Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение следов животных.

Поиск

Изготовление слепков следов
Конспект занятия

Цель: Научить следопытов определять виды животных по их следам. Научить изготавливать гипсовые слепки следов.

Наставник готовит:

Ø всё необходимое для изготовления гипсовых слепков следов (см. конспект ниже);

Ø  «автора» следов:

Ø домашнее животное, которое оставит отпечаток или муляж стопы или копыта животного

Ø или находит место, где водится всякая живность и всегда много следов;

Ø почву, на которой останется след и чётко сохранится;

Ø аппаратуру для показа презентации (есть в папке с раздаточными материалами);

Ø просматривает рисунки следов в папке «Следы» - отдельные и в презентации, определяет различия между похожими следами, тренируется проговаривать эти различия, чтобы потом чётко рассказывать детям;

Ø выбирает в папке «Птицы» следы тех птиц, которые водятся в вашей местности, и вставляет в презентацию.

Приводим отрывок из книги «Следы зверей и птиц» (автор К. Допейш).

Следы в следовой дорожке имеют такие признаки, как длина шага, ширина следовой дорожки, разворот, когда отдельные отпечатки направлены наружу или вовнутрь следовой дорожки, недонос, занос, перекрытие следов и т. п. Признаки пребывания - это различные признаки, свидетельствующие о присутствии зверя. Сюда относится большое количество таких вещественных доказательств, как например, задиры, отметки, лежки, следы лежания, купания, чесания, экскременты, гнезда и места купания в пыли.

По следовой дорожке, дополненной признаками пребывания, можно прочесть много интересного: определить, выходили ли парнокопытные из укрытия, выбирались ли из чащи или скрывались в лесу. Следы показывают, как животное передвигалось, шло ли шагом, ползло, кралось, бежало ли рысью или галопом, убегало от кого или пересекало чью-то дорогу, перескочило через препятствие, прыжком спаслось от засады и так далее.

При выслеживании зайцев и кроликов можно распознать, когда они прыгали, петляли, вставали на задние лапы и осматривались, делали сметки, залегали в убежище или когда они поднялись или были вспугнуты. Хищные животные подкрадываются и подстерегают добычу, передвигаясь мелкой рысью, внезапно срываются в галоп или же скрываются в берлогах, а затем выходят го них Птицы, прилетая, приземляются, а затем опять вспархивают, оставляя следовую дорожку, по которой удается определить, передвигалась птица шагом или совершала побежки. Секреты природы открываются только при внимательном наблюдении. Прежде чем отправиться на лесную экскурсию, следует хорошо продумать свое снаряжение, которое должно обязательно включать записную книжку, линейку, карандаш для зарисовки следов, а также мешочек с гипсом для изготовления слепков. Тогда впечатления, с которыми мы вернемся, будут еще богаче.

Итак, подготовившись как следует к выходу в лес, мы переживем много волшебных минут, полных волнений и напряжения.

Скелет нижней части конечностей (рис. 1, в увеличенном виде есть в папке с
материалами): различия в строении ноги у лошади (А), оленя (Б), свиньи и собаки (В),
положение и число пальцев (1-5). Отпечатки пальцев в следах: а - очертании отпечатка
однокопытной ноги неподкованной лошади; б - двупалый след оленя, в котором
отпечатались лишь средние пальцы-копыта (3-4) и не отпечатались задние копытца (2-5); в
- четырехпалый след дикой свиньи с отпечатками пальцев двух копыт (3-4) и двух задних
копытец (2-5), г - четырехпалый отпечаток лапы собаки с отпечатками четырех пальцев
(второго, третьего, четвертого и пятого), но без отпечатка первого пальца, который расположен выше.

Лапа и след (рис. 2, в увеличенном виде есть в папке с материалами): левая передняя лапа ежа (сверху). При осмотре с нижней стороны видны подушечки различной величины мозолистых бугорков и пять пальцев (1,2,3,4,5) с длинными когтями; наружный палец (5) несколько выдвинут вперед. Пятипалый отпечаток левой передней лапы ежа (внизу) с зачерненными отпечатками подушечек пальцев (1-5), с крупным отпечатком главной подушечки и меньшими отпечатками второстепенных мозолистых бугорков.

