Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория стадиального развития искусства
Эв-ция иск-ва и соотв-но эв-ция модели мира происходит по достаточно ясно очерченным стадиям (Р.Б. Климов). Первая стадия искусства = п/б иск-во. Вторая стадия искусства = та стадия, кот-я хар-ся вычленением личности; хар-на тем, что «Я» здесь не выступает в отрыве от социума, миросоотношение здесь невозможно без связи с ним. Эта стадия проходит ряд ступеней: · миросоотношение Др. Востока, · миросоотношение Эгейского моря, · миросоотношение Др. Греции · миросоотношение эллинизма · миросоотношение Рима · + миросоотношение неск-х ступеней периода Ср-вья. Третья стадия искусства = «Я» выступает самостоятельно и осознаёт св. личную оппозицию среде. Это эпоха Возрождения, 17-20 вв. Все эти три стадии в развитии эв-ции иск-ва различаются мерой свободы «Я»: от его полной включённости в социум до прямой оппозиции ему. Эв-я «Я» идёт в достаточно чётких формах. Говоря о теории стадиального развития иск-ва, мы практически не употребляем понятия «прогресс», а ограничиваемся понятием «эв-ция», суть к-ой происходит в процессе индивидуализации миросоотношения → эв-ция, а не прогресс иск-ва. Вне всякого сомнения реализм 19 в. яв-ся продуктом длительной эволюции; но столь же очевидно, что прогрессом в отношении скажем к иск-ву Др. Греции реализм никто никогда не назовёт. Употребление понятия «эв-ция» как более приемлемое для понимания сути иск-ва позволяет нам считать, что иск-во никогда не прогрессирует, оно перетекает из одной формы в другую, к-ые имеют право на существование и лишь выражают собой разные формы миросоотношения худ-ка в социуме и себя в мире. Это разное миросоотношение и приводит к появлению разных направлений в иск-ве, разных форм иск-ва, соотношения к-х друг с другом не м/идти по формуле прогрессивнее; это всегда эв-ные изменения в иск-ве. Определив 3 стадии эв-ции иск-ва (или как теоретики иск-ва говорят миросоотношения), мы называем ПЕРВУЮ стадию иск-ва, хар-щуюся не вычленением «Я» из социума и соотв-но оппозицией миру вместе с ним; а также ВТОРУЮ, где «Я» вычленено и противопоставляет себя социуму, но ещё не оторвалось от социумного сознания и противостоит миру как бы в сообществе с социумом; и ТРЕТЬЮ стадию, где «Я» выступает без всякой связи с социумным сознанием и противостоит социуму, а оппозиция же миру здесь перекрыта как и сам выход к миру мощным социумным давлением.
ПЕРВАЯ стадия развития иск-ва – п/б – делится на 2 части: а) находит св. завершение в п/б анимализме эпохи Мадлен. Но на этом не обрывается, а имеет продолжение в совершенно отличном от верхнего палеолита неолите, где происходят сложные противоречивые явления в жизни п/б-го человека и в эв-ции иск-ва: ч-к, достигший непревзойдённых высот мадленской пещерной живописи (Альтамира – Испания; Ласко, Фон-де-Гом - Франция), вдруг разучивается рисовать и продолжают традицию изобразительности только застойные формы неолита. Например, как у нас в Карелии, где охотничье хоз-во так и не сменилось земледельческим. б) что касается эпохи Мезолита, то уже живопись мезолита отлична от палеолитической самым радикальным образом. В палеолите ч-к рисовал зверя, сам оказываясь вне изобразительного поля; в мезолите ч-к включается в него, и из двух компонентов люди + звери рождается сцена охоты (лучники в Вальторте). Есть и другие отличия, так в палеолите ч-ку н/б пещера, чтобы реализовать св. миросоотношение; в неолите – в этом уже не было нужды и миросоотношение выражалось иначе. Воздвигая менгир (от бретонских корней men — «камень» и hir — «длинный»; врытый вертикально в землю простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного либо дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные), или