Аппараты управления и контроля предназначены для управления стрелками, сигналами и другими устройствами (объектами), контроля состояния управляемых объектов, отображения поездного положения на станциях, оборудованных электрической централизацией. Они устанавливаются в помещении ДСЦП (на посту централизации).
На Московском метрополитене применяется несколько типов аппаратов управления и контроля:
- унифицированные пульт-табло (УП -1, УП-2);
- пульты табло наклонные с табло из блочных элементов (типа ППНБ);
- пульты-манипуляторы и выносные табло (в электрических централизациях депо);
- автоматизированное рабочее место ДСЦП (АРМ ДСЦП).
В общем случае аппараты управления содержат пульты, предназначенные для размещения на них органов управления (кнопок, рукояток), и табло, предназначенные для отображения информации. На табло размещаются различные элементы световой индикации: световая схема станции, которая составляется из световых ячеек, повторители светофоров, лампочки, светодиоды.
Органы управления располагаются как на световой схеме станции, так и на свободных местах пульт-табло.
Маршрутно-сигнальные кнопки располагаются на табло в соответствии с путевым развитием станции в начале и конце маршрутов.
В основном применяются двухпозиционные кнопки с фиксацией или без фиксации нажатого положения, пломбируемые и непломбируемые.
На пульт-табло устанавливаются следующие кнопки:
1) непломбируемые кнопки:
- маршрутно-сигнальные («КНР»);
- «плюс» и «минус» (индивидуального перевода стрелок);
- установки автоматических режимов;
- «ГОК» (групповая отмена, К – кнопка);
- «расход тока» (включает амперметр для контроля расхода тока стрелочного электропривода);
- контроль положения стрелок (включает световую индикацию на табло указывающее на фактическое положение всех стрелок);
- «отключения пульт-табло»;
- «выключения стрелочного звонка»;
- «отмена резерва» (отмены резерва стрелок);
2) пломбируемые кнопки:
- «резерв стрелки №..» (включения резервного комплекта стрелок);
- выключения контрольного звонка батареи;
- «выключения оповестительной сигнализации»;
- «включение» (макет стрелки);- «плюс» и «минус» (макет стрелки);
- «выбор стрелки №..» (макет стрелки);
- «размыкания курбеля»;
- пригласительных сигналов;
- «КВ» (выключение стрелки);- «ВКС» (выключение контроля секции);
- «ОМОК» (отмена маршрутов общая, К – кнопка);
- «ОИРК» (общее искусственное размыкание, К – кнопка);
- «ИРК» (искусственное размыкание, К – кнопка);
- «ВКГУ» (В – выключение); - «АВ»; - «ВН» (включение направления);
- «ВС» – включение (включения, отключения автоблокировки).
Пломбируемые кнопки могут заменяться кнопками-счетчиками (рис.35) в обозначении которых добавляются буквы КС (например – ОМО КС).
А) Б)
Рис.35. Кнопка-счетчик
А) – тип УПСЧ (электронный); Б) – механический.
В зависимости от типа пульт-табло сбоку или на лицевой (передней) панели устанавливается ключ-жезл (рис.36) для перевода станции на диспетчерское (ДУ) или местное управление (МУ). При местном управлении ключ-жезл находится в вертикальном положении, для перехода на диспетчерское управление он поворачивается по часовой стрелке на 900.
Если на станции применяют пульт-табло и АРМ ДСЦП то для перехода с пульт-табло на АРМ ДСЦП устанавливают тумблер (рис.37), а на станциях, где установлен, только АРМ ДСЦП тумблер предназначен для перевода станции на ДУ или МУ.
Рис.36. Ключ-жезл Рис.37. Тумблер
Состояние устройств электрической централизации на пульт-табло контролируется следующим образом:
Рельсовые цепи:
- темная ячейка – рельсовая цепь свободна и исправна;
- ячейка светится зеленым цветом – рельсовая цепь свободна, исправна и входит в установленный маршрут;
- ячейка светится белым цветом – рельсовая цепь занята подвижным составом или неисправна.
