Московского района г. Казани 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московского района г. Казани



Московского района г. Казани

«Утверждаю»

Заведующая МБДОУ № 164

____________Р.Р.Ситдикова

Рабочая программа

Педагога-психолога МБДОУ № 164

 

разработчик программы:

Педагог-психолог Шустова Ю.А.

Казань 2014

Пояснительная записка

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Деятельность современного педагога-психолога ДОО направлена, с одной стороны, на создании условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.

Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ «Детский сад №164 присмотра и оздоровления» Московского района г. Казани разработана в соответствии  со следующими документами:

1. ФЗ РФ «Об образовании» от 21.12.2012 г. № 122-ФЗ; ст. 34,п. 1.9 (Защита детей от всех форм физического и психического насилия)

2. Приказ №1155 от 17.10.2013 г. "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

4. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.

5. Методическое письмо Министерства образования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16

6. Письмо Минобразования России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

7. Устав МБДОУ № 164

Данная программа ориентировалась на примерную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы»,под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014,  программу эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь» под редакциейКрюковой С.В., Слободняк Н.П

 

 

.

Парциальные программы:  

1) В.Л. Шарохина. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе.

2) Л.И. Катаева. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе.

3) Современные образовательные технологии

4) Практика сказкотерапии (под редакцией Н.А.Сакович).

5) Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Модели комплексных занятий. Авторы составители: Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина.

6) Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоционального сферы. Вкус и запах радости.

7) М.В.Ильина. Развитие вербального воображения.

8) Развивающие истории для детей дошкольного возраста. Т.П. Трясорукова.

9) Психологические игры для детей. Под ред. Светлановой И.А.

10) Большебратская Э.Э.Песочная терапия.

Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников

От 2 до 4 лет

Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признание самостоятельности ребенка.

Ведущая деятельность – игровая.

Переход от манипулятивной игры к ролевой игре.

Ведущая функция – воспитание.

Особенности возраста:

  1. Кризис 3х лет. Формирования «системы Я»
  2. Развитие воображения через развитие ф ункции замещения одного предмета другим.
  3. Появление смысловой структуры самопознания
  4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.
  5. Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.
  6. Удерживает внимание 7-8 минут.
  7. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
  8. При новой деятельности необходимо поэтапное пояснение (делай, как я).

Новообразования:

  1. Усвоение первоначальных нравственных норм.
  2. Самооценка.
  3. Появление элементов партнерского общения.

От 4 до 5 лет

Ведущая потребность – познавательная активность, потребность в общении.

Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – наглядно-образное мышление.

Особенности возраста:

  1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
  2. Усложняются волевые проявления (умение подлинять свое поведение правилам в игре).
  3. Повышение познавательной активности
  4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстниками.
  5. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
  6. Усложнение сюжетно-рулевой игры.
  7. Появление осознанности собственных действий.

Новообразования:

  1. Контролирующая функция речи.
  2. Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игру.
  3. Появление элементов произвольности.
  4. Появление неситуативно-личностной формы общения, общение с взрослым.

От 5 до 6 лет

Ведущая потребность – потребность в общении, творческая активность

Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

  1. Проявление элементов произвольности всех психологических процессов.
  2. Общение с взрослыми внеситуативно-личностное.
  3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
  4. Проявление творческой активности во всех видах деятельность. Развитие фантазии.
  5. Половая идентификация.

Новообразования:

  1. Предвосхищение результата деятельность.
  2. Активная планирующая функция речи.
  3. Внеситиативно-деловая форма общения со сверстниками.

От 6 до 7 лет

Ведущая потребность – общение.

Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

  1. Проявление произвольности всех психологических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
  2. Переход к младшему школьному возрасту.
  3. Проявление 7 лет (капризы, паясничание, демонстративное поведение).
  4. Повышенная чувствительность.
  5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
  6. Ведущим продолжает оставаться нагрядно-образное мышление.

Новообразования:

  1. Внутренний план действий.
  2. Произвольность всех психологических процессов.
  3. Возникновение соподчинения мотивов.
  4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
  5. Возникновение первой целостной картины мира.
  6. Появление учебно-познавательного мотива.

 

Цель: охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Задачи: деятельности педагога-психолога:

-определение индивидуальных образовательных потребностей детей;

-предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;

Создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей.

Срок реализации данной программы 5 лет.

Принципы:

- поддержка разнообразия детства;

-сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

-полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащении) детского развития;

-создании благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

--содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

-приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи. Общества и государства;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;

-учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

 

Содержание рабочей программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении.

Цели деятельности педагога-психолога:

- создание условия для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ.

- содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.

- содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; педагогической готовности к школьному обучению.

- формирование у детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов дошкольников.

Задачи деятельности педагога-психолога:

  • психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем в определении причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  • содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе;
  • формирование у детей способности к контролю и самоорганизации;
  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОУ;
  • психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей;
  • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в
    развитии детей;
  • участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов ДОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, содействие в обеспечении деятельности педагогов ДОУ научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

Деятельность педагога-психолога по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает решение ряда частных задач:

  • реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития дошкольного возраста;
  • развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств и др;
  • создания в ДОУ благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется продуктивного общения детей с взрослыми и сверстниками и созданием успеха во всех видах деятельности дошкольников;
  • оказания своевременной психологической помощи и поддержки детям, их родителям и членам педагогического коллектива ДОУ.

Психологическое сопровождение психического и личностного развития детей строится на основе следующих принципов:

- обеспечения права доступности на качественное дошкольное образование;

- сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования;

- гуманизации дошкольного образования, ориентирующий на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве;

- защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования;

- повышения эффективности и качества дошкольного образования;

- обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования;

- оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста;

- признания безусловной ценности внутреннего мира ребенка, следования за его внутренним миром;

- создания условий для самостоятельного освоения детьми отношений и осуществления жизненных выборов;

- сотрудничества всех специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе сопровождения ребенка.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Предполагается что:

1. Каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста.

2. Хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования.

3. Обеспечение индивидуального педагогического и медико-социального сопровождения для каждого воспитанника ДОУ – залог успешной адаптации и обучения в школе.

4. Каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля качества образовательной программы ДОУ, возможность выбора дополнительного образования.

5. Качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребенка в школе.

6. Реализация программы позволит сделать процесс развития ДОУ в большей степени социально ориентированным.

 

 

Младший возраст

1. Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ.

2. Методика Стреблевой «Ранняя диагностика умственной отсталости»

3. Шкала Бине-Симона

4. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»

Средний возраст

1. Шкала Бине-Симона, комплекс методик для диагностики познавательных процессов

2. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»

3.С.Д. Забрамная «Пакет методик для обследования детей 3-5 лет»

 

4. Психолого –педагогическая диагностика развития детей. Раннего и дошкольного возраста.

Старший возраст

1. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»

2. М. Безруких, Л. Морозова «Методика оценки уровня развития зрительно-моторного восприятия»

3. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта»

4. Методика П. Торренса

5. Психолого –педагогическая диагностика развития детей. Раннего и дошкольного возраста.

Подготовительный возраст

1. Л.А.Ясюкова «Методика определения готовности к школе»

2. Г. Вислак «Психодиагностика готовности к школе»

3. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»

4. М. Безруких, Л. Морозова «Методика оценки уровня равзития зрительно-моторного восприятия

5. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта»

6. Методика П. Торренса

7. М.М. Семаго, И.Я. Семаго «Групповая диагностика готовности к школе»

8. Психолого –педагогическая диагностика развития детей. Раннего и дошкольного возраста.

 

 

Примерный перечень

Младший возраст

Родители Педагоги
«Как подготовить ребенка к ДОУ» «Рекомендации по оптимизации взаимодействия с детьми».
«Как помочь ребенку в период адаптации» «Зависимость развития психики ребенка и его физических показателей»
«Как играть с ребенком» «Кризис трех лет»
«Как справиться с детскими капризами» «Возрастные особенности детей 2-4 лет»
«Поощрение и наказание» «Речь и мышление»
«Если ребенок кусается, грызет ногти» «Адаптация ребенка в ДОУ»
«Как провести с ребенком выходной день» «Роль развивающих игр для детей 2-4 лет»
«Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самообслуживания» «Пальчиковые игры – зачем они нужны?»
«Воспитание бережного отношения к вещам» «Пальчиковая гимнастика» как средство развития тонкой моторики дошкольников.
«Читаем вместе» «Индивидуальные психологические особенности детей»

Средний возраст

Родители Педагоги
«Мальчики и девочки – два разных мира» «Возрастные особенности детей 4-5 лет»
«Секреты общения с ребенком в семье» «Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстника в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни»
«Поощрение и наказания ребенка в семье» «Коммуникативность в общении с коллегами, детьми»
«Если в семье один родитель» «Методы активного слушания»
«Условия поло-ролевого воспитания ребенка» «Эффективное педагогическое общение»
«Влияние родительских установок на развитие» «Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми»
«Взаимодействие с трудными детьми» «Эмоциональное со стояние взрослого как опосредствующий фактор эмоционального состояния детей»
«Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком»  
«Роль отца в воспитании детей» «Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников»
«Как предупредить отклонения в поведении ребенка» «Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы»
  «Детский онанизм»причины и профилактика его возникновения
  Эмоциональное развитии дошкольников, по средствам сказкотерапии»
«Проблема детского онанизма» «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка»
«Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников» «Безопасность на летней площадке»

