Тенденции институционализации российских партий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции институционализации российских партий



 

Институциональное строение российских партий изучается в аспектах рекрутирования членов, внутрипартийных отношений, взаимодействий партий с системой органов власти.

Сети партий России принципиально отличаются от таковых в странах Запада тем, что чаще всего создаются центрами неформальной власти. Субъектами формирования партий выступают административные элиты и политико-финансовые кланы. О.В. Гаман-Голутвина подметила, что в постсоветский период «изменился характер монополии, но не ушёл сам монопольный принцип разделения политического рынка. Политическая конкуренция обрела формат жёсткого внутриэлитного соперничества новых субъектов политического поля – политико-финансовых кланов» [1, c. 121]. Поскольку в России существует нормативно-закрепленная демократия и политическая культура не патриархальна, то власть элит и кланов должна использовать партии и предвыборные блоки для легитимации статуса. Лидеры и их команды вынуждены на время выборов обращаться к населению напрямую и вести торг об условиях клиентарной поддержки.

В РФ партии применяют две модели: массовой и кадровой партий. Первая характерна для КПРФ, «партии власти» – «Единства», затем «Единой России». Модель предполагает вовлечение членов и сторонников в деятельность партии вне парламентов. Либеральные партии – «Демократический выбор России» (ДВР), «Яблоко», Союз правых сил (СПС), «Правое дело» использовали кадровую модель, чем предопределили слабость своих сетей.

Поскольку кадровые партии действуют по технологиям маркетинга, это отражается на их структуре. Г.П. Зинченко сравнивает такие партии с холдингами, для которых на первый план выходят информационно-коммуникативные и аналитические подразделения, а не традиционное массовое участие. Они не стремятся стать массовыми партиями с сильной организационной структурой и последовательной идеологией. Как пишет С.Н. Пшизова, такие партии действуют как мобильные пиар-агентства, не обремененные громоздким аппаратом, выражением социально-групповых интересов и идеологий.

Типы внутрипартийных отношений также контрастны. Уровень сплоченности и устойчивости до 2003 г. был вне конкуренции у КПРФ, где внутренние конфликты до массированного вмешательства государственных органов носили персонально-карьерный и латентный характер. Конфликты внутри КПРФ развивались в случае, если представитель партии становился главой региона. Как правило, «красные» губернаторы быстро порывали с КПРФ ради карьеры. В 2004 г. в партии произошёл раскол между радикальным и умеренным направлениями. КПРФ ослабела, осложнились её отношения с партнерами по коалициям.

ЛДПР так же, как и КПРФ, декларирует жёсткое единство рядов. Но поддерживать единство крайне сложно из-за быстрой ротации кадров в партийном аппарате и откровенно лоббистской политики рекрутирования членов. Внутрипартийные конфликты возникают на личной или коммерческой основе.

Партия «Яблоко» имеет рыхлую сеть отделений с имеющими место противоречиями и персональной борьбой. Это следует из позиционирования «Яблока», которое противоречиво сочетает и умеренно-либеральные, и социал-демократические интересы. Сказываются нерешённые проблемы создания правоцентристской коалиции.

«Единство», созданное в спешном порядке осенью 1999 г., сначала имело весьма рыхлые организации. После серии «отборочных» скандалов блоку удалось стабилизировать состав. Создание партии «Единая Россия» (2002 г.) закрепило модель централизованной организации.

Важный фактор конструирования партийной системы – законотворчество, на основе которого затем приживаются новые политические практики. Федеральный закон РФ «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. крайне важен для институционализации партийной системы, для создания стимулов участия политиков в общероссийских партиях.

Ст. 3 п. 2 данного закона установила среди требований к партии наличие региональных отделений более чем в половине субъектов РФ, причем в каждом субъекте может создаваться только одно отделение данной партии. Более чем в половине субъектов РФ отделение партии должно насчитывать как минимум 100 членов, а в остальных – не менее 50.

Запрещены создание и деятельность партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и на решение целостности РФ; подрыв безопасности страны; создание вооруженных и военизированных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни (ст. 9 п. 1).

