Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандартизация и сертификация информационных технологий

Поиск

Стандартизация — это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определен­ных областях при участии заинтересованных сторон в проведении этих правил. Стандарт — технический НПА кот. разработан в процессе стандартизации на основе согла­сования сторон. Стандартизация осущ. на разных уровнях — региональном, национальном, международном.Основные задачи стандартизации:

• обеспечение взаимопонимания разработчиков, изгото­вителей, продавцов и потребителей (заказчиков);

• установление оптимальных требований к номенклату­ре и качеству продукции в интересах потребителя и гос-ва, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окру­жающей среды, жизни, здоровья и имущества;

• установление требований по совместимости (конструк­тивной, элек., электромагнитной, информацион­ной, программной и др.) и взаимозаменяемости продукции;

• согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

• унификация на основе установления и применения па­раметрических и типоразмерных рядов, базовых конструк­ций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;

• установление метрологических норм, правил, положе­ний и требований;

• нормативно-техническое обеспечение контроля (испы­таний, анализа, измерений), сертификации и оценки каче­ства продукции;

• установление требований к технологическим процес­сам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоем­кости и трудоемкости, для обеспечения применения малоот­ходных технологий;

• создание и ведение систем классификации и кодирова­ния технико-экономической инф-и;

• нормативное обеспечение межгосударственных и гос. социально-экономических и научно-техниче­ских программ и инфраструктурных комплексов (транспорт);

• создание сис-ы каталогизации для обеспечения пот­ребителей информацией о номенклатуре и основных показа­телях продукции;

• содействие выполнению законодательства РФ методами и ср-и стандартизации. Цель стандартизации — достижение оптимальной степе­ни упорядочения в той или иной области посредством широ­кого и многократного использования установленных положе­ний, требований, норм, для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.Выд. след. принципы стандартизации:а)сбалансированность интересов сторон;б)системность и комплексность; в)динамичность; г)эффективность; д)приоритетность разработки стандартов; е)гармонизация;ж)четкая формулировка положений стандарта.В зависимости от специфики объекта стандартизации все стандарты дел. на основополагающие, продукцию, услуги, процессы, методы контроля, испыта­ний, измерений, анализа. Основополагающий стандарт — нормативный документ, содержащий общие или руководящие положения для опре­д. области. Стандарт на методы испытаний — нормативный доку­мент, устанавливающий методики, правила, процедуры раз­личных испытаний и связанных с ними действий. Стандарт на продукцию — нормативный документ, со­держащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению. Стандарт на процесс — нормативный документ, содер­жащий требования соответственно к процессу. Сертификация продукции — это деятельность по под­тверждению соответствия продукции установленным требо­ваниям

 

