Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ структуры баланса в управлении предприятием

Поиск

Бухгалтерская отчетность –единая система показателей, отражающих состояние имущества организации и источников его формирования на отчетную дату, а также результаты финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

Первой основной формой бухгалтерской отчетности является баланс. Бухгалтерский баланс – это заключительный прием учета, позволяющий в обобщенном стоимостном виде представить данные о предмете учета – имуществе предприятия, находящемся в его распоряжении на определенную дату. Как правило, датой составления баланса и других форм отчетности является первое число каждого месяца.

Поскольку отчетными периодами являются месяц, квартал или год, то баланс, составленный на 1-е число отчетного периода, называют вступительным или начальным, а баланс, составленный на конец периода – заключительным или отчетным.

Баланс, как форма отчетности, представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая часть таблицы называется актив, правая часть – пассив. В активе баланса по отдельным его строкам, которые называются статьями баланса, приводят классификационные группы видов средств и их величину в суммовом выражении на дату составления баланса. В пассиве баланса по статьям указывают наименование источников этих же средств и их величину (сумму).

Для более удобного использования информации в управлении отдельные взаимосвязанные статьи баланса объединяют в разделы. Разделы баланса – это укрупненные классификационные группы средств или источников, выделяемые по определенным признакам.

Активы делятся на: оборотные (многократно обращающиеся в течение отчетного периода); вне оборотные (длительного использования).

Актив играет доминирующую роль в балансе – именно здесь отражается информация о реальных ценностях предприятия, которые были получены от инвесторов. Также выбор оценок в учете и отчетности отражается прежде всего в активе баланса.

По данным бухгалтерского баланса выявляются недостатки в работе и финансовом положении, а также их причины. На основе информации, которая содержится в балансе, можно разработать мероприятия по их устранению.

Информация, содержащаяся в балансе, применяется для исследования положения предприятия (информация об имуществе предприятия, составе и структуре этого имущества), всеми категориями пользователей.

Данные баланса дают возможность контролировать правильность использования средств целевого назначения.

Благодаря сжатой и компактной форме баланс является весьма удобным документом, он дает законченное и цельное представление не только об имущественном состоянии организации, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период.

Анализ структуры активов и пассивов бухгалтерского баланса является частью анализа имущественного положения организации при анализе финансового состояния предприятия. Анализ активов и пассивов баланса позволяет проследить динамику их состояния в анализируемом периоде. Анализ структуры и динамики статей баланса показывает:

· какова величина текущих и постоянных активов, как изменяется их соотношение, а также выявить источники финансирования;

· какие статьи растут опережающими темпами, и как это сказывается на структуре баланса;

· увидеть долю запасов и дебиторской задолженности в структуре активов;

· насколько велика доля собственных средств, и в какой степени компания зависит от заемных ресурсов;

· каково распределение заемных средств по срокам погашения;

· какую долю в пассивах составляет задолженность перед бюджетом, банками и трудовым коллективом.

Практика экономического анализа выработала такие правила чтения финансовых отчетов, как:

Горизонтальный анализ (временной) - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом в относительном и абсолютном виде с тем, чтобы сделать лаконичные выводы.

Технология анализа достаточно проста: последовательно во второй и третьей колонках помещают данные по основным статьям баланса на начало и конец года. В западных представлениях часто данные конца года помещают первыми. Затем в четвертой колонке вычисляется абсолютное отклонение значения каждой статьи баланса. В последней колонке определяется относительное изменение в процентах каждой статьи. Аналогичный анализ производится на основе отчета о прибыли предприятия.

Вертикальный анализ (структурный) - определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Технология вертикального анализа состоит в том, что общую сумму активов предприятия (при анализе баланса) и выручку (при анализе отчета о прибыли) принимают за сто процентов, и каждую статью финансового отчета представляют в виде процентной доли от принятого базового значения.

Как следует из приведенного выше описания, горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности предприятия является эффективным средством для исследования состояния предприятия и эффективности его деятельности. Рекомендации, сделанные на основе этого анализа носят конструктивный характер и могут существенно улучшить состояние предприятия, если удастся их воплотить в жизнь.

