Наука как способ познания мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука как способ познания мира.



ЛЕКЦИИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«НАУКОВЕДЕНИЕ»

Конспект

Введение

 

Науковедение, отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.

        Оформление Н. в самостоятельную отрасль относится к 60-м гг., когда современные представления о предмете и задачах Н. и научные коллективы, разрабатывающие проблемы Н. Складываются аналитическое и нормативное направления исследования.

Целью аналитического изучения проблем Н. является раскрытие закономерностей функционирования и развития науки как сложной системы (внутренние закономерности развития науки, социально-исторические детерминанты её развития, их взаимодействие; типология связей науки с др. социальными институтами; генезис и структура систем научного знания; эволюция организационных форм науки в процессе изменения её объёма и социальной функции и т.п.).

  Нормативные науковедческие исследования, базируются на результатах аналитического изучения науки. В самом общем виде их цели можно сформулировать как разработку теоретических основ научной политики и государственного регулирования науки (выработка рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности, объективных критериев её оценки, определение наиболее перспективных научных направлений как основы долговременного планирования науки).

 

Наука как способ познания мира.

Определение науки

Наука - специфическая деятельность людей и как любая деятельность:

- имеет цель,

- имеет конечный продукт,

- имеет метод и средства для получения конечного продукта,

- направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет,

 - представляет собой деятельность субъектов, вступающих в определенные социальные отношения и образующие разные формы социальных институтов

    Понятие «наука» включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.

    Наука - сложная система знаний, полученных в результате этой деятельности и составляющих научную картину мира.

Наука - сложное системное явление, которое рассматривают с нескольких позиций. С одной стороны, наука определяется как совокупность знаний определенного рода и процессов их получения, т.е. процессов познания. С другой стороны, наука является социальным институтом, те определенной организацией названного процесса, сформировавшейся на конкретном этапе исторического развития и продолжающейся развиваться.

Цели науки

Целями научной деятельности являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.

    Главной, определяющей научную деятельность целью является получение знаний о действительности.

    Знания приобретаются человеком во всех сферах его деятельности. Но нигде, кроме науки, знания не являются целью. Таким образом, наука своей целью отличается от других видов деятельности.

Наука как социальный институт

 

Организация науки

    В 16-17 вв. в Европе возникли первые научные общества и академии. Началось издание научных журналов. Для того сохранение и передача научных знаний велись путем личного общения ученых, научной переписки, изданием книг, преподаванием. До конца 19 в. Занятие наукой, как правило, не было основной профессией. Исследования велись в университетах, ученые оплачивались за счет преподавательской деятельности. До конца 19в. Наука развивалась как «малая». На рубеже 19-20вв появляются научные лаборатории и институты, появляется «большая наука». Одновременно возникают проблемы организации и управления развитием науки:

- создаются национальные и международные научные организации и центры;

- реализуются крупные международные проекты;

- создаются специальные органы руководства наукой в системе государственного управления.

    Сегодня в развитых странах до 2-3% валового национального продукта тратится на науку.

    Внимание властей к фундаментальным исследованиям резко возросло после 1939 г., когда А.Эйнштейн сообщил Президенту США Ф.Рузвельту о том, что физиками выявлен сверхмощный источник энергии, используя который, можно создать атомную бомбу. Успех «Манхэттенского проекта» (атомная бомба), запуск в СССР в 1957г. Первого искусственного спутника Земли имели большое значение для осознания роли государства в области науки.

    Сегодня наука - дорогое удовольствие, без помощи государства не обойтись. Но резко возросла и зависимость науки от общества. «Наука стала богатой, но потеряла свободу, превратилась в рабыню» (Л.Капица). Общество, государство не только влияют на выбор актуальных проблем для науки, но и иногда и на выбор методов исследования и на оценку полученных результатов.

Нормы и ценности науки

В науке – свой образ жизни, свои передаваемые по традиции нормы, своя система ценностей. Высшей ценностью для науки является истина. Истина в морально-этическом плане нейтральна. Нравственные оценки в науке относятся к деятельности по получению знания и по применению полученного знания.

Нормы очерчивают круг допустимого, приемлемого поведения в рамках данного социального института. На более высоком уровне регуляции поведения людей – уровне ценностей – определяется, во имя чего люди действуют, какое благо проистекает от данного социального института. Часто нормы и ценности социального института не получают письменного оформления и закрепления.

Нормой является то, что научная деятельность носит конкурентный характер. Сейчас наука финансируется в основном на конкурсной основе (гранты, государственные программы и т.д.). Исторически сложившейся нормой является автономия науки.

