. создал реальную угрозу жизни и здоровью сожительнице, которую та воспринимала для себя реально и опасалась ее осуществления. Своими умышленными действиями М. совершил угрозу убийством, при которой имелись достаточные основания опасаться осуществления этой угрозы, - то есть преступление, предусмотренное ч. 1 ст.119 УКРФ[20].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.006 с.)