Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие научной картины мира
Понятие «научной картины мира» - одно из фундаментальных понятий философии науки. НКМ- это синтетическое, систематизированное, и целостное представление о природе на данном этапе развития научного познания. Эволюционность НКМ соответствует эволюционному характеру научного знания как такового, которое кумулятивно и динамично по своей сути. Закономерным следствием динамичности научного познания является парадигмальность понятия НКМ, где под «парадигмой» следует понимать совокупность научных воззрений, свойственных той или иной эпохе. Интегративность НКМ состоит в том, что она является центром собирания, систематизации и согласования данных отдельных наук с целью создания целостного образа мира. С одной стороны, НКМ – это совокупность результатов научного познания отдельных областей исследования, с другой стороны, она служит предпосылкой дальнейшего развития познания и его истинности. Вышесказанным определяется еще одна характерная черта НКМ – ее эвристичность. НКМ есть сугубо новоевропейский феномен. И хотя до Бэкона и Декарта уже не только существовало понятие «науки», но и была сформулирована некая совокупность естественно-научных воззрений, а также был сделан ряд чисто научных открытий, до начала Нового времени о научной картине мира неверно. Согласно античному миропониманию (космоцентризм), все сущее представляет собой единый и неделимый космос, т.е. такой гармоничный порядок бытия, в котором всякому сущему принадлежит свое место и уготована своя судьба. Средневековый способ мировосприятия – теоцентризм. Мир сотворимый всеблагим и всемогущим Творцом, понимался как иерархически упорядоченное строение, восходящее и стремящееся к совершенству Бога, но никогда его не достигающее. Познание впервые становится свободным, т.е. самоудостоверяющим истинность бытия всего сущего, в Новое время. Наука приобрела статус конституирующего, т.е. основополагающего, элемента мировоззрения. Первый этап развития НКМ соответствует «этапу додисциплинарной науки» и представляет собой механистическйи образ мироздания. В соответствии с ним реальность подчинена причинно-следственной связи, и любой природный процесс может быть описан и изучен подобно механизм, каждая деталь которого выполняет ту или иную вполне определенную функцию. НКМ данного периода, который называют «классическим», имеет в своем основании открытия Коперника, Галилея и Ньютона. Возникшая в конце 19-начале 20 в. Новая НКМ – вероятностная, соответствует «неклассической» ступени развития науки. В свою очередь, образ вероятностной картины мира был рассеян новыми открытиями в области синергетики (Г.Хакен, И.Пригожин) – теорией самоорганизации. К ключевым понятиям современной картины мира относится также понятие «информации», которое впервые получило обобщающий характер в связи с работами Н.Винера. Было выявлено, что информация служит основной формой обобщения и передачи знания как такового. Понятие информации стало общенаучным понятием, т.е. общим для всех частных наук, а информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, превратился в общенаучное средство исследования, заложив основание информационной картины мира.
Наука как социальный институт
Организация науки В 16-17 вв. в Европе возникли первые научные общества и академии. Началось издание научных журналов. Для того сохранение и передача научных знаний велись путем личного общения ученых, научной переписки, изданием книг, преподаванием. До конца 19 в. Занятие наукой, как правило, не было основной профессией. Исследования велись в университетах, ученые оплачивались за счет преподавательской деятельности. До конца 19в. Наука развивалась как «малая». На рубеже 19-20вв появляются научные лаборатории и институты, появляется «большая наука». Одновременно возникают проблемы организации и управления развитием науки: - создаются национальные и международные научные организации и центры; - реализуются крупные международные проекты; - создаются специальные органы руководства наукой в системе государственного управления. Сегодня в развитых странах до 2-3% валового национального продукта тратится на науку. Внимание властей к фундаментальным исследованиям резко возросло после 1939 г., когда А.Эйнштейн сообщил Президенту США Ф.Рузвельту о том, что физиками выявлен сверхмощный источник энергии, используя который, можно создать атомную бомбу. Успех «Манхэттенского проекта» (атомная бомба), запуск в СССР в 1957г. Первого искусственного спутника Земли имели большое значение для осознания роли государства в области науки.
Сегодня наука - дорогое удовольствие, без помощи государства не обойтись. Но резко возросла и зависимость науки от общества. «Наука стала богатой, но потеряла свободу, превратилась в рабыню» (Л.Капица). Общество, государство не только влияют на выбор актуальных проблем для науки, но и иногда и на выбор методов исследования и на оценку полученных результатов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.006 с.) |