Принцип ценностной нейтральности науки: наука оперирует фактами («идет дождь»),

А ценностными суждениями («мне нравиться, что идет дождь»).

Интересно сформулировал нормы науки норвержский философ Г.Скирбекк:

-ищи истину,

-избегай бессмыслицы,

-выражайся ясно,

-старайся проверять свои гипотезы как можно более основательно.

Согласно Р.Мертону (американский социолог) четыре основополагающие этические ценности, вокруг которых строятся нормы науки:

Универсализм. Изучаемые явления всюду протекают одинаково. Истинность утверждений должна оцениваться не зависимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. Результаты маститого ученого должны проверяться не менее строго, чем молодого.

Общность. Знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им, хотя он может претендовать на достойную оценку своего труда.

Незаинтересованность. Первичный стимул-поиск истины, а не славы, денег, званий.

Признание и вознаграждение – это возможное следствие, а не цель научных исследований.

Организованный скептицизм.. Каждый ученый отвечает за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами. Нельзя слепо доверять авторитету предшественников.

Но нужно уважать их результаты. И нужно иметь мужество отказаться от своих убеждений, если будет обнаружена их ошибочность.

 

 

    В науке главной позитивной санкцией является признание коллег, как современников, так и последующих поколений. Формы признания:

- цитирование (см.ниже);

- увенчание престижной премией или наградой;

- увековечивание имени в названии закона или теории.

Негативные санкции могут быть самыми жестокими вплоть до игнорирования всеми коллегами всего того, что делает данный ученый:

- Зв фальсификацию результатов;

- за присвоение себе чужих достижений;

- за плагиат – воспроизведение без ссылки на автора.

Методология

Метод во всякой деятельности – способ достижения цели.

Наука = теория+метод. Вместе с наукой развивается и метод. Т.е. научный закон вовлекается в сферу метода и используется для решения задач, для получения нового знания, т.е. метод развивается вместе с теорией, и она выступает орудием познания. «Метод – сам себе конструирующий путь» (Гегель).

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методологическое знание выступает:

- в форме описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная методология);

- в форме предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определенных видов деятельности (нормативная методология).

В современной литературе под методологией обычно понимают методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательской деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования.

Наиболее важные точки приложения методологии:

-постановка задачи;

- построение предмета исследования;

-построение научной теории;

-проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т.е. соответствия объекту изучения.

Классификация методов исследования науки «математика» (можно применить и для технических наук):

1. Философский уровень. Рассмотрение общих условий движения к цели, методы построения научных теорий, методологическая роль философских вопросов математики;

2. Общенаучные методы: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, идеализация, гипотеза, и т.д.;

3. Методология конкретной науки. (пример-метод координат);

4. Часнонаучные методы. Научные теории данной дисциплины.

Сущность научного познания

Цель научной деятельности – знание, идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познание. Исходный пункт и одновременно естественное завершение всякого процесса познания - практика. Вся наука направлена на достижение истинных знаний.

Относительное знание – это знание, которое, будучи в основном верным отражением действительности, отличается некоторой неполнотой совпадения образа с объектом.

Абсолютное знание – это полное, исчерпывающие воспроизведение обобщенных представлений об объекте, обеспечивающее абсолютное совпадение образа с объектом.

Познание включает в себя такие уровни как чувственное познание и рациональное познание. Чувственное познание формирует эмпирическое знание, а рациональное – теоретическое.

Чувственное познание обеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Элементами чувственного познания являются:

- ощущение – отражение мозгом свойств предметов или явлений объектов мира, которые действуют на его органы чувств;

- восприятие – отражение мозгом предметов или явлений, в целом, причем таких, которые действуют на органы чувств человека в данный момент;

-представление – вторичные образ предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств, но обязательно действовали в прошлом.

Рациональное познание дополняет и опережает чувственное, способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности развития. Формой чувственного познания является абстрактное мышление.

Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями. Мышление неразрывно связано с языком и не может осуществляется вне языка. Основной инструмент мышления – логические рассуждения человека, структурными элементами которых являются понятия, суждения и умозаключения.

 

Уровни научного познания

Эмпирический УНП включает в себя наблюдение, эксперимент, группировку, классификацию и описание рез-тов наблюдения и эксперимента, моделирование.

Теоретический УНП включает в себя выдвижение, построение и разработку научных гипотез и теорий, формулирование законов, выведение логических следствий из законов, сопоставление друг с другом различных гипотез и теорий, теоретическое моделирование, процедуры объяснения, предсказания и обобщения, идеализация, абстрагирование, анализ, синтез.

Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного познания с чувственным и рациональным познанием.

