Об особенностях диалогической речи детей 5—7 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об особенностях диалогической речи детей 5—7 лет




Методика проведения беседы обусловливается особенностями ее как диалогической (устной, разговорной) формы речи, и так как обычно целью беседы является уточнение, закрепление или расширение знаний детей по какой-то определенной, уже знакомой им теме, то и разговор в общем понятен собеседникам, высказывания их не обязательно развернуты, многое не говорится, а подразумевается. Отсюда краткость, «свернутость» грамматического оформления диалога: использование неполных, нераспространенных и мало распространенных предложений. Большое значение в беседе имеет и внешняя эмоциональная выразительность речи — жесты, мимика говорящих. Участники беседы, как и участники диалога, никогда не должны быть пассивными слушателями. Они должны не только внимательно слушать говорящего, но и уметь поставить вопрос, дополнить, если нужно, поправить говорящего, подать уместную реплику, рассуждать, отстаивать свое мнение, убеждать собеседника. Таким образом, беседа требует активности всех ее участников, их умения вести разговор.
Проводя беседу, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы она проходила живо, естественно, при большой активности всех детей. Правильно построить и провести беседу педагогу поможет знание особенностей диалогической речи детей 5—7 лет.
Прежде всего это некоторый разрыв между ее содержанием и формой: дети имеют определенные представления, но затрудняются самостоятельно ответить на вопрос, сформулировать суждение. Они не всегда могут правильно построить предложение, выслушать собеседника, задать вопрос, подать реплику, ответить в соответствии с вопросом, поскольку часто отвлекаются от темы.
Анализ речи детей во время бесед показывает, что в основном они употребляют простые предложения, причем простых нераспространенных предложений почти в два раза больше, чем простых распространенных. Предложения с однородными членами, обособленными оборотами, сложные предложения с различными придаточными (причины, определительными, сравнительными и др.) сложносочиненные встречаются редко.
Дети употребляют много неполных предложений. Известно что неполные предложения являются типичными для диалога, но использование их детьми объясняется в основном не этим. Прост в 5—6 лет они часто затрудняются в построении необходимой для ответа развернутой фразы и отвечают неполным предложением даже тогда, когда вопрос или указание (например: «Расскажи, что ты знаешь об осени», «Как люди готовятся к зиме?», «Как звери готовятся к зиме?») требует рассказа.
А иногда наблюдается и обратное явление — использовали детьми неуместно больших и часто неграмотных предложений. Например, отвечая, они повторяют глагол, употребленный в вопросе, тогда как для ответа он совершенно не нужен: «Что бывает осенью?» — «Осенью бывает цветы вянут». По всей вероятности такие фразы оказываются результатом формального требования воспитателя дать полный ответ («Какое сейчас время года?» — «Осень». — «Дай полный ответ». — «Сейчас время года осень»). Отвечая, дети не всегда правильно используют уже накопленные ими знания, об этом свидетельствует неточное, а иногда даже неверное употребление слова. Например, они говорят: «Жарко (вместо ярко) солнце светит»; «Листья стали простые»; «Небо летом синее, а сейчас простое синее» и т. д.
В активном словаре детей недостает слов, с помощью которых они могут систематизировать, обобщать, делать элементарные выводы. Даже шести-, семилетние не используют такие слова, как перелетные, зимующие птицы; из опрошенных ребят лишь двое употребили слово листопад, хотя все понимали значение этого слова; еще мало употребляют они наречия, причастия, хотя в их пассивном словаре они есть.
Из-за неразвитости активного словаря дети 5—7 лет довольно часто используют некоторые глаголы неосмысленно и неумело, например глаголы, обозначающие действие людей, употребляют для обозначения действия животных («Заяц надевает шерсть белую», «Птицы договариваются, когда им лететь на юг»). Нередко наблюдается и своеобразное расширение ими значения слова. Например, слово, называющее логовище одного животного, употребляется по отношению к другому: «Медведь в берлоге»; «Лиса в берлоге»; «Крот в берлоге». Это особенно характерно для детей 5—6 лет.
