Методика обучения математике младших школьников с тнр как наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения математике младших школьников с тнр как наука.



Билеты по математике

Билет 1

Методика обучения математике младших школьников с ТНР как наука.

МОМ-это наука о математике, как учебном предмете, и закономерностях процесса обучения математике школьников различных возрастных групп и особенностей. (наука о том, как рассказывать детям о математике..)

Предмет МОМ- содержание, цели, задачи обучения математике, методы, средства и особенности организации обучения.

Цели начального обучения математике:

1)общеобразовательные (определяют объем знаний умений и навыков в соответствии с программной)

2)воспитательные (воспитывать коллективизм, усидчивость)

3)развивающие (память, внимание, мышление)

4) практические (применение знаний на практике)

5)коррекционные(развитие лексико-грам строя речи)

Принципы МОМ:

1.Современность научно-идейного содержания математического образования.

2.Включение в содержание обучения нестандартных, творческих видов деятельности, способных преодолеть сниженную мотивацию школьников с ТНР.

3.Активизация обучения (требование-не сообщать готовых знаний детям, а поощрять поиск их научных мыслей, умения и навыки поиска).

4.Сознательность обучения (понимание изучаемого теоретического материала всеми, осмысленное выполнение математических операций, способность применять изученное в других условиях).

5.Обучение на оптимально высокой степени трудности.

6.Точность усвоения математических знаний, умений, навыков (многократное решение задач).

7.Обязательное развитие математического мышления, математической культуры, выявление математических талантов.

8.Воспитывающий и развивающий характер обучения математике.

+общедидактические принципы.

Билет 2

Связь методики преподавания математики с другими науками.

МОМ тесно связана с другими науками (общая педагогика-методы, принципы, формы обучения, возрастная и общая психология-кризисы в-та,самооценка,самоопределение, спец педагогика-психо-физ,речевое р-тие, специальная психология-особенности эмоц-вол сферы, личности детей с ТНР, общая методика обучения математики)

Методика обучения математике имеет много общего и с методиками обучения другим предметам. Все они вместе решают общеобразовательные, воспитательные и практические задачи обучения младших школьников.

Билет 3

Билет 4

 Группа наглядных методов обучения математике и особенности их реализации в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

К наглядным методам относятся: демонстрация объектов, наблюдение, рассматривание таблиц, моделей и показ образца.

Требования к показу:

1.Показ выполняется поэтапно.

2.

3.

Наглядный материал может быть демонстрационным и раздаточным.

Роль наглядного материала- сменить обстановку, чтобы было не скучно.

Следует учитывать правила пользования наглядным материалом.

 

 

Билет 5.

  Группа словесных методов обучения математике и особенности их реализации для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, пояснение, словесно-дидактические игры.

Рассказ-это устное повествовательное изложение учебного материала. Требования: логика изложения, доступный язык, использование математических терминов.

Объяснение- истолкование математических закономерностей, свойств объектов, математических объектов и т.д. Требования: объяснять суть проблемы, а не вторичные фаты, последовательность изложения, яркие примеры, логичность, завершенность и др.

Беседа-диалогический метод обучения, при котором учитель с помощью тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.

Вопросы могут быть репродуктивно-познавательными и продуктивно-познавательными. Требования: вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными.

 

Билет 6.

 Группа практических методов обучения математике и особенности их реализации в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Практические методы (дети выполняют действия, которые состоят из ряда операций (счет, пример, задача).

-упражнения-это многократное повторение умственных или практических действий с целью повышения его качества.

Упражнения бывают устные, письменные, графические.

Также упражнения могут быть воспроизводящими, тренировочными, комментированными.

-лаб.работы.

 

Билет 7.

Билет 8.

Билет 9.

Задачи и содержание курса математики в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

· Математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.)

· Освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий

· Развитие интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

· Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.)

· Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы)

· Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения)

Дополнительные задачи реализации содержания программы по математике у детей с ТНР:

1) Формирование прочных навыков счёта, решения арифметических задач

2) Развитие психических процессов и речи

3) Коррекция имеющихся нарушений в развитии

4) Воспитание необходимых качеств ребёнка

5) Развитие сенсорно-перцептивных функций

6) Развитие внимания, памяти, восприятия, логических операций сравнения, классификации, умозаключения

7) Формирование и закрепление в речи абстрактных, отвлечённых, обобщающих процессов

8) Развитие процесса символизации, понимания и употребления сложных логика-грамматических конструкций

Главное содержание программы обучения соответствует содержанию программы обучения математике школьников с нормальным развитием. В речевой школе педагог осуществляет коррекционную направленность обучения математике за счёт выбора различных методических путей, приёмов изложения учебного материала, позволяющих активизировать познавательную деятельность, успешно применять приобретённые знания. Их отбор проводится с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей детей и уровня их речевого развития. Важным разделом изучения математики является развитие пространственных представлений (ориентировка на странице тетради/учебника, на доске, в окружающей обстановке).

При этом развитие пространственных представлений идёт в тесной связи с изучением числе и арифметических действий.

Ещё один важный раздел – формирование геометрических представлений. Формирование математических понятий, которое закрепляется не только на уроке математики, а при любой имеющейся возможности, также является необходимым. Школьникам с ТНР важно выработать навыки автоматизированных устных вычислений. Педагог в речевой школе должен уделять большое внимание обучению приёмам письменных вычислений. Также важно обучить детей способам измерения различных величин. Программой предусмотрено создание условий для развития у детей обобщения и абстракции, формирования понятий, изучения буквенной и цифровой символики. Обучение математике детей с ТНР связано с уроками развития речи и уроками произношения.

В соответствии с примерной программой по математике, созданной с учётом требований ФГОС НОО, разработана предметная линия учебников «Математика» авторского коллектива М.И. Моро для начальных классов общеобразовательной школы, входящих в УМК «Школа России».

В основе построения курса лежит авторская концепция наиболее полного использования специфики учебного предмета «Математика» для интеллектуального развития личности, которая предполагает большие возможности как в формировании особого способа мышления (логического, алгоритмического), так и в освоении детьми универсального языка описания многочисленных явлений и процессов окружающего мира.

Начальный курс математики интегрирован – содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал. Поэтому каждый урок построен так, чтобы максимально адекватно подать информацию такого объёма и содержания.

Уроки строятся на принципах деятельностного обучения и включают практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм само и взаимопроверки. Адаптация программы по математике для детей с ТНР заключается в необходимости решения коррекционных задач с учётом специфики речевого дефекта обучающегося, что может выражаться в особенностях планирования уроков, особых соотношениях методов и приёмов обучения, в структуре и содержании уроков.

Билет 10.

Билет 11.

Виды уроков математики и их структура. Требования к уроку математики в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме: традиционный (урок), нетрадиционный (урок-игра, путешествие, урок-экскурсия, урок-самоуправление).

Урок – это основная форма обучения логически законченный целостный отрезок учебно-воспитательного процесса. Количество уроков определяется учебным планом, содержание – государственным стандартном и школьными программами.

Типы уроков математики в начальной школе:

· Урок по ознакомлению с новым материалом

· Урок по закреплению изучаемого материала

· Урок проверки и оценки

· Урок систематизации и обобщения изучаемого материала

· Комбинированный урок

Иногда выделяют урок-рефлексию, урок-экскурсию и др.

Урок-экскурсия – это форма организации учебных занятий, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, при выполнении действий в окружающей действительности. Основная особенность математических экскурсия – концентрация внимания на математических фактах.

Основными элементами структуры каждого урока, разработанного в учебнике являются: постановка учебно-познавательной цели урока, учебный материал в форме специально подобранных заданий, выполняя которые учащиеся подходят к самостоятельному (или частично самостоятельному) получению новых результатов (чисел, свойств, отношений, способов действий).

