Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство Бургундии и Нидерландов 15в – нач.16в. Архитектура.

Поиск

В зодчестве Италия наиболее ярко отличается от других стран Европы. В 15 в руководящ роль в иск-ве принадлеж городам. Иск-во стало работать на город и его потребности, его правителей.

Нидерланды тогда были представлены: вся Голландия, больш города Фландрия, Бробанд, Антвертен, Брюссель. Германские Нидерланды были самыми гл выразителями худ дв-я. Ознаменовали собой 15 в.

Зодчество похоже на старый дуб, кот растет в ширину, некот его ветви отмирают, а весь он увит вьющимися растениями.

Здесь готика пережила саму себя. Система наружных контрфорсов утратилась. Стрельчатая арка видоизменилась, довольно часто уступая место плоским формам. Крестовые сводывсе решительнее заменялись звездообразными и сетчатыми. Пучков столб чаще перех в ребра свода непрерывными капителями. Иногда снова уступ место строгим круглым или 8-мигран столбам.

Педантизм готики 14 в, в 15 был утрачен. Своб созданиями фантазии архитектора. * Самым величественным собором 15 в считается Антвертенский собор – это еще готика, но готика «свободная». Это образец того во что постепенно превратилась готика. * Собор Сен-Мишель Э-Гюдюль в Брюсселе. * Собор Св Бавонав Гетте.* Собор Св. Рамбольда в Мехелене. *Соб Св Вальтруды в Монсе. * Соб. Св Петра в Лёвене.Эти пам-ки – ярк свид-ко того, как гот 14в станов атхит 15в, со своб фантазией архит-ра, с неповторим, авторитет без соблюд-я конона и формальностей. Гражданск архитект еще примыкает в церковной (*фасад ратуши в Брюгге). Позд эта архит преобразилась. Ратуша в Левене уже не похожа на брюггенск. Окна уже не тянуться ч-з все этажи, а распол в границах каждого из 3-х эт. с 10 окнами, расчлененными палестрами. Нагроможд великолеп фасада скрашив последовательностью архитектуры.

Бургундия. Поздн готика, кот прояв как правило в светск арх-ре(госпиталь в Боне).Особ красив его двор с деревян галереей и слухов окна покр выст вперед деревянный фронтон.

Искусство Нидерландов 16 века Истоки нового, реал. в своей основе искусства Нид. и Фр. следует искать на рубеже 14 и15 вв. в Бургундии, центре придворно-рыцарского позднег. искусства. В пр-х живописцев Малуэля, Бельшоза, Брудерлама, скульптора Клауса Слютера, в миниатюрах братьев Лимбург заметны стремление к созданию целост.картины мира, интерес и пристальное внимание к красоте и многообразию прир. окружения человека, к индив. хар-ке полных жизненных сил образов; новая реал.форма (эмпир.попытки передачи пространств. глубины, интерес к световой насыщенности цвета, к верному натуре изоб-ю пластического объёма) придавала старым, во многом ещё средневековым идеям новое жизненное содержание. 15 в. был временем интенсивного форм-я нац. европ. худ. школ, искусство которых, при всём их местном своеобразии, объединяли обращение к реальному миру как источнику худ.образов, к раскрытию индив. черт личности, пристальное наблюдение природы и любование её красотой. Нид. шк.живописи 15 в. (алтарные картины, портреты, миниатюры), новаторски переработавшая дух. и худ. традиции средневековой культуры, была важнейшей среди североевропейских школ: она отмечена интересом к человеку и природе, пантеистическим восприятием мира, вниманием к ценности и неповторимости каждой детали и каждого явления, слитых с одух. миром и таящих в себе глубокий символ. смысл (работы Р. Кампена, крупнейшего мастера этой школы Я. ван Эйка, Д. Баутса. Хуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, X. Мемлинга и др.). На рубеже 15 и16 вв. X. Босх создавал сатирико-морализирующие картины, в которых обращался к наследию ср. культуры. В 16 в. из Ит. и Фр. в ар-у Нид. проникли класс. принципы Воз-я, не получившие, однако, преобл. развития. Под влиянием гуман.идей и реформац.движений 16 в. религ. картина утрачивала своё ведущее значение, получали развитие светские жанры: портрет (А. Мор), пейзаж (И. Патинир), бытовой жанр (Лука Лейденский). Эклектическому течению романизма, подражавшему худ. приёмам ит.ис-ва, противост. ис-во, основ. на нац. трад-х, широко отражавшее жизнь народа и соц.против-я эпохи. (П. Брейгель).