Критерии выбора КИС

При огромном разнообразии предлагаемых на рынке прог­раммного обеспечения сис-м сущ. основная проблема выбора. Для оптимального выбора следует обладать реаль­ной инф-й и осуществлять оценку продуктов по неко­торому набору критериев. Осн. критериями выбора зарубежных продуктов явл. известность и функциональные возможности сис­-м. При выборе КИС такого масштаба заказчики (обычно это крупные предприятия) больше заинтересованы в эффек­тивности оптимизации бизнес-функций и, как правило, го­товы к большим затратам на лицензии и внедрение. Кроме того, сам факт внедрения сис-ы от крупного западного разработчика может увеличить рыночную стоимость и при­влекательность предприятия для инвесторов.При подборе интегрированной корпоративной сис-ы следует руководствоваться следующими критериями: а)изменение данных в одной ее подсистеме должно авто­матически отражаться в связанных с ней подсистемах; б)сис-а автоматизирует существующие бизнес-процес­сы и процедуры, а автоматизация планирующихся бизнес-процессов не должна приводить к коренной реорганизации предприятия; в) внедрение сис-ы должно сокращать количество биз­нес-процедур и упрощать автоматизируемые бизнес-про­цессы; г)система должна предоставлять всем заинтересованным лицам всю необходимую информацию в соответствии с пра­вами доступа к данным; д)система должна быть легка в освоении, иметь друже­ственный и интуитивно понятный интерфейс, время обуче­ния сотрудников работе с ней должно быть сведено к мини­муму; е)в сис-е должен присутствовать инструментарий, поз­воляющий менять и создавать без помощи программистов отчетные формы; ж)в системе должны присутствовать средства контроля действий пользователя, минимизации ошибок ввода данных; з)сис-а должна предоставлять возможность отслежи­вать время, дату и автора внесенных изменений в данные; и)сис-а должна реализовывать запрет пользователям удалять данные (разрешается помечать на удаление с возможностью последующего восстановления), удалять данные из системы должен администратор; к)в сис-е должны быть надежные средства защиты данных и разделения прав доступа; л)сис-а должна развиваться в соответствии с развити­ем автоматизируемых ею бизнес-процессов, с изменением за­конодательства и т.д.; м)сис-а должна соответствовать ИТ-стратегии пред­приятия; н)внедрение сис-ы должно быть экономически эффек­тивно; о)сис-а должна учитывать сочетание интересов и тре­бований различных подразделений, в том числе и не охваты­ваемых ею; п)сис-а должна быть хорошо документирована и вклю­чать встроенную систему контекстной помощи; р)разработчик программного решения должен иметь хо­рошую репутацию, достаточно длительное время присут­ствовать на рынке и иметь удачные внедрения; с)оптимальность соотношения цена/качество системы. Процесс выбора системы включает этапы: 1. Изучение ключевых (для выбора системы) особенно­стей работы предприятия, что позволяет выявить, проанали­зировать и формализовать требования к КИС. Эти требова­ния с указанием приоритетов отражаются в документе «Тре­бования к информационной системе».2. Анализ различных КИС на соответствие этим требова­ниям и формирование документа «Альтернативы решений по автоматизации», содержащего сравнительный анализ функционально-стоимостных характеристик систем и пос­тавщиков.3. Оценка затрат на внедрение и дальнейшую эксплуата­цию конкретной КИС с отражением результатов в документе «Оценка совокупной стоимости владения».4. Оценка времени окупаемости КИС на предприятии и формирование документа «Оценка окупаемости и план воз­врата инвестиций» (включающий расчет ROI).5. Анализ и оценка общих производственных эффектов и неэкономических выигрышей от внедрения и использования новой системы, разработка документа «Оценка повыше­ния эффективности и увеличения конкурентных преиму­ществ» на базе методологии BSC (Balanced ScoreCard — сис­тема сбалансированных показателей).6. Оценка проектных, технологических, бизнес- и других рисков при внедрении и эксплуатации системы, разработка документа «Карта рисков».В настоящее время можно отметить несколько тенденций в развитии КИС:

• разработка различных вертикальных решений, пред­назначенных для сквозной автоматизации предприятий ка­кой-либо отрасли;

• создание гибких программных продуктов, оперативно внедряемых и максимально легко настраиваемых под пот­ребности предприятия, на котором они внедряются;

• разработка КИС, которые удобны и понятны сотрудни­кам и поэтому легко внедряются в реальную промышленную эксплуатацию.

Современная КИС разрабатывается на базе принципа по­слойного построения. В отдельные слои выделяются: специа­лизированное программное обеспечение (офисное, приклад­ное), система управления документами, программы поточ­ного ввода документов, вспомогательное программное обес­печение для связи с внешней средой и обеспечения доступа к функционалу системы через коммуникационные средства (e-mail, сеть Интернет/Интранет). Преимуществами такого подхода является возможность внесения изменений в от­дельные программные компоненты, расположенные в одном слое, без необходимости коренных переделок на других сло­ях, обеспечения формальной спецификации интерфейсов между слоями, поддерживающих независимое развитие ин­формационных технологий и реализующих их программных средств. Применение открытых стандартов позволяет безбо­лезненно осуществлять переход с программных модулей од­ного производителя на программы другого, повышать на­дежность и устойчивость к сбоям системы в целом.

