Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Типология методик психологического обследования детско-родительских отношений в семье
Предлагаемые ребенку:
- Методика рисунка семьи и ее модификации (кинетический рисунок семьи, семья животных) (Хоментаускас, 1990; Венгер, 2003; Лосева, 1986)
- Адаптированный вариант методики Рене Жиля (Гильяшева И.Н. и др., 1994; Осницкий, 1997)
- Различные варианты методики «Незавершенные предложения» (Либере А.Г., 1991)
- Модификация оценочно-самооценочной методики (РЕП) (Лидере А.Г., 1991)
- Детский ТАТ (Бурлакова, Олешкевич, 2001)
- Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Бене-Антони и его модификации (Лидерс А.Г., 1993)
- Диагностическая беседа «Мой круг общения» Т.Ю. Андрущенко (Андрущенко Т.Ю., 1999)
Предлагаемые родителям:
- Родительское сочинение «История жизни моего ребенка» (Карабанова О.А., Захарова Е.И., 2002)
- Опросник родительских отношений Варги-Столина – ОРО (Варга А.Я., Столин В.В., 1986)
- Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера – АСВ (Эйдемиллер, 1976, 1996)
- Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой ОДРЭВ (Захарова Е.И., 1996)
- Опросник «Измерение родительских установок и реакций» - РАRI (Нещерет, 1980; Архиреева Т.В., 2002)
Предлагаемые независимо и одновременно детям и родителям:
- Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.М. Марковской – ВРР (Марковская И.М., 1999)
- Самооценочная методика в варианте, когда, например, родители оценивают ребенка и дают оценки за ребенка, а затем обсуждают отличия в оценках родитлей от самооценки, полученной от ребенка, и наоборот (Лидерс А.Г., 1991; Бурменская и др., 2002)
- Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» (Т.Ю. Андрущенко и Г.М. Шашловой)
Предлагаемые диаде «ребенок-родитель»:
- Цветовой тест отношений А.М. Эткинда (Эткинд А.М., 1980)
- Методика «Модель личностной сферы» (Шмидек) (А.Г. Лидере, 1991)
Психологическое просвещение по реализации образовательной программы
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний; - повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений
Обязательно:
Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов.
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.
Дополнительно:
Создание информационного уголка по типу «Советы психолога».
Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, технологическими, информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки). Для воспитателей – реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, систематика и отклонение в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность). Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.
Примерный перечень
Младший возраст
Родители
| Педагоги
| «Как подготовить ребенка к ДОУ»
| «Рекомендации по оптимизации взаимодействия с детьми».
| «Как помочь ребенку в период адаптации»
| «Зависимость развития психики ребенка и его физических показателей»
| «Как играть с ребенком»
| «Кризис трех лет»
| «Как справиться с детскими капризами»
| «Возрастные особенности детей 2-4 лет»
| «Поощрение и наказание»
| «Речь и мышление»
| «Если ребенок кусается, грызет ногти»
| «Адаптация ребенка в ДОУ»
| «Как провести с ребенком выходной день»
| «Роль развивающих игр для детей 2-4 лет»
| «Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самообслуживания»
| «Пальчиковые игры – зачем они нужны?»
| «Воспитание бережного отношения к вещам»
| «Пальчиковая гимнастика» как средство развития тонкой моторики дошкольников.