 

Иск-во стало работать на город и его потребности, его правителей. Нидерланды тогда были представлены: вся Голландия, больш города Фландрия, Бробанд, Антвертен, Брюссель. Германские Нидерланды были самыми гл выразителями худ дв-я. Ознаменовали собой 15 в. Зодчество похоже на старый дуб, кот растет в ширину, некот его ветви отмирают, а весь он увит вьющимися растениями. Здесь готика пережила саму себя. Система наружных контрфорсов утратилась. Стрельчатая арка видоизменилась, довольно часто уступая место плоским формам. Крестовые сводывсе решительнее заменялись звездообразными и сетчатыми. Пучков столб чаще перех в ребра свода непрерывными капителями. Иногда снова уступ место строгим круглым или 8-мигран столбам. Педантизм готики 14 в, в 15 был утрачен. Своб созданиями фантазии архитектора. * Самым величественным собором 15 в считается Антвертенский собор – это еще готика, но готика «свободная». Это образец того во что постепенно превратилась готика. * Собор Сен-Мишель Э-Гюдюль в Брюсселе. * Собор Св Бавонав Гетте.* Собор Св. Рамбольда в Мехелене. *Соб Св Вальтруды в Монсе. * Соб. Св Петра в Лёвене.Эти пам-ки – ярк свид-ко того, как гот 14в станов атхит 15в, со своб фантазией архит-ра, с неповторим, авторитет без соблюд-я конона и формальностей. Гражданск архитект еще примыкает в церковной (*фасад ратуши в Брюгге). Позд эта архит преобразилась. Ратуша в Левене уже не похожа на брюггенск. Окна уже не тянуться ч-з все этажи, а распол в границах каждого из 3-х эт. с 10 окнами, расчлененными палестрами. Нагроможд великолеп фасада скрашив последовательностью архитектуры. Бургундия. Поздн готика, кот прояв как правило в светск арх-ре(госпиталь в Боне).Особ красив его двор с деревян галереей и слухов окна покр выст вперед деревянный фронтон. 15 искусство Нидерландов 16 века Истоки нового, реал. в своей основе искусства Нид. и Фр. следует искать на рубеже 14 и15 вв. в Бургундии, центре придворно-рыцарского позднег. искусства. В пр-х живописцев Малуэля, Бельшоза, Брудерлама, скульптора Клауса Слютера, в миниатюрах братьев Лимбург заметны стремление к созданию целост. картины мира, интерес и пристальное внимание к красоте и многообразию прир. окружения человека, к индив. хар-ке полных жизненных сил образов; новая реал.форма (эмпир.попытки передачи пространств. глубины, интерес к световой насыщенности цвета, к верному натуре изоб-ю пластического объёма) придавала старым, во многом ещё средневековым идеям новое жизненное содержание. 15 в. был временем интенсивного форм-я нац. европ. худ. школ, искусство которых, при всём их местном своеобразии, объединяли обращение к реальному миру как источнику худ.образов, к раскрытию индив. черт личности, пристальное наблюдение природы и любование её красотой. Нид. шк.живописи 15 в. (алтарные картины, портреты, миниатюры), новаторски переработавшая дух. и худ. традиции средневековой культуры, была важнейшей среди североевропейских школ: она отмечена интересом к человеку и природе, пантеистическим восприятием мира, вниманием к ценности и неповторимости каждой детали и каждого явления, слитых с одух. миром и таящих в себе глубокий символ. смысл (работы Р. Кампена, крупнейшего мастера этой школы Я. ван Эйка, Д. Баутса. Хуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, X. Мемлинга и др.). На рубеже 15 и16 вв. X. Босх создавал сатирико-морализирующие картины, в которых обращался к наследию ср. культуры. В 16 в. из Ит. и Фр. в ар-у Нид. проникли класс. принципы Воз-я, не получившие, однако, преобл. развития. Под влиянием гуман.идей и реформац.движений 16 в. религ. картина утрачивала своё ведущее значение, получали развитие светские жанры: портрет (А. Мор), пейзаж (И. Патинир), бытовой жанр (Лука Лейденский). Эклектическому течению романизма, подражавшему худ. приёмам ит.ис-ва, противост. ис-во, основ. на нац. трад-х, широко отражавшее жизнь народа и соц.против-я эпохи. (П. Брейгель).