Эмпирического познание не только чувственное познание.

Теоретическое познание не только чистая рациональность.

Пример: 1.Фиксируем показание прибора. Утверждение стрелка стоит на делении шкалы 44 еще не научное знание. Научным становится только тогда, когда мы соотнесем его с соответствующими понятиями, с давлением, силой, массой, с соответствующими единицами измерения.

Пример2. В выдвижении гипотезы, в разработке теории, в формулировании законов и тд используются наглядные («модельные») представления, которое принадлежат чувственной ступени познания.

Т.е. на низших уровнях эмпирического исследования преобладают формы чувственного познания, на высших уровнях теоретического исследования–формы рационального познания.

Различия м/д эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания.

1.Различаются по предмету.

Эмпирические исследование направлено на изучение явлений и зависимостей м/д ними. (еще не в чистом виде, просто регистрация)

На теоретическом уровне выделение сущностных связей, которые определяют основные черты и тенденции развития предмета.

2.Различаются по средствам познания.

Эмпирическое исследование основывается на непосредственном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом.

Теоретическое исследование не предполагает непосредственного взаимодействия исследователя с объектом, он может изучаться опосредованно. (мысленный эксперимент- идеальное моделирование)

3. Различаются по характеру используемых методов.

Методы эмпирического. познания нацелены на как можно более свободную от субъективных элементов объективную характеристику изучаемого объекта.

Теоретические исследования предполагаю фантазию и воображение субъекта

 

Единство эмпирического и теоретического уровней научного познания.

М/д эмпирическим и теоретическим познанием существует существенная связь.

Без теории исследователь не знал бы, что он собственно наблюдает и для чего проводит эксперимент, те что он ищет и что изучает.

Можно сказать так.: эмпирические. данные всякой науки – это теоретически истолкованные результаты того, что мы воспринимаем в опыте.

Результат любого опыта, будучи зависимы в их истолковании и понимании от определенной теории, по отношению к некой другой теории вполне могут выступать как основа ее анализа и критики.

 

Этапы научного познания

 

    Начальная ступень научного познавательного цикла – постановка проблемы, которую можно определить как знание о незнании, знание со знаком вопроса. В постановке проблемы необходимо, во-первых, осознание некоторой ситуации как задачи; во-вторых, четкое понимание смысла проблемы, ее формулирование с разграничением известного и неизвестного.
    Второе звено цикла – выработка гипотезы (или ряда гипотез) с целью решения проблемы. Гипотеза – научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своим назначением решить научную проблему и носящее вероятностный характер. Не вдаваясь в подробности, укажем на признаки плодотворности гипотезы.
    Прежде всего, качество гипотезы определяется мерой ее способности охватить как исследуемый круг явлений, так и другие, в том числе и вновь открываемые явления. Сила гипотезы измеряется и тем, насколько она способна предсказывать новые факты.    Приобретение гипотезой статуса достоверного знания, статуса теории предполагает ее подтверждение, доказательство, осуществляемое различными способами, прежде всего практикой, экспериментом. Теория в отличие от гипотезы представляет собой уже не вероятное, а достоверное знание.
    Научная теория – это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т.д.
        

Научная проблема.

Проблема-форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Проблема – это процесс, включающий два основных момента – ее постановку и решение.

«Формулировка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства. Постановка новых вопросов, развитие новых возможностей рассмотрение старых проблем под новым углом зрения требуют творческого воображения и отражают действительный успех в науке». Эйнштейн А.

По мнения К.Поппера, наука начинается не с наблюдения, а именно с проблем, и ее развитее есть переход от одних проблем к другим – от менее глубоких к более глубоким. По его мнению, проблемы возникают а) либо как следствие противоречия в отдельной теории; б) либо при столкновении двух различных теорий; в) либо в результате столкновения теории с наблюдением.

Для успешного решения любой научной проблемы, Поппер определяет два основных условия: а) ясное, четкое ее формулирование; б) критическое исследование различных ее решений.

 

Научный закон.

В общем виде закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является:

А) объективной, так как присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей;

Б) существенно, конкретно-всеобщей. Будучи отражением существенного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа и действует всегда и везде, где развертывается соответствующие процессы и условия;

В) необходимой, ибо, будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с «Железной необходимостью» в соответствующих условиях;

Г) внутренней, так как отражает самые глубинные связи в зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы;

Д) повторяющейся, устойчивой. Закон есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях.

