Глава I. Ознакомление детей с сезонными явлениями природы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Ознакомление детей с сезонными явлениями природы



От издателя

В книге дается методика проведения различных занятий по ознакомлению детей с природой, имеющих целью развитие у них логического мышления.

В приложении даны описания дидактических игр, образцы конспектов, иллюстративный материал - все это помогает воспитателю в его подготовке к занятиям с детьми средней, старшей и подготовительной групп. 

Введение

 

Глава I. Ознакомление детей с сезонными явлениями природы

 

Об особенностях мышления детей 5—7 лет

Содержание и принципы организации педагогического процесса

Методические рекомендации к работе в средней группе

Методические рекомендации к работе в старшей группе

Методические рекомендации к работе в подготовительной к школе группе

 

Глава II. Приемы активизации умственной деятельности детей

 

Дидактические игры

Речевые логические задачи

 

Глава III. Обогащение и активизация словаря

 

Обогащение и активизация словаря

 

Глава IV. Беседы с детьми о природе

 

Об особенностях диалогической речи детей 5—7 лет

Методические рекомендации к проведению бесед о природе

Рассматривание картин о природе

Чтение художественной литературы о природе

 

Глава V. Обучение детей рассказыванию о природе

 

Об особенностях монологической речи детей 5—7 лет

Виды детских рассказов о природе

Сюжетные рассказы о природе

Описательные рассказы о природе

 

Глава VI. Об индивидуальной работе с детьми 5—7 лет по развитию связной речи

 

Об индивидуальной работе с детьми 5—7 лет по развитию связной речи

 

Приложение

 

Программный материал по ознакомлению детей с временами года (в соответствии с сезонными изменениями в средней полосе СССР)

Дидактические игры для детей средней группы

Дидактические игры для детей старшей и подготовительной к школе групп

Картины, рекомендуемые для ознакомления детей с временами года

Литературные произведения, рекомендуемые для ознакомления детей с временами года

Примеры речевых логических задач

Примерные планы занятий с использованием речевых логических задач

 

Глава I. Ознакомление детей с сезонными явлениями природы

 

Содержание и принципы организации педагогического процесса


Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.
«Программа воспитания в детском саду» рекомендует проводить работу по ознакомлению детей с природой по сезонам. Это позволяет педагогу знакомить детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года, а также помогает осмыслению детьми самого понятия «время года».
Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т. п. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.
За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.
В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.
Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.
Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца; знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.
В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.
Воспитатель подводит детей к пониманию периодичности времени года — учит их отличать особенности его начала, середины и конца.
Отмечая явления, общие для нескольких сезонов, воспитатель обращает внимание ребят на то, что в разное время года они проявляются по-разному. Например, дождь бывает весной, летом, осенью. Но для каждого времени года характерен «свой» дождь: осенью — затяжной, холодный, моросящий, а летом — сильный, крупный, теплый, проливной.
Таким образом, программа по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе предусматривает усвоение детьми трех групп связей:
причинно-следственных, свидетельствующих об изменении предмета или явления природы вследствие определенной причины;
последовательных — последовательном изменении предмета или явления на определенных стадиях развития внутри одного сезона или в течение нескольких сезонов;
временных — совпадения во времени нескольких явлений, вызванных общей причиной.
Выполнение программы умственного воспитания детей 5—7 лет во многом зависит от правильной организации педагогического процесса. Поэтому, составляя свой план работы с детьми, воспитатель должен руководствоваться некоторыми принципами.
Важнейшим из них является опора на чувственное восприятие. Выше уже говорилось о роли чувственного восприятия как основы познания и деятельности, поэтому в правильно организованной системе занятий значительная часть времени отводится наблюдениям и экскурсиям, имеющим целью дать детям конкретные представления, обеспечить понимание ими объективно существующих связей. Помня положение И. М. Сеченова о необходимости повторных встреч с явлениями для их лучшего понимания, а также возможно большем разнообразии условий этих встреч, воспитатель должен составлять систему занятий, взаимодополняющих друг друга и направляющих детей на сознательное использование своего опыта при усвоении нового материала. Проводя повторные наблюдения за одними и теми же явлениями природы, экскурсии в одно и то же место в разное время года, воспитатель «подталкивает» детей к сравнению, к выделению общего и отличного в наблюдаемых предметах и явлениях, к классификации их на основе понимания их связей. Каждое повторное наблюдение должно нести в себе элемент новизны, и от наблюдения к наблюдению должно усложняться их содержание.
С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками воспитатель связывает другие занятия, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, дидактические игры).
Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда занятия, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью детей в повседневной жизни.
В последние годы специалисты по дошкольному воспитанию предложили тематический принцип организации занятий. Он и обеспечивает взаимосвязь занятий и связь их с повседневной детской деятельностью: трудом в уголке природы, в цветнике и на огороде, некоторыми видами ручного труда (поделками из природного материала, сбором и оформлением гербариев, альбомов, календарей природы). Это создает возможность широкого самостоятельного использования детьми полученных знаний, развивает интерес к природе, воспитывает желание больше узнать о ней. Сведения, которые нужно дать детям о сезонных явлениях в природе, условна можно распределить по темам: неживая природа, растительный мир, животный мир, труд и быт людей. Ознакомление детей с материалом по этим темам проходит параллельно и взаимосвязанно.