Беседуя с детьми, воспитатель должен очень внимательно следить за их речью; своими вопросами, подсказками он должен подводить их к правильному ответу и выбору наиболее точной его формы (типа предложения, слов), наилучшим образом соответствующей передаваемому содержанию.
«Программа воспитания в детском саду» предъявляет определенные требования к диалогической речи дошкольников. Исследования педагогов и психологов, проведенные в последние годы, помогают установить возможный уровень ее развития и уточнить содержание работы воспитателя в этом направлении.
Средняя группа. Приучать детей по одному отвечать на вопросы, задаваемые всей группе, участвовать в коллективном разговоре, беседе, внимательно слушать ответы товарищей, приучать их самих задавать вопросы по содержанию занятия.
Старшая группа. Учить детей правильно и точно отвечать на вопрос: добиваться, чтобы они умели дать краткий или развернутый ответ, пользуясь при этом прилагательными, наречиями, обобщающими словами и др.
Выслушав товарища, ребенок старшей группы должен уметь в случае необходимости дополнить или исправить его ответ.
Воспитатель же должен подвести детей к элементарному анализу речи с точки зрения ее содержания (правильность, полнота) и формы (последовательность, образность).
Подготовительная к школе группа. Учить детей отвечать по возможности точно в соответствии с вопросом педагога; учить их правильно формулировать вопрос, подавать уместные реплики. Дети седьмого года жизни должны активно участвовать в беседе или разговоре: рассуждать, отстаивать свое мнение, убеждать товарища, исправлять и дополнять его ответ; давая развернутый ответ, они не должны ограничиваться только называнием предмета или объекта, но вычленять характерные признаки и свойства его, определять в нем наиболее существенное.
Воспитатель должен развивать у детей критическое отношение к своей речи и речи товарищей. С помощью педагога дети могут уже проследить, насколько речь соответствует теме, насколько она выразительна и самостоятельна. Задача воспитателя — приучить детей к элементарному анализированию формы речи — выбору формы в соответствии с заданием педагога («Скажи...» — «Расскажи...»).

 

Методические рекомендации к проведению бесед о природе


В педагогической литературе беседа определяется как целенаправленный, организованный разговор с детьми. Будучи одним из методов обучения, она применяется для активизации умственной деятельности детей, поскольку в процессе ее создается возможность для использования полученных ими ранее знаний.
Беседа — форма коллективного обсуждения темы, поэтому она требует умения слушать товарища, дополнить или исправить его ответ, подать реплику, задать вопрос. А от воспитателя требуется умение естественно строить разговор — привлекать к участию застенчивых, останавливать не в меру активных. Чем лучше будет подготовлен воспитатель, тем непринужденнее и эмоциональнее пройдет беседа.
В методической литературе есть много рекомендаций к проведению бесед. Наиболее четкие, учитывающие специфику диалогической формы речи рекомендации даны в работах Е. И. Тихеевой. Она пишет:
«Методические приемы при руководстве беседой сводятся к следующему:
1. Не давать детям удаляться от главной темы.
2. Неуклонно вести к конечным выводам.
3 Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.
4. Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логичен и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного.
5. Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания.
6. Побуждать детей к вопросам...
7. Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.
8. Вызывать соревнование в желании высказаться ясно и изысканно...».
Эти рекомендации Е. И. Тихеевой относятся к проведению беседы на любую тему.
Но специфика темы определяет и своеобразие проведения беседы, ее тип, подготовительную работу, использование иллюстративного материала и т. д. Каковы же особенности проведения беседы о природе? Можно выделить несколько типов бесед о природе:
1) беседы в сочетании с непосредственным восприятием (в ходе наблюдений, экскурсий, прогулок);
2) беседы в сочетании с самостоятельной работой детей (во время труда в природе, опытов, самостоятельных наблюдений);
3) беседы на основе уже имеющихся знаний (обобщающие, при рассматривании картин и т. д.).
