Об особенностях мышления детей 5—7 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об особенностях мышления детей 5—7 лет




Как воспитатель может осуществлять умственное воспитание, развивать логическое мышление детей, используя для этого ознакомление с природой? Прежде чем ответить на вопрос как, нужно знать, к чему можно стремиться, что можно требовать от ребенка данного возраста, что он в состоянии понять и усвоить в процессе знакомства его с природой.
Дети пятого-шестого года жизни уже имеют правильные представления о предметах и явлениях природы. Например, они знают название сезона, могут выделить отдельные характеризующие его признаки («осень, потому что тучи на небе», «солнышко не греет», «листики опадают»). Конечно, прежде всего дети выделяют яркие, хотя и не всегда существенные, признаки предмета или явления, часто они связывают их со своей жизнью и интересами («осень, потому что мы листиками красивыми играем»).
Пытаются дети объяснить причины и некоторых наблюдаемых ими явлений: «Птички улетают, потому что холодно, только воробьи остаются, потому что они привыкли». Правда, весьма часто в этом возрасте малыши объясняют явления неправильно, путают причину и следствие («Холодно сейчас, потому что снег скоро выпадет»; «Осень, потому что цветы вянут»), и все же им доступно не только понимание некоторых причин изменений, происходящих в природе, зависимости их от других явлений («холодно — вода замерзла», «тепло — лед растаял»), но и понимание последовательности развития отдельных предметов и явлений природы.
Например, детям пяти лет еще трудно перечислить последовательно все времена года, но они правильно называют очередность двух ближайших сезонов (осень — зима; весна — лето), узнают на картинках животных, могут рассказать об их внешнем виде, повадках: «Еж зимой спит, а летом по лесу бегает. Что наколется на иголки, то и съест». Однако часто дети смешивают реалистические представления со сказочными. Например, ребенок пяти лет говорит: «Медведь лапу сосет, как сосочку»; «Медведь зимой идет греться в деревню».
В этом возрасте дети начинают подмечать сходство и различие предметов, и хотя часто наблюдается непоследовательное использование сравнения, оно тем не менее является показателем развивающегося логического мышления. Известно, что сначала дети находят различие в предметах, но постепенно определяют и их сходство.
Интересные данные об умении детей пяти-шести лет сравнивать предметы и явления природы были получены Е. И. Золотовой.
Нахождение внешних общих и отличительных признаков животных (форма, цвет и покров тела, количество конечностей и др.) не представляет труда для дошкольников. Например, дети шестого года жизни сравнивают кошку и ежа: «ежик с иголками», «кошка без иголок»; «кошка вся в волосах, а у ежика только на животе»; «у кота лицо котовое, а у ежа ежовое». Значительно труднее дается детям сравнение по тем признакам, которые не выступают ярко и выявляются только в результате анализа, обобщения (среда обитания, вскармливание детенышей, размножение). Умение сравнивать по этим признакам формируется позднее.
Дети седьмого года жизни обнаруживают более глубокие знания о предметах и явлениях природы, характерным для высказываний детей этого возраста становится раскрытие некоторых понятых ими связей и зависимостей: причин изменений в неживой природе, зависимости изменений жизни растительного и животного мира от изменений в неживой природе («Летом дни длинные, а ночи короткие. Не успеешь оглянуться, а ночь прошла, потому что солнышко рано встает»; «Зима наступает, потому что солнце светит меньше и хуже. Зимой ночи длинные, а дни короткие. А на Севере совсем не бывает дня. Там полярная ночь»).
Дети подходят к пониманию перехода одного времени года в другое, могут назвать существенные признаки наступающего времени года: изменение цвета листвы, выпадение и таяние снега и др.; рассказать о периодичности развертывающегося сезона, выделяя его начало, разгар (середину) и конец («В начале осени еще тепло, это золотая осень»; «В середине зимы, в январе, самые большие морозы»). Такие высказывания детей можно расценивать как результат осмысленного обобщенного восприятия.
Дети седьмого года жизни имеют довольно обширные знания о животных, могут не только описать их внешний вид, но и рассказать о повадках, среде обитания («Зайцы днем не бегают, они боятся, что их лиса или волк увидят. Заберутся под кустик и спят с открытыми глазами»). Кроме того, они способны к классификации, группировке, например, довольно легко выполняют такие задания: «Отбери картинки, на которых нарисованы перелетные (зимующие) птицы»; «Найди, кто летает, плавает, ползает».
У детей седьмого года жизни обнаруживается более высокий уровень сравнения, умение пользоваться сравнением при овладении новыми знаниями. Они сравнивают уже не только по контрасту, но и по сходству, делают это в правильной последовательности. Их рассказы-сравнения четки, точны, эмоциональны.
Развивающееся у дошкольников умение замечать изменения, сравнивать, обобщать, классифицировать является необходимым условием понимания ими временных, причинно-следственных и других отношений между предметами и явлениями. Интересны, например, такие высказывания детей: «Осенью холодней, чем летом. Даже уже снег выпадает. А днем снег растает, потому что днем еще много солнца»; «Листья сначала становятся желтые, а потом опадают. А к концу осени деревья становятся голые».
Описывая последовательность роста и развития растения, дети указывают на зависимость состояния растения от условий окружающей природы, времени года, погоды: «Если летом долго не бывает дождя, то цветы засыхают»; «По вкусу редиска сочная и сладкая. А может быть сухая и вялая, если долго дождя не было».
В рассказах, высказываниях дети начинают выражать свое отношение к природе, часто в образной форме передают ее настроение. Например, при определении любимого времени года они не ограничиваются «утилитарной» оценкой («овощей много и фруктов», «венки можно плести», «цветы собирать», «купаться и загорать» и др.), а акцентируют внимание на красоте природы: «Я люблю весну, потому что все оживает вокруг. Весной весело в лесу. И птицы поют песни»; «А мне нравится осень, потому что осенью природа самая красивая».
Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