Искусство Италии 16 века

В пер. Выс. Воз-ия борьба за идеалы Воз-я приобрела напряж. и героич. характер, отражая мечты об освобождении и объед-ии страны. Общенац. подъём ярче всего выразился в арх-ре и изо, отмеченных синтетич. обобщением Дей-ти и мощью героич. образов, полных дух. и физ. активности. Сложившись во Флоренции, класс.стиль Выс. Воз-я нашёл своё наивысшее выр-е в пр-х, созд. в Риме; позднее в число ведущих центров выдвинулась Венеция (Венецианская школа). В арх-ре (Д. Браманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло) достигли своего апогея совершенная гармония, монум-сть и ясная соразмерность арх.образов; были созданы крупные арх.ансамбли, обладающие совершенством и худ. цельностью замысла, богатством и разнообразием комп. решений. Изменилось соц. положение худ-ка, занявшего достойное место в общест. жизни. Творчество крупн. мастеров Выс. Возр-ия в Италии (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана) обладало разносторонностью и широтой охвата явлений действительности. Со 2-й четв. 16 в. в Италии в условиях наступления феодализма, а затем и католической реакции, искусство Высокого Возрождения переживало кризис, вызванный глубоким разочарованием в гуманистических идеалах самого Воз-ия. Как следствие этого кризиса возникло антикласс. в своей основе искусство маньеризма. Творчество мастеров, верных гуман. идеалам, приобрело сложный, драм. характер. В арх-ре Позднего Возрождения (Микеланджело, Дж. да Виньола, Джулио Романо, Б. Перуцци) возрос интерес к простр. развитию композиции: здания всё больше подчинялись градостроительному замыслу, активнее вступали во взаи-ие с природной средой; ясная тектоника построек Ран. Возр-я сменилась большей напряжённостью и конфликтностью. Ренесс.типы обществ. зданий, виллы, дворцы, принципы композиции городской площади и района получили богатую и сложную разработку (Я. Сансовино, Г. Алесси, М. Санмикели. А. Палладио). Одной из главных тем живоп. и скульп. пр-й позднего Микеланджело и картин Тициана стали трагическая непримиримость конфликтов, борьба и неизбежная гибель героя; небывалой глубины и сложности достигла псих.я хар-ка образов. Реализм Позднего Возрождения (Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Якопо Бассано) обогатился пониманием против-ти мира, интересом к изображению массового действия, народным образам, взаимосвязи человека и среды, к пространственной динамике. Многие черты искусства Позднего Воз-я подготовили почву для новых тенденций, получивших развитие в последующие эпохи. От предшест. периода — искусства кватроченто — образы их отличаются прежде всего своим более крупным масштабом. Появляются также образы сверхобычных масштабов - «Давид» Микеланджело и его же огромные фигуры пророков и сивилл в росписи плафона Сик. капеллы. Укрупняются и масштабы самих арх-х и худ-х ансамблей (наиболее известные среди них — Бельведер Браманте, ватиканские станцы Рафаэля) и размеры отдельных живоп.композиций, фресковых и станковых, в особенности алтарных образов. Но новое понимание масштабности связано не только с размерами — даже небольшие полотна Леонардо и Рафаэля отличаются иным, более «крупным» видением, когда каждый образ несет на себе отпечаток особого величия. Умение увидеть во всем главное, основное, не подчиняясь при этом частностям, сказывается и в выборе темы, и в сюжетном построении, и в четкой и ясной группировке фигур, в обобщенной внеш. и внутр. обрисовке героев. Мощный синтет. порыв, извлекающий из явлений дей-ти самое их существо. Стремление к синтезу, к обобщению сказывается уже в том, что в пр-ях мастеров Выс. Воз-я, в отличие от кватроченто, основное место занимает собирательный образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовно. В Выс. Воз-и особенно отчетливо проявлялся ренес. антропоцентризм. Внимание уделяется реал. окружению человека в венец. живописи 16 в., но и здесь чел. образ несет в себе все качества универс. охвата дей-ти. Необычайная «уплотненность» искусства Выс. Рен.сказ. уже в том, что вряд ли во всей истории искусства можно найти другой пример, когда на протяжении краткого ист. периода в одной стране одновременно работало такое число гениальных художников. Достаточно назвать таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело во Флоренции и Риме, как Джованни Беллини, Джорджоне и Тициан в Венеции. Среди мастеров меньшего масштаба мы находим такие прославленные имена, как нармский живописец Корреджо, флорентийцы фра Бартоломее и Андреа дель Сарто, венецианцы Пальма Веккьо и Лоренцо Лотто, работавшие в Брешии Савольдо и Моретто, не говоря уже о множестве менее знач-х живописцев. Творчество большинства из названных мастеров раскрылось целиком или в главной своей части в рассматриваемый период; некоторые же из них, и прежде всего Микеланджело и Тициан, прожившие очень долгую жизнь, захватывают и последующий худ. этап — искусство позднего Возрождения. Как и само искусство Высокого Возрождения, теория искусства этого времени представляет собой суммирование на новой основе достижений 15 в. и в то же время — новый качественный скачок. В области скульптуры глубокие идеи относительно соотношения художественного образа и материала высказал Микеланджело. Имена Тициана (в поздний период его деятельности), Веронезе, Тинторетто, Бассано и живописцев Бергамо и Брешии свид. о новом подъеме искусства этой части Сев.Ит. Возвышается фигура Микеланджело, пронесшего через всю свою жизнь верность возвыш. этич. идеалам. Сохранив всю полноту своей творч. активности, он сумел в иных истор. условиях наметить новые пути в различных видах пластических искусств — в архитектуре, скульптуре, живописи и графике.