Старший возраст

Родители Педагоги
«Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста» «Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников в физкультурной деятельность»
«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста» «конфликты между детьми»
«Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка» «Формирование социально-адаптированного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
«Тревожный ребенок» «Решаем проблемы, играя с детьми»
«Гиперактивный ребенок» «Привычка трудится»
«Агрессивный ребенок» «Развитие познаний активности у детей дошкольного возраста»
«Воспитываем усидчивость» «Развитие абстрактно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий математикой»
«Радетельский авторитет» «Учимся общаться с детьми»
«Развитие речи дошкольников 5-6 лет через чтение художественной литературы» «Как привить любовь к книге»
«Воспитание культуры поведения старших дошкольников средством художественной литературы» «Сказки как источник творчества детей»
«Влияние музыки на психику ребенка» «Использование музыки в режимных моментах»

Подготовительный возраст

Родители Педагоги
«Развития тонкой моторики дошкольников»» «Здоровье педагога как компонент профессиональной самореализации»
«Психологические особенности детей 6-7 лет» «Психологическое здоровье детей как критерии успешности работы дошкольного учреждения»
«Психологическая готовность ребенка к школе» «Система работы воспитателя с детьми, имеющим отклонения в поведении»
«Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе» «Развитие логических операций «классификация», «обобщение», «абстагирование-конкретизация» у детей старшего дошкольного возраста»
«Кризис семи лет» Психологическая безопасность ребенка»
«Стили взаимодействия взрослых с детьми» «Гиперактивность ребенка – опасность для его бедующего»
«Десять заповедей для родителей будущих первоклассников» «Детские конфликты»
«Почему он не хочет учиться» «Приобщите ребенка к миру взрослых»
«Воспитательные возможности художественной литературы» «Общение - это искусство»
«Развитие творчества в изобразительной деятельности» «Влияние сказки на развитие ребенка»
  «Музыка и душевное состояние слушателя»

Психологическая профилактика по реализации образовательной программы

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.

Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:

  • разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
  • контроль за соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением грамотного, психологического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
  • обеспечению условий оптимального перехода детей на следующею возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психологическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации;
  • своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей;

Обязательно:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступивших детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путем устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.

Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

 

Примерный перечень профилактической деятельности

Родители Педагоги
«Понимаете ли вы своего ребенка?». Обсуждение итогов прохождения детьми периода адаптации к ДОУ, определение степени сложности адаптационного периода каждого ребенка, пути решения возникающих проблем.
«Что такое хорошо и что такое плохо», «Индивидуальные психологические особенности детей».
«Безопасность на летней площадке». «Безопасная песочница».
Адаптация ребенка к новым условиям. Индивидуальные беседы по результатам психологической диагностики в начале и конце учебного года, в течение года – беседы по поводу трудностей в развитии ребенка.
«Итоги диагностики по результатам обследования у детей уровня развития познавательных способностей» «Психологическая готовности ребенка к школе»: итоги диагностики. Совместное обсуждение уровня психологической готовности к обучению в школе каждого ребенка
Тренинг «Психологические проблемы детей» Консультации по результатам психологической диагностики детей группы с нарушением речи
«Итоги диагностики обследования у детей социально-эмоционального развития» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
  Тренинг «Сплочение педагогического коллектива»
  Наблюдение занятий педагогов с детьми, их психологический анализ.

Развивающая и коррекционная работа по реализации образовательной программы

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Эта работа предполагает активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медика.

Программы развивающей и психокоррекционной работы включает психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими, т.е. выполняется с помощью психолога.Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.

Обязательно:

  • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно-важных качеств.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми групп с нарушением речи.

Дополнительно:

  • Проведение занятий с детьми других возрастных групп.