 

Содержание и принципы организации педагогического процесса


Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.
«Программа воспитания в детском саду» рекомендует проводить работу по ознакомлению детей с природой по сезонам. Это позволяет педагогу знакомить детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года, а также помогает осмыслению детьми самого понятия «время года».
Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т. п. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.
За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.
В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.
Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.
Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца; знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.
В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.
Воспитатель подводит детей к пониманию периодичности времени года — учит их отличать особенности его начала, середины и конца.
Отмечая явления, общие для нескольких сезонов, воспитатель обращает внимание ребят на то, что в разное время года они проявляются по-разному. Например, дождь бывает весной, летом, осенью. Но для каждого времени года характерен «свой» дождь: осенью — затяжной, холодный, моросящий, а летом — сильный, крупный, теплый, проливной.
Таким образом, программа по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе предусматривает усвоение детьми трех групп связей:
причинно-следственных, свидетельствующих об изменении предмета или явления природы вследствие определенной причины;
последовательных — последовательном изменении предмета или явления на определенных стадиях развития внутри одного сезона или в течение нескольких сезонов;
временных — совпадения во времени нескольких явлений, вызванных общей причиной.
Выполнение программы умственного воспитания детей 5—7 лет во многом зависит от правильной организации педагогического процесса. Поэтому, составляя свой план работы с детьми, воспитатель должен руководствоваться некоторыми принципами.
Важнейшим из них является опора на чувственное восприятие. Выше уже говорилось о роли чувственного восприятия как основы познания и деятельности, поэтому в правильно организованной системе занятий значительная часть времени отводится наблюдениям и экскурсиям, имеющим целью дать детям конкретные представления, обеспечить понимание ими объективно существующих связей. Помня положение И. М. Сеченова о необходимости повторных встреч с явлениями для их лучшего понимания, а также возможно большем разнообразии условий этих встреч, воспитатель должен составлять систему занятий, взаимодополняющих друг друга и направляющих детей на сознательное использование своего опыта при усвоении нового материала. Проводя повторные наблюдения за одними и теми же явлениями природы, экскурсии в одно и то же место в разное время года, воспитатель «подталкивает» детей к сравнению, к выделению общего и отличного в наблюдаемых предметах и явлениях, к классификации их на основе понимания их связей. Каждое повторное наблюдение должно нести в себе элемент новизны, и от наблюдения к наблюдению должно усложняться их содержание.
С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками воспитатель связывает другие занятия, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, дидактические игры).
Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда занятия, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью детей в повседневной жизни.
В последние годы специалисты по дошкольному воспитанию предложили тематический принцип организации занятий. Он и обеспечивает взаимосвязь занятий и связь их с повседневной детской деятельностью: трудом в уголке природы, в цветнике и на огороде, некоторыми видами ручного труда (поделками из природного материала, сбором и оформлением гербариев, альбомов, календарей природы). Это создает возможность широкого самостоятельного использования детьми полученных знаний, развивает интерес к природе, воспитывает желание больше узнать о ней. Сведения, которые нужно дать детям о сезонных явлениях в природе, условна можно распределить по темам: неживая природа, растительный мир, животный мир, труд и быт людей. Ознакомление детей с материалом по этим темам проходит параллельно и взаимосвязанно.