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя.

Использование трендового метода позволяет оценить основные направления развития организации как в текущий момент, так и в последующие периоды. Так, например, если темп роста валюты баланса имеет тенденцию к снижению, то это свидетельствует о сокращении организацией текущей деятельности, хозяйственного оборота, что может привести к критическому состоянию. Результаты расчетов средних значений темпа роста (темпа прироста), учет связей между основными показателями позволяют рассчитать прогнозное значение изучаемого показателя на перспективу. Прогноз на основе трендовых моделей позволяет с определенной степенью надежности рассчитать значение прогнозируемого фактора, выбирать наиболее рациональные управленческие решения и оценить последствия этих решений для финансово-хозяйственной деятельности организации.

 

Факторный анализ прибыли

Выявление причин и их влияние на показатели прибыли – наиболее целесообразно проводить с использованием факторного анализа. Рассмотрим методику проведения анализа с использованием модели аудитивного типа для анализа прибыли от продаж (до стр. 050 вкл.).

Суть факторного анализа в выявлении: на сколько каждый из следующих факторов повлиял на изменение прибыли в рублях: 1. выручка от продаж 2. цена 3. себестоимость 4. коммерческие и управленческие расходы 5. как в общем повлияли все эти факторы на прибыль от продаж

причем совокупное влияние всех факторов должно соответствовать абсолютному отклонению (графа 5) прибыли от продаж в отчетном году по сравнению с базисным годом. Такой анализ осуществляется в несколько этапов:

1. расчет влияния фактора «выручка от продаж»: проведение такого анализа начинается с учета влияния инфляции. Пояснительная записка в бухгалтерский отчет обычно содержит информацию о том, на сколько выросли цены на продукцию предприятия в среднем за год. Зная этот %, рассчитывают выручку от реализации в отчетном периоде в сопоставленных ценах с базисным периодом. Без достижения такого сопоставления анализ бессмысленен.

Всоп. отч.= В отч. /I ц Всоп. отч - выручка отчетного периода в сопоставимых ценах (ценах прошлого года); В отч - выручка отчетного периода, приведенная в Форме №2 в ценах отчетного периода;

I ц - индекс цен (индекс инфляции);

из этого следует: выручка от продаж продукции в отчетном году выросла за счет роста цены следующим образом: ΔВцотч.–Всоп.отч.

ΔВц – изменение выручки от продаж за счет цены (инфляции)

Влияние на сумму прибыли от продаж (Пп) изменения выручки от реализации, исключая влияние изменения цены, можно рассчитать следующим образом:

ΔПпз - (Вотч - Вбаланс) -ΔВц)/100 * P п базис  P ппыруч., Рп – рентабельность от продаж.

2. Расчет влияния фактора «себестоимость реализации» (производственная стоимость) (стр.020 Формы №2). Это влияние рассчитывается по формуле: ΔПпсотч. * (Ус0 - У сб )/100

У с0 и У сб – удельный вес себестоимости выручки в отчетном и базисном годах, %.

3. Расчет влияния фактора «цена» ΔП пц = ΔВц *P п базис /100

4. Расчет фактора «коммерческие расходы» ΔП кр = В отч * (У кр отч. кр. баз.)/100

5. Расчет фактора «управленческие расходы» ΔПупр.отч. *(Ууро урб)/100

Где Ууро и У ур — соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах

6. Расчет совокупности влияния всех факторов на прибыль от продаж

Факторы, влияющие на прибыль Сумма влияния, руб.
1. Выручка от продаж 2. Себестоимость реализации 3. Цена 4. Коммерческие расходы 5. Управленческие расходы  
6. Итого ΔПпв - ΔПпс +ΔПпц -ΔПпкр. -ΔПпур

 

Сумма «Итого» должна быть равна абсолютному отклонению по строке 050 Формы №2 (графа 5). Если это не так, то расчеты ошибочны и дальнейший анализ не имеет смысла.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.54.147 (0.007 с.)