Это направление работы включает:

  • групповые коррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
  • индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами личностной и познавательной сферах)
  • тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;
  • занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
  • тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары)

Развивающая работа и психологическая коррекция психологического сопровождения образовательных областей

Образовательная область Развивающие задачи
1 2
Физическое развитие   Формировать умения совершать точные прицельные движения руками, дифференцировать движения правой и левой руки, дифференцировать ведущую руку; точно выполнять мелкомоторные движения, действуя с предметами, в том числе мелкими; согласовывать свои движения с движениями других детей, ориентироваться на заданный темп движений, менять темп движения по сигналу, передавать в движении заданный ритм. Развивать элементы контроля за своими движениями и движениями сверстников. Стимулировать стремление качественно выполнять движения. Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние. Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности Формировать точные, четкие и координированные мелкомоторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умения последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание движений, контролировать и оценивать качество выполнения движения с точки зрения точности, правильности. Развивать двигательное воображение. Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние. Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности
Познавательное развитие Поощрять стремление объяснять мир; исследовательскую активность; желание задавать вопросы познавательного характера, направленные па установление причинно-следственных связей в мире физических явлений, участвовать в экспериментировании. Формировать умения делать умозаключения; отражать в речи ход и результаты наблюдения, экспериментирования; формулировать и проверять предположения, в деятельности опираться на собственный опыт; пользоваться своими знаниями для разрешения проблемных ситуаций, поставленных как взрослым, так и самостоятельно; выделять эталонные признаки предмета с помощью адекватных этим признакам или качествам перцептивных действий, группировать предметы по сенсорным признакам, использовать различные приемы для решения новых задач; отбирать способы деятельности, ориентируясь на некоторые существенные признаки объектов; сравнивать различные предметы, выявляя различия в них и отражая их в речи; понимать жизненные ситуации, проигрывать их с заменой одних объектов другими, с опорой на свой реальный опыт интерпретировать жизненные ситуации; воспринимать целостные сюжеты (ситуации), изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями; в процессе решения новых задач выделять звено ориентировки, связанное с элементарным анализом ситуации и прогнозированием решения задачи; использовать для решения задач готовые модели. Развивать способность замечать противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений, проявлять к ним интерес. Формировать устойчивый интерес к слушанию художественной литературы; умения проявлять эмоциональное отношение к героям, давать им эмоциональную оценку и мотивировать ее, опираясь на причинно-следственные связи описанных событий. Вызывать сочувствие и сопереживание положительным персонажам; поддерживать стремление содействовать им, радоваться победе добра над злом
Речевое развитие Развивать навыки диалогического общения. Учить отражать в речи жизненные ситуации, целостные сюжетные, изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений, эмоциональное отношение к героям; давать эмоциональную оценку героям литературных произведений и мотивировать ее, опираясь на причинно-следственные связи описанных событий, выражать в речи сочувствие и сопереживание положительным персонажам
Художественно-эстетическое развитие Формировать устойчивый интерес к прекрасному; умение отражать в речи свои переживания, соотносить воспринятое со своим опытом, знаниями, переживаниями, представлениями, любоваться красивым, замечать средства художественной выразительности, давать эмоционально-эстетические оценки, мотивировать их, замечать прекрасное в повседневной жизни, в непосредственном окружении, общаться по поводу воспринятого, принимать задачу взрослого создать что-то определенное, подчинять ей свои усилия, до начала деятельности достаточно развернуто формулировать замысел, развивать замысел в процессе выполнения деятельности, реализовывать замысел. Стимулировать чувство радости, удовольствия при восприятии прекрасного. Формировать устойчивый интерес ко всем видам музыкальной деятельности; умения внимательно и заинтересованно слушать музыкальное произведение, замечать его настроение, следить за динамикой музыкального образа, самостоятельно рассуждать, отвечая на вопросы о содержании и средствах выразительности музыкального произведения, образно передавать музыкальные образы в музыкально-ритмических движениях и пении, передавать музыкальный ритм

Правила психокоррекционной работы:

- Психолог не должен осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.

- Пространство коррекционных воздействий педагога-психолога ограничено нормой и пограничным состоянием развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений. Педагог-психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства. В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а также методов психотерапии, неадаптированных к дошкольному возрасту.

- К вышеперечисленным правилам добавляются требования профессиональной этики: закрытость и адаптированность информации, процедурная конфиденциальность и позиционность взаимоотношений.

- Психокоррекционные воздействия могут быть направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабильности эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций.

- Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом).

- Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной, и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения. Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания). Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.

- Психокоррекционная система в условиях ДОУ представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирован на психического развития детей.

Календарно-тематическое планирование

Младший возраст

1. Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ.

2. Методика Стреблевой «Ранняя диагностика умственной отсталости»

3. Шкала Бине-Симона

4. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»

Средний возраст

1. Шкала Бине-Симона, комплекс методик для диагностики познавательных процессов

2. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»

3.С.Д. Забрамная «Пакет методик для обследования детей 3-5 лет»

4. Психолого –педагогическая диагностика развития детей. Раннего и дошкольного возраста.

Старший возраст

1. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.123 с.)