 

Типы научных исследований

Ф.Бекон говорил, в науке есть «светоносные» опыты, которые сами по себе не приносят пользы, но содействуют познанию «причин и аксиом», и опыты «плодоносные», ведущие к полезным открытиям и изобретениям. Начиная с Нового Времени Н. всегда стремиться к тому, чтобы ее Светоносные опыты пролагали пути к плодоносным. Направленность современной науки на практику- характерная ее черта, и вместе с тем одно из важнейших требований которое общество к ней предъявляет.

Три типа научных исследований – это различные стадии движения науки к практике:

Фундаментальные;

Прикладные;

Исследовательские проектно-конструкторские разработки.

 

Фундаментальные исследования:

Фундаментальные исследованиянаправлены на получения нового знания о явлениях и законах действительности. Не преследуют никаких практических задач. Исследователя интересует истина ради самой нее самой, и он ее ищет, не зная какую пользу он принесет.

Фундаментальные исследования делятся на:

Свободные (поисковые) – носит индивидуальный характер. ученый работает в режиме свободного поиска, обладает свободой в выборе методов и направлений своей деятельности. Новые его идеи могут изменить весь ход поиска.

Целенаправленные- направление научного поиска твердо определено. как правило выполняется коллективно, в рамках определенной организации.(создаются специальные научные группы, лаборатории, отделы,) Т.К. путь достаточно ясен, можно говорить о планировании затрат на технические и материальные средства.

Прикладные исследования.

Их особенность в том, что они прямо нацелены на получение нужного для решения практических задач знания. Речь о решении некоторого класса практических задач в общем виде. Научный работник не имеет право откланяться в сторону для исследования др.возможностей, даже если они обещают дать интересные результаты.

Обычное условие финансирования прикладных исследований – предоставление планов и графиков работы и регулярных отчетов об их выполнении.

 

Исследовательские проектно-конструкторские разработки.

В отличии от прикладных исследований они имеют своей целью выполнение конкретного технического задания. Например- создание проекта какого либо аппарата, подготовка технологических схем производства и т.д..Не направлены на поиск новых научных знаний, базируются на результатах Ф. и Прикладной науки. Для решения конкретных проектно- конструкторских задач.

Дело не в том, что бы нечто открыть, сколько в том, что бы нечто изобрести.

Если ученый в фундаментальных и прикладных исследованиях стремиться описать и объяснить что-то существующее, но неизвестное, то разработчик должен придумать и создать что то ранее не существовавшее. В первом случае – «как вещь устроена?», во втором- «как вещь построить?».

Исследовательские разработки имеет особое место в системе наук.

С одной стороны – это специфический вид научной деятельности, с другой – инженерная деятельность, состоящая в решении технических и технологических задач на основе «готовых» научных знаний.

Пример

Фундаментальные исследования в области аэродинамики направлены на выяснение закономерностей движения газов и тел в газовой среде. (ученые стремиться понять сущность аэродинамических процессов, строят модели и теоретические схемы….)

Прикладные исследования ведутся с целью построения теории исследования решения определенных практических задач. (теория крыла, теория винта, динамика самолета и т.д.)

Исследовательские.разработки связаны с проведением исследований, направленных на решение технических задач, которые встают при создании проектов конкретных летательных аппаратов. (здесь уже привлекают данные не только из аэродинамики, Но и других наук, пример химия)

 

Наука и производство.

 

Фундаментальные и прикладные исследования и исследовательские разработки не разделены жесткими границами и тесно переплетены между собой.

 

Рис.3. Путь соединяющий науку с производственной практикой.

 

    В современных условиях практика опирается на науку. Требуются исследователи разрабатывающие научные основы практической деятельности, и практические работники высокой квалификации, владеющие соответствующими научными знаниями и способные применить их в своем труде.

Перспективы развития науки

 

    В контексте мирового развития и с учетом возможностей государственной политики и предпринимательского сектора по адаптации науки и инновационной сферы к мировым тенденциям ситуация в сфере высоких технологий в России в перспективе до 2015-2020 гг. для России может развиваться, по крайней мере, по четырем вариантам.

    Инерционный, пессимистический

    Сохранение современных тенденций низкой фактической приоритетности научной и инновационной деятельности в общих приоритетах государства и частного сектора приведет к постепенной деградации научных коллективов по широкому спектру фундаментальных и прикладных исследований, в том числе формирующих новый технологический уклад. Это может означать окончательное закрепление за Россией статуса топливно-сырьевого придатка мирового постиндустриального ядра, с постепенной потерей долгосрочных основ конкурентоспособности технологически сложных отраслей четвертого технологического уклада (авиа- и ракетостроение, атомная промышленность, энергомашиностроение), формирующих производственную основу обороноспособности страны.