 

 

Корпоративные сети

В условиях развития корпоративных информационных сис-м любого масштаба сеть организации явл. одним из ключевых элементов функционирования ее бизнеса. Корпоративная сеть (КС) поддерживает решение актуальных задач и обеспечивает вы­полнение ее миссии. Она объединяет в единое пространство информационные сис-ы всех объектов корпорации и соз­дается в качестве системно-технической основы КИС в ка­честве ее главного системообразующего компонента, на базе кот. конструируются другие подсистемы. КС представляет собой сеть смешанной топологии, вклю­чающую несколько локальных сетей. Создание корпоративной сети позволяет: 1)создать единое информационное пространство; 2)централизовать финансовые и информационные пото­ки данных; 3)оперативно собирать и обрабатывать инф-ю, формировать консолидированные отчеты на ур-е пред­приятия; 4)снизить затраты на серверные решения и переход от ре­шений для рабочих групп на решения ур-я предприятия; 5)обрабатывать потоки мультимедиаданных между под­разделениями; 6)снизить затраты на связь между подразделениями и ор­ганизовать единое адресное пространство; 7)обеспечить качественную связь на высоких скоростях; 8)организовать сис-у видеонаблюдения.Основные требования, предъявляемые к современным КС: а)масштабируемость — возможность наращивания мощ­ностей серверов и территориальное расширение сети; б)надежность сети — явл. 1 из факторов, опре­деляющих непрерывность дея-ти организации; в)производительность — рост числа узлов сети и объема обрабатываемых данных предъявляет постоянно возраста­ющие требования к пропускной способности используемых каналов связи и производительности устройств, обеспечива­ющих функционирование КИС; г)экономическая эффективность — экономия ср-в на создание, эксплуатацию и модернизацию сетевой инфра­структуры при постоянном росте масштаба и сложности кор­поративной сети; д)информационная безопасность—обесп. стабиль­ности и безопасности бизнеса в целом, защиты хранения и обработки в сети конфиденциальной инф-и.Выд. след. осн. принципыпострое­ния КС:

• всеобъемлющий характер — сеть распространяется на всю корпорацию;

• интеграция — корпоративная сеть предоставляет воз­можность доступа ее пользователей к любым данным и при­ложениям с учетом политики информационной безопас­ности;

• глобальный характер — КС обеспечивает получение ин­ф-и о жизнедеятельности организации независимо от политики и гос. границ;

• адекватные эксплуатационные характеристики — сеть обладает св-м управляемости и имеет высокий ур-ь безотказности, живучести, обслуживаемости при поддержке критически важных для дея-и корпорации прило­жений;

• максимальное исп. типовых решений, стан­дартных унифицированных компонентов.КС можно рассматривать с различных точек зрения: *структуры (системно-техническая инфраструктура);*системной функциональности (сервисы и приложения);*эксплуатационных характеристик (св-а и службы). С системно-технической точки зрения она пред. собой целостную структуру, состоящую из нескольких вза­имосвязанных и взаимодействующих ур-й: компьютер­ной сети, телекоммуникаций, компьютерных и операцион­ных платформ, ПО промежуточного слоя, приложений. С функциональной точки зрения КС — это эффективная среда передачи актуальной инф-и, необходимой для решения задач корпорации.При построении локальных и кампусных сетей исп. коммутаторы, а при построении территориально-распределенных сетей — маршрутизаторы. Коммутаторы обес­печивают высокоскоростной обмен в рамках локальной сети, передавая инф-ю только на узлы-адресаты. Они опе­рируют адресами канального протокола, в роли кот., как правило, выступает Ethernet, маркерное кольцо, маркерная шина. Маршрутизаторы при передаче инф-и оперируют логическими адресами и позволяют при обра­ботке ими инф-и исп. иерархическое пред­ставление структуры сети. Особое место в корпорат.сети занимает системный администратор. Системный администратор —сотрудник, кот. обеспечива­ет сетевую безопасность орг-и, создание оптималь­ной работоспособности сети, компьютеров и ПО.Администратор решает вопросы планирования сети,вы­бора и приобретения сетевого оборудования, наблюдает за ходом монтажа сети и следит за выполнением всех требова­ний. После установки сетевого оборудования он проверяет его и устанавливает на серверы и рабочие станции сетевое ПО. В обязанности администратора входит контроль за использованием сетевых ресурсов, реги­страция пользователей, изменение прав доступа пользовате­лей к сетевым ресурсам, интеграция разнородного ПО, используемого на файл-серверах, серве­рах СУБД, на рабочих станциях, своевременное копирование и резервирование дан­ных и восстановление нормальной работы сетевого оборудо­вания и ПО после сбоев.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.57 (0.007 с.)