аллею менгиров (например, в Бретани, в Карнаке), ч-к в это время фиксирует своё место в мире и устанавливает с ним связь в виде оппозиции ему. Здесь мы не говорим о мн-ве отличий палеолита от неолита – нечто подобное мы имеем и во ВТОРОЙ стадии. Например, возьмём Рим: при императоре Константине в арх-ре добавляются рельефы на арку дворцов. В связи с этим появился выразительный контраст рядом с замечательной живостью и изощрённостью изобразительного языка, пластики антониновского времени появ-ются коротышки с большими головами, поставленные строго в фас в виде совершенно единообразной шеренги. → Как и в неолите люди в эпоху Рима утратили св. навыки прежней изобразительности. Но это переход к новому. Далее складывается свой худ-ный язык, обладающий своей изощрённостью, к-ая показалась бы примитивизмом античному ч-ку. Как и в неолите особую роль на этой стадии начинает играть связь с миром (в неолите – это выход из пещеры, учёт ориентации по сторонам света, различные космические темы; здесь – это религиозная обусловленность всякого иск-ва, ориентация на космос, понятый в религиозном смысле: это арх-ра с её храмами, скульптура с её рельефами, живопись с её иконами и витражами).
Важно заметить, чем полнее выразила себя К-ра в предыдущей эпохе, чем кристаличнее выражена его миросоотношение, тем катастрофичнее этот период к новому. Например, все Ср-ние века ч-во творило особое иск-во, постоянно сквозь века пробиваясь к реалистической изобразительности эпохи Ренессанса, теряя при этом великие достижения развитого Ср-вья. Так нек-ые римские скульптурные портреты стоят как бы «рядом» с итальянскими скульптурными портретами 15 в., но это «рядом» – непроходимая пропасть, преодолеть к-ую потребовалось 1,5 тыс. лет. Эпоха Возрождения – ТРЕТЬЯ стадия развития иск-ва – оказывается, что и здесь реалистичная изобразительность делает всё большие успехи, а в последней трети 19 в. обнаруживает особые тенденции, например: импрессионизм, а потом Ван Гог, Гоген, Сезанн, и первые проявления стиляг – модерн; а с 1905 г. появ-ся т.н. «дикие» и традиционный реализм, к-ые терпят полный крах. Что это как не «разучивание» рисовать в неолите по сравнению с палеолитом и отказ от изощрённой и гибкой пластики Антонинов при Константине в эпоху Рима? Как в неолите потребовалось выйти из пещер, где творидась живопись эпохи Мадлен, так и в Ср-ние века обнаружили тяготение вверх, а интерьер готических соборов был создан проницаемым для света и внешней среды, сравним с арх-рой 20 в. и комментарии относительного этого едва ли потребуются. ВЫВОД: каждая из всех этих трёх стадий в эв-ции иск-ва хар-ется двоичностью. Она достигает полноты выражения, далее следует более или менее катастрофический переход ко второй части стадии, к-ая отличается совсем другими чертами, как правило производными от прежних. В каждой из стадий вторая её половина имеет опр-ное сходство со второй частью предшествующей стадии. → Т.о., присутствует элемент цикличности. Что же касается эв-ции мировосприятия ч/з иск-во, то теоретики иск-ва считают, что его целесообразно делить не на 3 стадии, а на 6 циклов. 6 циклов эволюции мировосприятия ч/з иск-во: 1) иск-во палеолита 2) иск-во неолита и энеолита 3) иск-во Др. мира 4) иск-во Ср-х веков 5) иск-во Нового Времени 6) иск-во новейшего Времени Эти 6 циклов образуют жёстко связанную последовательность. И это и есть 6 циклов истории человеческой К-ры. Иск-во р→ся циклично, делится на 3 стадии, а стадии в св. очередь делятся на парные циклы (по мн. выдающегося теоретика иск-ва Климова). При этом выделяются первые половины стадий – нечётные циклы (1, 3, 5) и вторые половины стадий – чётные циклы (2, 4, 6).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.006 с.) |