· Задания для первичного закрепления нового материала, предполагающие сначала проговаривание вслух новых терминов, свойств, алгоритмов, способов действий и одновременную математическую запись по новому материалу (выполнение задания с комментированием), а затем и самостоятельное выполнение предложенных заданий

· Учебный материал для повторения и закрепления ранее изученного, а в отдельных случаях задания, направленные на достаточно длительную подготовку учащихся к введению нового материала

· Учебный материл для проведения учащимися действий самоконтроля и самооценки

План урока включает: название темы урока, перечисление целей, планируемые результаты, ход урока.

Ход урока:

1) Организационный момент

2) Актуализация знаний

3) Самоопределение к деятельности

4) Работа по теме урока

5) Физминутка

6) Закрепление изученного материала

7) Рефлексия

8) Подведение итогов

9) Домашнее задание

Требования??

Билет 12.

Билет 13.

Билет 14.

Билет 15.

 Методика изучения длины и единиц ее измерения в начальной школе.

Длина рассматривается как свойство предметов иметь линейную протяжённость – это первая из вводимых в школе величин.

1) Подготовительный этап: выявление и уточнение представлений о длине

· Сравнение парных понятий (низкий-высокий)

· Сравнение предметов по длине на глаз или с помощью положения и приложения

2) Введение длины как свойства реальных предметов

3) Сравнение предметов по длине

· Непосредственное (визуально с помощью наложения, приложения)

· Классификация

· Опосредованное сравнение предметов по длине – сначала используется посредник (полоска бумаги в 1 дм, веревка в 1 м), затем произвольные мерки (карандаш, счётные палочки). Детям с речевыми нарушениями особенно важна речевая регуляция действий и правильное оформление фразы.

4) Введение отрезка, сравнение отрезков по длине

5) Знакомство с первой единицей измерения длины – «см»

· Изготовление модели см

· Практические работы по измерению отрезков с помощью моделей см

Далее учащиеся знакомятся с обычной линейкой и учатся её пользоваться. Важно обратить внимание на правильность установки линейки.

6) Знакомство с «дм»

· Задания на нахождение длины в дм

· Установление соотношения между дм и см

· Преобразование простых и составных именованных числе, их сравнение, сложение и вычитание

7) Знакомство с «мм»

8) Знакомство с «м»

· Измерение с помощью модели метра, с помощью рулетки, складного метра

9) Знакомство с «км»

· Попросить детей найти сведения о расстояниях между городами

10) Обобщение знаний о длине (санти – 100, кило, милли – 1000, деци – 10)

Билет 16.

Билет 17.

Билет 18.

  Методика изучения времени и единиц его измерения в начальной школе.

1 Подготовительный этап

2 Знакомство со временем как с величиной

3 Определение времени по часам

4 Знакомство с часам и минутной.

Упражнение на сравнение, на определении времени по часам.

5 Знакомство с годами и месяцами

6 Знакомство с сутками

7 Обобщение знаний о единицах времени

8 Знакомство с секундой, веком

9 Составление таблицы единиц времени

Билет 19.

Формирование измерительных навыков у обучающихся с ТНР в начальной школе.

Билет 20.

  Методика изучения нумерации чисел первого десятка.

1) подготовительный этап рассматривает вопросы:

· Счёт предметов

· Больше, меньше, столько же

· Порядковые отношения «перед», «между», «за»

При изучении нумерации чисел первого десятка дети усваивают следующие ЗУН:

· Последовательность чисел

· Ведение счёта

· Образование каждого числа

· Сравнение любых двух чисел

· Восприятие на слух простейших задач

· Аккуратная, правильная запись чисел

Этапы изучения чисел первого десятка:

1) Образование числа

2) Его запись с помощью цифры

3) Сравнение нового числа с предыдущим

4) Его место в последовательности натуральных чисел

5) Состав числа

После обучения записи числа с помощью цифр изучается его состав на материале наглядности.

Для образования чисел используются упражнения:

1) Присчитывание и отсчитывание по одному

2) Образование числовых последовательностей

3) Решение задач с помощью иллюстраций

4) Знакомство с печатной и письменной цифрой

5) Сравнение чисел

6) Развитие математических способностей

 

Билет 21.

Билет 22.

Билет 23.

  Формирование устных и письменных вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах 20 с переходов через десяток.