 

 

16. Искусство Италии XVI в. Архитектура Период Выс. Ренессанса (1-я четв.16в) пред. От предшествующего периода — искусства кватроченто — образы их отличаются крупным масштабом. Укрупняются и масштабы самих архитектурных и художественных ансамблей (наиболее известные среди них — Бельведер Браманте, Ватикан. станцы Рафаэля, сикстинский плафон М-ло) новое понимание масштабности связано не только с размерами — даже небольшие полотна Леонардо и Рафаэля отличаются иным, более «крупным» видением, когда каждый образ несет на себе отпечаток особого величия. Это качество неразрывно связано с другой важной особ-ю искусства Выс. Возр-я— обобщенностью худ. языка. Умение увидеть во всем главное, основное, не подчиняясь при этом частностям, сказывается и в выборе темы, и в сюжетном построении, и в четкой и ясной группировке фигур, в обобщ. внешней и внутр. обрисовке героев. Для арх-ры Выс. Воз-я характерны поиски соверш. комп-и центрич. сооружения (Д. Браманте), многообразие простран-х решений, ясная пропорц-ть архит. членений, пластичность арх-х деталей (постройки Браманте, Рафаэля, Антонио да Сангалло Старшего, Я. Сансовино и др.) В арх-ре (Д. Браманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло) достигли своего апогея совершенная гармония, монум-ть и ясная соразмерность арх-х образов; были созданы крупные арх-е ансамбли, облад. совершенством и худ. цельностью замысла, богатством и разнооб-ем комп-х решений. Изменилось соц. положение худ-а, занявшего достойное место в общ. жизни. Творчество крупн. мастеров Высокого Возрождения в Италии (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана) обладало разносторонностью и широтой охвата явлений дей-и. Со 2-й трети 16в.- в период общего кризиса гуман. культуры Воз-я и наступления феод. реакции идеалы Воз-я сохраняются и получ. развитие в классич. формах построек А. Палладио; маньеристич. тенденции проявляются в работах Джулио Романо, Дж. Вазари, Интерес арх-в Позднего Воз-я (Г, АлессИтали Дж, Виньола) к пространств. развитию комп-и, связи зданий с гор, и ландш. средой получил развитие в арх-ре 6арокко. В ар-ре Позд. Воз-я (Микеланджело, Дж. да Виньола, Джулио Романо, Б. Перуцци) возрос интерес к простран. развитию композиции: здания всё больше подчинялись градостр. замыслу, активнее вступали во взаим-е с природной средой; ясная тектоника построек Ранн. Возр-я сменилась большей напряж-ю и конфликтностью. Ренесс. типы обществ. зданий, виллы, дворцы, принципы композиции город. площади и района получили богатую и сложную разработку (Я. Сансовино, Г. Алесси, М. Санмикели. А. Палладио). Реализм Позд. Возр-я (Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Якопо Бассано) обогатился пониманием противоречивости мира, интересом к изображению масс. действия, народным образам, взаимосвязи человека и среды, к простран. динамике. Многие черты ис-ва Позд. Воз-я подготовили почву для нов. тенденций, получ.развитие в послед. эпохи.