| «Читаем вместе»
| «Индивидуальные психологические особенности детей»
|
Средний возраст
Родители
| Педагоги
| «Мальчики и девочки – два разных мира»
| «Возрастные особенности детей 4-5 лет»
| «Секреты общения с ребенком в семье»
| «Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстника в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни»
| «Поощрение и наказания ребенка в семье»
| «Коммуникативность в общении с коллегами, детьми»
| «Если в семье один родитель»
| «Методы активного слушания»
| «Условия поло-ролевого воспитания ребенка»
| «Эффективное педагогическое общение»
| «Влияние родительских установок на развитие»
| «Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми»
| «Взаимодействие с трудными детьми»
| «Эмоциональное со стояние взрослого как опосредствующий фактор эмоционального состояния детей»
| «Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком»
|
| «Роль отца в воспитании детей»
| «Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников»
| «Как предупредить отклонения в поведении ребенка»
| «Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы»
|
| «Детский онанизм»причины и профилактика его возникновения
|
| Эмоциональное развитии дошкольников, по средствам сказкотерапии»
| «Проблема детского онанизма»
| «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка»
| «Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников»
| «Безопасность на летней площадке»
|
Старший возраст
Родители
| Педагоги
| «Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»
| «Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников в физкультурной деятельность»
| «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста»
| «конфликты между детьми»
| «Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка»
| «Формирование социально-адаптированного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
| «Тревожный ребенок»
| «Решаем проблемы, играя с детьми»
| «Гиперактивный ребенок»
| «Привычка трудится»
| «Агрессивный ребенок»
| «Развитие познаний активности у детей дошкольного возраста»
| «Воспитываем усидчивость»
| «Развитие абстрактно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий математикой»
| «Радетельский авторитет»
| «Учимся общаться с детьми»
| «Развитие речи дошкольников 5-6 лет через чтение художественной литературы»
| «Как привить любовь к книге»
| «Воспитание культуры поведения старших дошкольников средством художественной литературы»
| «Сказки как источник творчества детей»
| «Влияние музыки на психику ребенка»
| «Использование музыки в режимных моментах»
|
Подготовительный возраст
Родители
| Педагоги
| «Развития тонкой моторики дошкольников»»
| «Здоровье педагога как компонент профессиональной самореализации»
| «Психологические особенности детей 6-7 лет»
| «Психологическое здоровье детей как критерии успешности работы дошкольного учреждения»
| «Психологическая готовность ребенка к школе»
| «Система работы воспитателя с детьми, имеющим отклонения в поведении»
| «Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе»
| «Развитие логических операций «классификация», «обобщение», «абстагирование-конкретизация» у детей старшего дошкольного возраста»
| «Кризис семи лет»
| Психологическая безопасность ребенка»
| «Стили взаимодействия взрослых с детьми»
| «Гиперактивность ребенка – опасность для его бедующего»
| «Десять заповедей для родителей будущих первоклассников»
| «Детские конфликты»
| «Почему он не хочет учиться»
| «Приобщите ребенка к миру взрослых»
| «Воспитательные возможности художественной литературы»
| «Общение - это искусство»
| «Развитие творчества в изобразительной деятельности»
| «Влияние сказки на развитие ребенка»
|
| «Музыка и душевное состояние слушателя»
| Психологическая профилактика по реализации образовательной программы
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:
- разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
- контроль за соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением грамотного, психологического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
- обеспечению условий оптимального перехода детей на следующею возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психологическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации;
- своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей;
Обязательно:
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступивших детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путем устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
Примерный перечень профилактической деятельности
Родители
| Педагоги
| «Понимаете ли вы своего ребенка?».
| Обсуждение итогов прохождения детьми периода адаптации к ДОУ, определение степени сложности адаптационного периода каждого ребенка, пути решения возникающих проблем.
| «Что такое хорошо и что такое плохо»,
| «Индивидуальные психологические особенности детей».
| «Безопасность на летней площадке».
| «Безопасная песочница».
| Адаптация ребенка к новым условиям.
| Индивидуальные беседы по результатам психологической диагностики в начале и конце учебного года, в течение года – беседы по поводу трудностей в развитии ребенка.
| «Итоги диагностики по результатам обследования у детей уровня развития познавательных способностей»
| «Психологическая готовности ребенка к школе»: итоги диагностики. Совместное обсуждение уровня психологической готовности к обучению в школе каждого ребенка
| Тренинг «Психологические проблемы детей»
| Консультации по результатам психологической диагностики детей группы с нарушением речи
| «Итоги диагностики обследования у детей социально-эмоционального развития»
| Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
|
| Тренинг «Сплочение педагогического коллектива»
|
| Наблюдение занятий педагогов с детьми, их психологический анализ.
| Развивающая и коррекционная работа по реализации образовательной программы
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Эта работа предполагает активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медика.
Программы развивающей и психокоррекционной работы включает психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими, т.е. выполняется с помощью психолога.Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.
Обязательно:
- Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно-важных качеств.
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми групп с нарушением речи.
Дополнительно:
- Проведение занятий с детьми других возрастных групп.
Это направление работы включает:
- групповые коррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
- индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами личностной и познавательной сферах)
- тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;
- занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
- тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары)
Развивающая работа и психологическая коррекция психологического сопровождения образовательных областей
Образовательная область
| Развивающие задачи
| 1
| 2
| Физическое развитие
| Формировать умения совершать точные прицельные движения руками, дифференцировать движения правой и левой руки, дифференцировать ведущую руку; точно выполнять мелкомоторные движения, действуя с предметами, в том числе мелкими; согласовывать свои движения с движениями других детей, ориентироваться на заданный темп движений, менять темп движения по сигналу, передавать в движении заданный ритм.