 

Методические рекомендации к работе в средней группе


Ознакомление детей средней группы с характерными особенностями времен года лучше начать с наблюдений за яркими, бросающимися в глаза явлениями (листопад — осенью; таяние снега, цветение первых цветов — весной).
Первые наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе проводятся на участке детского сада, а в плохую погоду — из окна комнаты. Дети ежедневно наблюдают за погодой и учатся правильно отвечать на вопросы воспитателя: «Какая сегодня погода?»; «Тепло или холодно?»; «Небо чистое или в тучах?»; «Идет дождь или снег?». Педагог подводит ребят к сравнению результатов наблюдений, к первым элементарным выводам. Он много объясняет, рассказывает детям, каждая его фраза — образец для них: «Когда идет дождь, небо покрыто тучами»; «Стало тепло, потому что выглянуло солнышко».
На занятиях по теме «Растительный мир» предметом внимательного рассматривания могут быть отдельные объекты живой природы (деревья, цветы, овощи), при этом дети выясняют их особенности в данное время года («осенью листья на деревьях желтые и красные», «весной листики маленькие зелененькие», «зимой листьев нет» и др.).
Воспитатель учит детей замечать и правильно обозначать словом цвет, форму, величину растения. Например, рассматривая с детьми цветы (золотой шар, георгин, ноготки), педагог обращает внимание ребят на их цвет («желтый золотой шар, красный георгин, оранжевые ноготки»), величину цветка («самый большой цветок у георгина, самые маленькие — у ноготков»), на величину и форму листьев и стебля («у золотого шара стебель длинный, листья большие, а у ноготков стебель короткий, а листики маленькие»).
Дети уже знают названия деревьев, растущих на участке детского сада (клен, тополь, береза). Теперь можно проверить, знают ли они, где у дерева ствол, ветки, какие по форме листья у клена, а какие у березы, одинакового ли цвета стволы у этих деревьев?
Детям пятого года жизни уже можно рассказать о том, что деревья и зимой живые. Если в январе или феврале воспитатель срежет несколько веточек тополя или сирени и поставит их в вазу с водой на подоконнике, то в теплой комнате они быстро выбросят нежные липкие листочки. Дети удивляются, радуются, высказывают суждения: «Листочки выглянули из почек»; «В тепле почки распустились». Эти суждения ребенка позже оформятся в более точный вывод: чтобы на ветках появились листья, им нужна вода, тепло, свет.
В любое время года интересно проходят занятия по рассматриванию и описанию овощей и фруктов. Готовясь к такому занятию, воспитатель продумывает задания, которые должны быть интересны ребенку и одновременно помогают выяснить его знания: «Угадай на вкус»; «Найди овощи, которые можно есть сырыми». Своеобразие заданий зависит от времени года. Например, осенью воспитатель может спросить, какие овощи растут на огороде детского сада, а какие не растут, предложить отобрать помидор спелый и неспелый. Зимой, рассматривая картинки или муляжи, можно предложить детям найти овощи, которые они собирали осенью на своем огороде, или спросить их, какие овощи растут в групповой комнате на окне, и т. п.
Более разнообразными становятся целевые прогулки за пределы детского сада: в ближайший парк, к реке, к пруду. Наряду с вопросами, побуждающими детей к называнию воспринимаемых ими явлений («Что мы видим в парке? Что слышим?»), педагог использует вопросы, которые направляют мысль ребенка на объяснение причины увиденного («Что изменилось в парке?», «Каких птиц, которых мы видели летом, сейчас нет? Где они?»), на усвоение элементарных знаний о зависимости живой природы от неживой («Становится холодно, и увядают цветы, улетают птицы»).
Необходимо учить детей эмоционально отзываться на каждое явление, на каждый предмет природы. Вот на прогулке осенью воспитатель спрашивает: «Что изменилось в природе? Какие стоят деревья?» Оказывается, что березка — в желтом платочке, осинка — в красном, а тополь еще зеленый.
Для каждой целевой прогулки воспитатель отбирает конкретный программный материал, однако нельзя резко «отгораживать» ребенка от неожиданно увиденного, интересного, но не запланированного. Умелый педагог всегда оценит неожиданное детское высказывание, восклицание, поддержит возникший интерес, и это не отразится на ходе наблюдения.
