Функции науки в жизни общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции науки в жизни общества



Познавательная функция науки. Движущие силы: внутренняя логика развития науки, потребности практики. Границы познания определяются уровнем развития экономических сил и общественных отношений, продуктом являются новые знания. Как измерить прирост новых знаний. Существует 3 группы эффектов: научно-технический, экономический, социальный. Научно-технический эффект реализует познавательную функцию науки. Это увеличение и расширение знаний об окружающей природе, обществе, мышлении, которые характеризуются выявлением новых связей, закономерностей и законов, это прирост научных знаний, которые потребляются самой наукой. Количественные показатели: количество выпущенных публикаций, индекс цитирования, бальная оценка, количество изобретений, патентов, дипломов на открытие.

 Практическая функция науки. Продуктом науки являются новые знания. Наука воздействует на средства производства и на элементы производственных сил (человек). 2/3 научных работников заняты в производственной сфере науки. Квалификационный уровень выше в непроизводственной сфере. Количественным измерение результатов производственной сферы науки является экономический эффект, в непроизводственной – социальный эффект (народное образование – улучшение методик обучения, медицина – предотвращенные затраты).

 Социально-управленческая функция связана с тем, что наука используется для управления социальными процессами. Социальное планирование для разрешения противоречия между общественным характером труда и частной собственностью на средства производства. Культурно-мировоззренческая функция связана с тем, что наука выполняет просветительские цели. Формирование материалистического мировоззрения.

 

 

Методология научного познания.

 

Методология

Метод во всякой деятельности – способ достижения цели.

Наука = теория+метод. Вместе с наукой развивается и метод. Т.е. научный закон вовлекается в сферу метода и используется для решения задач, для получения нового знания, т.е. метод развивается вместе с теорией, и она выступает орудием познания. «Метод – сам себе конструирующий путь» (Гегель).

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методологическое знание выступает:

- в форме описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная методология);

- в форме предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определенных видов деятельности (нормативная методология).

В современной литературе под методологией обычно понимают методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательской деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования.

Наиболее важные точки приложения методологии:

-постановка задачи;

- построение предмета исследования;

-построение научной теории;

-проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т.е. соответствия объекту изучения.

Классификация методов исследования науки «математика» (можно применить и для технических наук):

1. Философский уровень. Рассмотрение общих условий движения к цели, методы построения научных теорий, методологическая роль философских вопросов математики;

2. Общенаучные методы: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, идеализация, гипотеза, и т.д.;

3. Методология конкретной науки. (пример-метод координат);

4. Часнонаучные методы. Научные теории данной дисциплины.

Сущность научного познания

Цель научной деятельности – знание, идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познание. Исходный пункт и одновременно естественное завершение всякого процесса познания - практика. Вся наука направлена на достижение истинных знаний.

Относительное знание – это знание, которое, будучи в основном верным отражением действительности, отличается некоторой неполнотой совпадения образа с объектом.

Абсолютное знание – это полное, исчерпывающие воспроизведение обобщенных представлений об объекте, обеспечивающее абсолютное совпадение образа с объектом.

Познание включает в себя такие уровни как чувственное познание и рациональное познание. Чувственное познание формирует эмпирическое знание, а рациональное – теоретическое.

Чувственное познание обеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Элементами чувственного познания являются:

- ощущение – отражение мозгом свойств предметов или явлений объектов мира, которые действуют на его органы чувств;

- восприятие – отражение мозгом предметов или явлений, в целом, причем таких, которые действуют на органы чувств человека в данный момент;

-представление – вторичные образ предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств, но обязательно действовали в прошлом.

Рациональное познание дополняет и опережает чувственное, способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности развития. Формой чувственного познания является абстрактное мышление.

Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями. Мышление неразрывно связано с языком и не может осуществляется вне языка. Основной инструмент мышления – логические рассуждения человека, структурными элементами которых являются понятия, суждения и умозаключения.

 

Уровни научного познания

Эмпирический УНП включает в себя наблюдение, эксперимент, группировку, классификацию и описание рез-тов наблюдения и эксперимента, моделирование.