Многие методисты справедливо отмечают, что успех беседы во многом зависит от содержания и последовательности вопросов, продуманных заранее, от того, насколько педагог предвидит ответы детей и как он регулирует их активность.
В беседах о природе воспитатель использует в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте можно использовать альтернативные вопросы, требующие выбора ответа из двух или нескольких возможных.
Для развития связной речи детей особенно ценны вопросы, способствующие раскрытию причин явлений, установлению связей между ними, установлению закономерностей в сезонных изменениях природы, поскольку, отвечая, дети стараются возможно полнее охарактеризовать явление, назвать словом установленную связь, обозначить в своей речи последовательность развития.
Как было сказано выше, дети 5—6 лет, имея знания, часто не могут сформулировать их, найти подходящие слова. Поэтому во время первых бесед по новому для детей материалу целесообразно предлагать им повторять речевой образец педагога. Например, на вопрос «Полому зимой река покрыта льдом?» дети отвечают односложно: «Холодно» или «Потому что холодно» и т. п. Предлагая ребятам повторить составленную им фразу, воспитатель тем самым закрепляет в их памяти и сознании речевую конструкцию, которую следует употреблять в подобных случаях для передачи связи явлений: «Зимой река покрыта льдом, потому что холодно»; «Вода от холода замерзает, и река покрывается льдом»; «В начале зимы морозы небольшие, поэтому лед на реке тонкий»; «Чем сильнее морозы, тем толще лед». Такое повторение не будет механическим, если строится на основе непосредственного восприятия явления. На последующих этапах, когда дети научатся строить свой ответ по образцу педагога, необходимость использования этого образца постепенно отпадет.
Типы вопросов, задаваемых детям, во многом определяются типом беседы. При проведении беседы во время наблюдения, экскурсии вопросы должны быть поставлены так, чтобы помочь ребятам всесторонне рассмотреть предмет или осмыслить явление, установить их элементарные связи. Слово педагога в данном случае способствует правильному восприятию ребенком наблюдаемого явления. Во время таких бесед нужно давать больше объяснений, предлагать образцы речевого выражения связей или зависимостей предметов и явлений; совершенно необходимо чередование речи педагога и высказываний детей. Если на первых экскурсиях можно удовлетвориться их краткими ответами, то на последующих нужно добиваться ответов развернутых, причем требовать самостоятельности детей при оформлении мысли. Нужно одобрять такие, например, высказывания: «Холодно, поэтому снег кругом лежит»; «Если бы было тепло, снег растаял».
Точное определение словом наблюдаемого явления и его причины является основой процесса осмысления и содействует развитию логического мышления и речи детей. Так, опираясь, на полученные ответы, которые были результатом наблюдений сезонных изменений природы, педагог подводит ребят к пониманию того, какое время года наступает, к более полной его характеристике.
Часто дети аргументируют свои суждения о природе примерами из собственного опыта, субъективными ощущениями. Например, о сильном морозе они говорят: «Сегодня мороз большой, даже щеки щиплет»; «Мороз за нос хватает и за щеки». Уточнить знания детей об особенностях и причинах того или иного явления природы помогают беседы, проводимые во время повседневных наблюдений на прогулках, а также из окна. Например, в старшей группе уточняются знания воспитанников об особенностях времен года, зависимости явлений природы и их характера от состояния погоды. В беседах, сопровождающих наблюдения, выясняют, какая сегодня погода, какие изменения произошли в ней с предыдущего наблюдения, что и почему изменилось (температура воздуха, небо, осадки). Это дает возможность подвести детей к формулированию определенных причинных и временных связей («В морозную погоду на деревьях, крышах — иней»; «Когда на улице мороз и сильный ветер, бывает метель»; «В большой мороз птицы прячутся и не прилетают к кормушке»).