Деятельность отделений партий может проходить только по территориальному признаку (ст. 9 п. 4), в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления (ст. 9 п. 5).

Партии проходят государственную регистрацию (ст. 20 п. 2). Отказ в регистрации со стороны органов Министерства юстиции РФ возможен в случае, если:

– не представлены документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации;

– если регистрирующий орган установил, что информация в представленных документах не соответствует нормам закона.

Отказ от государственной регистрации и уклонение партии от её прохождения могут быть обжалованы в суде (ст. 20 п. 5).

Членство в партии добровольно и индивидуально. Каждый член может состоять только в одном региональном отделении своей партии по месту постоянного или преимущественного проживания (ст. 23 п. 6).

Избрание руководящих органов партии должно проводиться не реже одного раза в 2 года на конференции или съезде (ст. 24).

Таким образом, установлен в сравнении с Федеральным законом 2001 г. единственный вид политических партий – общероссийский.

Важные изменения введены в нормах участия партии в выборах и референдумах (ст. 36). Партия признана единственным видом общественного объединения, которое имеет право самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на другие выборные должности в органах государственной власти (ст. 36 п. 1). Партия, а в случаях, предусмотренных уставом партии, и её региональные отделения вправе участвовать в выборах и референдумах, если её отделения зарегистрированы более чем в половине субъектов РФ (ст. 36 п. 2). Партия могла участвовать в выборах самостоятельно и вступать в избирательные блоки с другими партиями (ст. 36 п. 3), но в 2005 г. нормы закона ужесточены: блоки запрещены.

Закон обязывает партии при выдвижении кандидатов на выборные должности публиковать свои программы (ст. 36 п. 4).

Крайне важно, что Федеральный закон «О политических партиях» поощряет участие партий в выборах. Партия, не участвовавшая в выборах в течение 5 лет подряд, подлежит ликвидации. Среди критериев участия в выборах есть требования к активности (ст. 37):

– выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Государственной думы РФ не менее чем в 5% одномандатных округов (с 2007 г. выборы проводятся только по пропорциальной системе, по партийным спискам);

– выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты законодательных органов субъектов РФ не менее чем в 20% регионов;

– выдвижение и регистрация кандидатов на выборах в органы местного самоуправления более чем в 50% субъектов РФ.

Деятельность партии может быть приостановлена на срок до 6 месяцев в случае нарушения Конституции РФ и федерального законодательства. Регистрирующий орган выносит отделению партии предупреждение и устанавливает срок устранения нарушений законов (не менее 1 месяца). Если по истечении срока нарушения не исправлены, суд может приостановить деятельность на срок до 6 месяцев (ст. 39 п. 2).

Не допускается приостановление деятельности партии со дня опубликования решения о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов (ст. 39 п. 7).

Партия может быть ликвидирована по решению органа самой партии (согласно её уставу), по решению суда (ст. 42 п. 1). Ликвидация по решению суда проводится в случаях, если:

– цели и действия партийных структур подпадают под ограничения на создание и деятельность партий (ст. 9 п. 1, 4, 5);

– в установленный решением суда срок не устранены нарушения, ставшие причиной приостановки деятельности;

– нет необходимого минимума членов партии (ст. 3 п. 2). Ограничения в случае ликвидации партии те же, что и в случае приостановки её деятельности (ст. 42 п. 5).

Реорганизация партии проводится по решению всероссийского съезда партии или решению органа, уполномоченного её уставом (ст. 44 п. 2).

Закон РФ «О политических партиях» установил переходный срок вступления в силу новых правил участия в выборах (ст. 36 п. 1) - 2 года со дня официального опубликования закона, до июля 2003 г. За переходный срок общероссийские политические общественные объединения могли преобразовываться в партии, участвовать в выборах по старым нормам (ст. 47 п. 1-4).

По истечении переходного срока, т.е. с июля 2003 г., межрегиональные, региональные и местные политические объединения утратили свой статус. Отныне они действуют как общественные объединения, потеряв право участия в федеральных и региональных выборах (ст. 47 п. 5-6).