 

Методические рекомендации к работе в средней группе


Ознакомление детей средней группы с характерными особенностями времен года лучше начать с наблюдений за яркими, бросающимися в глаза явлениями (листопад — осенью; таяние снега, цветение первых цветов — весной).
Первые наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе проводятся на участке детского сада, а в плохую погоду — из окна комнаты. Дети ежедневно наблюдают за погодой и учатся правильно отвечать на вопросы воспитателя: «Какая сегодня погода?»; «Тепло или холодно?»; «Небо чистое или в тучах?»; «Идет дождь или снег?». Педагог подводит ребят к сравнению результатов наблюдений, к первым элементарным выводам. Он много объясняет, рассказывает детям, каждая его фраза — образец для них: «Когда идет дождь, небо покрыто тучами»; «Стало тепло, потому что выглянуло солнышко».
На занятиях по теме «Растительный мир» предметом внимательного рассматривания могут быть отдельные объекты живой природы (деревья, цветы, овощи), при этом дети выясняют их особенности в данное время года («осенью листья на деревьях желтые и красные», «весной листики маленькие зелененькие», «зимой листьев нет» и др.).
Воспитатель учит детей замечать и правильно обозначать словом цвет, форму, величину растения. Например, рассматривая с детьми цветы (золотой шар, георгин, ноготки), педагог обращает внимание ребят на их цвет («желтый золотой шар, красный георгин, оранжевые ноготки»), величину цветка («самый большой цветок у георгина, самые маленькие — у ноготков»), на величину и форму листьев и стебля («у золотого шара стебель длинный, листья большие, а у ноготков стебель короткий, а листики маленькие»).
Дети уже знают названия деревьев, растущих на участке детского сада (клен, тополь, береза). Теперь можно проверить, знают ли они, где у дерева ствол, ветки, какие по форме листья у клена, а какие у березы, одинакового ли цвета стволы у этих деревьев?
Детям пятого года жизни уже можно рассказать о том, что деревья и зимой живые. Если в январе или феврале воспитатель срежет несколько веточек тополя или сирени и поставит их в вазу с водой на подоконнике, то в теплой комнате они быстро выбросят нежные липкие листочки. Дети удивляются, радуются, высказывают суждения: «Листочки выглянули из почек»; «В тепле почки распустились». Эти суждения ребенка позже оформятся в более точный вывод: чтобы на ветках появились листья, им нужна вода, тепло, свет.
В любое время года интересно проходят занятия по рассматриванию и описанию овощей и фруктов. Готовясь к такому занятию, воспитатель продумывает задания, которые должны быть интересны ребенку и одновременно помогают выяснить его знания: «Угадай на вкус»; «Найди овощи, которые можно есть сырыми». Своеобразие заданий зависит от времени года. Например, осенью воспитатель может спросить, какие овощи растут на огороде детского сада, а какие не растут, предложить отобрать помидор спелый и неспелый. Зимой, рассматривая картинки или муляжи, можно предложить детям найти овощи, которые они собирали осенью на своем огороде, или спросить их, какие овощи растут в групповой комнате на окне, и т. п.
Более разнообразными становятся целевые прогулки за пределы детского сада: в ближайший парк, к реке, к пруду. Наряду с вопросами, побуждающими детей к называнию воспринимаемых ими явлений («Что мы видим в парке? Что слышим?»), педагог использует вопросы, которые направляют мысль ребенка на объяснение причины увиденного («Что изменилось в парке?», «Каких птиц, которых мы видели летом, сейчас нет? Где они?»), на усвоение элементарных знаний о зависимости живой природы от неживой («Становится холодно, и увядают цветы, улетают птицы»).
Необходимо учить детей эмоционально отзываться на каждое явление, на каждый предмет природы. Вот на прогулке осенью воспитатель спрашивает: «Что изменилось в природе? Какие стоят деревья?» Оказывается, что березка — в желтом платочке, осинка — в красном, а тополь еще зеленый.
Для каждой целевой прогулки воспитатель отбирает конкретный программный материал, однако нельзя резко «отгораживать» ребенка от неожиданно увиденного, интересного, но не запланированного. Умелый педагог всегда оценит неожиданное детское высказывание, восклицание, поддержит возникший интерес, и это не отразится на ходе наблюдения.