Например, в начале зимы дети пришли на пруд. Целью этой рогулки было наблюдение за изменениями, происшедшими в неживой природе со времени предыдущей прогулки: холодно, тихо, не слышно пения птиц, пруд покрылся льдом, но лед еще тонкий, ходить по нему нельзя, все кругом засыпано снегом. Вдруг заметил рябинку. Дети побежали к ней. Вспомнили, что летом на этой полянке они нашли сыроежки. Воспитатель, используя ситуацию, может спросить, как изменилась рябина, почему сегодня на полянке нет грибов. Выслушав детские ответы: «Рябинка стоит без листьев», «Грибов нет, потому что холодно, снег покрыл землю»,— воспитатель должен обобщить высказывания и продолжить наблюдение: «Правильно, изменилась рябинка, не узнать полянки, где мы нашли сыроежки. Посмотрите вокруг, что еще изменилось? Каким стал пруд?» Работая таким образом, педагог не нарушит запланированного хода наблюдения.
Продумывая целевые прогулки, первые экскурсии с детьми пятого года жизни, воспитатель должен помнить, что малыши быстро утомляются от однообразных, длительных наблюдений, долгих объяснений и рассказов. Поэтому, чтобы детям не было скучно, нужно связывать наблюдения с детской деятельностью — выполнением различных несложных игровых и трудовых заданий, которые потребуют применения полученных во время наблюдения знаний, углубят и уточнят их, а кроме того, оживят занятие. Можно предложить детям следующие задания: «В эту корзинку соберем только желтые листья, а в эту — оранжевые, красные»; «Побегаем по осенним листьям, послушаем, как они шуршат»; «Сделаем цветные льдинки»; «Соберем букет только из желтых цветов, а теперь добавим к ним зеленой травки».
Целевые прогулки, экскурсии в природу необходимо связывать с другими занятиями (изобразительная деятельность, родной язык), а также с повседневной жизнью детей. Например: прогулка в осенний парк подсказывает тему рисования — «Осенние листья», «Осеннее дерево»; после рассматривания овощей и фруктов проводится их лепка или рисование, дидактическая игра «Угадай по описанию». В вечернее время дети рассматривают иллюстрации, слушают стихи об осени, отгадывают загадки об овощах, подбирают картинки для альбома и т. д.
Дети средней группы выполняют несложные трудовые поручения на участке детского сада, в огороде, цветнике. Так, осенью они могут собирать семена цветущих растений, шишки, желуди. Дети наблюдают, как старшие с помощью воспитателя вскапывают и переносят в комнату часть цветущих растений, тем самым продолжая их жизнь и цветение. Хорошо, если малыши примут в этой работе посильное участие: подадут совок, подержат корзинку. Они могут посадить крупные семена цветочных растений (садовых бобов, настурции), собирать овощи (редис, морковь, огурцы), рыхлить почву.
Можно привлекать детей и к уходу за растениями и животными уголка природы. Сначала малыши только наблюдают, как воспитатель кормит рыб, птиц, поливает растения, обрывает сухие листья. Постепенно они начинают выполнять это самостоятельно. Зимой в уголке природы интересно организовать «огород», это позволит вести более длительные и последовательные наблюдения за изменением растений. Дети сеют овес, сажают морковь, лук, с интересом следят за тем, как появляются первые всходы, первые листочки, как растет и развивается растение.
Когда во второй половине года вводятся постоянные дежурства в уголке природы, воспитатель проводит занятие, на котором уточняет обязанности дежурного, еще раз показывает оборудование и как нужно им пользоваться при уходе за растениями и животными.
Известно, что детей пятого года жизни больше интересует не результат деятельности, а процесс труда. Они могут долго поливать один и тот же цветок, рыхлить одно и то же место. Поэтому выполнение ими трудового поручения должно от начала до конца контролироваться педагогом. Он объясняет и показывает, что и как нужно сделать (сколько налить воды, сколько корма дать животному, какие плоды можно снимать, а какие нельзя и т. п.).
В процессе несложного труда дети подходят к пониманию простейших связей и зависимостей: животных надо кормить, растениям нужна вода, собирать можно только спелые плоды. Дети должны знать цель своего труда, тогда он будет для них интересным, поэтому воспитатель, показывая тот или иной трудовой процесс, объясняет, зачем это нужно: «Поливают растение вот так, ото надо делать каждый день, сейчас жарко и растениям нужно много воды»; «Белке приготовим семечки, орешки, а кролику порежем морковки, капусты, потому что кролик не ест то, что любит белка»; «Надо осторожно оборвать засохшие листья, они мешают расти новым, молодым листочкам».
Вся эта работа, которая проводится как на занятиях, так и в повседневной жизни, и включает в себя наблюдения, беседы, детский труд, не только расширяет знания детей о природе, но и способствует формированию умения замечать изменения, находить их причину, устанавливать элементарную последовательность, т. е. положительно влияет на развитие мышления ребенка.

