Теория стадиального развития искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория стадиального развития искусства



 

Эв-ция иск-ва и соотв-но эв-ция модели мира происходит по достаточно ясно очерченным стадиям (Р.Б. Климов).

Первая стадия искусства = п/б иск-во.

Вторая стадия искусства = та стадия, кот-я хар-ся вычленением личности; хар-на тем, что «Я» здесь не выступает в отрыве от социума, миросоотношение здесь невозможно без связи с ним.

Эта стадия проходит ряд ступеней:

· миросоотношение Др. Востока,

· миросоотношение Эгейского моря,

· миросоотношение Др. Греции

· миросоотношение эллинизма

· миросоотношение Рима

· + миросоотношение неск-х ступеней периода Ср-вья.

Третья стадия искусства = «Я» выступает самостоятельно и осознаёт св. личную оппозицию среде. Это эпоха Возрождения, 17-20 вв.

Все эти три стадии в развитии эв-ции иск-ва различаются мерой свободы «Я»: от его полной включённости в социум до прямой оппозиции ему.

Эв-я «Я» идёт в достаточно чётких формах. Говоря о теории стадиального развития иск-ва, мы практически не употребляем понятия «прогресс», а ограничиваемся понятием «эв-ция», суть к-ой происходит в процессе индивидуализации миросоотношения → эв-ция, а не прогресс иск-ва.

Вне всякого сомнения реализм 19 в. яв-ся продуктом длительной эволюции; но столь же очевидно, что прогрессом в отношении скажем к иск-ву Др. Греции реализм никто никогда не назовёт.

Употребление понятия «эв-ция» как более приемлемое для понимания сути иск-ва позволяет нам считать, что иск-во никогда не прогрессирует, оно перетекает из одной формы в другую, к-ые имеют право на существование и лишь выражают собой разные формы миросоотношения худ-ка в социуме и себя в мире. Это разное миросоотношение и приводит к появлению разных направлений в иск-ве, разных форм иск-ва, соотношения к-х друг с другом не м/идти по формуле прогрессивнее; это всегда эв-ные изменения в иск-ве.

Определив 3 стадии эв-ции иск-ва (или как теоретики иск-ва говорят миросоотношения), мы называем ПЕРВУЮ стадию иск-ва, хар-щуюся не вычленением «Я» из социума и соотв-но оппозицией миру вместе с ним; а также ВТОРУЮ, где «Я» вычленено и противопоставляет себя социуму, но ещё не оторвалось от социумного сознания и противостоит миру как бы в сообществе с социумом; и ТРЕТЬЮ стадию, где «Я» выступает без всякой связи с социумным сознанием и противостоит социуму, а оппозиция же миру здесь перекрыта как и сам выход к миру мощным социумным давлением.

ПЕРВАЯ стадия развития иск-ва – п/б – делится на 2 части:

а) находит св. завершение в п/б анимализме эпохи Мадлен. Но на этом не обрывается, а имеет продолжение в совершенно отличном от верхнего палеолита неолите, где происходят сложные противоречивые явления в жизни п/б-го человека и в эв-ции иск-ва: ч-к, достигший непревзойдённых высот мадленской пещерной живописи (Альтамира – Испания; Ласко, Фон-де-Гом - Франция), вдруг разучивается рисовать и продолжают традицию изобразительности только застойные формы неолита. Например, как у нас в Карелии, где охотничье хоз-во так и не сменилось земледельческим.

б) что касается эпохи Мезолита, то уже живопись мезолита отлична от палеолитической самым радикальным образом. В палеолите ч-к рисовал зверя, сам оказываясь вне изобразительного поля; в мезолите ч-к включается в него, и из двух компонентов люди + звери рождается сцена охоты (лучники в Вальторте). 

Есть и другие отличия, так в палеолите ч-ку н/б пещера, чтобы реализовать св. миросоотношение; в неолите – в этом уже не было нужды и миросоотношение выражалось иначе.