Например, в начале зимы дети пришли на пруд. Целью этой рогулки было наблюдение за изменениями, происшедшими в неживой природе со времени предыдущей прогулки: холодно, тихо, не слышно пения птиц, пруд покрылся льдом, но лед еще тонкий, ходить по нему нельзя, все кругом засыпано снегом. Вдруг заметил рябинку. Дети побежали к ней. Вспомнили, что летом на этой полянке они нашли сыроежки. Воспитатель, используя ситуацию, может спросить, как изменилась рябина, почему сегодня на полянке нет грибов. Выслушав детские ответы: «Рябинка стоит без листьев», «Грибов нет, потому что холодно, снег покрыл землю»,— воспитатель должен обобщить высказывания и продолжить наблюдение: «Правильно, изменилась рябинка, не узнать полянки, где мы нашли сыроежки. Посмотрите вокруг, что еще изменилось? Каким стал пруд?» Работая таким образом, педагог не нарушит запланированного хода наблюдения.
Продумывая целевые прогулки, первые экскурсии с детьми пятого года жизни, воспитатель должен помнить, что малыши быстро утомляются от однообразных, длительных наблюдений, долгих объяснений и рассказов. Поэтому, чтобы детям не было скучно, нужно связывать наблюдения с детской деятельностью — выполнением различных несложных игровых и трудовых заданий, которые потребуют применения полученных во время наблюдения знаний, углубят и уточнят их, а кроме того, оживят занятие. Можно предложить детям следующие задания: «В эту корзинку соберем только желтые листья, а в эту — оранжевые, красные»; «Побегаем по осенним листьям, послушаем, как они шуршат»; «Сделаем цветные льдинки»; «Соберем букет только из желтых цветов, а теперь добавим к ним зеленой травки».
Целевые прогулки, экскурсии в природу необходимо связывать с другими занятиями (изобразительная деятельность, родной язык), а также с повседневной жизнью детей. Например: прогулка в осенний парк подсказывает тему рисования — «Осенние листья», «Осеннее дерево»; после рассматривания овощей и фруктов проводится их лепка или рисование, дидактическая игра «Угадай по описанию». В вечернее время дети рассматривают иллюстрации, слушают стихи об осени, отгадывают загадки об овощах, подбирают картинки для альбома и т. д.
Дети средней группы выполняют несложные трудовые поручения на участке детского сада, в огороде, цветнике. Так, осенью они могут собирать семена цветущих растений, шишки, желуди. Дети наблюдают, как старшие с помощью воспитателя вскапывают и переносят в комнату часть цветущих растений, тем самым продолжая их жизнь и цветение. Хорошо, если малыши примут в этой работе посильное участие: подадут совок, подержат корзинку. Они могут посадить крупные семена цветочных растений (садовых бобов, настурции), собирать овощи (редис, морковь, огурцы), рыхлить почву.
Можно привлекать детей и к уходу за растениями и животными уголка природы. Сначала малыши только наблюдают, как воспитатель кормит рыб, птиц, поливает растения, обрывает сухие листья. Постепенно они начинают выполнять это самостоятельно. Зимой в уголке природы интересно организовать «огород», это позволит вести более длительные и последовательные наблюдения за изменением растений. Дети сеют овес, сажают морковь, лук, с интересом следят за тем, как появляются первые всходы, первые листочки, как растет и развивается растение.
Когда во второй половине года вводятся постоянные дежурства в уголке природы, воспитатель проводит занятие, на котором уточняет обязанности дежурного, еще раз показывает оборудование и как нужно им пользоваться при уходе за растениями и животными.
Известно, что детей пятого года жизни больше интересует не результат деятельности, а процесс труда. Они могут долго поливать один и тот же цветок, рыхлить одно и то же место. Поэтому выполнение ими трудового поручения должно от начала до конца контролироваться педагогом. Он объясняет и показывает, что и как нужно сделать (сколько налить воды, сколько корма дать животному, какие плоды можно снимать, а какие нельзя и т. п.).
В процессе несложного труда дети подходят к пониманию простейших связей и зависимостей: животных надо кормить, растениям нужна вода, собирать можно только спелые плоды. Дети должны знать цель своего труда, тогда он будет для них интересным, поэтому воспитатель, показывая тот или иной трудовой процесс, объясняет, зачем это нужно: «Поливают растение вот так, ото надо делать каждый день, сейчас жарко и растениям нужно много воды»; «Белке приготовим семечки, орешки, а кролику порежем морковки, капусты, потому что кролик не ест то, что любит белка»; «Надо осторожно оборвать засохшие листья, они мешают расти новым, молодым листочкам».
Вся эта работа, которая проводится как на занятиях, так и в повседневной жизни, и включает в себя наблюдения, беседы, детский труд, не только расширяет знания детей о природе, но и способствует формированию умения замечать изменения, находить их причину, устанавливать элементарную последовательность, т. е. положительно влияет на развитие мышления ребенка.

 

Методические рекомендации к работе в старшей группе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.012 с.)