 

Методические рекомендации к работе в старшей группе


С детьми старшей группы наблюдения сезонных изменений в природе становятся более систематическими, взаимосвязанными. Постепенные изменения, которые происходят в природе в течение одного сезона, дают возможность обратить на это внимание детей и помочь им установить элементарные причинные связи и зависимости между отдельными явлениями природы, сделать некоторые выводы и обобщения. В процессе наблюдений у детей развивается более пристальное внимание к окружающему миру.
На необходимость формирования этой способности с ранних лет указывали многие ученые, педагоги, методисты. Известный ученый-натуралист Д. Кайгородов писал: «Присматривайтесь к ольхе и орешнику, сережки которых, заготовленные еще с осени на кончиках веток и легко бросающиеся в глаза, начинают распускаться раньше других... Обращайте внимание на все солнцеприпечные места: тут часто вслед за исчезновением последней снежной или ледяной корочки появляются из земли головки цветочных бутончиков, а также и первые бледно-желтые, на солнце быстро зеленеющие травки и былинки... А многие ли видели и знают, например, цветы дуба, вяза, ясеня, сосны, ели? Правда, эти цветы с виду не очень-то казисты, да не вдруг и заметишь их на дереве: но если рассматривать их близко, в особенности через увеличительное стекло, будет не раз на что полюбоваться и чему поучиться».
Дети шестого года жизни способны к довольно тонким наблюдениям. Например, гуляя в сосновом лесу, они замечают, что у сосны почки бывают только на конце ветки. Можно предложить им сосчитать, сколько почек у сосновой ветки, и они убедятся, что не больше 4—5. Весной почки раскрываются и появляются молодые побеги, похожие издали на свечки, одна почка на верхушке выбрасывает побег вверх, а остальные в стороны. Так сосенка растет.
Можно рассмотреть с детьми (лучше через увеличительное стекло) почку лиственного дерева или кустарника (ивы, клена, сирени), показать им зимнюю «одежду» почки — чешуйки или волосики, а если ее разрезать, ребята увидят свернутые зеленые листочки и поймут: в почке все готово для того, чтобы вырос листок, цветок. Когда придет весна, станет тепло, почка раскроется.
Воспитатель старшей группы обращает внимание детей на то, что в течение одного сезона и в живой и в неживой природе в определенные сроки происходят заметные изменения. Так, например, можно легко выделить характерные особенности начала и середины зимы. Более наглядно это проявляется в неживой природе.
На прогулке в начале зимы воспитатель предлагает измерить глубину снежного покрова, посмотреть, насколько плотно он укрывает землю. Дети замечают, что снег еще неглубокий, из-под него видна пожелтевшая трава, а кое-где и растения с зелеными листьями.
На прогулке в январе можно снова измерить глубину снега, вспомнить, какой она была в начале зимы, спросить, почему тогда было видно на земле растения, а сейчас нет. «Их засыпал снег, — отвечают дети, — тогда снега было мало, сейчас много, снег глубокий». В результате таких наблюдений и ответов на наводящие вопросы воспитателя ребята сами делают вывод: «В январе больше снега, чем в начале зимы, он глубокий. Сильнее мороз, толще лед».
Одновременные наблюдения за изменениями в неживой и живой природе помогают пониманию существующих между ними связей, а попытки выразить это словами способствуют развитию речи детей.
Во время экскурсии в лес, проведенной в конце осени (начале зимы), воспитатель задает вопрос: «Почему не видно насекомых?» «Они спрятались», «Они убежали», — отвечают обычно дети. Такие ответы показывают, что они не знают еще истинной причины исчезновения насекомых и ограничиваются лишь констатацией самого факта. Конечно, раньше воспитатель уже рассказывал, что насекомые прячутся с наступлением холодов, но куда, и как они живут в своем укрытии, ребята представляли смутно. Поэтому, увидев зимнее жилье насекомых собственными глазами, они удивляются — сыпятся вопросы, высказывания.