Закон «О политических партиях» ведет к уменьшению числа влиятельных партий в силу пороговых ограничений. Он также унифицирует нормативные принципы деятельности партий. Изменения в федеральных законах повышают статус общероссийских партий. Новые правовые нормы способствуют институционализации партий, закреплению их вертикальных сетей.

Взаимодействие партий с органами власти зависит от идеологического позиционирования. Нишу последовательной «программной» оппозиции занимает КПРФ и её младшие партнеры: альтернативные профсоюзы, ветеранские и прочие малоресурсные организации. «Единая Россия» стала новой «партией власти», но рост её статуса стимулируется внутриэлитными взаимодействиями в большей мере, чем качественным укреплением. Достигнуты высокие результаты на выборах депутатов Государственной думы и Президента РФ (2003-2008 гг.), но наметились внутрипартийные конфликты из-за ускоренного и не всегда качественного рекрутирования.

ЛДПР и «Справедливая Россия» строят отношения с властью на основе компромисса и «политического предпринимательства». Часты переходы уже добившихся влияния активистов этих сил в «партию власти».

Либеральные партии - СПС, «Яблоко», «Правое дело» тактику строят чаще всего в русле конструктивной оппозиции.

В электоральных исследованиях различаются заявленная партийность кандидата на выборах и реальная партийность победившего депутата (А.Ю. Глубоцкий, А.В. Кынев). Заявленная партийность - это выдвижение кандидата от избирательного объединения или блока, групп граждан, самовыдвижение при условии, что кандидат указывает в бюллетене принадлежность к объединению. Реальная партийность означает действительную принадлежность депутатов-победителей к партии или блоку, голосование и публичные выступления в соответствии с партийными решениями и стратегической программой. При выяснении реальной партийности возникает много затруднений. Относительно более надежные индикаторы - тип поименного голосования депутата по партийно-значимым вопросам, а также его фракционная принадлежность.

Рассмотрим влияние реформ законодательства о партиях и выборах на партии (2002–2011 гг.) Прежде всего, следует отметить целевую установку государственных органов (Федеральной регистрационной службы, Центризбиркома, Минюста, судов) на переформатирование партийной системы с априорно заданными свойствами. В итоге более жестких требований количество партий в РФ сократилось с 35 до 7. Характерно, что ни одна инициативная группа по регистрации новых общероссийских партий, кроме «Справедливой России», не добилась успеха.

Второй раунд правовых новшеств, вслед за первым (2001 – лето 2003 г.), реализован в 2005–2006 гг. Среди политически значимых новелл выделим:

– повышение минимальной численности членов партии с 10 до 50 тыс. чел. по РФ (с 2006 г.), в 50% региональных отделений – до 500, а в остальных – до 250 чел.;

– ликвидация права избирательных блоков участвовать в федеральных и региональных выборах (с лета 2005 г.);

– отмена права депутатов покидать свою партию, а партиям – включать в списки представителей других сил (с лета 2006 г.);

– новые правила бесплатного доступа к государственным СМИ;

– снижение порога явки граждан на региональные выборы до 20%;

– повышение заградительных барьеров на парламентских выборах;

– унификация сроков региональных выборов (дважды в год);

– запрет на агитацию «против всех» кандидатов и отмена графы «против всех» в бюллетенях.

В итоге комплекс нормативных новшеств поощряет втягивание политиков в сети «партии власти». Мотивы участия в «Единой России» выявлены П.В. Пановым: дополнительная поддержка на выборах, удешевление затрат на получение статуса, новые каналы влияния на органы власти; право региональных отделений приоритетно предлагать кандидатуру губернатора и др.

О.В. Попова полагает, что преимущество с 2005 г. получил единственный вариант развития – к партийной системе с одной доминирующей силой. Она обслуживает интересы власти, обеспечивает монопольный контроль над СМИ. Автономные от власти партии меняются от системной оппозиции к формальной, а радикальная их часть теряет право участия в выборах.