    Инерционный оптимистический

    Доходы от сырьевого экспорта все больше используются (при активной государственной поддержке) для модернизации базовых отраслей обрабатывающей промышленности, транспорта и связи, а также для подтягивания отраслей информационного комплекса в регионах до показателей городов и регионов-лидеров. Реализация стратегии экономического рывка с опорой на технологические наработки лидеров развитого мира, втом числе через механизмы прямых инвестиций наукоемких ТНК, может обеспечить существенную экономию времени и средств, но требует высокого уровня обоснованности и гибкости экономической политики, выстраиваемой с учетом долгосрочных тенденций мирового развития.

    Умеренно оптимистический

    Умеренно оптимистический вариант предполагает возможность нарастания постепенной позитивной динамики в госсекторе науки при условии его эффективной трансформации и создания «центров превосходства» на прорывных направлениях нового технологического уклада с перспективой создания экономически значимых открытий и новшеств во второй половине прогнозного периода. К этому же сценарию можно отнести возможность перехода ряда крупных компаний России, в том числе топливно-энергетических, на инновационный путь развития, к чему их подталкивает ожесточенная конкуренция на мировых рынках, все более связанная с обладанием научно-техническими знаниями, качеством человеческого капитала и реализацией организационно-управленческих инноваций. Сочетание этих тенденций в государственном и частнопредпринимательском секторах позволило бы провести глубокую технологическую модернизацию производственного аппарата добывающих и перерабатывающих отраслей, сферы услуг и жилищно-коммунального хозяйства с опорой на национальных производителей. Этот вариант требует резкой активизации и повышения эффективности государственной научной и инновационной политики.

    Оптимистический

    Оптимистический, но наименее реалистичный вариант предполагает наряду с решением вышеперечисленных задач возможность создания мошною ядра экономически жизнеспособных отраслей хайтека четвертого и пятого технологических укладов и превращения на этой основе России в крупного производителя и экспортера высокотехнологичной продукции.

    Во всех вариантах невозможно автаркическое развитие каких- либо наукоемких отраслей, без привязки к глобальному рынку, но маловероятна полноценная полномасштабная интеграция российских производителей в мировой рынок хайтека. В лучшем случае они сохранят и упрочат свои «нишевые преимущества» на основе международной кооперации и обеспечат потребности внутреннего рынка страны в высокотехнологичной продукции. Так или иначе, Россия скорее всего не сможет противопоставить США, странам ЕС, Японии и Китаю полного набора отраслей массового конкурентоспособного производства технологически сложных товаров и услуг.

 

 

Наука ХХ — ХХ I веков

 

 

ЛЕКЦИИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«НАУКОВЕДЕНИЕ»

Конспект

Введение

 

Науковедение, отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.

        Оформление Н. в самостоятельную отрасль относится к 60-м гг., когда современные представления о предмете и задачах Н. и научные коллективы, разрабатывающие проблемы Н. Складываются аналитическое и нормативное направления исследования.

Целью аналитического изучения проблем Н. является раскрытие закономерностей функционирования и развития науки как сложной системы (внутренние закономерности развития науки, социально-исторические детерминанты её развития, их взаимодействие; типология связей науки с др. социальными институтами; генезис и структура систем научного знания; эволюция организационных форм науки в процессе изменения её объёма и социальной функции и т.п.).

  Нормативные науковедческие исследования, базируются на результатах аналитического изучения науки. В самом общем виде их цели можно сформулировать как разработку теоретических основ научной политики и государственного регулирования науки (выработка рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности, объективных критериев её оценки, определение наиболее перспективных научных направлений как основы долговременного планирования науки).

 

Наука как способ познания мира.

Определение науки

Наука - специфическая деятельность людей и как любая деятельность:

- имеет цель,

- имеет конечный продукт,

- имеет метод и средства для получения конечного продукта,

- направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет,

 - представляет собой деятельность субъектов, вступающих в определенные социальные отношения и образующие разные формы социальных институтов

    Понятие «наука» включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.

    Наука - сложная система знаний, полученных в результате этой деятельности и составляющих научную картину мира.

Наука - сложное системное явление, которое рассматривают с нескольких позиций. С одной стороны, наука определяется как совокупность знаний определенного рода и процессов их получения, т.е. процессов познания. С другой стороны, наука является социальным институтом, те определенной организацией названного процесса, сформировавшейся на конкретном этапе исторического развития и продолжающейся развиваться.

Цели науки

Целями научной деятельности являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.

    Главной, определяющей научную деятельность целью является получение знаний о действительности.

    Знания приобретаются человеком во всех сферах его деятельности. Но нигде, кроме науки, знания не являются целью. Таким образом, наука своей целью отличается от других видов деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.117 с.)