Стрелки:
- горит зеленая лампа – стрелка находится в плюсовом положении;
- горит желтая лампа – стрелка находится в минусом положении;
- горит красная лампа – контроль положения стрелки отсутствует, при этом может быть следующая индикация:
а) свечение красной лампы ровным светом указывает, что стрелка переводится;
б) красная лампа горит ровным светом и звонит стрелочный контрольный звонок – стрелка работает на «фрикцию»;
в) красная лампа мигает и звенит стрелочный контрольный звонок – стрелка «потеряла» контроль положения.
Светофоры:
- на светофоре горит красный огонь – повторитель светофора погашен;
- на светофоре перегорела лампа красного огня – на повторителе мигает лампа наиболее разрешающего показания этого светофора;
- на сигнале опасности (ОП) перегорела лампа красного огня – на повторителе мигает красная лампа;
- на светофоре горит разрешающее показание – на повторителе светофора на пульт-табло ровным светом горит такое же показание;
- на светофоре перегорела лампа разрешающего показания – на повторителе светофора гаснет соответствующее показание и начинает мигать лампа наиболее разрешающего показания этого светофора;
- на светофоре включен пригласительный сигнал – на повторителе светофора ровным светом загорается белая лампа.
Задание маршрута:
- при нажатии маршрутно-сигнальных кнопок белые лампы у этих кнопок начинают мигать;
- после установки и замыкания маршрута белые лампы у маршрутных кнопок загораются ровным светом;
- после размыкания или отмены маршрута лампы гаснут;
- после установки и замыкания маршрута на пульт-табло высвечивается зеленая полоса, соответствующая трассе установленного маршрута.
Контроль состояния замыкающих реле:
- белые лампы на пульт-табло горят ровным светом – маршрут не замкнут;
- при задании и замыкании маршрута соответствующие белые лампы гаснут;
- после размыкания маршрута белые лампы загораются вновь.
Замыкание курбеля лампа горит зеленым светом когда курбель заблокирован в курбельном аппарате при изъятии (отсутствии) курбеля лампа погашена.
Установка автоматических режимов:
- при установке автоматического режима соответствующая лампа у кнопки загорается ровным светом;
- при отмене авторежима лампа гаснет.
Отмена маршрута:
- при нажатии кнопки «ГОК» красная лампа у этой кнопки мигает, пока мигает лампа у кнопки «ГОК» нельзя вновь задать ни один маршрут, ни один авторежим;
- при нажатии кнопки «ОМОК» красная лампа у этой кнопки горит ровным светом.
Обе лампы гаснут после отмены маршрута.
Включение резервного комплекта:
- при включении резервного комплекта для управления соответствующей стрелкой над кнопкой с номером этой стрелки ровным светом загорается красная лампа;
- при отмене резервного управления красная лампа гаснет.
Макет стрелки:
- лампа «МИЛ» (макет исключение, Л – лампа) или «Разрешение включения» горит ровным зеленым светом, означает что стрелок на макете нет;
- лампа «Включение» горит ровным красным светом (после нажатия кнопки «Включения макета»), означает о подготовки включения макета;
- лампа зеленого цвета (под знаком «плюс») горит ровным светом, означает о выборе «плюсового» положения стрелки устанавливаемой на макет;
- лампа желтого цвета (под знаком «минус») горит ровным светом, означает о выборе «минусового» положения стрелки устанавливаемой на макет;
- лампа красного цвета (под надписью «Выбор») горит ровным светом, означает выбор стрелки устанавливаемой на макет.
Прочие лампы:
- «КНБ» (контроль напряжения батареи) горит мигающим красным светом (звонит звонок) – напряжение батареи снизилось до минимального значения.
- «Форсированный заряд» («ФЗ») горит мигающим красным светом – напряжение на батареи снизилось и включен режим форсированного (усиленного) заряда.
- «Генератор АРС» горит мигающим красным светом – неисправен один из генераторов частот АРС.
- «ОКО» (общий контроль огней) горит ровным белым светом – произошло погасание огня (разрешающего или запрещающего) на светофоре;
- «КНИ» (контроль наличия импульса) горит мигающим белым светом – неисправен (только) основной комплект САО, горит ровным белым светом – неисправен основной и резервный комплекты САО;
- «КО» (красный огонь) горит ровным красным светом при наличии красного огня на светофоре (при отсутствии красного огня на светофоре – лампа на пульт-табло погашена).
Пульты и табло могут быть выполнены в виде отдельных устройств, а могут быть совмещены в единую конструкцию, называемую пульт-табло.