На линиях, где основным средством сигнализации является автоблокировка с автостопами и защитными участками, система АЛС-АРС является дополнительным средством сигнализации. В этом случае она не дополняется ДАУ-АРС и работает в режиме одночастотного кодового сигнала. На таких линиях приоритетными являются показания светофоров автоблокировки, и они подлежат безусловному выполнению.
Разрешающее показание на светофоре автоблокировки разрешает движение поезду со скоростью согласно сигнальному показанию АЛС-АРС, причем при желто-зеленом показании на светофоре в рельсовые цепи перед этим светофором подается кодовый сигнал, разрешающий движение со скоростью 60 км/час, а при желтом показании на светофоре – 40 км/час.
Запрещающее показание на светофоре требует остановки или запрещает начало движения независимо от сигнального показания АЛС-АРС. При этом возможны следующие случаи:
- на светофоре горит красный огонь, что указывает на занятость защитного участка, расположенного за светофором; на пульте машиниста высвечивается сигнальное показание «0»;
- на светофоре горят один красный и один желтый огни, что указывает на свободность защитного участка, расположенного за светофором; при этом, в зависимости от соотношения длин защитного участка и блок-участка АЛС-АРС, на пульте машиниста будет гореть сигнальное показание «0», если длина блок-участка АЛС-АРС больше длины защитного участка, и разрешающее цифровое сигнальное показание, если длина блок-участка АЛС-АРС равна длине защитного участка. В этом случае проследование светофора с запрещающим показанием допускается в порядке, установленном ПТЭ метрополитенов.
При запрещающем показании светофора полуавтоматического действия (т.е. при незаданном маршруте) рельсовая цепь перед светофором и рельсовые цепи, входящие в данный маршрут не кодируются (т.е. на пульте машиниста включено сигнальное показание «ОЧ»).
На линиях, где основным средством сигнализации является АЛС-АРС, при перегорании лампы разрешающего показания на светофоре полуавтоматического действия выдача кодовых сигналов в рельсовые цепи перед светофором осуществляется в обычном порядке. Создается предпосылка для проследования такого светофора без остановки по разрешающему сигнальному показанию АЛС-АРС. В этом случае о перегорании лампы синего огня необходимо предупреждать машинистов поездов, так как проследование светофора полуавтоматического действия осуществляется согласно ПТЭ.
Электрическая централизация (ЭЦ)
Общие сведения ЭЦ
Электрическая централизация – это автоматизированная система централизованного управления стрелками и сигналами станции при помощи электрической энергии, обеспечивающая взаимное замыкание стрелок и сигналов.
Устройства ЭЦ не должны допускать:
- открытия светофора, ограждающего данный маршрут, если стрелки, включая охранные поставлены не по маршруту, а светофоры враждебных маршрутов не закрыты;
- перевода входящей в маршрут стрелки или открытие светофора враждебного маршрута при открытом светофоре, ограждающем данный маршрут;
- открытие светофора при маршруте установленном на занятый путь;
- перевода стрелки под подвижным составом.
Устройства ЭЦ должны обеспечивать:
- взаимное замыкание стрелок и сигналов;
- контроль взреза стрелки с одновременным перекрытием светофора, ограждающего данный маршрут;
- контроль занятости путей и стрелок на аппарате управления;
- дистанционный перевод стрелок и постоянный электрический контроль их положения;
- проверку условий безопасного проследования поезда (состава) по маршруту и замыкания установленного маршрута;
- дистанционное включение на светофоре, ограждающем установленный маршрут, разрешающего показания и выдачу разрешающих сигнальных частот в рельсовые цепи, входящие в установленный маршрут;
- автоматическое размыкание маршрута после проследования поезда (состава);
- контроль состояния устройств электрической централизации и поездного положения на пульт-табло.
Электрическая централизация включает станционные и напольные устройства (объекты). Станционные устройства электрической централизации размещают в служебных помещениях станции: в релейной и на посту централизации. Напольные устройства размещаются в зоне путевого развития станции. К напольным устройствам относятся светофоры, стрелочные электроприводы и рельсовые цепи.
В электрической централизации для управления стрелками и сигналами применяется, в основном, дистанционное (прямопроводное) управление, при котором каждый управляемый объект связан с аппаратурой управления индивидуальными линейными цепями (линейными проводами).
Устройства электропитания
|
Стрелочные электроприводы
|
Рис.34. Структурная схема МРЦ
Телемеханическое (кодовое) управление, применяемое для управления удаленными объектами (устройствами), в электрической централизации метрополитена, практически, не встречается.
Дистанционное управление может быть раздельным (индивидуальным) и маршрутным.
При раздельном управлении напольные объекты управляются индивидуальными кнопками (рукоятками) с аппарата управления ЭЦ.
При маршрутном управлении все стрелки, входящие в маршрут, переводятся автоматически после нажатия кнопок начала и конца маршрута, а после проверки всех зависимостей (условий безопасности) и замыкания маршрута происходит открытие светофора на разрешающее показание
Таблица 2. Алгоритм работы МРЦ
Электрическая централизация, в которой применяется маршрутное управление стрелками и сигналами, а все зависимости реализуются с помощью реле, называется маршрутно-релейной централизацией (МРЦ).
МРЦ включает аппараты управления и контроля (пульт-табло, АРМ ДСЦП), реле наборной группы, реле исполнительной группы, аппаратуру управления и контроля, устройства электропитания и напольные объекты.
На аппарате управления имеется вся информация о состоянии устройств ЭЦ и поездном положении в режиме реального времени.
Процедура задания маршрута начинается с нажатия кнопок начала и конца маршрута. Реле наборной группы, определив трассу маршрута, выдают команды на перевод стрелок, входящих в маршрут, в требуемое положение. После перевода стрелок и получения контроля их положения реле исполнительной группы, проверив все условия безопасного проследования поезда по устанавливаемому маршруту замыкают его и на светофоре включается разрешающее показание и подаются разрешающие частоты АЛС-АРС.
При проследовании поезда по маршруту происходит его автоматическое размыкание.