Теоретический УНП включает в себя выдвижение, построение и разработку научных гипотез и теорий, формулирование законов, выведение логических следствий из законов, сопоставление друг с другом различных гипотез и теорий, теоретическое моделирование, процедуры объяснения, предсказания и обобщения, идеализация, абстрагирование, анализ, синтез.

Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного познания с чувственным и рациональным познанием.

Эмпирического познание не только чувственное познание.

Теоретическое познание не только чистая рациональность.

Пример: 1.Фиксируем показание прибора. Утверждение стрелка стоит на делении шкалы 44 еще не научное знание. Научным становится только тогда, когда мы соотнесем его с соответствующими понятиями, с давлением, силой, массой, с соответствующими единицами измерения.

Пример2. В выдвижении гипотезы, в разработке теории, в формулировании законов и тд используются наглядные («модельные») представления, которое принадлежат чувственной ступени познания.

Т.е. на низших уровнях эмпирического исследования преобладают формы чувственного познания, на высших уровнях теоретического исследования–формы рационального познания.

Различия м/д эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания.

1.Различаются по предмету.

Эмпирические исследование направлено на изучение явлений и зависимостей м/д ними. (еще не в чистом виде, просто регистрация)

На теоретическом уровне выделение сущностных связей, которые определяют основные черты и тенденции развития предмета.

2.Различаются по средствам познания.

Эмпирическое исследование основывается на непосредственном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом.

Теоретическое исследование не предполагает непосредственного взаимодействия исследователя с объектом, он может изучаться опосредованно. (мысленный эксперимент- идеальное моделирование)

3. Различаются по характеру используемых методов.

Методы эмпирического. познания нацелены на как можно более свободную от субъективных элементов объективную характеристику изучаемого объекта.

Теоретические исследования предполагаю фантазию и воображение субъекта

 

Единство эмпирического и теоретического уровней научного познания.

М/д эмпирическим и теоретическим познанием существует существенная связь.

Без теории исследователь не знал бы, что он собственно наблюдает и для чего проводит эксперимент, те что он ищет и что изучает.

Можно сказать так.: эмпирические. данные всякой науки – это теоретически истолкованные результаты того, что мы воспринимаем в опыте.

Результат любого опыта, будучи зависимы в их истолковании и понимании от определенной теории, по отношению к некой другой теории вполне могут выступать как основа ее анализа и критики.

 

Этапы научного познания

 

    Начальная ступень научного познавательного цикла – постановка проблемы, которую можно определить как знание о незнании, знание со знаком вопроса. В постановке проблемы необходимо, во-первых, осознание некоторой ситуации как задачи; во-вторых, четкое понимание смысла проблемы, ее формулирование с разграничением известного и неизвестного.
    Второе звено цикла – выработка гипотезы (или ряда гипотез) с целью решения проблемы. Гипотеза – научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своим назначением решить научную проблему и носящее вероятностный характер. Не вдаваясь в подробности, укажем на признаки плодотворности гипотезы.
    Прежде всего, качество гипотезы определяется мерой ее способности охватить как исследуемый круг явлений, так и другие, в том числе и вновь открываемые явления. Сила гипотезы измеряется и тем, насколько она способна предсказывать новые факты.    Приобретение гипотезой статуса достоверного знания, статуса теории предполагает ее подтверждение, доказательство, осуществляемое различными способами, прежде всего практикой, экспериментом. Теория в отличие от гипотезы представляет собой уже не вероятное, а достоверное знание.
    Научная теория – это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т.д.
        

Научная проблема.

Проблема-форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Проблема – это процесс, включающий два основных момента – ее постановку и решение.

«Формулировка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства. Постановка новых вопросов, развитие новых возможностей рассмотрение старых проблем под новым углом зрения требуют творческого воображения и отражают действительный успех в науке». Эйнштейн А.

По мнения К.Поппера, наука начинается не с наблюдения, а именно с проблем, и ее развитее есть переход от одних проблем к другим – от менее глубоких к более глубоким. По его мнению, проблемы возникают а) либо как следствие противоречия в отдельной теории; б) либо при столкновении двух различных теорий; в) либо в результате столкновения теории с наблюдением.

Для успешного решения любой научной проблемы, Поппер определяет два основных условия: а) ясное, четкое ее формулирование; б) критическое исследование различных ее решений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.014 с.)