Измерение следов грызунов - рис. 3 (в увеличенном виде есть в палке с материалами): вверху - очертание переднего четырехпалого следа частично отпечатавшимся большим пальцем; внизу - контур левого заднего пятипалого следа с отпечатавшимся большим пальцем. Длину (6) и ширину (а) следа измеряют без отпечатка когтей таким образом, что в длину включают размер от переднего края отпечатка подушечки самого длинного пальца до заднего края отпечатка главной подушечки мозолистого бугорка или до конца отпечатка пяточной части следа, если она отпечаталась в следу. Ширину измеряют на уровне наиболее раздвинутых пальцев, т. е. от внешнего края отпечатка подушечек их мозолистых бугорков.

Копыта и задние копытца (поноготки) - рис 4 (в увеличенном виде есть в папке с материалами): 1 - часть конечности парнокопытных животных с передними копытцами (Б) и задними копытцами - поноготками (А), которые отпечатываются в следу, 2 - отпечаток пары копыт лося с вытянутыми а длину подушечками (пяточной частью), за которыми в следу видна пара поноготок; 3 - след двойного; копыта оленя без отпечатка задних копытец в следу.

Измерение пяточной части копыта: длина пяточной части (В) и ширина пяточной части (Г) могут быть хорошими вспомогательными признаками для идентификации следов.

Копыта и копытный защип (рис. 5): 1 - отпечаток копыта (А) и задних копытец (Б) передней нош оленя на бегу, представляющий собой след с широко раскрытым защипом носков копыт; 2 - отпечаток копыта без отпечатка задних копытец в следе задней нош спокойно идущего оленя, при этом защип незначительно раздвинутых носков узкий (недостающий отпечаток задних копытец на рисунке обозначен пунктиром).

Измерение ширины защипа (В): 3 - в следу измеряют ширину защипа - расстояние между парой носков копыт (здесь след оленя на бегу).

Скелет нижней части лапы птицы и ее отпечатки (рис.6, в увеличенном виде есть в папке с материалами): скелет нижней части конечности птицы (А), служащий для передвижения по земле, имеет плюсневые и заплюсневые кости, сросшиеся в так называемую цевку, которая обычно бывает неоперенной. К концу цевки присоединяется четыре пальца (1-4), причем большой палец (1) направлен назад. Также часто направлен назад еще один палец (4), который является наружным и называется оборотным пальцем.

Правый и левый следы совы (В) с направленными назад обратным (4) и большим пальцами (1), и с двумя другими (2,3), направленными вперед След птицы с отпечатком всех четырех пальцев (Б); для сравнения приведен контур пятипалого следа млекопитающего животного (Г), в котором внутренний (большой) палец направлен вперед. Измерение и зарисовка следов (рис. 7, в увеличенной виде есть в папке с материалами):

1 - деревянная рамка с простой сеткой на тонкого шпагата, которую можно дополнить и более мелкой сеткой для детального расчленения наблюдаемого следа и его зарисовки;

2 - блокнот с миллиметровой бумагой с нанесенными вспомогательными линиями, на такой бумаге можно легко зарисовать очертания и отдельные элементы следов;

3-е размерах следов измеряют длину (А) (включая длину когтей, если они явно заметны) и ширину (Б);

4 - определение направления следовой дорожки (А), ширину шага (Б), длину шага (В), угол отклонения следа (Г), и, если можно отличить друг от друга передний след (а) от заднего (б), отмечают, в какой последовательности они расположены;

5 - элементы оленьего следа, в котором отпечатаны две половинки копыта без задних копытец;

Ø копытный защип - это небольшой выступ снега или почвы между отпечатками копыт;

Ø грань или верхнее роговое покрытие копыта отчетливо отпечатывается как передний край копыта;

Ø холмик образуется после отпечатка копытного свода;

Ø валик — узкая полоска снега или почвы между отпечатками двух половинок копыта;

Ø подушечка или пяточная часть выпуклой задней части следа.

