Построение позитивных ожиданий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение позитивных ожиданий



Мощный плацебо-эффект, выявленный при клинических испытаниях антидепрессантов (Kirsch & Sapirstein, 1998) подчеркивает роль ожиданий в лечении депрессии. Учитывая то факт, что

’ Выразительный, настойчивый, решительный, многозначительный. — Прим. пер.

при депрессии пациенты центрированы на безнадежности (Abramson, Seligman, & Teasdale, 1978), это совсем не удивительно. Безнадежность — это ожидание, ожидание того, что плохое положение дел не станет лучше, независимо оттого, что будет делать человек, чтобы его исправить.

Если бы вы спросили депрессивных людей о худшей вещи в их жизни, многие ответили бы, что это их депрессия. Они полагают, что их депрессия будет продолжаться, что бы они ни делали, — это действительно очень угнетающая мысль. Как заметил Тисдейл (Teasdale, 1985), эти люди угнетены своей депрессией. Если дело обстоит так, то ожидание улучшений должно вызывать улучшение; то есть вера в то, что человеку станет лучше, — это противоположность безнадежности, поддерживающей депрессию или по крайней мере являющейся ее важным компонентом. Вот почему противодействие негативным ожиданиям и выстраивание ожиданий позитивных — существенный компонент в лечении депрессии.

Майкл Япко (напр., Yapko, 1992,1993,2003) обрисовал разумный и прямонаправленный процесс построения ожиданий и лечения депрессии с помощью гипноза. Япко разработал то, что он называет гипнотическим процессом для построения ожиданий. Он утверждает, что у депрессивных людей имеется устойчивый когнитивный дефицит, или атрибутивный стиль, — то, что он называет «расстройством временной ориентации» (Yapko, 1989), при котором негативные жизненные обстоятельства воспринимаются как не поддающиеся изменениям. Чтобы дать пациенту надежду, построить позитивные ожидания и урезать, если не уничтожить, его ригидный способ обращения с жизнью, Япко рекомендует вводить гипноз уже на первой сессии. Его процесс включает прерывание у пациентов, до этого находившихся «как в ореховой скорлупе», негативных ожиданий будущего, содействие осознанию личностных ресурсов, усиление и направление мотивации пациентов на изменение и репетицию новых паттернов и способов поведения, чтобы справиться с вызовами повседневной жизни. Опора для построения ожиданий — возрастная прогрессия, в которой пациента «вдохновляют пережить сейчас позитивные последствия будущего, являющиеся результатом осуществления новых изменений и решений» (Yapko, 1993, р. 345). Япко (1993) предоставил следующий пример внушений, которые являются общими и все же звучат по-особому, их можно давать на самых ранних стадиях лечения:

Вы описали дискомфорт, который заставил вас искать помощи… и вы хотите чувствовать себя по-другому [так]… и на самом деле вы еще не знаете, что вы можете… но вы быстро обнаружите, что вы все время знали… что когда вы делаете что-то иначе, не так, как обычно… результат тоже будет другой… и так вы можете продвигаться вперед по времени… это началось с тех пор, как мы работаем вместе… и вы можете воспользоваться моментом, чтобы полностью быть там… и быть способным пересмотреть решения, которые вы недавно приняли… сделать по-другому… и вы можете пересмотреть позитивные последствия тех решений… по всем измерениям внутри вас… и что за удовольствие обнаружить, что вы так способны… к перемене мыслей и чувств… и что вы можете наслаждаться помощью, ради которой вы так сильно трудились… и почему бы вам не посмотреть вперед на еще большие изменения… что вы хорошо себя чувствуете… по мере того как вы открываете все больше и больше способов использовать то, чему вы научились, чтобы продолжать становиться сильнее (р. 345—346).

Такого рода внушения могут вкладываться в более охватывающие последовательности шагов для построения ожиданий, как это предусмотерено уЯпко (2002, р.67):

1. Идентифицируйте цель (ожидание относительно чего конкретно?).

2. Используйте наведение, чтобы построить набор ответов.

3. Используйте метафоры, иллюстрирующие неизбежность изменений.

4. Предложите пациенту универсальные метафоры относительно будущих возможностей (например, будут важные изменения и достижения в медицине и технологии.)

5. Отличите прошлые события от будущих возможностей (например: «Было почти невозможно предсказать, что однажды мы будем дружить с Россией»),

6. Предложите пациенту обратную связь относительно уместности и выполнимости его личных целей.