Чтобы дети поняли, в каком состоянии находятся насекомые зимой, педагог предлагает осторожно потрогать гусеницу: движения ее вялы, замедленны. И здесь уже без дополнительных вопросов дети пытаются объяснить причину такого ее состояния: «Если бы было лето, она быстро бы побежала»; «Она спит, потому что холодно стало».
Высказывания детей свидетельствуют о понимании ими связи между изменениями в неживой природе и животном мире: «Холодно зимой, вот гусеница и спряталась в пенек»; «Она, как медведь, спит всю зиму, потому что холодно» и т. д. Наблюдения и беседа конкретно о гусенице дают возможность подвести детей к обобщению: «Когда становится холодно, насекомые прячутся в старые пни, коряги, под кору деревьев и спят всю зиму».
Так же путем непосредственных наблюдений дети знакомятся с сезонными изменениями и в растительном мире. Например, во время экскурсии на тему «Деревья зимой» они узнают о зимнем состоянии лиственных и хвойных деревьев, а кроме того, учатся распознавать и сравнивать их по коре, веткам, семенам. Зимой легко можно показать детям ветки, ствол, а у некоторых деревьев и почки. Сравнивая деревья, дети устанавливают: «У березки ствол тонкий, белый, с темными пятнами, а у липы толстый, коричневый»; «Почки у тополя длинные и липкие, а у липы маленькие, как горошинки»; «Семена у березы похожи на червячков, а у липы, как черненькие ягодки». В процессе беседы на экскурсии необходимо уточнить словарь детей, так как они часто не знают названий частей дерева: называют ствол столбом, ножкой, корни — корягами.
После такой экскурсии интересно проходит занятие, на котором сравнивают ветки разных деревьев, описывают их, а затем пытаются описать и сами деревья, употребляя при этом слова ствол, ветка, почка, семена. В качестве наглядных пособий можно использовать сделанные детьми заранее рисунки разных веток.
Приемы, применяемые воспитателем на таком занятии, различны: это и образец описания, и вопросы, помогающие сравнивать ветки, и дидактическая игра «От какого дерева ветка?» Игру можно провести по-разному. Например, воспитатель показывает изображение дерева (березы, липы, сосны), а дети называют его и находят к ним ветки. Можно включить в игру элементы движения: несколько детей держат картинки с изображением разных деревьев, а остальные — рисунки веток этих деревьев; по команде воспитателя дети должны собраться вокруг своих «деревьев».
Вопросы педагога помогают ребенку не только сравнить ветки, но и находить для их характеристики образные слова и выражения: «С чем можно сравнить семена липы?» — спрашивает воспитатель. Дети отвечают: «Семена липы похожи на засохшие маленькие вишенки»; «У липы почки — пупырышки». «Посмотрите, — предлагает воспитатель, — как расположены у тополя почки.» — «У тополя почки длинненькие и идут друг за другом, как лесенка».
Своими вопросами педагог направляет умственную деятельность ребенка на вычленение типичных признаков, характеризующих в данном случае ветку определенного дерева, на выявление причин ее изменения. Например, при помощи соответствующих вопросов дети начинают понимать условия распускания почек, появления листьев и цветов. Все ребята указывают на необходимость тепла; на вопрос, распустятся ли ветки без воды, отвечают отрицательно; вспоминают, что для роста необходим и свет. Так, продолжая работу, начатую в средней группе, воспитатель подводит детей к выводу, который они формулируют самостоятельно: «Чтобы растение росло, цвело, нужен свет, тепло, вода».
Чтобы дети наглядно представляли состояние деревьев в разные сезоны и могли дать возможно более полную их характеристику, целесообразно рассматривать деревья во все времена года.
Усвоению знаний о природе помогают занятия по рисованию, на которых ребята получают задание нарисовать ветку дерева, какой она бывает в разное время года, и при этом соблюдать последовательность изменений.
Экскурсии, целевые прогулки, специальные занятия и беседы, в ходе которых дети обобщают результаты наблюдений, высказывают суждения, способствуют тому, что они могут уже сами сделать выводы о некоторых особенностях растительного мира в разные сезоны: «Осенью листья опадают. Деревья зимой стоят голые»; «Весной почки набухают. Они такие толстенькие. В них сидят листочки и ждут, когда солнышко пригреет»; «Ель и сосна — хвойные деревья. У них вместо листьев — хвоя. Иголки — это такие листья. Они никогда не опадают осенью».
