Понятие научной картины мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие научной картины мира



Понятие «научной картины мира» - одно из фундаментальных понятий философии науки.

НКМ- это синтетическое, систематизированное, и целостное представление о природе на данном этапе развития научного познания.

Эволюционность НКМ соответствует эволюционному характеру научного знания как такового, которое кумулятивно и динамично по своей сути. Закономерным следствием динамичности научного познания является парадигмальность понятия НКМ, где под «парадигмой» следует понимать совокупность научных воззрений, свойственных той или иной эпохе. Интегративность НКМ состоит в том, что она является центром собирания, систематизации и согласования данных отдельных наук с целью создания целостного образа мира. С одной стороны, НКМ – это совокупность результатов научного познания отдельных областей исследования, с другой стороны, она служит предпосылкой дальнейшего развития познания и его истинности. Вышесказанным определяется еще одна характерная черта НКМ – ее эвристичность.

НКМ есть сугубо новоевропейский феномен. И хотя до Бэкона и Декарта уже не только существовало понятие «науки», но и была сформулирована некая совокупность естественно-научных воззрений, а также был сделан ряд чисто научных открытий, до начала Нового времени о научной картине мира неверно.

Согласно античному миропониманию (космоцентризм), все сущее представляет собой единый и неделимый космос, т.е. такой гармоничный порядок бытия, в котором всякому сущему принадлежит свое место и уготована своя судьба. Средневековый способ мировосприятия – теоцентризм.  Мир сотворимый всеблагим и всемогущим Творцом, понимался как иерархически упорядоченное строение, восходящее и стремящееся к совершенству Бога, но никогда его не достигающее.

Познание впервые становится свободным, т.е. самоудостоверяющим истинность бытия всего сущего, в Новое время. Наука приобрела статус конституирующего, т.е. основополагающего, элемента мировоззрения.

Первый этап развития НКМ соответствует «этапу додисциплинарной науки» и представляет собой механистическйи образ мироздания. В соответствии с ним реальность подчинена причинно-следственной связи, и любой природный процесс может быть описан и изучен подобно механизм, каждая деталь которого выполняет ту или иную вполне определенную функцию. НКМ данного периода, который называют «классическим», имеет в своем основании открытия Коперника, Галилея и Ньютона. Возникшая в конце 19-начале 20 в. Новая НКМ – вероятностная, соответствует «неклассической» ступени развития науки. В свою очередь, образ вероятностной картины мира был рассеян новыми открытиями в области синергетики (Г.Хакен, И.Пригожин) – теорией самоорганизации. К ключевым понятиям современной картины мира относится также понятие «информации», которое впервые получило обобщающий характер в связи с работами Н.Винера. Было выявлено, что информация служит основной формой обобщения и передачи знания как такового. Понятие информации стало общенаучным понятием, т.е. общим для всех частных наук, а информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, превратился в общенаучное средство исследования, заложив основание информационной картины мира.

Наука как социальный институт

 

Организация науки

    В 16-17 вв. в Европе возникли первые научные общества и академии. Началось издание научных журналов. Для того сохранение и передача научных знаний велись путем личного общения ученых, научной переписки, изданием книг, преподаванием. До конца 19 в. Занятие наукой, как правило, не было основной профессией. Исследования велись в университетах, ученые оплачивались за счет преподавательской деятельности. До конца 19в. Наука развивалась как «малая». На рубеже 19-20вв появляются научные лаборатории и институты, появляется «большая наука». Одновременно возникают проблемы организации и управления развитием науки:

- создаются национальные и международные научные организации и центры;

- реализуются крупные международные проекты;

- создаются специальные органы руководства наукой в системе государственного управления.

    Сегодня в развитых странах до 2-3% валового национального продукта тратится на науку.

    Внимание властей к фундаментальным исследованиям резко возросло после 1939 г., когда А.Эйнштейн сообщил Президенту США Ф.Рузвельту о том, что физиками выявлен сверхмощный источник энергии, используя который, можно создать атомную бомбу. Успех «Манхэттенского проекта» (атомная бомба), запуск в СССР в 1957г. Первого искусственного спутника Земли имели большое значение для осознания роли государства в области науки.

    Сегодня наука - дорогое удовольствие, без помощи государства не обойтись. Но резко возросла и зависимость науки от общества. «Наука стала богатой, но потеряла свободу, превратилась в рабыню» (Л.Капица). Общество, государство не только влияют на выбор актуальных проблем для науки, но и иногда и на выбор методов исследования и на оценку полученных результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.006 с.)