Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Московского района г. КазаниСтр 1 из 9Следующая ⇒
Московского района г. Казани «Утверждаю» Заведующая МБДОУ № 164 ____________Р.Р.Ситдикова Рабочая программа Педагога-психолога МБДОУ № 164
разработчик программы: Педагог-психолог Шустова Ю.А. Казань 2014 Пояснительная записка Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Деятельность современного педагога-психолога ДОО направлена, с одной стороны, на создании условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ «Детский сад №164 присмотра и оздоровления» Московского района г. Казани разработана в соответствии со следующими документами: 1. ФЗ РФ «Об образовании» от 21.12.2012 г. № 122-ФЗ; ст. 34,п. 1.9 (Защита детей от всех форм физического и психического насилия) 2. Приказ №1155 от 17.10.2013 г. "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; 4. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г. 5. Методическое письмо Министерства образования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16 6. Письмо Минобразования России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования». 7. Устав МБДОУ № 164 Данная программа ориентировалась на примерную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы»,под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, программу эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь» под редакциейКрюковой С.В., Слободняк Н.П
. Парциальные программы: 1) В.Л. Шарохина. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе. 2) Л.И. Катаева. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. 3) Современные образовательные технологии 4) Практика сказкотерапии (под редакцией Н.А.Сакович). 5) Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Модели комплексных занятий. Авторы составители: Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина. 6) Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоционального сферы. Вкус и запах радости. 7) М.В.Ильина. Развитие вербального воображения. 8) Развивающие истории для детей дошкольного возраста. Т.П. Трясорукова. 9) Психологические игры для детей. Под ред. Светлановой И.А. 10) Большебратская Э.Э.Песочная терапия. Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников От 2 до 4 лет Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признание самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой игре. Ведущая функция – воспитание. Особенности возраста:
Новообразования:
От 4 до 5 лет Ведущая потребность – познавательная активность, потребность в общении. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – наглядно-образное мышление. Особенности возраста:
Новообразования:
От 5 до 6 лет Ведущая потребность – потребность в общении, творческая активность Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение. Особенности возраста:
Новообразования:
От 6 до 7 лет Ведущая потребность – общение. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение. Особенности возраста:
Новообразования:
Цель: охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей. Задачи: деятельности педагога-психолога: -определение индивидуальных образовательных потребностей детей; -предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников; Создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей. Срок реализации данной программы 5 лет. Принципы: - поддержка разнообразия детства; -сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; -полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащении) детского развития; -создании благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
--содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; -приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи. Общества и государства; - формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности; -учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Содержание рабочей программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении. Цели деятельности педагога-психолога: - создание условия для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ. - содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса. - содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; педагогической готовности к школьному обучению. - формирование у детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов дошкольников. Задачи деятельности педагога-психолога:
Деятельность педагога-психолога по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает решение ряда частных задач:
Психологическое сопровождение психического и личностного развития детей строится на основе следующих принципов: - обеспечения права доступности на качественное дошкольное образование; - сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования; - гуманизации дошкольного образования, ориентирующий на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве; - защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования; - повышения эффективности и качества дошкольного образования; - обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования; - оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста; - признания безусловной ценности внутреннего мира ребенка, следования за его внутренним миром; - создания условий для самостоятельного освоения детьми отношений и осуществления жизненных выборов; - сотрудничества всех специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе сопровождения ребенка. Ожидаемые результаты реализации программы. Предполагается что: 1. Каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста. 2. Хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования. 3. Обеспечение индивидуального педагогического и медико-социального сопровождения для каждого воспитанника ДОУ – залог успешной адаптации и обучения в школе. 4. Каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля качества образовательной программы ДОУ, возможность выбора дополнительного образования.
5. Качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребенка в школе. 6. Реализация программы позволит сделать процесс развития ДОУ в большей степени социально ориентированным.
Младший возраст 1. Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ. 2. Методика Стреблевой «Ранняя диагностика умственной отсталости» 3. Шкала Бине-Симона 4. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду» Средний возраст 1. Шкала Бине-Симона, комплекс методик для диагностики познавательных процессов 2. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду» 3.С.Д. Забрамная «Пакет методик для обследования детей 3-5 лет»
4. Психолого –педагогическая диагностика развития детей. Раннего и дошкольного возраста. Старший возраст 1. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду» 2. М. Безруких, Л. Морозова «Методика оценки уровня развития зрительно-моторного восприятия» 3. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта» 4. Методика П. Торренса 5. Психолого –педагогическая диагностика развития детей. Раннего и дошкольного возраста. Подготовительный возраст 1. Л.А.Ясюкова «Методика определения готовности к школе» 2. Г. Вислак «Психодиагностика готовности к школе» 3. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду» 4. М. Безруких, Л. Морозова «Методика оценки уровня равзития зрительно-моторного восприятия 5. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта» 6. Методика П. Торренса 7. М.М. Семаго, И.Я. Семаго «Групповая диагностика готовности к школе» 8. Психолого –педагогическая диагностика развития детей. Раннего и дошкольного возраста.
Примерный перечень Младший возраст
Средний возраст
Старший возраст
Подготовительный возраст
Психологическая профилактика по реализации образовательной программы Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса. Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:
Обязательно: Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды: - анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога; - групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступивших детей; - информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса. Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путем устранения причин данного состояния в рабочей ситуации. Дополнительно: Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей. Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ. Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
Примерный перечень профилактической деятельности
Развивающая и коррекционная работа по реализации образовательной программы Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Эта работа предполагает активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медика. Программы развивающей и психокоррекционной работы включает психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими, т.е. выполняется с помощью психолога.Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания. Обязательно:
Дополнительно:
Это направление работы включает:
Развивающая работа и психологическая коррекция психологического сопровождения образовательных областей
Правила психокоррекционной работы: - Психолог не должен осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка. - Пространство коррекционных воздействий педагога-психолога ограничено нормой и пограничным состоянием развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений. Педагог-психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства. В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а также методов психотерапии, неадаптированных к дошкольному возрасту. - К вышеперечисленным правилам добавляются требования профессиональной этики: закрытость и адаптированность информации, процедурная конфиденциальность и позиционность взаимоотношений. - Психокоррекционные воздействия могут быть направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабильности эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций. - Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом). - Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной, и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения. Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания). Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера. - Психокоррекционная система в условиях ДОУ представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирован на психического развития детей. Календарно-тематическое планирование Младший возраст 1. Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ. 2. Методика Стреблевой «Ранняя диагностика умственной отсталости» 3. Шкала Бине-Симона 4. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду» Средний возраст 1. Шкала Бине-Симона, комплекс методик для диагностики познавательных процессов 2. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду» 3.С.Д. Забрамная «Пакет методик для обследования детей 3-5 лет» 4. Психолого –педагогическая диагностика развития детей. Раннего и дошкольного возраста. Старший возраст 1. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.123 с.) |