В старшей группе необходимо показать детям влияние сезонных изменений и на жизнь живых существ. Например, больше, чем в средней группе, ребята узнают о сезонной жизни птиц. Воспитатель помогает им понять причины перелета птиц (они улетают из-за холода и оттого, что зимой им нечем кормиться) и классификации их по принципу перелетные — зимующие. Нужно уточнить и знания детей о названиях и внешнем виде птиц.
После ряда наблюдений целесообразно провести беседу о птицах с использованием игровых приемов. Можно дать ребятам задание назвать и описать по картинкам птиц, сгруппировать зимующих и перелетных, рассказать об охране птиц. Опираясь на знания, полученные путем наблюдений, дети хорошо справляются с поставленной задачей.
Различные наблюдения, проведенные в течение зимы, подготавливают детей к восприятию особенностей, своеобразия весеннего и летнего времени года, дают возможность понять прежде всего динамику и последовательность происходящих изменений. Тесная связь двух групп явлений: резкие изменения в неживой природе в начале весны и бурный рост растительности в разгар весны и летом — вот что должно стать основным при ознакомлении детей старшей группы с природой в эти времена года.
Постепенно все большее внимание педагог уделяет развитию самостоятельности детей при наблюдении за природой: умению самим заметить происходящие изменения, понять их причину, выразить понятое в речи. Этой цели подчинены и вопросы воспитателя, например: «Какое время года наступает после зимы?»; «Что изменилось в природе?»; «Чем отличается весна от зимы?» и т. п.
Выяснив, чем отличается наступающее время года от предыдущего, какова причина наступающих изменений, какова последовательность развития явлений неживой природы и растительного мира, дети уже могут устанавливать определенные связи: одновременность протекания нескольких явлений, последовательность изменений, подчинение их общей причине — зависимости от изменений неживой природы.
Как уже говорилось, для сравнения двух смежных сезонов и выделения их характерных особенностей целесообразно проводить экскурсии, прогулки на одно и то же место в разную погоду, в разные времена года, в начале, в середине и в конце сезона. Наблюдения, которые делают дети на экскурсиях и прогулках, стимулируют развитие их умения сравнивать, выделять причины, следствия и последовательность изменений. Многократные наблюдения помогают установить определенные закономерности в сезонных изменениях. Приучая ребят чувствовать и постепенно осознавать перспективу изменений природы, педагог одновременно ведет работу по развитию у них связной речи, учит их выражать воспринятое словами. Если необходимо, он подсказывает нужное слово - название самого явления или его состояния (оттепель, моросит, оседает, зеленеет, цветет).
Вот примеры речи детей.
Таня (раскрывает перспективу весеннего развития растительности): На деревьях почки набухают. Некоторые так набухли, что немножечко времени пройдет, и они лопнут. И появятся зелененькие, молоденькие листочки. Все зазеленеет».
Наташа (о причине таяния снега): «Наступила весна. Весну делает солнышко. Оно пригревает, и все тает. Весной становится снег грязный. Он тает и бегут ручьи».
Ознакомление детей с сезонными изменениями в неживой природе и в растительном мире происходит, главным образом, непосредственным путем, но при знакомстве с жизнью животных это почти невозможно, и потому широко используются художественная литература, рассказы педагога, иллюстрации, картины.
Знания детей о жизни зверей в разные времена года ограниченны, случайны, а часто и неправильны. Так, некоторые ребята не представляют себе, как заяц меняет шерсть, понимают это буквально («одну снимет, другую наденет»). Многие убеждены, что медведь потому сосет лапу, что там у него мед.
