Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Произведение искусства как системный объект
Важнейшая подсистема К-ры – иск-во, изучение и научный ан-з к-го имеют многовековую историю. Вместе с тем, трудность объективного анализа явлений в сфере иск-ва не позволило получить достаточно рез-в для создания общей конструктивной теории иск-ва. Иск-во, как и К-ра в целом, содержит большое кол-во подсистем: это сами авторы, системы массовой информации, концертные и театральные учреждения, образовательные стр-ры, произведения иск-ва и ср-ва их тиражирования, библиотеки и т.д. Произведения иск-ва (как подсистемы иск-ва) самая сложная система. Произведение иск-ва имеет особые св-ва. Произ-е иск-ва хар-ся: · материальностью, · воспроизводимостью, · охватом практически всех видов иск-в в разные эпохи, · воплощением в произведении психологических устремлений и ценностных установок автора, · возможностью тиражирования, · возможностью экспертных оценок. Главное св-во худ-но произв-я – воплощение в нём духовных смыслов и ценностей в какой-то материальной стр-ре, позволяющей рассматривать произв-е иск-ва как сигнал, переносящий эстетическую информацию. Произв-е иск-ва м/ рассматривать как модель внутреннего мира ч-ка, воплощающую его отношение к природе, к др. людям, к общественным процессам, содержащую его эмоциональную и эстетическую оценки действительности, и являющейся сложной и многоуровневой системой. Но вместе с тем, принципиально важна в оценке произв-я иск-ва как системы его открытость, невозможность реализации его предназначения вне индивидуума (вне потребителя, реципиента, соц. среды и т.д.). Функциональные связи авторов произв-й иск-ва и его потребителй осущ-ся почёткой схеме: · автор несёт инфо потребителю, при этом выбор авторов ч/з произв-е иск-ва осущ-ся потребителями, среди кот-х есть такие, к-ые не только потребляет, но и даёт оценку произв-ю иск-ва, критику. · Имеется и др. обратная связь – от публики к авторам. Хотя она осущ-ся выборочно. Х-но опр-ное запаздывание обратной связи во времени. Выбор произв-я иск-ва и автора производится на основе тех или иных предпочтений, кот-ые формируются средой в ходе её саморазвития с пом. традиций, образовательных учреждений и программ и СМИ. Функционирование произв-я иск-ва в открытой системе свидетельствует о том, что итог восприятия произв-я иск-ва всегда б/ зависеть не только от него самого, но и от его потребителя: его эстетических, нравственных или др. ценностей.
Исследователи ис-ва, его теоретики сегодня отмечают, что произв-е иск-ва оказывается столь же целостным сколько и нецелостным, столь же замкнутым сколько и разомкнутым, произв-е иск-ва оказывается настолько же автономным как и гетерономным, в такой же степени завершённым как и незавершённым. → Более правильно следовало бы говорить не об исполнении произв-я иск-ва, а о его интерпретации. Рассмотрение произв-я иск-ва как системного объекта позволяет говорить, что имеется зависимость от взаимод→я и др. эл-в подсистем. Например, оценка первого исполнения нового произв-я иск-ва критиками, подключение к этому СМИ, распр-е произв-я иск-ва как товара и т.д. Они м/ оказать решающее влияние на дальнейшую судьбу произв-я иск-ва и самого автора. Например, имело место неудачное исполнение первой симфонии Сергея Рахманинова в 97 году, кот-е чуть не положило конец всей его дальнейшей деятельности, настолько он был разочарован. Др. пример, когда провалилась первая постановка «Чайки» Чехова → разочарование писателя в театре было колоссальным. Информационная пропускная способность любого канала связи и каждого его звена д/ соответствовать друг другу. Это в значительной степени относиться и к эстетической инфо. Пример, плохое исполнение произв-я иск-ва м/ исказить произв-е и его судьба м/б обречена. Многие такие провальные проекты на долгие годы клались на полку. Но были и другие причины, почему произв-я иск-ва были не востребованы: например, по идеологическим причинам (чаще кино); запрещались многие спектакли – не тот идейный худ-ный хар-р, не та подача, трактовка, акценты и т.д. И так со всеми видами произв-й иск-ва, м/б лишь за исключением живописи: первое неудачное произведение художника долгой печатью лежит на восприятии последующих его более удачных работ. Анализ произв. иск-ва как системного объекта показывает, что при достаточно большом кол-ве предпочтений каких-либо произв. иск-ва повышается производительность соотв-го автора. Но здесь сущ-ют пороговые эффекты: если кол-во предпочтений не превышает нек-го порога, то такое потребление произв. иск-ва не оказывает влияния на распространение инфо.
Имеющаяся конкуренция среди авторов приводит к необходимости повышения худ-го уровня. Это происходит в нормально функционируемой системе, где основными яв-ся эстетические, а не экономические или идеологические критерии. Любые худ-ки д/ соревноваться друг с другом, но главным критерием соперничества д/ выступать эстетические цен-ти, идеи, поиски прекрасного и т.д.
Пульсация интересов возникает. При моделировании сложных систем произв. иск-ва центральным?-ом яв-ся вопрос об оценке качества этой модели, т.е. выбора и нахождения критерия оценки эффективности. Применительно к произв. иск-ва показатель эф-ти его хар-ет степень соотв-я конечного результата восприятия произв. иск-ва и замыслу автора. Для опр-я этого показателя эф-ти н/ экспертная оценка, критика с участием автора произв., что невсегда возможно или невсегда результативно. Н/ принципиальная возможность оценки этого параметра произв. иск-ва как модели. М/ возникнуть необходимость в оценке этой модели моделью. Например, рецензии на новое произв-е иск-ва. Показатель функциональной устойчивости здесь в степени инвариантности модели к некоторым преобразованиям, например, к ракурсу рассмотрения картины, к абсолютной высоте музыкального строя при прослушивании музыки и т.д. Например, критик анализирует картину, но с опр-го ракурса, а с др. ракурса это будет другое восприятие. Говоря об эстетической инфо, которую несут произв. иск-ва, н/ помнить, что возможна потеря этой инфо при передаче потребителю. Потеря м/б смысловая, интонационная, оценочная и т.д. Иск-во имеет механизмы восполнения этой инфо. Эти механизмы основаны на сотворчестве потребителя и автора произв. иск-ва, а также на развитии исполнительских интерпретационных видов иск-ва. Всегда в иск-ве недостающая часть эстетической инфо восполняется за счёт соучастия потребителя, слушателя, читателя, зрителя, исполнителя данного произв. иск-ва. Например, пианист исполняет фортепьянное произведение; так разные исполнители по-разному исполняют Шопена → восприятие и эстетическая инфо разная, поэтому и выделяют гениальных выдающихся маэстро, о мастерстве которых слагают легенды, со своей исполнительской интерпретацией и манерой и просто талантливые исполнители. → Соучастие самого исполнителя играет огромную роль в расширении эстетической инфо. Для каждой исторической эпохи К-ные традиции смыслоинтонационного наполнения и исполнительской интерпретации произв. иск-ва всегда свои, они бережно передаются следующим поколениям, которые м/ аккумулировать их или растерять. Например, исполнительская манера Рубинштейна, исполняющего произведения Чайковского. Рубинштейн был одним из пропагандистов произведений Чайковского, но критиковал Чайковского за то, что его трудно играть из-за постоянного скрещивания рук. Это было очень необычно для этого периода исполнения произведений Чайковского. Исполнительская манера Давида Ойстраха и т.д. Восприятие произв. иск-ва как системного объекта не ставится целью потребителя.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.21 (0.007 с.) |