Рассмотрим потенциал влияния и изменения роли основных партий. Правящая и лояльные партии активно наращивают ресурсную базу. По сведениям Федеральной регистрационной службы, партия «Единая Россия» в 2008 г. достигла численности 1,7 млн чел., а «Справедливая Россия» - 300 тыс. чел. Напротив, неуклонно снижается численность оппозиционных и условно-лояльных партий. К июню 2008 г. КПРФ насчитывала 160 тыс. чел., ЛДПР – 86 тыс., СПС – 58,5 тыс., «Яблоко» - 58,5 тыс. чел. «Партия власти» вобрала в себя Российскую объединенную промышленную партию и Аграрную партию России.

«Справедливая Россия», тоже будучи продуктом электоральной инженерии, выполняет заказ на умеренно-условную левоцентристскую оппозицию. В её пользу работает эффект «новой, незапятнанной» силы, проверенный на опыте А.И. Лебедя, СПС и «Родины». Успехи «Справедливой России» на выборах мэров Самары и Ставрополя (2007 г.) показывают, что в обществе созрел запрос на левоцентристскую политику. Остаётся проблематичным, насколько «Справедливая Россия» устойчива и однородна, не повторит ли она участь «имитационных патриотов» - КРО и «Родины», насколько федеральная власть готова к раздвоению своих партийных ресурсов.

ЛДПР во многом сходна со «Справедливой Россией» в державной риторике, но экономически ориентирована на интересы предпринимателей. ЛДПР имеет широкую территориальную сеть, но её успехи лимитированы клиентельным характером организаций и харизматическим доверием лидеру. Возможен вариант административного ограничения успехов ЛДПР в пользу других лояльных партий.

Либеральная часть спектра представлена СПС, «Яблоком», с 2008 г. – «Правым делом». Идейно и организационно либеральные силы разобщены, не сумели пойти на компромиссы для интеграции ресурсов. Способны к прагматической поддержке «партии власти».

Из партий, имеющих шансы преодолеть заградительный барьер, сколь-нибудь последовательную оппозицию представляет КПРФ. В её пользу действует отлаженная сеть территориальных отделений, сохранение «идейного» сегмента избирателей, реальная, а не виртуальная артикуляция групповых интересов. Но КПРФ ограниченна в финансовых и кадровых ресурсах, не может предложить избирателям модернизированные лозунги. «Справедливая Россия», а отчасти – «Единая Россия» и ЛДПР, способны успешно конкурировать с коммунистами за их электорат.

Нельзя утверждать, что успех «Единой России» равномерен по регионам, а также обеспечен надолго. Протестное голосование, пусть в пользу квазиоппозиции («Справедливой России», ЛДПР, СПС), будет проявляться и дальше в силу объективного состояния общества. А возможности электоральной инженерии в рамках демократии близки к пределу.

В итоге можно полагать, что партии России остаются слабо институционализированными. По мнению М.В. Данилова, показателями этого процесса служат: представленность партии в органах власти; количество её членов; наличие региональной сети; итоги участия в национальных и региональных выборах. В странах консолидированной демократии партия считается институцинализированной, если она участвовала минимум в 3 циклах выборов. Причем партия должна действовать правовыми методами в конкурентной системе.

Партийная система РФ строится иначе. Большинство партий создано элитами «сверху вниз», а не на основе самоорганизованных инициатив. Партии строятся вокруг лидеров и их клиентел. Агрегация социально-групповых интересов после периода крайней партийной фрагментации (1990-х гг.) вновь переходит к доминирующим партиям, лояльным в отношении федеральных политических элит и корпоративного бизнеса. Партии тесно взаимосвязаны с клиентелами, встроены в неформальные сообщества. А.В. Понеделков и А.М. Старостин вводят для объяснения парадокса термин «элитократия», т.е. неформальную концентрацию власти и собственности в руках элитных групп. Они воздействуют на партийную сеть трояким образом: искажают структуру политических интересов граждан и их волеизъявление путем электоральной инженерии; партийная система (и без того не сформированная прочно) постоянно реорганизуется по краткосрочной выгоде; публичная партийная система не защищена от мощных теневых воздействий элит.