 

Изготовление слепков следов (рис. В, в увеличенной виде есть в папке с материалами):

1 - гипс жидкой консистенции, полоска рисовальной бумаги шириной около 2 см, канцелярская скрепка, резиновая чашечка, в которой разводят гипс;

2- вода, которую используют для разведения гипса в резиновой чашке, должна быть чистой; гипс засыпают  в воду в небольших количествах, но следят, чтобы он был не слишком жидким, но и не густым;

3 - полоску бумаги разворачивают на необходимую длину в зависимости от размера отливаемого следа, перед этим след очищают щеточкой или перышком или выдувая нежелательный мусор;

4 - гипсовый раствор заливают в форму небольшой высоты, пока она не будет наполнена до края бумажной полоски; гипс затвердевает приблизительно в течение 10 мин, затем отливку извлекают небольшой лопаточкой. На только что затвердевшую отливку наносят данные о следе, названии вида и даже месте находки. Дома слепок отмывают от глины щеткой под струей воды и оставляют его на несколько дней досохнуть;

5 - деревянные материалы для изготовления копии подлинного следа; 6 - порядок работы при копировании отливки в формовочной глине (Л), которую приготовляют в деревянной рамочке (В) на стеклянной подставке или на гладкой плитке.

Материал укрепляют оконной замазкой (пластилином) (В); б - негативную отливку следов отпечатывают на мягкой формовочной глине (поперечный разрез); г - глину оставляют затвердевать, затем подливают воды (Г) и снимают с подставки.

Внимание! При отливке из галса другим способом негативную отливку следует покрыть жиром или воском для того, чтобы позитивная отливка не приклеилась к негативу; в этом случае гипс льют на отливку, чтобы предотвратить образование пузырьков.

При отливке следов на снегу найденный след сначала посыпают галсом, и только после этого заливают раствор гипса.

Измерение следов птиц (рис.9, в увеличенном виде есть в папке с материалами):

Кроме длины и ширины птичьего следа, в случае необходимости измеряют также и другие параметры, к которым относятся длина среднего пальца (а) и его ширина у основания (б), или же определяют и длину наружного пальца или даже внутреннего пальца, измерения которого проводят аналогичным способом, как при определении длины среднего пальца. Если в птичьем следу не отпечатался задний палец, то, как обычно, измеряют длину следа вплоть до самого заднего края следа.

Птичий след и задний палец лапки: в следах птиц мажет отпечататься задний палец в разном виде и расположении, как это свойственно тому или иному виду птиц; в некоторых следах он, как правило, не отпечатывается;

5 - след серой цапли (здесь показан левый) имеет самый длинный средний палец (3) с обозначением места, в котором измеряют ширину среднего пальца у основания (б), чуть более короткие наружный (4) и внутренний (2) пальцы, причем самый короткий задний палец(1), который на всю свою ширину сдвинут от продолжения направления среднего пальца; В - в следе белого аиста (здесь левого) отпечатывается задний палец в виде короткой овальной и в зависимости от состояния опорной площади более или менее глубокой впадинки; Г - отпечаток левой лапки серого журавля без отпечатка заднего короткого пальца.

Дети приносят с собой дневники ступени, ручки, материал для изготовления слепков следов (по указанию руководителя).

Мотивация. Какими были бы ваши ощущения, если бы в походе вы встретили совсем свежие следы волка? Оленя? Зайца? Медведя? Орла? Лебедя? Действия различаются? Но для того, чтобы решить, что делать, нужно точно знать, чьи именно это следы. Кроме того, хочется принести домой и показать следы, которые мы встретили. Вот этому всему мы и научимся сегодня. Хотите?

Новый материал. Откройте первый слайд. Скажите: «Давайте, сравним следы на этом слайде. Чем различаются, например, следы овцы и косули? Правильно, овечьи больше кроме того, у косули на бегу отпечатываются и поноготки. А у овцы.. Да и часто ли вы видели бегущую овцу? Также обратите внимание, что при беге защип носков копыт раскрывается широко, потому что животному нужна опора побольше. А вот у дикого кабана поноготки отпечатываются всегда - они у него расположены ниже, чем у других копытных. Отличие следов оленя видно сразу. Во-первых, они больше других из этих животных, во-вторых, у оленя основной вес передаётся через основание копыта, тогда как, например, косули через всю площадь копыта. Таким же образом пусть следопыты объяснят различие следов на слайде 2.