В подготовительной к школе группе такие беседы носят более обобщенный характер. Дети анализируют результаты систематических наблюдений, фиксируемых в календаре погоды. Но в отличие от прошлого года (старшей группы) ребята уже самостоятельно специальными условными обозначениями ежедневно отмечают погоду. Педагог лишь контролирует их работу и помогает осмыслить собранный материал. На занятиях, а также в утренние и вечерние часы он проводит небольшие беседы, во время которых помогает детям сравнивать погодные изменения в связи с развертыванием сезона. Например, во время одной из последних бесед об осени дети, сравнивая календари погоды за сентябрь, октябрь и ноябрь, устанавливают, что осенью постепенно уменьшается количество солнечных дней и, наоборот, увеличивается число дней пасмурных и дождливых; всего больше их бывает в середине осени, в октябре; в конце ее, в ноябре, устанавливается более сухая погода, часты заморозки, иней, туман. В беседе сравнивается осенняя погода с погодой других времен года, а также выделяются погодные особенности, присущие только осени (температура, осадки, состояние неба), это помогает устанавливать все новые и новые закономерности: «Осенью снег выпадает, но быстро тает»; «Утром и вечером холодно, а днем солнце припекает и теплее становится»; «Летом небо голубое и синее, а зимой почти всегда серое. И облаков таких не бывает», — говорят дети.
В процессе бесед, проводимых во время наблюдений, труда в природе, различных опытов, воспитатель уточняет и словарь детей. При систематической работе воспитателя уже пятилетние начинают употреблять слова и обороты, наиболее точно характеризующие предмет или явление: солнышко пригревает, снег оседает трава пробивается, почки набухают и т. д. Таким образом, налицо взаимовлияние словарной работы и развития диалогической речи. С одной стороны, словарная работа выступает условием успешного развития диалогической речи, с другой — в процессе диалогической речи (во время бесед) происходит обогащение словаря, дети учатся находить наиболее точные слова для передачи своих мыслей.
Наибольшую трудность для воспитателя представляют обобщающие беседы. Успех проведения обобщающей беседы во многом зависит от:
чувственного опыта детей;
составленного заранее плана беседы, который должен представлять собой не формальный перечень, а систему вопросов, уточняющих и обобщающих знания детей;
правильного подбора наглядного и иллюстративного материала;
разнообразия предъявляемых детям умственных задач.
Тематика бесед о природе многообразна и определяется содержанием «Программы воспитания в детском саду». Выбор той или иной темы зависит прежде всего от проводимых с детьми наблюдений. Беседа должна быть частью общей целенаправленной работы по ознакомлению детей с природой. Например, в подготовительной к школе группе при прохождении программного материала по теме «Осенние явления в природе» воспитатель намечает экскурсии, рассматривание картин, беседы:
1. Экскурсия в парк — «Золотая осень».
2. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» и чтение стихов об осени.
3. «Как звери к зиме готовятся» (беседа с использованием отрывков из книги Ю. Дмитриева «Хитрецы и невидимки» и дидактической игры с картинками «Зимующие и перелетные птицы»).
4. Экскурсия в парк — «Середина осени».
5. Рассматривание и сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники».
6. «Что бывает в начале, середине и конце осени» (беседа с использованием картин и иллюстраций о характерных особенностях разных периодов осени, постановка в процессе беседы речевой логической задачи).
Все эти занятия взаимосвязаны и помогают лучшему усвоению детьми получаемых знаний и использованию их в различной умственной деятельности.
Знания детей о природе, полученные путем наблюдений в течение одного времени года, будут более глубокими, если воспитатель спланирует несколько тематических обобщающих бесед, например: «Беседа об изменениях в неживой природе», «Растительный мир», «Животный мир», «Сезонный труд людей». Такая тематическая группировка материала позволяет подвести детей к осознанию ими довольно сложных причинно-следственных, последовательных и временных связей: причины изменений и периодичности в природе, последовательности роста и развития растений, зависимости их от условий жизни, от времени года. В процессе таких бесед формируется одно из основных качеств связной речи — ее достоверность, т. е. умение сказать о наиболее существенном в предмете или явлении.