Чтение художественной литературы, беседы вызывают интерес у ребят к различным сторонам жизни животных. Для расширения знаний детей о жизни зверей зимой, например, педагог может провести в старшей группе три последовательных занятия: просмотр диафильма «Зима в лесу», рассматривание картины с изображением зайцев, беседу «Зима в лесу». Рассматривание картины соединяется с чтением рассказов Л. Н. Толстого «Зайцы», «Русак». Это помогает ребятам составить рассказ по картине. Беседа «Зима в лесу» обобщает и дополняет их знания о жизни животных зимой.
Для бесед с детьми могут быть использованы отрывки из книг Д. Зуева «Времена года», Д. Кайгородова «Родная природа», И. Соколова-Микитова «От весны до весны».
Более систематическими в старшей группе становятся наблюдения за сезонным трудом людей, при этом особо подчеркивается роль человека и его труда в охране и преобразовании природы. Наблюдения дополняются трудом самих детей, которые уже понимают, зная зависимость жизни растений от сезонных условий, что трудовые процессы будут различны в разное время года: «В начале весны снег к деревьям пригребают, чтобы им больше воды досталось»; «Осенью листья собирают и сжигают, чтобы вредителей уничтожить».
В старшей группе усложняется труд детей в огороде, цветнике, саду, он становится и более разнообразным. Это может быть повторная перекопка гряд (первая делается взрослыми), удобрение цветника, ягодника, посев семян и высадка рассады однолетних и многолетних растений, прополка гряд, рыхление земли и т. д.
Труд в природе помогает детям самостоятельно определить, в чем нуждается растение. Высказывания ребят свидетельствуют о том, что им доступно понимание зависимости состояния растений от условий окружающей природы, например от погоды: «Если летом долго дождя не бывает, то цветы засыхают»; «Как полил дождик огурчики, они сразу обрадовались и начали расти».
Для приобретения более глубоких знаний о свойствах живой и живой природы целесообразно проводить различные опыты, элементарное экспериментирование.
В старшей группе воспитатель может делать с ребятами опыты на замораживание воды, оттаивание льда. Во время этих опытов дети как бы заглядывают внутрь происходящих изменений. Вначале они неправильно отвечают на вопрос о причине изменений состояния воды, путают причину и следствие, дают случайный ответ, констатируют явление, не выделяя причину и последовательность изменений («Почему вода замерзла?» — «Потому что теперь лед стал»; «Потому что она вода»). Своими вопросами: «Что изменилось? Что было сначала, что стало потом? Почему так случилось?» — педагог стимулирует детей к объяснению. Соединение повседневных наблюдений со специальными опытами помогает детям практически усвоить причины изменений и самостоятельно сформулировать вывод: «От тепла снег тает»; «От холода вода замерзает, лед — это замерзшая вода». Таким образом ребята подводятся к пониманию зависимости состояния воды от температуры.
Постепенно дети начинают замечать и правильно оценивать различные явления природы: «Когда мороз, то снег сухой и скрипит, а нет мороза — он мокрый»; «Мы утром шли с папой, а снег скрипел под ногами. Утром всегда бывает холодней, чем днем». Эти высказывания свидетельствуют о сознательном усвоении и понимании ими определенных закономерностей в природе.
В летнее время интересно проходят опыты, помогающие установить зависимость состояния растения от количества влаги в почве, от особенности почвы. Воспитатель объясняет, что в жаркую сухую погоду поливать растения нужно больше, и обращает внимание на то, как быстро вянет, опускает листья растение, которое забыли полить. А чтобы показать, почему разные почвы поливают по-разному, можно проделать такой опыт. В три мензурки помещают песчаную, глинистую почву и чернозем. Дети наглядно убеждаются, какая из этих почв быстрее пропускает влагу, каковы свойства земли, насыщенной влагой, и сухой, и др.

 

Методические рекомендации к работе в подготовительной к школе группе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 1416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.015 с.)