Основой обеспечения безопасности движения поездов на станциях с путевым развитием является – маршрут, который гарантирует безопасность движения поезда (состава) по станции с путевым развитием.
Маршрут:
- пути, как без стрелок, так и со стрелками, установленными и запертыми в направлении предполагаемого следования подвижного состава;
- часть путевого развития станции со стрелками, установленными в направлении предполагаемого следования подвижного состава.
Началом маршрута является соответствующий светофор, имеющий разрешающее показание, а концом – элемент станции (призма тупикового упора, сигнальный знак «Граница станции», светофор и т.д.).
Передвижения подвижного состава по станции могут быть маршрутизированными и немаршрутизированными.
Маршрутизированные передвижения производятся по установленным маршрутам запертым и замкнутым по пути следования стрелкам, по разрешающему показанию светофора, ограждающего этот маршрут.
Немаршрутизированные передвижения производятся по установленным в соответствующее положение запертым, но незамкнутым в маршруте стрелкам, по пригласительному сигналу или согласно ПТЭ.
Запирание стрелки (запирание остряков стрелки) – это исключение возможности перемещения прижатого остряка внутри колеи после окончания перевода стрелки и получения контроля ее положения с помощью стрелочного электропривода. Замыкание стрелки в маршруте – это исключение возможности ее дистанционного перевода с аппарата управления.
При электрической централизации все поездные передвижения на станции маршрутизируются.
Маршрут называется основным, если поездные или маневровые передвижения по нему реализуются по кратчайшему расстоянию, с наибольшей скоростью и наименьшим количеством враждебных маршрутов. Основной маршрут задается нажатием двух кнопок: начала и конца маршрута.
Вариантные маршруты имеют одинаковые с основным маршрутом начало и конец, но их трасса отличается от основного положением стрелок, и они имеют большую протяженность. Вариантные маршруты задаются нажатием кнопки начала маршрута, вариантных кнопок и кнопки конца маршрута.
Враждебный маршрут это маршруты, в которые входят одни и те же пути или одни и те же стрелки, т.е. по таким маршрутам одновременное движение невозможно, например: маршрут приема на I главный станционный путь и маршрут подачи с 3 станционного пути на I главный станционный путь.
Процесс подготовки путевого развития станции для следования поезда или маневрового состава с проверкой условий безопасности движения называют заданием и установкой маршрута.
Задание маршрута это действия персонала на аппарате управления по подготовке задания маршрута, т.е. это процедура взаимодействия персонала с системой электрической централизации.
Установка маршрута включает перевод ходовых и охранных стрелок в требуемое положение, проверку свободности рельсовых цепей, входящих в маршрут, отсутствие установленных враждебных маршрутов, замыкание маршрута. После замыкания маршрута, на светофоре, ограждающем его, включается разрешающее показание, и подаются разрешающие частоты АЛС-АРС в рельсовые цепи, входящие в установленный маршрут. Установка маршрута, в нормальном режиме, реализуется устройствами электрической централизации без участия персонала.
Таким образом, при установке маршрута, до открытия светофора, разрешающего движение по устанавливаемому маршруту, исключается возможность перевода ходовых и охранных стрелок, входящих в маршрут, задание враждебных маршрутов обеспечивается замыканием данного маршрута. Такой порядок работы устройств ЭЦ гарантирует безопасность движения поездов.
В электрической централизации предусмотрены два вида замыкания маршрута:
- предмаршрутное замыкание, наступающее перед открытием светофора на разрешающее показание и отсутствии поезда (состава) на предмаршрутном участке т.е. перед светофором;
- полное замыкание, которое наступает при вступлении поезда (состава) на предмаршрутный участок при установленном маршруте или при задании маршрута.
Вид замыкания определяет порядок отмены и размыкания маршрута.
Размыкание маршрута – процесс обратный замыканию, т.е. необходимо вернуть стрелки в состояние, доступное для их перевода с аппарата управления и предоставить возможность задания маршрутов.
В процессе размыкания маршрута сначала нужно его отменить, т.е. перекрыть светофор на запрещающее показание, а затем произвести искусственное размыкание маршрута.
При необходимости перекрытия светофора полуавтоматического действия ДЦХ или ДСЦП обязаны дать машинисту указание остановиться и предупредить его по поездной радиосвязи, поездной диспетчерской или тоннельной связи о предстоящем перекрытии светофора. Перекрывать светофор разрешается только после получения подтверждения от машиниста о том, что предупреждение понято правильно (из пункта 8 общего положения ИДП).
При предмаршрутном замыкании для отмены и размыкания маршрута необходимо нажать кнопку ГОК (групповая отмена) и кнопку начала или конца маршрута, в этот момент произойдет перекрытие светофора и размыкание маршрута, т.е. замыкающее реле встанет под ток.
При полном замыкании для отмены и размыкания маршрута необходимо нажать кнопки «ГОК» и «ОМО» (отмена маршрутов общая) и кнопку начала или конца маршрута, в этот момент произойдет перекрытие светофора, далее необходимо нажать кнопки «ОИРК» (общее искусственное размыкание) и кнопку (кнопки) «ИРК» (замыкающее реле) для искусственного размыкания маршрута.
Принятый порядок отмены и размыкания окончательного замкнутого маршрута исключает ошибочные ДСЦП и снижает угрозу безопасности движения поездов.
При проследовании поезда по маршруту обеспечивается его автоматическое размыкание; при этом проверяется фактическое проследование поезда по маршруту регистрацией последовательного занятия и освобождения изолированных участков (секций), входящих в маршрут.
Такой порядок контроля проследования поезда по маршруту исключает его преждевременное размыкание при кратковременной ложной занятости секций, кратковременной потере шунта, переключения фидеров питания при «посадке» напряжения и других ситуациях.
В электрической централизации предусмотрены два вида автоматического размыкания маршрутов: маршрутное и секционное (по частям).
Маршрутное размыкание наступает после проследования поезда по всему маршруту.
Если маршрут состоит из нескольких частей, то предусматривается его секционное размыкание: после проследования поездом каждой части маршрута она размыкается, при этом последующие части маршрута остаются замкнутыми и размыкаются по мере их освобождения (использования) поездом. Секционное размыкание маршрута применяют для увеличения пропускной способности.
Если при проследовании поезда не произошло автоматическое размыкание маршрута, то производится искусственное размыкание.