Данная система имитирует демократическую партийность, так как строится на основе неформальных персонифицированных обменов ресурсами. Ранее публичные противоречия и конфликты между партиями и иными акторами перемещаются внутрь доминирующей партии, но не исчезают. Внутрипартийные коалиции борются за посты в «партии власти», за контроль над бизнес-проектами и т.д. «Единая Россия» превратилась в новую «институциональную площадку», где развертывается борьба между элитными группами за ресурсы власти. Позитивный выход – в повышении роли парламентаризма, в формировании «снизу» институтов и отношений гражданского общества.

Итак, выявлены политические последствия партийной реформы 2000-х гг.: доминирование картельных партий, поглощение региональных партий всероссийскими, виртуализация партийных коммуникаций, преобладание государственно-корпоративного типа партогенеза. Сложилась вертикально интегрированная система с доминированием «партии власти» – «Единой России». В системе мотивов партийного структурирования обществ идеологические размежевания отходят на второй план, уступая место прагматическому позиционированию в отношении правящих элит. С этими тенденциями связан кризис оппозиционных партий «первого поколения»: КПРФ, РДП «Яблоко», социал-демократических партий. Анализ общественного мнения по итогам анкетных опросов подтверждает массовую поддержку центристского, либерально-консервативного тренда, национал-консервативных идеологем. Институционализация партий России будет демократической только на основе артикуляции и агрегации интересов самих граждан, а не насаждения выращенных в условиях административной поддержки картельных организаций.

Контрольные вопросы и задания

1.  Сравните сценарии партогенеза в 2–3 однотипных и 2–3 разнотипных партиях России.

2.  Почему партии и избирательные блоки России не имеют устойчивых политических ориентаций?

3.  Составьте сравнительную таблицу позиций партий и групп интересов по важнейшим политическим вопросам.

4.  Агрегируйте многообразие партий в ведущие политико-идеологические направления. Представьте итоги исследования в виде схем и статистических таблиц.

5.  Сравните влияние на партии, блоки различных факторов: идеологического, социокультурного, организационного, финансового. Как сочетается воздействие факторов и какой фактор преобладает?

6.  Проведите ролевую игру «Определение кандидатов от партии в депутаты Государственной думы РФ». Как будут меняться критерии отбора кандидатов в зависимости от обладания властью, ресурсов влияния и идеологии партии?

Рекомендуемая литература

Гельман В.Я. Политические партии в России: от конкуренции – к иерархии // Полис. 2008. № 5. С. 135–152.

Дюверже М. Политические партии. М., 2003.

Исаев Б.А. Партология. СПб., 2009. Ч. 2: Партийно-политические системы ведущих стран мира.

Коргунюк Ю.Г. Становление партийной системы в современной России. М., 2007.

Партии и выборы: хрестоматия / сост., ред. Н.В. Анохина, Е.Ю. Мелешкина: в 2 ч. М., 2004.

Политические партии, демократия и качество государственного управления / ред. и сост. А.Н. Кулик. М., 2010.

Политические партии и партийные системы в современном мире/ ред. и сост. А.Н. Кулик, Е.Ю. Мелешкина. М., 2006.

 

Библиографический список

1. Гаман-Голутвина О.В. Политико-финансовые кланы и политические партии как селекторат в процессах парламентского представительства современной России // Властные элиты современной России в процессе политической трансформации. Ростов н/Д. 2004.

2. Гаман-Голутвина О.В. Российские партии на выборах: картель «хватай-всех» // Полис. 2004. № 1.

3. Елисеев С.М. Политические партии и проблемы развития национального поля российской политики // Политэкс. 2006. Т.2, № 1.

4. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997.

5. Modern Political Parties / ed. by S. Newmann. New York, 1989.


 

3. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

3.1. Политические культуры России: социологический анализ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.041 с.)