Например, для систематизации знаний старших дошкольников проводится обобщающая беседа «Что нам осень подарила?». Беседа проводится по картинкам, и в ходе ее дети должны рассказать об уборке урожая на огороде, в саду, в поле, о сборе ягод и грибов в лесу. Ответы ребят на вопрос «Чем похожи все картинки?» свидетельствуют о выделении ими сезонного труда и установлении закономерности — осенью на огородах, полях, в садах собирают урожай: «Все картинки похожи тем, что на них нарисована осень»; «Мы знаем, что осенью собирают урожай в школьном саду, на огороде, на колхозных полях»; «Осенью собирают большой урожай»; «Осень бывает добрая, если люди хорошо поработают».
Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы, советуем начинать беседу рассказом из собственных наблюдений воспитателя, а в процессе ее использовать загадки, речевые логические задачи. Например, в средней группе в беседе о зиме можно предложить детям решить такую логическую задачу:
«Аленушка встала рано. Подбежала к окну, посмотрела на улицу. Что такое? Вчера земля была черная, грязная, в лужах, крыши домов были разного цвета — эта зеленая, а эта красная. А сегодня... все кругом белое: и земля, и крыши, и деревья. Что такое, что случилось?»
В старшей группе воспитатель усложняет речевые логические задачи:
«Шли ребята из детского сада домой, обходили лужи, чтобы ноги не замочить, а утром пошли в детский сад, лед под ногами хрустит. Воды нет. Что случилось? Куда вода делась?»
«Обрадовалась Аленушка первому снегу, побежала гулять. Шагает по снегу, а он скрип-скрип под ногами, как будто что-то говорит ей, как будто на что-то жалуется. Тогда спросила Аленушка дедушку: «Деда, почему снег скрипит?» Рассказал ей дедушка, а что рассказал, догадайтесь!»
Решение предложенных речевых логических задач не вызывает у ребят затруднений. Опираясь на знания, полученные путем наблюдений и элементарных опытов, они легко устанавливают связь между явлениями, отвечая на вопрос «Почему?». Особенно полезны такие задачи тем, что они побуждают детей пользоваться развернутой формой речи, приучают их к составлению различных видов сложных предложений: «Ночью было холодно, поэтому вода в лед превратилась»; «Аленушка удивилась, потому что ни разу не видела снега. Она спала, а снег шел-шел и все крыши засыпал и деревья»; «Когда мороз, снег скрипит под ногами и как будто жалуется Аленушке, что ломаются его лучики-снежинки».
Как видно из приведенных высказываний, характер задания определяет не только содержание, но и форму высказывания. Дети объясняют причину, следствие, последовательность в развитии явлений, пользуясь сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями.
Часть беседы можно посвятить пословицам и поговоркам о данном времени года, предмете или явлении природы. Пяти-, семилетним доступны, например, такие пословицы и поговорки: «Весна красна цветами, а осень плодами», «Много снега — много хлеба». В беседе может быть использована также небольшая дидактическая игра. Она поможет воспитателю уточнить знания детей, проверить их умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
Целью обобщающей беседы является не только выяснение знаний детей, того, что нужно уточнить, исправить, дополнить, но главное—воспитание положительного отношения к природе. «Расскажи, какое время года тебе нравится больше всего? Почему?»; «В букете больше всего мне нравится этот цветок. А тебе?.. Почему?» Такими вопросами, своим высказыванием, образным рассказом воспитатель обращает внимание ребят на то, что каждое явление природы по-своему привлекательно, красиво. Это находит отражение в их высказываниях: «Я люблю весну, потому что все оживает вокруг»; «Весной весело в лесу. И птицы поют песни»; «А мне нравится осень, потому что осенью природа самая красивая».
Значительное место в беседах о природе занимает рассматривание картин и чтение художественных произведений. Художественная литература и изобразительное искусство имеют огромное значение для уточнения, расширения знаний детей, развития умения выражать свои мысли, рассказывать тем более потому, что не каждое явление природы может быть ребенком воспринято непосредственно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.009 с.)