Воздвигая менгир (от бретонских корней men — «камень» и hir — «длинный»; врытый вертикально в землю простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного либо дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные), или аллею менгиров (например, в Бретани, в Карнаке), ч-к в это время фиксирует своё место в мире и устанавливает с ним связь в виде оппозиции ему.

Здесь мы не говорим о мн-ве отличий палеолита от неолита – нечто подобное мы имеем и во ВТОРОЙ стадии. Например, возьмём Рим: при императоре Константине в арх-ре добавляются рельефы на арку дворцов. В связи с этим появился выразительный контраст рядом с замечательной живостью и изощрённостью изобразительного языка, пластики антониновского времени появ-ются коротышки с большими головами, поставленные строго в фас в виде совершенно единообразной шеренги. → Как и в неолите люди в эпоху Рима утратили св. навыки прежней изобразительности. Но это переход к новому. Далее складывается свой худ-ный язык, обладающий своей изощрённостью, к-ая показалась бы примитивизмом античному ч-ку. Как и в неолите особую роль на этой стадии начинает играть связь с миром (в неолите – это выход из пещеры, учёт ориентации по сторонам света, различные космические темы; здесь – это религиозная обусловленность всякого иск-ва, ориентация на космос, понятый в религиозном смысле: это арх-ра с её храмами, скульптура с её рельефами, живопись с её иконами и витражами).

Важно заметить, чем полнее выразила себя К-ра в предыдущей эпохе, чем кристаличнее выражена его миросоотношение, тем катастрофичнее этот период к новому. Например, все Ср-ние века ч-во творило особое иск-во, постоянно сквозь века пробиваясь к реалистической изобразительности эпохи Ренессанса, теряя при этом великие достижения развитого Ср-вья. Так нек-ые римские скульптурные портреты стоят как бы «рядом» с итальянскими скульптурными портретами 15 в., но это «рядом» – непроходимая пропасть, преодолеть к-ую потребовалось 1,5 тыс. лет.

Эпоха Возрождения – ТРЕТЬЯ стадия развития иск-ва – оказывается, что и здесь реалистичная изобразительность делает всё большие успехи, а в последней трети 19 в. обнаруживает особые тенденции, например: импрессионизм, а потом Ван Гог, Гоген, Сезанн, и первые проявления стиляг – модерн; а с 1905 г. появ-ся т.н. «дикие» и традиционный реализм, к-ые терпят полный крах. Что это как не «разучивание» рисовать в неолите по сравнению с палеолитом и отказ от изощрённой и гибкой пластики Антонинов при Константине в эпоху Рима?

Как в неолите потребовалось выйти из пещер, где творидась живопись эпохи Мадлен, так и в Ср-ние века обнаружили тяготение вверх, а интерьер готических соборов был создан проницаемым для света и внешней среды, сравним с арх-рой 20 в. и комментарии относительного этого едва ли потребуются.

ВЫВОД: каждая из всех этих трёх стадий в эв-ции иск-ва хар-ется двоичностью. Она достигает полноты выражения, далее следует более или менее катастрофический переход ко второй части стадии, к-ая отличается совсем другими чертами, как правило производными от прежних.

В каждой из стадий вторая её половина имеет опр-ное сходство со второй частью предшествующей стадии. → Т.о., присутствует элемент цикличности.

Что же касается эв-ции мировосприятия ч/з иск-во, то теоретики иск-ва считают, что его целесообразно делить не на 3 стадии, а на 6 циклов.

6 циклов эволюции мировосприятия ч/з иск-во:

1) иск-во палеолита

2) иск-во неолита и энеолита

3) иск-во Др. мира

4) иск-во Ср-х веков

5) иск-во Нового Времени

6) иск-во новейшего Времени

Эти 6 циклов образуют жёстко связанную последовательность. И это и есть 6 циклов истории человеческой К-ры.

Иск-во р→ся циклично, делится на 3 стадии, а стадии в св. очередь делятся на парные циклы (по мн. выдающегося теоретика иск-ва Климова). При этом выделяются первые половины стадий – нечётные циклы (1, 3, 5) и вторые половины стадий – чётные циклы (2, 4, 6).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.006 с.)