На третьем слайде вверху показано различие между следами лисы и собаки: на следе собаки отпечатки пальцев стоят тесно друг ко другу, а на следе лисы (кстати, у волка почти так же) между отпечатками двух передних и двух вторых пальцев можно положить ровню палочку или спичку так, что она будет только качаться краёв отпечатков пальцев. Обратите внимание ребят на следы в нижней части слайда 3. Надеемся, они определят, что это – следы кошачьих, т.к. у них не опечатываются когти.

Следы на слайде 4, кроме своего размера, привлекают внимание также тем, что след левой ступни обращен вправо, а правой - влево. Шёл кто-то косолапый. Кто же? Конечно, медведь.

Аналогично проведите со следопытами разбор остальных следов. На слайдах 14,15 и 16 даны следы уже без подписей. Пусть дети попробуют распознать, где чьи.

Аналогично проведите обсуждение следов птиц, которые Вы поставили в презентацию. Если видите, что на изготовление слепков следов не останется времени - перенесите обсуждение следов птиц на следующее занятие.

Переходим к изготовлению слепков следов.

Сделайте так, чтобы «автор» оставил след на подготовленной почве: пусть подготовленное Вами домашнее животное пройдёт по подготовленной почве или вдавите в почву муляж стопы или копыта или выйдите на найденное Вами место с множеством следов. Делайте и объясняйте следопытам. Поставьте опалубку. Приготовьте гипс. Залейте его. Пока он будет застывать, дайте ребятам задание: пусть они выберут себе след и повторят Ваши действия.

Закрепление. Следопыты ставят опалубку, готовят раствор и заливают его. Наставник наблюдает и корректирует.

Подведение итогов. Следопыты по очереди называют по одному виду животных, чьи следы они сегодня научились распознавать. Затем, так же по очереди, рассказывают порядок изготовления слепка следа. Изготовленные слепки следов оставляют твердеть в клубе. На опалубке должна быть подписана фамилия и имя следопыта.

Домашнее задание. В дневниках ступени, на с. 48, подписать виды животных которым принадлежат следы. Если не планируется полевой выход для поиска следов и изготовления слепков, то до следующего занятия самостоятельно найти след животного другого вида и изготовить его слепок. Третий след, необходимый для зачёта, можно изготовить на лагерном собрании или как домашнее задание на одно из дальнейших занятий.

Зачётное занятие. Следопыты приносят на него по три слепка каждый и готовятся определять виды животных по следам. Наставник готовит картинки со следами зверей из папки с зачётными заданиями (если разместить каждую картинку на формате А4 без полей, то получится рисунок следа в натуральную величину). Как видно из требования, следопыт должен правильно определить шесть видов животных по следам.

 

ЛАГЕРНЫЕ И ПОХОДНЫЕ УМЕНИЯ


1. ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ЛАГЕРЕ С НОЧЁВКОЙШ РАССКАЗАТЬ ШЕСТЬ ПРАВИЛ ВЫБОРА МЕСТА ДЛЯ ЛАГЕРНОЙ СТОЯНКИ. СПЛАНИРОВАТЬ И ПРИГОТОВИТЬЯ ДВА БЛЮДА В УСЛОВИЯХ ЛАГЕРЯ.

Мы считаем методически целесообразным свести в одно занятие изучение материала по трём требованиям: повышенным 1 и 2 ступени «Спутник», базовому 2, повышенным 1, и (частично) 4 ступени «Друг», 1-базому ступени «Исследователь». Приводим  конспект занятия по этим требованиям.

При нехватке времени, можно разнести этот материал на несколько занятий. Для ступени «Исследователь», особенно если следопыты проходили предыдущие ступени, можно провести данное занятие в помещении, исключив сам процесс приготовления.

 

Занятие 1

Костры.

Планирование и приготовление пищи в походных условиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.209.178 (0.01 с.)