7. Придавайте большое значение новым сегодняшним действиям, которые приведут к завтрашним улучшенным возможностям.

8. Определите конкретные ресурсы человека, которые можно использовать для достижения конкретной цели.

9. Введите различие между настроением и действием: чувства не должны руководить действиями.

10. Придавайте значение шагам действия в качестве способа преодоления чувств сомнения или безнадежности.

11. Укрепите готовность пациента экспериментировать.

12. Обобщайте ресурсы в будущие возможности: побудите пациента использовать новые навыки

и в общих, и в конкретных ситуативных контекстах.

13. Используйте постгипнотические внушения для обобщения и интеграции гипнотического опыта в повседневную жизнь.

14. Выведите пациента из гипнотического состояния и закончите гипноз.

Пошаговый подход Япко (2002), приведенный далее, предназначен для того, чтобы направлять пациентов на исследование набора вариантов и создание «эмоционально и интеллектуально разумных решений» (р. 104) в качестве противовеса чрезмерному размышлению и пассивности:

1. Начните процесс индукции.

2. Выстраивайте набор ответов касательно выбора (например: «Вы можете выбрать, когда закрыть свои глаза… чтобы заметить, какая часть вашего тела больше всего расслаблена… когда будете читать книгу дома или готовить пищу, если вы голодны»),

3. Опишите возможные точки зрения: нет единой точки зрения, какое решение принять. Можно выбрать, что легче всего достичь и что лучше всего достичь, в терминах конкретной цели.

4. Продемонстрируйте альтернативные точки зрения на проблемную ситуацию. Различные точки зрения можно сгенерировать с участием пациента — в его внутреннем диалоге с помощью воображения того, что могли бы сказать или сделать другие, или даже консультируя других относительно их взглядов.

5. Установите цель. Выбор лучше всего производить в связи с определенными целями. Побудите пациента рассмотреть, какая система взглядов или точка зрения являются

наиболее подходящими для достижения установленной цели.

6. Идентифицируйте вероятные варианты: сфокусируйте пациента на выборе стратегий по достижению цели, которые являются разумными и эффективными.

7. Используйте возрастную регрессию для исследования последствий каждого выбора. Япко (2002) дает следующий пример, в некотором отношении подобный описанному ранее внушению возрастной прогрессии: «Следуйте своему решению, чтобы увидеть, где это с вами произошло куда оно приведет вас… и вы можете в деталях представить, как прошли месяцы с тех пор, как вы избрали новую дорогу и стали по ней следовать… заметьте, как это ощущается, что вы решили… и что именно это заставило вас за эти месяцы поступать по-другому… и что именно теперь у вас лучше внутри… и что именно это позволило вам сделать то, что прежде вы чувствовали себя сделать неспособным…» (р. 107).

8. Идентифицируйте определенные шаги действия, связанные со сделанным выбором.

9. Свяжите действие с контекстом и укрепите это. Сделайте внушения, поощряющие пациента оценить различные варианты и выбрать разумный план действий, который можно выполнять пошагово для достижения целей в обычной жизни.

10. Используйте постгипнотические внушения. Япко (2002) рекомендует следующие виды внушений: «Вы можете приятно удивиться, насколько это станет для вас привычным… принять решение в соответствии с тем, что для вас самое лучшее в конечном счете… а не с тем, что самое простое на первый взгляд… и вы можете хорошо себя чувствовать от того, как быстро вы, кажется, пришли к обдуманным выводам … и к осуществлению целеустремленного действия, которое приносит вам пользу… и помогает вам настолько лучше чувствовать себя и свою жизнь» (р. 108).

Подход Япко к лечению депрессии полностью совместим с нашим утверждением, что позитивные ожидания и адаптивные на

боры реакций способствуют достижению личных целей, изменению привычек и регулированию эмоций. Программа Япко для терапии депрессии достаточно разработана, чтобы разрешить контрольные испытания результатов. Недавно разработанная, доступная в продаже аудиозапись «Сосредоточьтесь на “Чувствую себя хорошо ”» - состоит из семи гипнотических сессий, каждая из которых нацелена на различную проблему (или симптом), обычно связанную с депрессией. Этот материал может предоставить исследовательскую базу для сравнения результатов протокола самопомощи при лечении депрессии с отсутствием лечения, так же как для сравнения результатов лечебных процедур с гипнотическим наведением и лечебных процедур без него.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.01 с.)