Федеральная служба исполнения наказаний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральная служба исполнения наказаний.



Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет правоприменение в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию. Также ФСИН контролирует поведение условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН России подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3) о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

Также федеральным законом предусмотрены следующие гарантии:

1. При проведении оперативно-разыскных мероприятий обеспечивается соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

2. Не допускается проведение оперативно-разыскных мероприятий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законом.

3. Лицо вправе обжаловать, проведенные в отношении него оперативно-разыскные мероприятия, если считает, что они нарушают его конституционные права и свободы.

4. Если в отношении лица уголовное дело прекращено или в возбуждении уголовного дела отказано, то оно может получить информацию о результатах ОРМ, которые в отношении него проводились. В случае отказа органа предоставить такую информации, лицо может обжаловать это решение в суд. Суд может обязать орган, проводивший ОРМ, предоставить заявителю интересующие его сведения.

5. Судье по его требованию предоставляются оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, кроме информации о законспирированных лицах.

6. Все материалы ОРМ хранятся один год, а затем, если это материалы в отношении лиц, причастность которых к совершению преступления не доказана, должны быть уничтожены.

7. Запрещено проводить оперативно-разыскные мероприятия в интересах отдельных социальных групп, политических партий, разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни и охраняемую законом тайну; склонять к совершению преступлений; фальсифицировать результаты ОРМ.

8. Нарушение федерального законодательства об оперативно-разыскной деятельности, влечет привлечение к уголовной ответственности по статье 303 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

2.2 Понятие и значение предварительного расследования какодной из важнейших правоохранительных функций. Функции и полномочия Следственного комитета Российской Федерации

 

Предварительное расследование можно рассматривать как стадию уголовного судопроизводства и как вид государственной деятельности.

Предварительное расследование – стадия уголовного судопроизводства, которая следует после стадии возбуждения уголовного дела и выражающаяся в деятельности органов предварительного следствия и дознания, направленная на собирание доказательств, раскрытие и пресечение преступлений путем установления обстоятельств, имеющих значение для дела, лица, совершившего преступление, причин и условий, способствовавших его совершению.

Название «предварительное» обусловлено его природой, поскольку указанная деятельность предшествует судебному разбирательству, на котором и рассматривается уголовное дело по существу, решаются вопросы о виновности лица.

В УПК предусмотрены следующие формы предварительного расследования:

1) предварительное следствие: производит следователь; осуществляется по всем уголовным делам за исключением тех, по которым предусмотрено производство дознания; общий срок – 2 месяца; может завершиться составлением обвинительного заключения; следователь обладает процессуальной самостоятельностью;

2) дознание. Данная форма предварительного расследования отличается от предварительного следствия следующими особенностями: производит дознаватель; осуществляется по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, предусмотренных ч.3 ст. 150 УПК; общий срок – 30 суток; может завершиться составлением обвинительного акта или обвинительным постановлением; дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователь.

В настоящее время в Российской Федерации органы предварительного следствия имеются в трех ведомствах: в Следственном комитете Российской Федерации; в органах внутренних дел; в органах федеральной службы безопасности.

Система Следственного комитета Российской Федерации: 1) центральный аппарат Следственного комитета; 2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; 3) следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.

В соответствии с Указом Президента от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации») Следственный комитет осуществляет широкие полномочия, к основным из которых относится: проверка заявлений и иных сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическая, судебно-экспертная и ревизионная деятельность, а также проверка деятельности следственных органов и организаций Следственного комитета.

В системе расследования преступлений значительное место занимает следственный аппарат органов внутренних дел, следователи которого расследуют около 80% всех возбужденных в России уголовных дел.

Высшим звеном следственного аппарата органов внутренних дел в настоящее время является Следственный департамент МВД Российской Федерации.

Средним звеном являются главные следственные управления (следственные управления, отделы) МВД республик, ГУМВД, УМВД краев и областей. Руководители следственных управлений и отделов одновременно по должности являются заместителями министров и начальников управлений внутренних дел. В структуре этих следственных аппаратов имеются следователи, старшие следователи и следователи по особо важным делам.

Подавляющее большинство уголовных дел в органах внутренних дел расследуются следователями городских, районных органах внутренних дел и органах внутренних дел на транспорте – низовое звено следственного аппарата. В структуре этих органов имеются следственные отделения или отделы.

Система следственных аппаратов органов федеральной службы безопасности построена по территориальному и отраслевому принципу. Высшим звеном является Следственное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Следственные управления по субъектам Российской Федерации. Следственные управления (отделы) Федеральной службы безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях. В следственных аппаратах Федеральной службы безопасности имеются должности следователей, старших следователей и следователей по особо важным делам.

Полномочия следователя определены в статье 38 УПК, среди них полномочие по возбуждению уголовных дел, самостоятельному направлению хода расследования, дачи органу дознания обязательных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий и другие.

Однако в статье 38 УПК перечислены не все полномочия следователя, более подробно его полномочия, а также порядок их осуществления определены в соответствующих статьях УПК.

Так, например при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.1 УК и статьями 199.3, 199.4 УК, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет его копию с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в налоговый орган или территориальный орган страховщика. В срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов налоговый орган или территориальный орган страховщика информирует следователя о результатах их рассмотрения с информацией о том имелись ли в действиях соответствующего субъекта нарушения законодательства. По результатам рассмотрения указанной информации следователь обязан принять процессуальное решение о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении уголовного дела, передачи материалов по подследственности.

В отличие от органов предварительного следствия органам дознания законодатель дает официальное определение. Орган дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с законом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

В ч. 3 ст. 40 УПК РФ упоминаются капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации. Однако их место в системе участников, осуществляющих предварительное расследование, однозначно не определено. Указанные субъекты не являются активными участниками правоохранительной деятельности, их основные цели и задачи лежат в иной сфере общественных отношений.

К числу органов дознания законодатель впервые относит органы исполнительной власти, наделенные федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (п. 1 ч.1 ст. 40 УПК РФ). Данная норма является бланкетной, поэтому составить представление об этих органах можно, обратившись к ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Полномочия дознавателя определены в статье 41 УПК, среди них: самостоятельное производство следственных и иные процессуальных действий; дача органу дознания обязательных для исполнения письменных поручений и другие. Этот перечень не является исчерпывающим, отдельные полномочия распределены по нормам УПК и иным положениям федерального законодательства.

Для того, чтобы не возникало споров о том, какой орган должен осуществлять предварительное расследование по конкретному уголовному делу в праве предусмотрен правовой институт, который именуется «подследственность».

Подследственность – совокупность признаков преступления, которая обуславливает расследование его соответствующим правоохранительным органом.

В соответствии с УПК все споры о подследственности разрешает прокурор.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.011 с.)