Для освоения этих приемов школьнику необходимо знать нумерацию в пределах 10, знать приемы сложения и вычитания в пределах 10, при этом сложение и вычитание изучаются параллельно и сопоставляются друг с другом.

Примеры заданий:

Сложение и вычитание в пределах 10.

Сложение и вычитание с переходом через первый десяток.

Приемы работ:

1.Разложить уменьшаемое и вычитаемое на десятки и единицы и вычитать десятки из десятков, а единицы из единиц.

2.Разложить вычитаемое на десяток и единицы, вычитать из уменьшаемого десятки, а из полученного числа единицы.

3.Сложение и вычитание с переходом через десяток: уменьшаемое разложить на десяток и единицы.

-вычитаемое разложить на 2 числа

-вычесть единицы

-вычесть из десятка оставшееся число единиц.

 

Билет 24.

Билет 25.

Билет 26.

Билет 27.

Билет 28.

Билет 29.

Билет 30.

Билет 31.

Билет 32.

Билет 33.

Билет 34.

  Виды работы с задачей после ее решения.

После прохождения основных этапов решения задачи (1) изучение текста задачи и его анализ

2) выделение связей между данными и искомыми 3) поиск способа решения и составления его плана: явный и неявный 4) осуществление плана решения и ответ на вопрос 5) проверка решения задач 6) анализ решения и полученных результатов) переходят к:

Творческой работе над задачей

· Исследование условий задачи с изменением данных

· Составить другую задачу по вопросу исходной

· Составить задачу с другим сюжетом

· Изменить требование в задаче

· Задать всевозможные вопросы

 

Билет 35.

Виды упражнений по самостоятельному составлению и преобразованию задач обучающимися с ТНР.

Типы заданий:

· По аналогии

· По краткой записи условия

· По рисунку

· По схеме

· По чертежу

· По таблице

· По формулам

· По действиям

· Задачу указанного типа или вида

Алгоритм:

· Разграничение данных и искомых

· Запись математического выражения, добавление к нему объектов или единиц измерения

· Решение задачи

Билет 36.

Билет 37.

Билет 38.

Виды задач с геометрическим содержанием в начальной школе.

Виды задач с геометрическим материалом:

1) На составление фигур из счётных палочек/из бумаги/на рисунке

2) На деление фигур на заданные (найти отрезок, который делит фигуры, показать этот отрезок)

3) На распознавание геометрических фигур

4) На нахождение суммы длин сторон многоугольника

5) На построение фигур с делением на отрезки

 

Билет 39.

Билеты по математике

Билет 1

Методика обучения математике младших школьников с ТНР как наука.

МОМ-это наука о математике, как учебном предмете, и закономерностях процесса обучения математике школьников различных возрастных групп и особенностей. (наука о том, как рассказывать детям о математике..)

Предмет МОМ- содержание, цели, задачи обучения математике, методы, средства и особенности организации обучения.

Цели начального обучения математике:

1)общеобразовательные (определяют объем знаний умений и навыков в соответствии с программной)

2)воспитательные (воспитывать коллективизм, усидчивость)

3)развивающие (память, внимание, мышление)

4) практические (применение знаний на практике)

5)коррекционные(развитие лексико-грам строя речи)

Принципы МОМ:

1.Современность научно-идейного содержания математического образования.

2.Включение в содержание обучения нестандартных, творческих видов деятельности, способных преодолеть сниженную мотивацию школьников с ТНР.

3.Активизация обучения (требование-не сообщать готовых знаний детям, а поощрять поиск их научных мыслей, умения и навыки поиска).

4.Сознательность обучения (понимание изучаемого теоретического материала всеми, осмысленное выполнение математических операций, способность применять изученное в других условиях).

5.Обучение на оптимально высокой степени трудности.

6.Точность усвоения математических знаний, умений, навыков (многократное решение задач).

7.Обязательное развитие математического мышления, математической культуры, выявление математических талантов.

8.Воспитывающий и развивающий характер обучения математике.

+общедидактические принципы.

Билет 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 944; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.12 с.)