Живопись. Высокий Рен-с. Фундамент – Джотто, Мозаччо. История ит.ис-ва 16в. неотделима от худ-в, но и роль покровителей – Юлий 2, папы из дома Медичи Лев 10, Клемент 7, герцоги Медичи во Флоренции. Роль мон-рей. Ис-во город.ратуш. Браманте (1444-1514)-знаток масс и пропорций, урбинец, величие комп-ии, как ж-сец учился у Франчески. Декор.роспись двора на Венециан.улице, фигуры воинов Брэры, станков.картина «Х. у колонны»(выр.голова,движение). Уч. у Альберти (ризница в соборе СанСатиро в Милане, купол и хор в соборе СантаМария дела Грация –очерт-я плана соб.св.Петра в Риме; Тенпьето- круг.храм в Риме, строг.монастыр.двор в СантаМария дела Паче. Хор и обсида Санта Мария дельПополло. Сам.величеств.- неоконч.дворец правления в СанБиаджио, ц-вь св.Петра (с 1506), классич.коринф.мрамор.постройка КазаСанта в ц-виЛоренто. Да Винчи (1452-1519)- изуч.линей., воздуш., красоч.перспективу, 5 тыс.листов рукописей с рисунками (Инст-т Фр., билб-ка Венцоре, Милан). Бол-во проектов не воплотилось. Кн. «О живописи». Пирамидал.посроение с усиленной глубиной, передача неск-х планов плоскостей, улуч-е перс-вы далей. Свобода пирамидал.постр-я группы, серьезные улыбки.Живой эффект дала мягк.моделировка, основ.на светотени (сфумато, дымч.слив-е контуров с мест.тонами). 15в. –«Мадонна в скалистом гроте». «Тайная вечеря»в трапезной ц-и Санта Мария дельГрация-ритм линий, рассчит.равновесие масс, точн.отраж-е библ.сюжета. 1500-1508- ср.ит.период –«поясная фигура Моны Лизы ». Фра Бартоломео (1472-1517),друг Саванаролы, монах СанМарко с 1500г. Четкие лини красоты, пирамидал.постр-е, колорист-новатор. Уч. у Казимо Роселли, дружил с Мариотто Альбертинелли. «Бол.фреска Страш.суда» в СантаМария Нуова. 1-я живоп.р.»Видение св.Бернарда», дымка пейзажа. После путеш-я в Венецию нов.стиль-«Запрестольные образа»(явление Бога-отца, нагота ангелов-детей, нежн.округ-ть тел, горючее золото красок. Падающ.свет усил.линейн.перспективу. Гл.пр-ия- в соборе в Дезамсоне, ц.св.Марка, Палаццо Питци, Флоренции. Менлся стиль, в отл.от даВинчи, Микеланджело.Более рельеф.выдел-е отдел-х фигур, отчетл.самост-ть движений. Мадонна дела Мизерикордиа в Лукке. Св.семейства. «Сретение»-спок.мощь фигур, ритмич.яз.жестов. «Воскресший Х.среди евангелистов», «Оплак-е Х.». Внутр.единство рис-а и красок, формы и сод-я, выразит.колрит.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.81.129 (0.012 с.)