Развивать элементы контроля за своими движениями и движениями сверстников.
Стимулировать стремление качественно выполнять движения.
Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние.
Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности
Формировать точные, четкие и координированные мелкомоторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умения последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание движений, контролировать и оценивать качество выполнения движения с точки зрения точности, правильности.
Развивать двигательное воображение. Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние.
Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности
| Познавательное развитие
| Поощрять стремление объяснять мир; исследовательскую активность; желание задавать вопросы познавательного характера, направленные па установление причинно-следственных связей в мире физических явлений, участвовать в экспериментировании. Формировать умения делать умозаключения; отражать в речи ход и результаты наблюдения, экспериментирования; формулировать и проверять предположения, в деятельности опираться на собственный опыт; пользоваться своими знаниями для разрешения проблемных ситуаций, поставленных как взрослым, так и самостоятельно; выделять эталонные признаки предмета с помощью адекватных этим признакам или качествам перцептивных действий, группировать предметы по сенсорным признакам, использовать различные приемы для решения новых задач; отбирать способы деятельности, ориентируясь на некоторые существенные признаки объектов; сравнивать различные предметы, выявляя различия в них и отражая их в речи; понимать жизненные ситуации, проигрывать их с заменой одних объектов другими, с опорой на свой реальный опыт интерпретировать жизненные ситуации; воспринимать целостные сюжеты (ситуации), изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями; в процессе решения новых задач выделять звено ориентировки, связанное с элементарным анализом ситуации и прогнозированием решения задачи; использовать для решения задач готовые модели.
Развивать способность замечать противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений, проявлять к ним интерес. Формировать устойчивый интерес к слушанию художественной литературы; умения проявлять эмоциональное отношение к героям, давать им эмоциональную оценку и мотивировать ее, опираясь на причинно-следственные связи описанных событий.
Вызывать сочувствие и сопереживание положительным персонажам; поддерживать стремление содействовать им, радоваться победе добра над злом
| Речевое развитие
| Развивать навыки диалогического общения. Учить отражать в речи жизненные ситуации, целостные сюжетные, изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений, эмоциональное отношение к героям; давать эмоциональную оценку героям литературных произведений и мотивировать ее, опираясь на причинно-следственные связи описанных событий, выражать в речи сочувствие и сопереживание положительным персонажам
| Художественно-эстетическое развитие
| Формировать устойчивый интерес к прекрасному; умение отражать в речи свои переживания, соотносить воспринятое со своим опытом, знаниями, переживаниями, представлениями, любоваться красивым, замечать средства художественной выразительности, давать эмоционально-эстетические оценки, мотивировать их, замечать прекрасное в повседневной жизни, в непосредственном окружении, общаться по поводу воспринятого, принимать задачу взрослого создать что-то определенное, подчинять ей свои усилия, до начала деятельности достаточно развернуто формулировать замысел, развивать замысел в процессе выполнения деятельности, реализовывать замысел.
Стимулировать чувство радости, удовольствия при восприятии прекрасного.
Формировать устойчивый интерес ко всем видам музыкальной деятельности; умения внимательно и заинтересованно слушать музыкальное произведение, замечать его настроение, следить за динамикой музыкального образа, самостоятельно рассуждать, отвечая на вопросы о содержании и средствах выразительности музыкального произведения, образно передавать музыкальные образы в музыкально-ритмических движениях и пении, передавать музыкальный ритм
| Правила психокоррекционной работы:
- Психолог не должен осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.
- Пространство коррекционных воздействий педагога-психолога ограничено нормой и пограничным состоянием развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений. Педагог-психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства. В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а также методов психотерапии, неадаптированных к дошкольному возрасту.
- К вышеперечисленным правилам добавляются требования профессиональной этики: закрытость и адаптированность информации, процедурная конфиденциальность и позиционность взаимоотношений.
- Психокоррекционные воздействия могут быть направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабильности эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций.
- Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом).
- Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной, и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения. Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания). Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.
- Психокоррекционная система в условиях ДОУ представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирован на психического развития детей.
Календарно-тематическое планирование
|